Введение 11
1. Теоретические основы формальных и неформальных отношений 16
1.1 Организация: формальные и неформальные отношения 16
1.2Процесс взаимодействия формальных и неформальных структур 23
2. ОАО «Северский водоканал»: общая характеристика и система УП 33
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Северский водоканал» 33
2.2Система управления персоналом на предприятии ОАО «Северский водоканал» 40
3. Оценка степени влияния формальных и неформальных отношений на
управление персоналом в ОАО «Северский водоканал» 48
3.1. Анализ и итоги влияния формальных и неформальных отношений на
управление персоналом в ОАО «Северский водоканал» 48
3.2. Рекомендации по использованию неформальных отношений в ОАО
«Северский водоканал» 65
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение А 78
Приложение Б 85
Целью дипломной работы является выяснение роли формальных и
неформальных отношений в управлении персоналом ОАО «Северский
водоканал» и выработка рекомендаций по их эффективному использованию.
Объектом исследования является сотрудники предприятия ОАО
«Северский водоканал».
В процессе исследования проведено социологическое исследование в
виде анкетирования.
В результате анализа полученных данных были разработаны
рекомендации по эффективному использованию неформальных отношений в
организации.
Область применения: результаты и разработанные рекомендации по
выявленным проблемам формальных и неформальных отношений в
организации могут быть использованы как в ОАО «СВК», так и на других
предприятиях.
Практическая значимость работы состоит в том, что предприятие ОАО
«СВК» может воспользоваться полученными в исследовании результатами
для пересмотра своей политики в отношении применения методов
управления персоналом с последующим использованием предложенных
рекомендаций на практике.
Введение
В конце прошлого века исследователи обратили внимание на тот факт,
что на практике конкретные и хорошо продуманные программы и проекты,
создаваемые руководством, теряют свою эффективность. В поисках нового
пути успешности реализации программ управления организациями
произошло обращение к феномену неформальных отношений среди
персонала.
В абсолютно каждой организации и предприятии сосуществуют и
взаимодействуют две различные системы отношений - с одной стороны,
формальная, которая порождена установленными процедурами,
институциональная, санкционированная, безличная, рациональная и, с
другой, появляющаяся хаотично, спонтанно, в различных первичных группах
на основе негласных договоренностей, устойчивых чувственных и
эмоциональных связей и т.п. – необходимо отметить, что конфигурация
неформальных отношений на всех предприятиях и в организациях всегда
неповторима и уникальна. [12]
Долгое время существовало два противоположных подхода к этой
проблеме. В компаниях, которые основывают свою деятельность на основах
западной корпоративной культуры, неформальные отношения
рассматриваются как вполне естественное явление, которое создает не только
проблемы, но и содержит в себе выгоды, которые необходимо учитывать,
правильно управлять и, в конечном счете, использовать во благо
организации. Точка зрения, которой придерживались многие крупные
российские компании, была противоположной. Они негативно оценивали
неформальные отношения, считали, что они отнимают рабочее время,
расшатывают административную власть и являются вредными для12
производственных отношений, поэтому предлагали борьбу с неформальными
отношениями на работе. [6]
Существование неформальных отношений приводит к возникновению
множества проблем управления персоналом. Это – и сопротивление
переменам, решениям руководства, и распространение слухов, «вирусов»
нелояльности персонала, и неформальное лидерство. Если учесть, что
неформальная информация обладает такими свойствами как высокая
скорость распространения и огромный риск ее искажения, то она может быть
опасной для организации. В связи с этим возникают вопросы: следует ли
руководителю быть «выше слухов и сплетен» или научиться эффективно
использовать неформальные коммуникативные сети.
Заметим, что российские компании хоть и пытались запретить личные
отношения на работе, запрещали работать в одном коллективе
родственникам, но наша действительность внесла свои коррективы, и
российский бизнес никак не может освободиться от семейных и дружеских
отношений. Об этом свидетельствует возросший в последнее время интерес к
проблеме. [2]
В практике управления неформальные отношения привели к
возникновению новых интересных форм взаимодействия исполнителей и
руководителей. Современный тип неформальных отношений стал
инструментом управления, влияя на степень лояльности сотрудников к
организации. Все неформальные отношения, складывающиеся на
предприятии, связаны с существованием групп, в которых люди, сами того
не осознавая, удовлетворяют определенные потребности. Членство в этих
группах оказывает очень сильное влияние на поведение человека. Поэтому
знание и понимание этих сил необходимо учитывать для эффективного
управления персоналом.
Согласно поставленным целям и задачам, в данной дипломной работе
была раскрыта сущность формальных и неформальных отношений на
примере изучения отечественного и зарубежного опыта, выяснена роль
формальных и неформальных отношений в управлении персоналом ОАО
«Северский водоканал».
Анализируя теоретические разработки и изучая отечественный и
зарубежный опыт о сущности формальных и неформальных отношений мы
пришли к заключению, что в настоящее время в российских организациях
больше внимания уделяется изучению и развитию формальных отношений, в
отличие от неформальных. На практике же идеальным состоянием
организации является такое состояние, когда формальные и неформальные
отношения максимально совпадают друг с другом. Такое совпадение
отношений создает высокий уровень сплоченности во всем коллективе, а
также дает существенный производственный эффект.
