Работа сделана на примере администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Проведен анализ обеспеченности администрации персоналом за 2019-2021 годы.
Введение...5
1. Теоретические и нормативно-правовые основы организации аттестации персонала....9
1.1 Понятие, признаки и задачи аттестации персонала...9
1.2 Процедура и методы аттестации персонала...22
1.3 Нормативно-правовые основы проведения аттестации муниципальных служащих в Российской Федерации..32
2. Анализ процедуры аттестации муниципальных служащих в Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"..37
2.1 Общая характеристика Администрации городского округа "город Йошкар-Ола"и ее кадрового состава...37
2.2 Анализ процедуры аттестации муниципальных служащих в администрации городского округа "город Йошкар-Ола"...45
2.3Предложения по совершенствованию аттестации муниципальных служащих в администрации городского округа "город Йошкар-Ола"............53
Заключение...62
Список используемых источников...64
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современных этапах реализации муниципальной службы одной из самых главных причин эффективной работы данных органов является уровень профессиональных знаний, навыков и умений служащих. Данный вопрос неоднократно обсуждался на различных уровнях государственной власти. Показательным примером является утверждение, озвученное Президентом России в июне 2021 года в информационном агентстве «Красная весна»: «главное для муниципального служащего - это улучшить жизнь людей, служить им. Муниципальная служба измеряется не цифрами и отчетами, а конкретными улучшениями жизни людей. Самое главное - это чувствовать проблемы людей сердцем и душой, принимать их как свои. Прежде всего, муниципальная служба - это служение гражданам, стране и обществу»[38]. При этом, глава нашего государства делает акцент на личностные качества муниципальных служащих и полученный результат их профессиональной деятельности, что достигается их аттестацией.
С развитием профессиональной компетенции у муниципальных служащих требуется постоянное и непрерывное обновление и реализация комплекса профессиональных знаний из практического опыта. Указанное требование нормативно закреплено Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следующим образом: «аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы»[49]. При этом, требования, предъявляемые к муниципальному служащему в ходе аттестации определяются его должностными обязанностями, а его соответствие должности зависят от профессиональных знаний, навыков и опыта.
Аттестация муниципальных служащих является неотъемлемой частью управления коллективом, а при правильном ее проведении муниципальный орган способен достигнуть высоких показателей совместной профессиональной деятельности. Не смотря на то, что процессы проведения аттестации изменяются, они по-прежнему остаются несовершенны. Так, круг требований, которые предъявляются к муниципальным служащим, чаще всего замыкается на некотором, зачастую формально определенном, наборе компетенций сотрудника.
Особая теоретическая и практическая значимость настоящего исследования обусловлена постоянным совершенствованием аттестации муниципальных служащих, поскольку аттестация является основной составляющей органа власти. В частности, вопросы аттестации муниципальных служащих рассматривались в работах таких ученых, как Гринева Л.С (дополнительное профессиональное образование), Винтера Н.М (Основные вопросы проведения аттестации), Кубовской Е.В., Кулигиной Н.О. (автоматизация аттестации), Суханова А.В., Ястребкова М.А. (проблемы эффективности муниципального управления) , Новикова Е.Е. (новые формы аттестации), Дурандиной О.А., Пасмурцевой Н.Н. (перспективные методики аттестации), Свириной И. (аттестация как механизм и др. Вместе с тем, по нашему мнению ряд вопросов требуют дополнительного изучения. В частности недостаточно раскрыты имеющиеся недостатки аттестации муниципальных служащих; не в полной мере решен вопрос с преодолением сложности процедуры аттестации; не сформулированы практические проблемы оценки компетентности муниципальных служащих; не в полной мере осуществляется стандартизированный подход к процедуре аттестации.
Целью работы является анализ проведения аттестации муниципальных служащих на примере Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Для выполнения работы, необходимо выделить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы аттестации муниципальных служащих;
- дать определение ключевых в сфере аттестации муниципальных служащих;
- проанализировать процедуру аттестации муниципальных служащих в Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»;
- выявить основные проблемы проведения аттестации муниципальных служащих в Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»;
- разработать предложения по совершенствованию аттестации муниципальных служащих в Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Объектом исследования является аттестация муниципальных служащих на примере Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Предметом исследования нормативные акты, регулирующие процедуру аттестации муниципальных служащих, деятельность по организации и осуществлению их аттестации на примере Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Методическую основу работы составляют такие методы научного исследования, как сравнительно-правовой анализ, диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, а также метод правового моделирования.
