Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен бодипозитива в современном феминизме

Работа №119449

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы122
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения движений за права женщин 9
1.1 Теоретические истоки современных феминистских движений 9
1.2 Методологические принципы изучения бодипозитива как феминистского движения 22
Глава 2 Эмпирический опыт исследования отношения к бодипозитиву в обществе 33
2.1 Социологическая характеристика представлений о бодипозитиве и феминизме в г. о. Тольятти 33
2.2 Бодипозитив в рекламе: результаты контент-анализа 55
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 79
Приложение А Рабочая программа социологического исследования (анкетирование) 85
Приложение Б Инструментарий социологического исследования (анкета) 98
Приложение В Таблицы распределения данных по результатам анкетирования 102
Приложение Г Материалы инфографики 110
Приложение Д Рабочая программа социологического исследования (контент- анализ) 112
Приложение Е Таблицы данных по результатам контент-анализа 121

Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI вв. феминизм начал играть важную роль в социально-политической жизни мира, став предметом общественных дискуссий, научных исследований и учебной дисциплиной в университетах.
Исследователи феминизма имеют большое влияние на мир политической науки, их концепции и теории изучаются в университетах и институтах, а их исследования присутствуют во всех основных политологических направлениях. Благодаря публикациям в конце 8О-х-90-х гг. работ российских авторов, посвященных этому социальному феномену и переводам на русский язык некоторых всемирно известных работ по истории и социологии феминизма, мы можем понять, что представляет собой понятие «феминизм».
В общем смысле феминизм понимается как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами, а также борьбу женщин с ущемлением их прав и интересов в различных сферах общественной жизни. Феминизм - это равенство в том, что и мужчина, и женщина могут получать равную юридическую помощь, могут выражать свою политическую позицию, они могут и имеют право быть защищенными в этом государстве [46; 56].
Феминизм, хоть и подразумевает единую идеологию, но единого общего феминизма не существует. Рассматривая историю феминизма, можно увидеть, как много внутри этого движения существует разных течений и групп [41]. Это произошло потому, что женщины в разных странах имели разное положение в обществе, вследствие чего феминистское движение в разных странах имело разные цели. Поэтому данное движение двигалось в разных направлениях и, как результат, - большое количество разновидностей феминизма, как популярных, так и малоизвестных. Одними из наиболее обсуждаемых видов феминизма можно выделить: радикальный, либеральный, марксистский феминизм. Эти направления часто пересекаются друг с другом, и некоторые феминистки являются последователями сразу нескольких таких течений.
В своем исследовании мы будем изучать такое общественное движение как бодипозитив. Это достаточно новое социальное течение, которое сформировалось на постулатах феминизма. Главная мысль бодипозитива заключается в том, что все человеческие тела прекрасны, что нужно принимать тела такими, какие они есть. Идеология бодипозитива - это отказ от современных стандартов красоты, которые диктует массовая культура.
Несмотря на то, что бодипозитив вызывает в обществе противоречивые чувства и привлекает много внимания, этот феномен остается малоизучен не только российскими учеными, но и западными. Именно в этом и заключается актуальность данной работы, в её неизученности. Поэтому данные, полученные в социологических исследованиях этой работы, могут представлять интерес для социологов.
Степень научной разработанности темы. При изучении и рассмотрении феминизма в социологическом аспекте были использованы публикации различных авторов, как отечественных, так и зарубежных: политологов, социологов, культурологов, экономистов и управленцев.
Среди зарубежных ученых и теоретиков, прежде всего, необходимо выделить следующих: М. Уоллстонкрафт, С. де Бовуар, Ф. Энгельс, К. Миллетт, Н. Вульф, В. Брайсон, Б. Фридан, Дж. Ритцер, К. Мюррей-Браун, Л. Таттл, Ж. Ллойд, Э. Келлер, С. Хардинг и др.
Среди отечественных учёных важный вклад в развитие данной научной отрасли внесли: С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, Г. А. Брандт, О. В. Попова, М. В. Рабжаева, М. А. Кашина, А. А. Темкина, М. М. Малышева, Г. М. Михалёва, А. К. Сковиков, В. И. Успенская, О. Г. Овчарова и др.
Стоит отметить, что по вопросам феминизма было проведено большое количество как теоретических, так и прикладных исследований. Написаны сотни научных статей, монографии, диссертаций. В нашей стране действуют центры гендерных исследований, в российской ассоциации политической науки существует гендерная секция, публикуются статьи по гендерной политологии.
Бодипозитив остается малоизученным феноменом во всем мире, но можно выделить работы, посвященные женской телесности.
