Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста (Институт государственного администрирования)

Работа №119452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования : ГБОУ школы №843.
Выборка: 15 учащихся 2 и 3 классов (7-8 лет).

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста……………………………………………………8
1.1. Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе………………8
1.2 Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13
1.3. Проблема развития мелкой моторики рук у детей в младшем школьном возрасте……15
1.4. Роль мелкой моторики в развитии ребенка………………………...20
Глава 2. Методика организации обучения мелкой моторики детей младшего школьного возраста…………………………………………………..23
2.1. Диагностика первоначального уровня развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста…………………………………………...23
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда……….32
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию ручной умелости у младших школьников……………………………………………....44
2.4. Общая подобранная система упражнений, способствующих формированию мелкой моторики……………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………..54
Список литературы……………………………………………………….56

Анализ современных педагогических исследований позволяет отметить, что в числе наиболее значимых проблем специалисты выделяют проблему речевого развития младших школьников, недостаточной готовности руки детей данной возрастной категории к письму.
Ученые, практики отмечают, что в основном соответствующая проблема связана с тем, что у младших школьников уровень развития мелкой моторики является недостаточным.
В рамках каждой из стадий развития ребенка значимую роль играют движения пальцев рук. Мелкая моторика выступает в качестве комплекса осуществляемых человеком действий, являющихся скоординированными, которые ориентированы на то, чтобы выполнять точные мелкие движения пальцами рук, ног, а также кистями.
Связанные с развитием у учащихся начальной школы мелкой моторики руки характеризуются повышенной актуальностью. Данные вопросы должны решать как специалисты в сфере педагогики, психологии, так и учителя, родители [1].
Ежегодно число учащихся начальной школы, испытывающих проблемы в связи с недостаточностью готовности руки к потребностям школьного обучения, увеличивается.
Принимая во внимание роль состояния мелкой моторики каждого из пальцев, требуется начинать обучение скоординированному и ловкому совершения действий пальцами в раннем возрасте.
Требуется содействовать усвоению несложных, но характеризующихся жизненной значимостью умений, связанных с завязыванием шнурков, умыванием, удержанием карандаша, чашки, ложки.
За счет движений пальцев обеспечивается улучшение ловкости и точности, стимулирование ЦНС, развитие фантазии и творческих способностей.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость повышенного внимания к развитию реализуемых мелкими мышцами функций.
Степень развития мелкой моторики у учащихся начальной школы недостаточна. Данное обстоятельство ограничивает возможности осуществления познавательной деятельности.
Соответствующая тема представляет объект научно-практического интереса представителей психологии, педагогики, медицины, анализируется в работах Н. Сиротич, И. Луговой, А. Лымаревой, А. Машталер и др. [33, 35, 38].
Относящиеся к развитию мелкой моторики вопросы охарактеризованы в публикациях М.М. Кольцовой, С.Е. Гавриной, С.Е. Большаковой и др.
Результаты исследований в отношении мелкой моторики рук учащихся начальной школы при обучении русскому языку отражены в работах Е.А. Янушко, Е.С. Антоновой, О.В. Якуниной, А.В. Вавиловой, З.Л. Чумак, С.Е. Гавриной, Е.Ф. Черенковой, Н.В. Гладковой, Т.К. Улатовой, И.Е. Марковой, А.И. Гребнева и др. [2, 14, 18, 55, 60, 61, 64, 65].
Как полагает М.М. Кольцова, кисть должна рассматриваться в качестве органа речи [29].
Проблема исследования: С одной стороны, много внимания уделяется формированию и развитию мелкой моторики, а с другой стороны упражнения и техники по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения, так как педагоги могу о них просто не знать.
С целью разрешения данного проблемы выбрана тема исследования: «Особенности развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста».
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие мелкой моторики младших школьников будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- использование различных практических упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
-личностное развитие (развитие творческой активности, самостоятельности, наблюдательности, фантазии);
- организация рефлексии ребенком выполненной работы.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в результате педагогического эксперимента возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста посредством различных методик и упражнений.
Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Обосновать теоретико-методологический подход к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста.
2. Описать методику организации обучения ручной умелости у младших школьников.
3. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию ручной умелости у младших школьников на уроках изобразительного искусства и лепки прочих методик.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы по развитию ручной умелости у младших школьников.
6. Подобрать систему упражнений, способствующих формированию мелкой моторики.
В процессе исследования использовались следующие методы:
Теоретические методы:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
Эмпирические методы:
- наблюдение,
- эксперимент;
- сравнение;
- анализ и обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе понятий мелкая моторика и описании способов её развития у младших школьников. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста являются важной темой для исследования в психологии и педагогике. В этом возрасте дети продолжают развивать свои двигательные навыки и умения, в том числе и мелкую моторику, которая отвечает за точность и координацию движений пальцев, рук и запястий. Теоретическая значимость исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста заключается в том, что она может помочь понять, как дети развивают свои двигательные навыки и какие факторы могут влиять на этот процесс. Это знание может быть полезно для педагогов, которые могут использовать его для разработки более эффективных методов обучения и помощи детям с задержками в развитии мелкой моторики. Кроме того, исследования мелкой моторики могут помочь понять, как различные факторы, такие как генетика, окружающая среда и образ жизни, влияют на развитие детей и их моторику. Это может помочь сформулировать рекомендации для родителей и педагогов по созданию условий, которые способствуют оптимальному развитию моторики детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные разные техники и материал, которые могут быть использованы учителями начальных классов, студентов – практикантов для развития мелкой моторики младших школьников.
Кроме того, исследование мелкой моторики может иметь практическую значимость для решения различных практических задач, таких как разработка программ и методик занятий для детей, которые нуждаются в дополнительной помощи в развитии моторики, а также создание игр и упражнений, которые могут помочь детям улучшить свои моторные навыки.
В целом, исследование мелкой моторики у детей младшего школьного возраста имеет большое значение для понимания процессов развития детей и для создания условий, которые могут помочь детям достичь своего максимального потенциала в различных областях жизни.
Исследование проводилось на базе уроков в ИЗО, труда в ГБОУ школы №843.
Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении данного исследования стоит подчеркнуть значимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Согласно проведенному анализу теоретической литературы, мелкая моторика влияет на многие аспекты развития ребенка, включая его психическое, физическое и учебное развитие. Важность этого элемента развития подчеркивается различными факторами, влияющими на мелкую моторику, которые были рассмотрены в первой главе.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная в ходе исследования, подтвердила эти выводы. В частности, было обнаружено, что с помощью специально разработанных упражнений и методов можно значительно улучшить мелкую моторику у детей младшего школьного возраста. Важным аспектом этого процесса является диагностика первоначального уровня развития ручной умелости у младших школьников, которая позволяет определить индивидуальные потребности каждого ребенка и подобрать наиболее подходящие методы обучения.
Во второй главе были представлены различные методы и подходы к развитию ручной умелости, включая занятия изобразительным искусством и лепкой, а также использование специально разработанной системы упражнений. Результаты экспериментальной работы показали, что эти методы эффективны и могут быть использованы в образовательном процессе.
В заключение, на основании полученных результатов были сформулированы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Важно учесть, что каждый ребенок уникален и требуется индивидуальный подход к обучению. Исследование подчеркнуло значимость внедрения искусства и других практических занятий в учебный процесс для развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует общему развитию ребенка.
Перспективы дальнейших исследований в области развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста весьма обширны.
Внедрение новых технологий: С развитием технологий появляется все больше возможностей для использования цифровых инструментов в образовательном процессе. Проведение исследований, направленных на изучение эффективности различных приложений и компьютерных игр в обучении мелкой моторики, может принести значительные результаты.
Сравнительный анализ методик: Существует множество различных подходов и методик развития мелкой моторики. Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнение эффективности этих методик в различных условиях и с разными группами детей.