Практическая значимость обусловлена перспективностью использования выводов и предложений, сформированных в результате изучения вопросов аттестации персонала муниципальных органов для обеспечения на практике баланса интересов и предотвращения нарушений в исследуемой сфере правоотношений. Кроме того, отдельные положения настоящей работы могут быть использованы в целях совершенствования процесса организации и проведения аттестации муниципальных служащих, повышения эффективности оценки их компетентности, оптимизации и объективности данной процедуры.
Структура работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, три рисунка, четыре таблицы, заключение и список используемых источников.
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом в организации является аттестация персонала. Аттестация персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям и стратегии организации. Аттестация персонала – деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей: при отборе персонала, для планирования кадрового резерва, для планирования персональных перемещений, наведения справок об испытуемом работнике, при аттестации персонала.
Аттестация представляет собой анализ прошлых успехов и неудач сотрудников и включает оценку их пригодности для повышения в должности или необходимости дополнительного обучения. Она имеет следующие положительные стороны:
1) Начальнику и подчиненному приходится встречаться и обсуждать общие проблемы, связанные с работой. Аттестуемые сотрудники приходят к пониманию того, что нужно делать;
2) Аттестация показывает возможность достижения целей, поставленных вышестоящим руководством, которое, в свою очередь, получает информацию о проблемах, возникающих при их осуществлении. Таким образом, для информирования руководящего звена внутри организации формируется эффективная система раннего предупреждения;
3) Аттестация позволяет начальникам получать информацию о подчиненных и действительном характере выполняемых ими служебных обязанностей. Проведение аттестаций поможет руководителям поддерживать контакт с сотрудниками подразделений. Может быть, они откроют в своих подчиненных навыки и умения, о которых прежде не знали. Полученные данные могут быть внесены в кадровый план фирмы и таким образом помогут избежать принудительного сокращения штатов, окажут помощь в преемственности руководящих кадров и выявлении необходимости в обучении персонала.
4) Руководители часто в той или иной форме оценивают сотрудников, но неохотно обсуждают, на чем основано их мнение. При квалификационной аттестации случайная оценка заменяется на официальный систематический порядок действий. Сотрудники знают, что их работу будут оценивать по критериям, которые применяются в ходе аттестации. (Действительно, зная о том, что вскоре будет проводится аттестация, сотрудник может постараться работать лучше, чтобы тем самым повлиять на благоприятный результат оценки.). При проведении аттестации руководство должно постараться извлечь из нее как можно больше пользы.
1. Андреечев И.С. Ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в публичном управлении: от дисциплинарного к экономическому воздействию (практико-ориентированное исследование) / И.С. Андреечев // Журнал «Гражданин и право». – 2021. - № 7. С. 38-51.
2. Андрюхина И.Ю. Новые подходы к оценке персонала в системе государственной гражданской и муниципальной службы / И.Ю.Андрюхина // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 1(164). - С. 140-141.
3. Белова Е.В. Споры, связанные с аттестацией работника / Е.В. Белова // Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения». – 2017. - № 3. - С. 56-62.
4. Братановский С.Н., Конджакулян К.М., Братановская М.С. Административное право России: Учебник. М.: РИОР, 2018. - 500 с.
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2015. – 494 с.
5. Веснина В.Р. Управление персоналом: учебное пособие/Под. ред. В.Р. Веснина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.;
6. Винтер Н.М. Актуальные вопросы проведения аттестации муниципальных служащих / Н.М.Винтер // В сборнике: Цифровизация техносферы: научный подход. Сборник научных статей Национальной научно-практической конференции. М.: - 2022. - С. 17-20.