Изучением проблемы тела и телесности занимались такие ученые как М. Дуглас, М. Фуко, Н. Вульф, К. Дэвис, Ш. Баджеон, Э. Б. Кэтрин, П. Морган.
Проблема женской телесности и соотношения пола и гендера была впервые рассмотрена в труде С. де Бовуар «Второй пол».
В большинстве работы по изучению женской телесности принадлежат западным ученым, но среди российских авторов их тоже можно найти. Так, проблематика женских практик работы над телом освещена в трудах Е. Б. Станковской [17].
Цель бакалаврской работы - изучение бодипозитива в контексте современного феминизма.
Объектом бакалаврской работы является феминизм в условиях современного общества.
Предметом исследования бакалаврской работы выступают особенности и характеристики бодипозитива в современном феминизме.
Задачи работы:
• выделить теоретические истоки современных феминистских движений;
• рассмотреть феномен бодипозитива как феминистского движения;
• изучить отношение мужчин и женщин к феномену бодипозитива при помощи метода анкетирования;
• проанализировать проявления бодипозитива в рекламе при помощи метода контент-анализа.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, системный, институциональный и структурно-функциональный подходы.
В процессе исследования были использованы конструктивистские и гендерные концепции и подходы, обозначенные в научных трудах современных зарубежных и отечественных авторов.
Полоролевой подход (Т. Парсонс, С. Де Бовуар) - демонстрирует положение в обществе, занимаемое женщинами в период назревания второй волны феминистского движения, а именно либерального течения.
Марксистский подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель) - марксистский феминизм, его представительницы считают, что введение частной собственности создало базис для угнетения женщин.
Структуралистский подход (М. Дуглас, М. Фуко) - теория «упорядоченного тела» («ordered body») - отношение к женскому телу как к объекту, телесность изучается с точки зрения принудительного воздействия на нее.
Феноменологический подход (К. Дэвис, С. Де Бовуар) - теория «проживаемого тела» («lived body») - отношение к женскому телу как к субъекту, эта теория ориентирована на внимание к личному опыту переживания и освоения тела.
Методы исследования. Анкетный опрос, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к феномену бодипозитива, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 100 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка квотная, где единицами отбора выступили индивиды мужского и женского пола в возрасте 18-60 лет.
Для получения социологической информации по теме исследования проведен контент-анализ материалов рекламных компаний крупных брендов для изучения бодипозитива.
Апробация работы: Гулиева Л. А. Методологические принципы изучения бодипозитива как феминистского движения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Международный электронный научный журнал. 2021. № 2(77). С. 40-44.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном глобализирующемся мире идеология и движение феминизма играет значительную роль. Действует большое количество организаций разного рода и уровня, борющихся за права женщин, отстаивающих женские интересы, лоббирующие профеминистские законы. Несомненно, уроки, которые можно извлечь из истории феминизма, наглядно демонстрируют, что женское движение имеет большую силу и способность к активным действиям, умеет добиваться поставленных целей, активно развивается на протяжении нескольких веков. Однако многие проблемы женщин в мире остаются неразрешёнными. Поэтому в исследовании была продемонстрирована актуальность предложенной тематики и её значимость для научной дисциплины.
Подводя итоги, можно выделить ряд выводов, полученных исходя из сформулированных задач и цели исследования и отражённых в бакалаврской работе.
В первом параграфе теоретической части данной работы были рассмотрены теоретические подходы к изучению различных течений феминизма. Либеральный феминизм - полоролевой подход. Радикальный феминизм - женские исследования. Марксистский феминизм - марксистский подход. Это три основных течения феминизма, также мы рассмотрели некоторые другие направления, такие как психоаналитический феминизм, неофеминизм, экофеминизм и постфеминизм.
Во втором параграфе первой главы был представлен процесс возникновения бодипозитива. Мы затронули изучения телесного опыта женщин в контексте феминизма. Были рассмотрены две теории интерпретации телесности, то есть теории вовлеченности женщин в работу над своим телом, а именно структуралистскую и феноменологическую.
Во второй главе бакалаврской работы представлены результаты проведенных эмпирических исследований. Результаты анкетирования показали, что в современном мире, несмотря на всё еще существующие стандарты красоты, большинство людей довольны своей внешностью полностью или частично. Но мужчины оценивают удовлетворенность своей внешностью более высоко, нежели женщины. Хоть и большинство удовлетворены своей внешностью, но всё же 65 % опрошенных не против что-либо изменить в себе. Вес выступает самым популярным аспектом внешности, который не устраивает население. Наиболее приемлемым способом трансформации внешности являются физические нагрузки и спорт.