Разработка адаптивных методик: Каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не работать для другого. Проведение исследований по созданию адаптивных методик, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, может быть очень ценным.
Исследование влияния мелкой моторики на другие аспекты развития: Несмотря на то, что уже проводилось множество исследований о влиянии мелкой моторики на общее развитие ребенка, этот вопрос все еще остается открытым для дальнейшего изучения. Можно изучать, как развитие мелкой моторики влияет на учебные успехи, социальные навыки, эмоциональное состояние детей и т.д.
Долгосрочное влияние развития мелкой моторики: Большинство исследований сосредоточены на непосредственных результатах обучения мелкой моторики. Однако, будет полезно провести исследования, которые бы изучали долгосрочные последствия эффективного развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте.
В любом случае, важно продолжать исследования в этой области, так как они могут привести к значительному улучшению качества образования и общего развития детей.



1. Аверина, И. С. Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста: методическое пособие / И. С. Аверина // М.: Изд-во «Просвещение», 2020. с. 50-58
2. Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Г. Антонова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с.
3. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» / Л.В. Антакова-Фомина // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
4. Бабенкова, Р.Д. Дети с церебральным параличом: пути обучения и
коррекции нарушенных функций / Р.Д. Бабенкова. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: 1966.
6. Бехтерев, В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. 11-15 сентября 1995г. / В.М. Бехтерев – Казань, 1995-150с.
7. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
8. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова // Молодой ученый. – 2018. – с. 274-277.
9. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – с.495- 497.
10. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер // М.: «Академия», 2019. с. 39-45.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // М.: «Лабиринт», 1999. С. 73
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский / / М.: Перспектива, 2018, с. 224
13. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Инфра-М, 2014. – 264 с.
14. Гаврина, С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.В. Гаврина, И.Г. Топоркова. – М.: Академия, 2014. – 58 с.
15. Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Тренируем руку / С.Е. Гаврина. - Из-во «РОСМЕН». - М.: Просвещение, 2016. – 115 с.
16. Гареева, А. Р. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста / А. Р. Гареева // Уфа: «Башкирский педагогический университет» – 2019.
17. Гимальдинова, З.Р. Пальчиковая гимнастика как метод развития моторики рук в начальной школе / З.Р. Гимальдинова // Наука и современность. ««Центр развития научного сотрудничества», 2013. - №24. – С.101-106
18. Гребнев А. И. «Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников» https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-i-..
19. Громова, О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н. Громова. – М.: Гном и Д, 2013. – 488 с.
20. Денисова, О. В. Психологические особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста / О.В. Денисова // В.: ВГУ, 2018. с. 67
21. Дрожкина, О. Н. Программа развития и обучения школьника. Готовим руку к письму. Для детей 5–6 лет / О.Н. Дрожкина. – М.: Из-во «ОЛМА-ПРЕСС» Санкт-Петербург. 2013. – 204 с.
22. Дудьев, Василий Петрович. Психомоторика : словарь-справочник / В. П. Дудьев. – Москва : Владос, 2008. – 366 с
23. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у до-школьников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. –М. : Просвещение, 1990. – 238,[
24. Зайцева, Л. В. Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста: методы и средства / Л. В. Зайцева // М.: «Академия», 2020. С. 79-90
25. Илюхина В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво / В. А. Илюхина // АСТ, Астрель - М., 2014. с. 96.
26. Ильин, Е.П. Психомоторика / Е.П. Ильин. – М.: Владос, 2015. – 326 с.
27. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова. – М.: Педагогика, 1993. – 125 с.
28. Исенина, Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы / Е.И. Исенина // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - с.104 - 112
29. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга / М.М. Кольцова. – М.: Сфера, 2009. – 369 с.
30. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Просвещение, 2013. – 228 с.
31. Косинова, Е. М. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова. - М.: Флинта, 2013. – 146 с.
32. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова. – М.: Олма-Пресс, 2013. – 321 с.