7. Горловская Т. Аттестация как метод оптимизации численности персонала: рекомендации по применению / Т. Горловская. — 9-е изд. — : Трудовое право, 2009 — 21-32 c.;
8. Гринева Л.С. Организация дополнительного профессионального образования для муниципальных служащих как направление кадровой работы / Л.С.Гринева // В сборнике: Наука, студенчество, образование: актуальные вопросы современных исследований. Сборник статей III Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Пенза, 2022. - С. 11-13.
9. Давыдова Е.В. Устанавливаем соответствие муниципального служащего занимаемой должности / Е.В.Давыдова // Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения». – 2015. - № 11. - С. 12-21.
10. Давыдова Е.В. Вступил в силу порядок профессионального развития / Е.В. Давыдова // Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения». – 2019. - № 3. – С. 40-46.
11. Демин, А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А.А. Демин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 436 с.
12. Дурандина О.В., Куликова Е.С. Атестация кадров в структуре муниципального управления /О.В.Дурандина, Е.С.Куликова//Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Пензенская региональная общественная организация инвалидов «Благодать». М., 2022. - С. 182-183.
13. Дурандина О.А., Пасмурцева Н.Н. Разработка методического подхода к проведению аттестации муниципальных служащих / О.А Дурандина., Н.Н.Пасмурцева // Modern Economy Success. - 2022. - № 5. - С. 213-221.
14. Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 № 25-З в ред от 18.02.2022 "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы": Закон [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody. - (Дата обращения: 20.04.2023).
15. Захаров Н.Л. Управление настроем персонала в организации: учеб. пособие / Н.Л. Захаров, Б.Т. Пономаренко, М.Б. Перфильева. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 283 с.;
16. Идилов И.И. Проблемы кадрового обеспечения муниципального управления (на примере г. Грозный) / Идилов И.И, Идилов А.И. — М., 2012. — 49–52с.;
17. Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). [Электронный ресурс] / СПС «ГАРАНТ». - 2020. – Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/document/57520091/paragraph/840/doclist/635/3/1/0:12. - (Дата обращения: 20.04.2023).
18. Киселев А. Главное правило аттестации / Киселев А. // Газета «ЭЖ-ЮРИСТ». - 2015. - № 45. - С.6.
19. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
20. Кубовская Е.В., Кулигина Н.О. Автоматизация процесса прохождения аттестации муниципальных служащих / Е.В.Кубовская, Н.О.Кулигина // В сборнике: Россия в глобальных мировых процессах: история и актуальные проблемы современности. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Дзержинск. - 2023. - С. 14-20.
21. Куракин А.В. Процедура аттестации: регламент прохождения // Государственная служба. – 2015. – №5. – С. 85-89.
22. Литвинюк А.А. Управление персоналом: учебник для бакалавров / под ред. А. А. Литвинюка. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 434 с.;
23. Лопина М.В. К вопросу о роли труда в процессе исправления осужденных/ М.В. Лопина. - Общество и право. — 2010. — № 5.- 13-16 с.;
24. Липски С.А. Правовое обеспечение государственного управления и государственной службы : учебник / С.А.Липски. – М.: Инфра-М, 2022. – 292 с.
25. Лыгина А.В., Бреусова Е.А. Проблемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 201-206.
26. Марков И.М., Перезва А.А., Борисова Т.А. Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих / И.М.Марков, А.А.Перезва, Т.А.Борисова // В сборнике: Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. - 2023. - С. 443-451.
26. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум / М.Ф. Мизинцева, А.С. Сардарян. – М.: Юрайт, 2015. – 384 с.
27. Михалева, И.В. Аттестация как критерий эффективности прохождения государственной службы / И.Б. Михалева, В.В. Лобанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – С. 96–100.
28. Новиков Е.Е. Проведение аттестации государственных гражданских служащих в формате видеоконференции / Е.Е.Новиков // В сборнике: Актуальные проблемы науки: взгляд студентов. Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. В 2-х частях. Отв. редактор О.В. Кублицкая. Санкт-Петербург. - 2022. - С. 328-330.
29. Нуртдинова А. Аттестация работников в современных условиях/ А.Нуртдинова . - Хозяйство и право. – 2005. — №9. — 111-118 с.;
30. Овсянко, Д.М. Административное право: учеб. пособие / Д.М.