Проведенное исследование о роли формальных и неформальных
отношений в управлении персоналом ОАО «СВК» показало, что данное
предприятие является формальной организацией, как по своей структуре, так
и по внутреннему содержанию. Руководство предприятия практически не
уделяет внимание неформальным отношениям. На предприятии
используются в основном формальные методы управления. С целью
выявления существующих проблем и потребности в применении методов
формального и неформального управления, был проведен исследовательский
анализ, при помощи социального опроса в виде анкетирования. Анкета
включала в себя 23 закрытых вопроса. В ней приняли участие, как
руководители, так и рядовые сотрудники всего 54 человек от 23 до 65 лет, из
них 9 руководителей и 45 рядовые сотрудники.71
По результатам опроса, проведенного по данной анкете, был сделан
вывод, что негативное отношение руководства и ориентация на формальные
отношения и формальные методы управления не способствует развитию
неформальных отношений на предприятии. Сотрудники предприятия
находятся в замешательстве и не имеют четкой позиции, что в итоге дало
такие неоднозначные результаты. Неформальные отношения на предприятии
ОАО «СВК» носят ярко выраженный скрытый характер.
Рекомендации включают в себя такие мероприятия как тимбилдинг,
который может быть направлен как на обучение руководителей, так и на
проведение мероприятий для всего коллектива. Основной идеей тимбилдинга
является повышение уровня взаимодействия между работниками
организации для увеличения эффективности командной работы путем
совместного решения задач и преодоления трудностей; тимспирит, который
может быть направлен на создание «командного духа» и курсы по
повышению квалификации и переподготовки в ТПУ.
Таким образом, реализация рекомендаций о необходимости
неформального общения и совместного проведения досуга с коллегами
позволит создать благоприятный климат на предприятии, а так же сможет
закрепить сотрудников на их рабочих местах, и позволит при затрате
минимума ресурсов добиться максимальной эффективности предприятия
ОАО «Северский водоканал».
Основной вывод работы заключается в том, что на ОАО «Северский
водоканал» главная роль отведена формальным отношениям, а
неформальные отношения носят скрытый характер. Мы считаем, что при
создании нормальных отношений между формальным и неформальным
управлением на предприятии создается такой микроклимат, который
способствует улучшению деятельности предприятия. Не учитывая этого, в72
коллективе может создаться нездоровая обстановка, которая приведет к
стихийным и неуправляемым волнениям, а порой и к забастовкам, что в
конечном итоге может привести к остановке производства и смене
руководителей предприятия разного ранга.
Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: МФПУ
Синергия, 2013. 192 c.
2. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства:
«Взгляд изнутри» // Социологические исследования, 2005. №2. С. 12-
19.
3. Алиев В.Г. Теория организации: учебник. М.: Экономика, 2010. 429 c.
4. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья // Концептуальные основы
психологии здоровья. Книга 1. СПб.: Речь, 2006. 289 c.
5. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
256 с.
6. Бехтерев С. Отношение сотрудников к организации: классификация и
способы улучшить это отношение [Электронный ресурс]:
Корпоративный менеджмент. М.: Альт-Инвест, 1998-2016. URL:
http://www.cfin.ru/management/people/motivation/approach.shtml (дата
обращения: 22.05.2016)
7. Бобровских А.В. Неформальные экономические отношения в
современной России. М.: Наука, 2004. 103 с.
8. Быков О. Неформальные отношения на работе: за и против
[Электронный ресурс]: HRMagazine. Электрон. журн. 2006-2016. URL:
http://www.hrm.ua/article/neformalnie_otnoshenija_na_rabote_za_i_protiv
(дата обращения: 26.03.2016)
9. Виханский О.С. Менеджмент: учебник.5-е изд., стер. М.: Магистр :
ИНФРА-М, 2014. 576 с.
10.Гагаринская О.Ю., Калмыкова Е.В., Мюллер. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. 238 c.74
11.Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень
лояльности персонала организации // Управление персоналом, 2011.
№4. С.
12.Гуркин А. Настольная книга руководителя организации. Правовые
основы. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2015. 512 с.
13.Дафт Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л.
Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 736 c.
14.Деркач А.И. Формальные и неформальные структуры организации
[Электронный ресурс]: НаучФорум. М.: МЦНО, 2016. URL:
http://nauchforum.ru/node/4906 (дата обращения: 13.03.2016)
15.Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации
ожиданий работника от своей организации: дис. … канд. психол. наук.
СПб.: ОПТУ, 2011. 280 с.
16.Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы //
Менеджер по персоналу, 2011. №4. С. 34-40.
17.Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: дис.
… док. социол. наук. Ростов н/Д.: РГУ, 2011. 268 с.
18.Зайцева Т. В. Управление человеческими ресурсами как результат
институционализации совместной деятельности // Вестник Орловского
государственного университета, 2011. № 4. С. 17–29.
19.Зайцева Т. В. Совмещение интересов организации, коллектива и
работников при планировании карьеры // Государственное управление.
Электронный вестник (Электронный журнал), 2012. № 30. С. 1–18.
20.Калашников К. Роль и место теорий лидерства и командообразования
[Электронный ресурс]: Управление персоналом. Электрон. журн. 2001-
2016. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1520 (дата
обращения: 05.04.2016)
21.Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские
исследования. М.: Когито-Центр, 2006. 288 с.