Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №119371

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 9
1.1 Проблема формирования субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет субъектной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности 13
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет субъектной позиции 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию субъектной позиции у детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 33
2.3. Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет субъектной позиции 46
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Планирование проектов познавательно-исследовательской направленности 61
Приложение Б Анкета «Отношение родителей детей подготовительной к школе группы к формированию субъектной позиции ребёнка 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности» 62

Становление субъектных проявлений у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования является стратегически важной задачей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности старшего дошкольника - будущего первоклассника. Субъектная зрелость является фундаментальной основой сформированной, целостной личности ребёнка.
Анализ психолого-педагогических исследований (З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков) убеждает в том, что успешность обучения в школе во многом определяются не запасом представлений, приобретенных ребенком в дошкольные годы, а уровнем становления субъектных проявлений, наличием у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера. Данный опыт, по мнению исследователей, наиболее эффективно и ярко формируется на основе личностно-ориентированного подхода.
Психологическая природа субъектных личностных проявлений старшего дошкольника, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других ученых. Все исследователи отмечают сложную организацию процесса становления таких личностных качеств, как творческая активность, познавательная и коммуникативная инициатива, самостоятельность, ответственность. Эти качества, составляющие субъектную позицию личности, в первую очередь формируются и проявляются в процессе деятельности ребёнка-дошкольника. Субъектная позиция ребёнка рассматривается А.Г. Гогоберидзе, как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Она предполагает заявку на ценность быть самим собой, хозяином и распорядителем собственной деятельности.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача усовершенствования образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В условиях современных преобразований, кардинально изменилось пространство нашей жизни, система отношений, общения и в том числе организация образовательного процесса. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих образовательных технологий.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведется активный поиск технологий, обеспечивающих формирование субъектной позиции старшего дошкольника.
Познавательно-исследовательская деятельность, по мнению современных исследователей данной проблемы, является наиболее результативной в формировании субъектной позиции детей 6-7 лет. Она дает возможность ребенку экспериментировать, анализировать полученные знания, создавать проекты, развивает активность и творческие способности.
Современный заказ общества ориентирован на выпускника дошкольной образовательной организации, который не только приобретает за время нахождения в детском саду определенный объем представлений, умений и навыков, но и должен научиться ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности, а в этом аспекте сформированная субъектная позиция ребёнка выступает на первый план.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования субъектной позиции детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности, стимулирующей ее формирование.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формировании субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании субъектной позиции детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования субъектной позиции детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности возможно, если:
• оснастить развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, способствующими повышению мотивации и самооценки детей и обеспечивающими презентацию их успехов;
• организовывать совместную познавательно-исследовательскую деятельность педагога и детей с учетом личностно-ориентированного подхода;
• организовать консультационно-просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам личностного развития и формирования субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет субъектной позиции.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет субъектной позиции.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования явились:
• концепция целостного развития и воспитания дошкольника, как субъекта детской деятельности Л.С. Выготского, раскрывающая сущность развития и формирования личности: развитие познавательной сферы; формирование нового уровня аффективно- потребностной сферы ребенка, что позволяет ему действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
• теоретические положения о развитие общественной направленности личности Л.И. Божович;
• теоретические положения Л.С. Выготского о модели развития ребёнка, как субъекта поведения, осуществляемая от неосознанного субъекта к осознанному субъекту;
• концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности М.В. Крулехт.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена возможность формирования субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности; определены показатели и уровни сформированности субъектной позиции у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: обосновано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет субъектной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций результатов исследования при решении задач, направленных на формирование субъектной позиции детей 6-7 лет средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная база исследования. МБОУ Таволжанская основная школа подготовительная группа «Колобок». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 2 приложения. В тексте работы представлены 12 таблиц, 3 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление субъектной позиции старшего дошкольника - многокомпонентное, многокомплексное, целостное образование, под которым понимается необходимый и достаточный уровень личностного развития ребёнка.
Теоретический анализ по проблеме формирования субъектной позиции детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности, а также обобщение данных по результатам психолого-педагогического исследования позволяют сделать ряд выводов.
Анализ психолого-педагогических исследований (З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков) убеждает в том, что успешность обучения в школе во многом определяются не запасом представлений, приобретенных ребенком в дошкольные годы, а уровнем становления субъектных проявлений, наличием у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера. Данный опыт, по мнению исследователей, наиболее эффективно и ярко формируется на основе личностно-ориентированного подхода.
Познавательно-исследовательская деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого способа обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие ученые.
Рассмотрены компоненты субъектной позиции детей 6-7 лет: самостоятельность и ответственность, инициативность, рефлексивность и коммуникативность, креативность и творческий подход, которые выступали показателями уровня сформированности субъектной позиции у детей 6-7 лет на констатирующем и контрольном этапах. Данные компоненты субъектной позиции детей 6-7 лет взаимосвязаны и базируются на сформированности мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
С целью выявления уровня сформированности субъектной позиции детей 6-7 лет, нами был проведён констатирующий эксперимент, для которого осуществлён подбор валидных и надёжных методик. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что более половины воспитанников подготовительной группы, вовлечённых в эксперимент, испытывают те или иные затруднения, у них недостаточно сформированы показатели субъектной позиции.
На этапе формирующего эксперимента мы оснастили развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, способствующими повышению мотивации и самооценки детей и обеспечивающими презентацию их успехов; организовывали совместную познавательно-исследовательскую деятельность педагога и детей с учетом личностно- ориентированного подхода; организовали консультационно-просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам личностного развития и формирования субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста.
Организация и проведение совместной познавательно-исследовательской деятельности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка, строилась нами исходя из определения разновидностей познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: исследование, экспериментирование, моделирование, проектирование, коллекционирование.
Для того, чтобы проверить эффективность проделанной работы во время формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, целью которого было доказать или опровергнуть выдвигаемую в исследовании гипотезу. Результаты контрольного эксперимента показали значительную динамику в сформированности всех показателей субъектной позиции у детей 6-7 лет, вовлечённых в исследование:
• количество детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности субъектной позиции у детей 6-7 лет, снизилось на 20%;
• количество детей, условно отнесенных к среднему уровню сформированности субъектной позиции у детей 6-7 лет, повысилось на 5%;
• количество детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности субъектной позиции у детей 6-7 лет, повысилось на 15%.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвигаемая нами гипотеза нашла своё практическое подтверждение. Поставленные задачи решены. Цель исследования достигнуты.


