Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль формальных и неформальных отношений в управлении персоналом ОАО "Северский водоканал"

Работа №11935

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы86 стр.
Год сдачи2016
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
651
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 11
1. Теоретические основы формальных и неформальных отношений 16
1.1 Организация: формальные и неформальные отношения 16
1.2Процесс взаимодействия формальных и неформальных структур 23
2. ОАО «Северский водоканал»: общая характеристика и система УП 33
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Северский водоканал» 33
2.2Система управления персоналом на предприятии ОАО «Северский водоканал» 40
3. Оценка степени влияния формальных и неформальных отношений на
управление персоналом в ОАО «Северский водоканал» 48
3.1. Анализ и итоги влияния формальных и неформальных отношений на
управление персоналом в ОАО «Северский водоканал» 48
3.2. Рекомендации по использованию неформальных отношений в ОАО
«Северский водоканал» 65
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение А 78
Приложение Б 85


Целью дипломной работы является выяснение роли формальных и
неформальных отношений в управлении персоналом ОАО «Северский
водоканал» и выработка рекомендаций по их эффективному использованию.
Объектом исследования является сотрудники предприятия ОАО
«Северский водоканал».
В процессе исследования проведено социологическое исследование в
виде анкетирования.
В результате анализа полученных данных были разработаны
рекомендации по эффективному использованию неформальных отношений в
организации.
Область применения: результаты и разработанные рекомендации по
выявленным проблемам формальных и неформальных отношений в
организации могут быть использованы как в ОАО «СВК», так и на других
предприятиях.
Практическая значимость работы состоит в том, что предприятие ОАО
«СВК» может воспользоваться полученными в исследовании результатами
для пересмотра своей политики в отношении применения методов
управления персоналом с последующим использованием предложенных
рекомендаций на практике.

Введение
В конце прошлого века исследователи обратили внимание на тот факт,
что на практике конкретные и хорошо продуманные программы и проекты,
создаваемые руководством, теряют свою эффективность. В поисках нового
пути успешности реализации программ управления организациями
произошло обращение к феномену неформальных отношений среди
персонала.
В абсолютно каждой организации и предприятии сосуществуют и
взаимодействуют две различные системы отношений - с одной стороны,
формальная, которая порождена установленными процедурами,
институциональная, санкционированная, безличная, рациональная и, с
другой, появляющаяся хаотично, спонтанно, в различных первичных группах
на основе негласных договоренностей, устойчивых чувственных и
эмоциональных связей и т.п. – необходимо отметить, что конфигурация
неформальных отношений на всех предприятиях и в организациях всегда
неповторима и уникальна. [12]
Долгое время существовало два противоположных подхода к этой
проблеме. В компаниях, которые основывают свою деятельность на основах
западной корпоративной культуры, неформальные отношения
рассматриваются как вполне естественное явление, которое создает не только
проблемы, но и содержит в себе выгоды, которые необходимо учитывать,
правильно управлять и, в конечном счете, использовать во благо
организации. Точка зрения, которой придерживались многие крупные
российские компании, была противоположной. Они негативно оценивали
неформальные отношения, считали, что они отнимают рабочее время,
расшатывают административную власть и являются вредными для12
производственных отношений, поэтому предлагали борьбу с неформальными
отношениями на работе. [6]
Существование неформальных отношений приводит к возникновению
множества проблем управления персоналом. Это – и сопротивление
переменам, решениям руководства, и распространение слухов, «вирусов»
нелояльности персонала, и неформальное лидерство. Если учесть, что
неформальная информация обладает такими свойствами как высокая
скорость распространения и огромный риск ее искажения, то она может быть
опасной для организации. В связи с этим возникают вопросы: следует ли
руководителю быть «выше слухов и сплетен» или научиться эффективно
использовать неформальные коммуникативные сети.
Заметим, что российские компании хоть и пытались запретить личные
отношения на работе, запрещали работать в одном коллективе
родственникам, но наша действительность внесла свои коррективы, и
российский бизнес никак не может освободиться от семейных и дружеских
отношений. Об этом свидетельствует возросший в последнее время интерес к
проблеме. [2]
В практике управления неформальные отношения привели к
возникновению новых интересных форм взаимодействия исполнителей и
руководителей. Современный тип неформальных отношений стал
инструментом управления, влияя на степень лояльности сотрудников к
организации. Все неформальные отношения, складывающиеся на
предприятии, связаны с существованием групп, в которых люди, сами того
не осознавая, удовлетворяют определенные потребности. Членство в этих
группах оказывает очень сильное влияние на поведение человека. Поэтому
знание и понимание этих сил необходимо учитывать для эффективного
управления персоналом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно поставленным целям и задачам, в данной дипломной работе
была раскрыта сущность формальных и неформальных отношений на
примере изучения отечественного и зарубежного опыта, выяснена роль
формальных и неформальных отношений в управлении персоналом ОАО
«Северский водоканал».
Анализируя теоретические разработки и изучая отечественный и
зарубежный опыт о сущности формальных и неформальных отношений мы
пришли к заключению, что в настоящее время в российских организациях
больше внимания уделяется изучению и развитию формальных отношений, в
отличие от неформальных. На практике же идеальным состоянием
организации является такое состояние, когда формальные и неформальные
отношения максимально совпадают друг с другом. Такое совпадение
отношений создает высокий уровень сплоченности во всем коллективе, а
также дает существенный производственный эффект.
Проведенное исследование о роли формальных и неформальных
отношений в управлении персоналом ОАО «СВК» показало, что данное
предприятие является формальной организацией, как по своей структуре, так
и по внутреннему содержанию. Руководство предприятия практически не
уделяет внимание неформальным отношениям. На предприятии
используются в основном формальные методы управления. С целью
выявления существующих проблем и потребности в применении методов
формального и неформального управления, был проведен исследовательский
анализ, при помощи социального опроса в виде анкетирования. Анкета
включала в себя 23 закрытых вопроса. В ней приняли участие, как
руководители, так и рядовые сотрудники всего 54 человек от 23 до 65 лет, из
них 9 руководителей и 45 рядовые сотрудники.71
По результатам опроса, проведенного по данной анкете, был сделан
вывод, что негативное отношение руководства и ориентация на формальные
отношения и формальные методы управления не способствует развитию
неформальных отношений на предприятии. Сотрудники предприятия
находятся в замешательстве и не имеют четкой позиции, что в итоге дало
такие неоднозначные результаты. Неформальные отношения на предприятии
ОАО «СВК» носят ярко выраженный скрытый характер.
Рекомендации включают в себя такие мероприятия как тимбилдинг,
который может быть направлен как на обучение руководителей, так и на
проведение мероприятий для всего коллектива. Основной идеей тимбилдинга
является повышение уровня взаимодействия между работниками
организации для увеличения эффективности командной работы путем
совместного решения задач и преодоления трудностей; тимспирит, который
может быть направлен на создание «командного духа» и курсы по
повышению квалификации и переподготовки в ТПУ.
Таким образом, реализация рекомендаций о необходимости
неформального общения и совместного проведения досуга с коллегами
позволит создать благоприятный климат на предприятии, а так же сможет
закрепить сотрудников на их рабочих местах, и позволит при затрате
минимума ресурсов добиться максимальной эффективности предприятия
ОАО «Северский водоканал».
Основной вывод работы заключается в том, что на ОАО «Северский
водоканал» главная роль отведена формальным отношениям, а
неформальные отношения носят скрытый характер. Мы считаем, что при
создании нормальных отношений между формальным и неформальным
управлением на предприятии создается такой микроклимат, который
способствует улучшению деятельности предприятия. Не учитывая этого, в72
коллективе может создаться нездоровая обстановка, которая приведет к
стихийным и неуправляемым волнениям, а порой и к забастовкам, что в
конечном итоге может привести к остановке производства и смене
руководителей предприятия разного ранга.


Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: МФПУ
Синергия, 2013. 192 c.
2. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства:
«Взгляд изнутри» // Социологические исследования, 2005. №2. С. 12-
19.
3. Алиев В.Г. Теория организации: учебник. М.: Экономика, 2010. 429 c.
4. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья // Концептуальные основы
психологии здоровья. Книга 1. СПб.: Речь, 2006. 289 c.
5. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
256 с.
6. Бехтерев С. Отношение сотрудников к организации: классификация и
способы улучшить это отношение [Электронный ресурс]:
Корпоративный менеджмент. М.: Альт-Инвест, 1998-2016. URL:
http://www.cfin.ru/management/people/motivation/approach.shtml (дата
обращения: 22.05.2016)
7. Бобровских А.В. Неформальные экономические отношения в
современной России. М.: Наука, 2004. 103 с.
8. Быков О. Неформальные отношения на работе: за и против
[Электронный ресурс]: HRMagazine. Электрон. журн. 2006-2016. URL:
http://www.hrm.ua/article/neformalnie_otnoshenija_na_rabote_za_i_protiv
(дата обращения: 26.03.2016)
9. Виханский О.С. Менеджмент: учебник.5-е изд., стер. М.: Магистр :
ИНФРА-М, 2014. 576 с.
10.Гагаринская О.Ю., Калмыкова Е.В., Мюллер. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. 238 c.74
11.Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень
лояльности персонала организации // Управление персоналом, 2011.
№4. С.
12.Гуркин А. Настольная книга руководителя организации. Правовые
основы. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2015. 512 с.
13.Дафт Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л.
Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 736 c.
14.Деркач А.И. Формальные и неформальные структуры организации
[Электронный ресурс]: НаучФорум. М.: МЦНО, 2016. URL:
http://nauchforum.ru/node/4906 (дата обращения: 13.03.2016)
15.Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации
ожиданий работника от своей организации: дис. … канд. психол. наук.
СПб.: ОПТУ, 2011. 280 с.
16.Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы //
Менеджер по персоналу, 2011. №4. С. 34-40.
17.Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: дис.
… док. социол. наук. Ростов н/Д.: РГУ, 2011. 268 с.
18.Зайцева Т. В. Управление человеческими ресурсами как результат
институционализации совместной деятельности // Вестник Орловского
государственного университета, 2011. № 4. С. 17–29.
19.Зайцева Т. В. Совмещение интересов организации, коллектива и
работников при планировании карьеры // Государственное управление.
Электронный вестник (Электронный журнал), 2012. № 30. С. 1–18.
20.Калашников К. Роль и место теорий лидерства и командообразования
[Электронный ресурс]: Управление персоналом. Электрон. журн. 2001-
2016. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1520 (дата
обращения: 05.04.2016)
21.Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские
исследования. М.: Когито-Центр, 2006. 288 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