Овсянко. – Изд. 3-е,перераб. и доп. – М.: Законодательство, 2013. – 412 с.
31. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального
управления: Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
32. Охотский, Е.В. Государственная и муниципальная служба: учебник
для бакалавров / Е. В. Охотский [и др.] ; отв. ред. Е. В. Охотский. – М.:
Издательство Юрайт, 2015. – 556 с.
33. Переверзева, А.А. Организация оценки и диагностики профессионально-личностных качеств государственных гражданских служащих / А.А. Переверзева, М.В. Шуклинова // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. - № 9. – С. 76-81.
34. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Артемьев Е.В., Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / СПС «ГАРАНТ». - 2020. – Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/document/77453610/paragraph/1/doclist/380/3/0/0:5. – (Дата обращения: 20.04.2023).
35. Полетаев Ю.Н. Аттестация работников. / Ю.Н. Полетаев. – М.: Проспект, 2006. - 112 с.;
36. Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 38. - Ст. 5868.
37. Приказ Роструда от 11.11.2022 № 253 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».– Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. - (Дата обращения: 20.04.2023).
38. Путин объяснил, как муниципальные служащие должны относиться к своему народу ИА Красная Весна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// (rossaprimavera.ru) //rossaprimavera.ru /news/722ac8e7?ysclid= lgxxg376do294 37659. – (дата обращения 20.04.2023).
39. Свирина И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала / И.Свирина. - Служба кадров и персонал. — 2014 . –№ 10 . — С.45-65.
40. Симканич О.М., Носова А.С. Реализация принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих: Россия и зарубежный опыт / О.М. Симканич, А.С.Носова, О.В.Шарикова // Обществознание и социальная психология. - 2023. - № 2-3 (46). - С. 63-70.
41. Стрельников В.В. Аттестация и присвоение классных чинов как важнейшие управленческие процедуры по работе с кадровым составом прокуратуры / В.В. Стрельников // «Гражданин и право». – 2022. - № 5. - С. 33-49.
42. Суханов А.В., Ястребков М.А. Проблемы эффективности муниципального управления / А.В.Суханов, М.А. Ястребков // Журнал «Вестник Алтайской академии экономики и права». – 2019. № 3 (часть 2). - С. 211-214.
43. Сурманидзе, И.Н. К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика,
законодательные нововведения / И.Н. Сурманидзе [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.center-bereg.ru/n3008.html, свободный. – Загл. с экрана.
44. Старилов, Ю.Н. Государственная служба и служебное право / Ю.Н.
Старилов. – М.: Норма, 2015. – 422 с.
45. Турчинова А.И. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.;
46. Тихомиров Ю.А. Динамика управления в современном обществе / Ю.А. Тихомиров // Журнал «Журнал российского права». – 2021. - № 12. – С.5-18.
47. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Официальный текст: текст Кодекса приводится в ред. от 19.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023 // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
48. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 4 - Ст. 637.
49. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" : // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 10. - Ст. 1152.
50. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в ред. от 06.02.2023 " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
51. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) " О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
52. Царенко Ю. Оценка и аттестация персонала /Ю.Царенко. - Вопросы трудового права. – 2007. — №10. –С.41-49.;
53. Чернова Д.А. Аттестация персонала на государственной (муниципальной) службе: проблемы и пути их решения /Чернова Д.А. // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Т. 8. - № 12. - С. 441-447.
54. Шестак Н.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании / Н.В. Шестак. - Право на образование. - 2011. — №13 . – 43-47 с.;
55. Шадрина Т.В. О правилах поведения муниципальных служащих / Т.В. Шадрина // «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения». – 2021. - № 1. – С 61-68.
56. Шугрина Е.С. Наградная политика: виды наград для муниципального уровня власти / Е.С. Шугрина // «Правоприменение». – 2020. - № 2. - С. 85-98.
57. Худобин, И.И. Аттестация государственных гражданских служащих: проблемы правоприменения / И.И. Худобин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2015. - № 20 (217). – С. 27-29.