33. Кучурина П.А., Дедкова И.Ф., Лымарева О.А. Социально-психологические основы управленческих решений // Экономическая безопасность России: современное состояние и перспективы обеспечения / Материалы национальной научно-практической конференции. – 2019. – с. 130-134
34. Левин, М.Ш. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста / М. Ш. Левин // М.: «Просвещение», 2019.
35. Луговая, И.С. Результаты ветеринарно-санитарной экспертизы индеек при использовании биостимуляторов в раннем онтогенезе/ И.С. Луговая, Ю.В. Петрова, Т.О. Азарнова, М.С. Найденский, А.А. Антипов, Р.А. Киржинов, Д.В. Аншаков, Е.А Золотухина, Г.И. Бурлакова. –Международный вестник ветеринарии. 2022;(1):89-92.
36. Мастюкова Е.М Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с
37. Мастюкова, Е.М. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : Просвещение,2005. – 195 с.
38. Машталер, А. В. Просветительная деятельность и педагогические взгляды А. В. Духновича [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Киев : [б. и.], 1965. - 20 с.
39. Морозова, О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте / / О.В. Морозова / Инновации в науке. –2013. –№ 20. С. 71-77.
40. Максимова Е.В. Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства // Начальная школа. –2017. – № 10. С. 45-47.
41. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высш. пед. учеб. заведений /Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
42. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев / О. А. Новиковская // М.: Сова, 2006. – 158с.
43. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. / И.П. Павлов. – М.; Л., 1951.
44. Пастухова, И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей школьного возраста как способ развития интеллекта и речи / Н. А. Бацаева // Молодой ученый. –2016. - №10. – С. 1370-1372.
45. Рыжова, М. В. Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста средствами пластического творчества / М. В. Рыжова // С.: «Саратовский государственный университет», 2020.
46. Светлова, Е. И. Развиваем мелкую моторику / Е.И. Светлова. – М.: Алмаз-пресс, 2011. – 396 с.
47. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Инна Светлова // М.: Эксмо. – 2006. – с. 72
48. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов ; под общ. ред. К. М. Быкова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 330 с.
49. Скворцова, И.В. Программа развития и обучения дошкольника.100 логопедических игр для детей 4-6лет / И.В. Скворцова. – СПб.: Издательский дом «Нева»; Москва «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005. – 240с.
50. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева М., – 1991.
51. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - 7-е изд. – Киев : Радяньска школа, 1981. – 382 с.
52. Тарасова, К.Т. «Занимаемся искусством с детьми» / К.Т. Тарасова. М: ТЦ Сфера, 2011 г. С.Г. Маслова «В мир прекрасного». СПб, Нестор-История, 2010 г.
53. Тихомирова, Е.В. Занимательные логоигры для детей 3-7 лет / Е.В. Тихомирова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64с.
54. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Ткаченко Т.А. – СПб.: 1998. – 64 с.
55. Улатова, Т. А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка / Т. А. Улатова // Молодой ученый. – 2017. – № 42 (176). – С. 180-183.
56. Ухтомский, А.А.: Избранные труды / А.А. Ухтомский. – Л.: Наука –1978
57. Фадеева, О.Ю. Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с использованием методики Монтессори / О. Ю. Фадеева // Н: «Нижегородский государственный университет», 2020. с. 121-126
58. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
59. Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук / Л.В. Фомина // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281-282.
60. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е.Ф. Черенкова. М.: Дом ХХI век, 2014. – 187 с.
61. Чумак, З. Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З. Л. Чумак, Ж. Г. Шахматенко, И. А. Докучаева. —// Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 362-364.
62. Шайдурова, Н.В. Возможности изобразительной деятельности в подготовке детей к письму в условиях реализации ФГОС / Н.В. Шайдурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. –2019. – Т. 14. – № 2. – С.131.
63. Щербенёва, Т.С. LEGO-конструирование в детском саду / Т.С. Щербенёва // Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. – С. 136-139.
64. Якунина, О.В. О единицах логопедической фонетики. О. В Якунина. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник». – 2018. – С.113
65. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2016. – 128 c.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