В большинстве своем опрошенные когда-то что-то слышали о бодипозитиве, и в целом данное движение воспринимается населением положительно. Хотя мужчины зачастую относятся менее одобряемо к нему. Большинство респондентов считает, что бодипозитив помогает людям относиться друг к другу более терпимо и толерантно.
Также с целью мониторинга мы задали населению вопросы про феминизм. Большинство респондентов, так или иначе, поддерживает идеи феминизма, и в сравнении с 2020 годом мы видим положительную динамику, всё больше людей меняет свое мнение о феминизме в позитивную сторону, в частности это касается мужчин. Положительным аспектом феминизма респонденты чаще всего выбирают свободу выбора женщинами жизненного самоопределения. А отрицательным аспектом - приравнивание феминизма к мужененавистничеству.
Во втором параграфе второй главы мы представили результаты контент-анализа. В нем были проанализированы бодипозитивные рекламные компании крупных брендов. Контент-анализ показал нам, что за последнее десятилетие появилась направленность на бодипозитив. Она проявляется в отказе от стереотипов, навязанных массовой культурой, в отказе от недосягаемых эталонов красоты. Появляется общественный запрос на принятие себя и своего тела. Женщины начали требовать от рекламодателей показывать их настоящие тела, всё их многообразие, индивидуальность и уникальность. Потому что реклама должна быть свободной от навязанных идеалов, потребители хотят видеть реальность и разнообразие.
Представители брендов не могут не реагировать на подобные запросы, и реклама под общественным мнением постепенно меняется. Бодипозитивная реклама помогает женщинам чувствовать себя более уверенно, комфортно в своем теле, такая реклама учит любить и принимать себя и свою внешность. Получается, что бодипозитивное движение не только пытается сделать людей более счастливыми и уверенными в себе, но также даёт возможность брендам улучшить свой имидж и увеличить продажи. Популярность движения активно используется многими популярными одежды, нижнего белья, косметики и др. Бодипозитивная реклама продолжает ломать сложившиеся стереотипы и вызывает одобрение многих, кто не вписывается в современные стандарты красоты.
В ходе выполнения бакалаврской работы, мы увидели, что на сегодняшний день люди подвергаются постоянному давлению со стороны средств массовой информации, которые неустанно напоминают им о господствующих стандартах красоты. Все это вводит не совсем идеальных мужчин и женщин в состояние подавленности и стресса. И чтобы нивелировать данные процессы появилось бодипозитивное движение.
Бодипозитив - это движение, которое побуждает людей принимать своё тело и тела других людей такими, какие они есть, с целью улучшения общего состояния здоровья и благополучия. Девиз движения: «Моё тело - моё дело». Цель - борьба против навязанных стандартов красоты и выработка у людей позитивного отношения к телу. Бодипозитивное движение поддерживает людей с любыми типами фигуры и особенностями внешностями, связанными с болезнью, травмой или личным решением.


1. Бовуар С. Второй пол. М-СПб., 1997. 832 с.
2. Бодипозитив в рекламе нижнего белья: тренд года. URL: https://designersfromrussia.ru/bodipositive-lingerie/ (дата обращения: 10.02.2021).
3. Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение (пер. с англ. Липовской О., Липовской Т.) / В. Брайсон. Москва: РГГУ, 2014. 304 c.
4. Брандт Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб, 2006. 160 с.
5. Бутаева М. А. Роль женщины в современном обществе // ИАЭК. 2011. № 25. С. 72-76.
6. Верещагина А. А., Зыкова Е. А. «Бодипозитив» как новая философия телесности// Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов Ч. II: г. Омск. 2019. 350 с.
7. Воронина О. А. Конструирование и деконструкция гендера в современном гуманитарном знании // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 1. С. 5-16.
8. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 446 с.
9. Гольман Е. Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. № 4 (125). С. 129-156.
10. Громова А. А. Женщины как объект социогендерных исследований / А. А. Громова, Е. А. Климова // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под ред. В. И. Успенской. Тверь, 2014. № 2. 238 с.
11. Дюби Ж. История женщин на Западе. Том 4. Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / Ж. Дюби. М.: Алетейя, 2015. 657 c.
12. Здравомыслова Е. А. Социальное конструирование гендера/ Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // Социологический журнал. 1998. № 3­4. С. 186-197.
13. Исупова О. Три волны феминизма. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php (дата обращения: 25.10.2020).
14. Казарян Р. М. Бодипозитив как социальное течение современности// Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49 (3). С. 84-86.
15. Климова Е. А. Истоки движения бодипозитив: «fat underground» и «the body positive»// Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт. - 3 нояб. 2017 г. Челябинск: ЧГИК, 2017. С. 27-29.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