1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов / Редкол.: Н. Н. Подъяков [и др.]. М. : АПН СССР, 1985.
2. Аминева А. Г. Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования // Наука. 2014. № 11. С. 29-31.
3. Андреева А. Д. Практическая психология образования. М. : Сфера, 1997. C. 14
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 170-210.
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972., С. 23-24.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной психологии) // Собр. соч. В 6 т. Т.4. С. 367-385.
7. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субьектность ребёнка, как важное условие становление личности // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т.26. С. 386-390.
8. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей : методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2000. С. 167-189.
9. Дыбина О. В. Формирование у детей 6-7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности. 2017. URL: http://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJwljLENwjAQRbMEYxwORQhhAt YwySGsmLvId7ZkCgpKBmABImUMOkZgHiJS _vee_ll1kL0xbT5i8EiOersO0dig rvVoyJw4XFzgZMkhROhQMcMWav CowEKcoI9eY8gw8JXmLFtIMARWQRFc aLKKnhiciMeO_ 1N6zvNfXpSoK4pN1ZRl3dTVrrhP47j6lo _P832Ybvz6AZqRQa 0&src= 1c3a12a&via_page=1 &user_type= 1 b&oqid=b 157e33f7f35a964 (дата обращения: 04.01.2020).
10. Ефимова И. А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak- sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.02.2020).
11. Детская картина мира : программа обучения и воспитания детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 27-31.
12. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ : организационно­методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005. - С. 59-64.
13. Мухина В. С. Психология дошкольника. М. : Просвещение, 1975. С. 57.
14. Научно-методическое пособие для практических работников ДОУ «Формирование ключевых компетентностей воспитанников через модернизацию образовательного процесса». Тольятти, 2006. С. 197-219.
15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : Педагогика, 1988. С. 45.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