Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия 7
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия 7
1.2 Этапы анализ и разработки стратегии развития предприятия 18
2 Оценка стратегии развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Мурманская строительная компания» 30
2.2 Анализ развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания» 36
3 Совершенствование развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания» 52
3.1 Разработка стратегии развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания» 52
3.2 Оценка эффективности разработанной стратегии 62
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Методика оценки ресурсов предприятия на основе концепции развития 78
Приложение Б Оценка ресурсов ООО «Мурманская строительная компания» 82
Приложение В Комплексная оценка ресурсов ООО «Мурманская строительная компания» 87
Приложение Г Этапы формирования ресурсной стратегии предприятия 88
В условиях современной рыночной экономики решающим фактором коммерческого успеха является стратегическое управление организацией и составных его частей: прогнозирование, планирование. Это объясняется многими элементами, в том числе: рост конкуренции на рынке, технологический прогресс, появление товаров - заменителей и т.д. В этих условиях побеждает тот производитель товаров и услуг, который сможет раньше других предвидеть ситуацию на рынке, определить запросы потребителей, завладеть новыми технологиями. Для того, чтобы предвидеть раньше других ситуации необходимо постоянно прогнозировать и анализировать тенденции развития рынка. Стратегическое прогнозирование наделяет компанию такими качествами, как индивидуальность и определенность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в силу постоянно меняющихся потребностей рынка и ужесточения процесса конкуренции возникают повышенные требования к способности предприятия адаптироваться в постоянно меняющейся рыночной среде. По этой причине сегодня возникает необходимость в построении такой системы управления организацией, которая будет не только эффективно функционировать, но и сможет своевременно отвечать на изменения рынка. Все это становится возможным в ходе анализа внутренней внешней среды организации, прогнозирование тенденций развития рынка и стратегического развития компании, то есть тогда, когда есть согласованный план действий компании на долгосрочный период. Каждая компания уникальна в своем роде, и стратегическое прогнозирование и развитие для всех уникально, так как это зависит множества факторов, например, позиция организации на рынке, динамика развития рынка, потенциал компании, поведение конкурентов, характеристики производимого товара или оказываемых услуг и так далее.
Не всегда компании учитывают важность стратегического прогнозирования в своей деятельности, нередко уделяют ей недостаточно ресурсов, поэтому в компании складывается противоречие, которое выражается в необходимости стратегического прогнозирования и развития и его отсутствием, это несет за собой негативные последствия, которые напрямую влияют на финансовое благополучие компании. По нашему мнению, проблема состоит в том, что компании уделяют недостаточно внимания к стратегическому развитию. Соответственно, выявленная проблема является одной из актуальных задач на современном этап развития экономики.
Актуальность и практический аспект выбранной темы выпускной работы связан с усилением конкуренции и появлением новых игроков на рынке. Учитывая, что рынок дополнительного образования насыщен, у потенциальных потребителей услуг возникает трудность при выборе образовательного центра.
Степень разработанности темы. Проблема многоаспектная, вопросы исследования внутренней и внешней среды организации, стратегический анализ и прогнозирование — это вопросы маркетинга и на стыке с экономикой, поэтому в работе использован ряд литературных источников, таких авторов, как Котлер Ф. и Нортон Д, Ансофф И., Виханский О. С., Герчикова И. Н., Мескон М. и др., Каплан Р., Кузнецов Б.Т., Попов С.А., Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж. и др.
Стоит обратить внимание, что литературных источников, которые затрагивают необходимость стратегического анализа, прогнозирования представлено в достаточном объеме. Однако, значительное количество работ в исследуемой области уделяют особое внимание лишь отдельных факторов, а современная рыночная положение требует комплексного подхода к исследованию организации.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития компании ООО «Мурманская строительная компания».
Для достижения поставленной раннее цели необходимо разработать ряд конкретных задач:
• рассмотреть понятие и сущность стратегии развития предприятия;
• рассмотреть этапы разработки стратегии развития предприятия;
• провести анализ развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания»;
• разработать стратегию развития предприятия ООО «Мурманская строительная компания»;
• оценить эффективность разработанной стратегии.
Объект исследования является ООО «Мурманская строительная компания».
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в ходе реализации стратегии развития.
В ходе исследования использовались следующие методы: библиографический анализ, типология и классификация, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (коэффициентный анализ), SWOT - анализ, методы экспертных оценок (опрос, интервьюирование), способ технико-экономического обоснования эффективности мероприятий и другие.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы являются учебные пособия по стратегическому анализу и разработке стратегии развития организации. Информационной базой послужили нормативно-правовые документы ООО «Мурманская строительная компания», а также финансовая отчетность за 2018-2020 годы.
Структура работы отвечает основным задачам исследования, представленным введением, тремя разделами, заключением, списком литературы, приложениями.
На основании проведённого исследования по всем поставленным задачам можно сделать следующие выводы.
Любая организация — это непростой экономический организм, который имеет внутреннюю и внешнюю среду. Для успешного ее функционирования на рынке, в интересах компании постоянно изучать и анализировать как внутреннюю среду, так и внешнюю.
В первой главе была рассмотрена теория касаемо стратегического прогнозирования и классификации стратегий, выделено, что без этих элементов компания будет неустойчивой на рынке, подвергая себя различным негативным последствиям. Без стратегического плана компания не может эффективно распределять и использовать свои ресурсы. Стратегическое прогнозирование обеспечивает организации возможность получения прибыли не только в краткосрочный период, но и на перспективу.
Целью конкурентной стратегии является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли. Общая стратегическая цель конкурентной стратегии развития — это достижение желаемого образа будущего компании в представлении собственников.
В ходе исследования были изучены различные инструменты стратегического анализа внутренней и внешней среды предприятия. Можно выделить методы, которые помогают проанализировать внешнюю среду предприятия: PEST-анализ, 5 конкурентных сил Майкла Портера, стратегическая карта конкурентов; для внутренней среды обычно рассматриваются такие анализы: SNW, VMOST, GAP. Инструментами комплексного анализа являются: SWOT, Матрица БКГ (Бостонская консалтинговая группа). Также была использована модель для разработки стратегии копании - ADL матрица. Выработка алгоритма Стратегического анализа сред компании необходима для получения комплексной, разносторонней информации о всевозможных влияниях со стороны внутренней и внешней среды. В модели мы предлагаем исследовать, во- первых, внешнюю среду организации, затем проанализировать внутренние факторы, влияющие на работу, далее мы выстраиваем стратегию и предлагаем мероприятия.
Для практической части исследования было выбрано предприятие ООО «Мурманская строительная компания» - предприятие, которое год от года наращивает объемы заказов, расширяет производственные мощности, ведет постоянный поиск путей повышения качества и надежности выпускаемых изделий.
Показатели деловой активности ООО «Мурманская строительная компания» можно оценить, как положительные, создающие возможность для стабильной производственно-коммерческой деятельности в настоящем 2021 году.
С помощью количественной оценки связи сильных и слабых сторон, угроз и возможностей выявлены недостатки осуществления логистической деятельности на предприятии ООО «Мурманская строительная компания»:
• отсутствие ясной стратегии;
• наличие задержек в передаче информации, наличие фактов искажения информации между подразделениями;
• задержки в поставках сырья и материалов, простои в строительстве вследствие недостатка материалов и задержки в выполнении заказов;
• отсутствие эффективной системы финансового планирования и обеспечения выполнения работ по строительству объектов недвижимости.
• рост износа производственного оборудования;
• повышение расходов на электроэнергию, воду, материалы в связи с использованием устарелого оборудования;
• рост производственных отходов, негативно влияющих на окружающую среду.
Снижение комплексного показателя оценки ресурсов промышленного предприятия с 2018-2020 гг. свидетельствует о нерациональном использовании человеческих, инвестиционных, производственных, финансовых ресурсов. Для избежания негативных последствий и решения проблем формирования и использования ресурсов промышленным предприятием необходимо разработать ресурсную стратегию, учитывающую параметры экономического, экологического, социального устойчивого развития.
Опираясь на предложенный алгоритм формирования и использования ресурсов и оценочных показателей оценки ресурсов ООО «Мурманская строительная компания» в рамках концепции устойчивого развития предлагается разработка и реализация ресурсной стратегии по модернизации производственного оборудования.
Учитывая имеющиеся разрывы в достижении стратегической цели и текущей эффективности формирования и использования ресурсов в качестве рекомендации по повышению устойчивости автором предлагается внедрение проекта по полному обновлению производственного оборудования на производстве.
Результаты расчетов экономический, экологический, социальный эффективности до и после внедрения проекта, анализ рисков методом попарного сравнения позволяют утверждать об эффективности и целесообразности полного переоснащения новым производственным оборудованием.
Таким образом, разработка ресурсной стратегии на основе концепции устойчивого развития позволяет обеспечить повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Мурманская строительная компания» и установить баланс между устойчивым развитием на уровне предприятия, страны, мира в целом.
1. Абрамов В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание [Текст]: Учебник и практикум для вузов / Абрамов B. С., Абрамов С. В. ; под ред. Абрамова В.С. - Москва : Юрайт, 2021. - 270 с.
2. Ансофф И. Стратегический менедмент [Текст] : учеб. пособие / И. Ансофф. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 252 с.
3. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / Тульский государственный университет. - 1. - Москва ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 365 с.
4. Бикхофф Н., Котлер Ф., Бергер Р. Стратегический менеджмент по Котлеру: лучшие приемы и методы [Текст]: учебник / Н. Бикхофф, Ф. Котлер, Р. Бергер. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 132с.
5. Бушина Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке [Текст]: науч.ст. / Бушина Н.С., Власова О.В.// Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, 2016. - С. 26-30.
6. Великороссов В.В. Стратегический менеджмент как связующее звено между классическим и современным направлениями в менеджменте [Текст]: науч.ст. / В.В. Великороссов // Друкеровский вестник. - 2019. - №1 - C. 29-37.
7. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов - 5-е изд.стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА- М, 2016. — 576 с.
8. Глущенко А. В. Стратегический учет [Текст]: учебник и практикум для вузов / Глущенко А. В., Яркова И. В. - Москва: Юрайт, 2020. - 240с.
9. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Московский городской педагогический университет. - 1. - Москва: Издательский дом "Альфа-М", 2018. - 192 с.
10. Егоршин А. П. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом» / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 290 с.
11. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник и практикум для вузов / Зуб А. Т. - 4-е изд. - Москва: Юрайт, 2021. - 375 с.
12. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ [Текст]: учебник и практикум для вузов / Казакова Н. А. - 3-е изд. - Москва: Юрайт. - 2020. - С. 469.
13. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией [Текст]: учебное пособие Для СПО / Коргова М. А. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2021. - 197 с.
14. Красильников С. А. Менеджмент. Управление холдингом [Текст]: учебное пособие для вузов / Красильников С. А., Красильников А. С.; под ред. Красильникова С.А. - Москва: Юрайт, 2021. - 169 с.
15. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 623 с.
...