Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №119291

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 9
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика условий формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей
5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 18
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 17
2.2 Содержание работы по организации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 29
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 34
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения

Общение ребенка со сверстниками и отношения, возникающие в результате этого общения, составляют особую сферу его повседневной деятельности. Как вид социальной деятельности дошкольника, межличностное общение является ведущим фактором в развитии личности дошкольника.
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается потребностью психологов, педагогов и родителей совершенствования в методах оказания психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. По разделяемому нами мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, игра характеризуется значимостью не только для создания дружного детского коллектива, но также для формирования положительного отношения к труду и самостоятельности, исправления определенных отклонений в поведении некоторых детей и мн. др. Подобные воспитательные эффекты основываются на воздействии, оказываемом игровым действием на становление личности ребенка и его психическое развитие. Итак, на сегодняшний день для проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста вновь характерна актуальность и необходимость изучения и осмысления.
Умение взаимодействия считается обязательной формой общения детей и складывается в коллективе дошкольников, проявляющиеся в их поведении, в различной деятельности. Опыт этого первого взаимодействия является важным для социализации ребёнка, его самосознания. В период дошкольного развития ребенка происходит установление первых отношений и связей, образующих новое высшее единство деятельности и одновременно новое высшее единство субъекта - единство личности. Всестороннее исследование особенностей старшего дошкольного возраста осуществлялось многими педагогами.
В отечественной педагогике эти вопросы нашли свое освещение в работах Н.Н. Поддьякова, З.И. Икуниной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др., указывавших на внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. По их мнению, такая форма общения оказывает помощь в развитии осознания собственных обязанностей, совершенных поступков и их последствий, способствует развитию волевого произвольного поведения, представляющего собой обязательное для последующей учебной деятельности условие.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в современных игровых методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка для развития творческих и интеллектуальных способностей, развития нравственных качеств, дружеских взаимоотношений у детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, которые закрепляют положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Таким образом, можно выделить существующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и заключительный этапы;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения Я.Л. Коломинского и Л.С. Славиной о том, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки;
- теоретически положения В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович о том, что процесс развития личности, формирование черт характера находится в прямой зависимости от существующих взаимоотношений в группе;
- теоретические положения Л.Н. Прокошенко и В.К. Котырло о том, что дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений, и именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы критерии, показатели и педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированные нами педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций на этапе формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 наименования), 11 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 12 рисунков

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сверстники играют важную роль в жизни детей на более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух-трех лет жизни влияет на принятие детей одноклассниками в детском саду и в последующие школьные годы. Дети, компетентные в общении со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто проявляет просоциальное поведение, с особой вероятностью будут приняты их сверстниками.
Агрессивные дети часто отвергаются сверстниками, хотя агрессия не всегда препятствует принятию сверстников. Очевидно, что отношения со сверстниками создают особые проблемы для детей с нарушениями и других лиц, у которых отсутствуют эмоциональные, когнитивные и поведенческие навыки, лежащие в основе гармоничного взаимодействия. Риск для детей с ранними поведенческими и эмоциональными проблемами усугубляется тем, что они испытывают отторжение со стороны сверстников. И наоборот, ранняя дружба и позитивные отношения со сверстниками, по-видимому, защищают детей от более поздних психологических проблем.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Было разработано содержание поэтапной реализации обоснованных нами педагогических условий формирования дружеских взаимоотношений детей 5-6 лет со сверстниками в дошкольной образовательной организации. Процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками включал три этапа: ориентировочный, познавательный, деятельностный. Первый этап - ориентировочный, подводящий к совместным действиям. Его целью являлось установление эмоционально-положительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками. Второй этап - познавательный. Цель данного этапа - формирование у детей 5-6 лет обобщенных представлений о структуре дружеских взаимоотношений и выработке единого «языка дружеских взаимоотношений». Третий этап - деятельностный. Целью третьего этапа работы было формирование у детей умения отбирать и применять модели дружеских взаимоотношений при организации совместной деятельности для совместного решения образовательных задач.
В процессе формирующей работы дети научились управлять своим поведением, оценивать свои действия и поступки сверстников, выявлять мотивы их поступков. Дети закрепили правила поведения в обществе: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками. У детей сформировались представления о дружбе и доброте.
Повторная диагностика осуществлялась по диагностическим методикам констатирующего эксперимента и была направлена на выявление изменений в уровне сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками по всем критериям.
Цель работы достигнута и задачи решены. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 363 с.
2. Блонский, П.П. Воспитание детей в игре [Текст] Пособие для воспитателя детского сада / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 192 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Электронный
ресурс] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - Режим доступа:
http://www.gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/
4. Войтенко, Г.П. Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность [Электронный ресурс] / Г.П. Войтенко, Н.А. Василенко, А.И. Еверзова // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2019. - № 70. - ART 26090. - Режим доступа: http://www.kids.covenok.ru/26090.htm. - Гос. рег. Эл No ФС77-55136. - ISSN: 2307-9282.
5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в процессе
совместной деятельности воспитателя с детьми [Электронный ресурс] : Материал к МО. - Режим доступа: http://khv-
mdoy 12 .ucoz.ru/load/metodicheskaj a_kopilka/formy_raboty_s_pedagogami/matier ial_k_rmo_quot_vospitanie_druzheskikh_vzaimootnoshenij_mezhdu_detmi_v_pro cesse_sovmestnoj_dejatelnosti_vospitatelja_s_detmi_s_uchetom_principa/15-1-0- 56.
6. Зыкова, Ю.Н. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников [Текст] / Ю.Н. Зыкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 7-10.
7. Изгаршева, В.М. Игрушки и пособия для детского сада [Текст] / В.М. Изграшева. - М. : Просвещение, 2011. - С. 70.
8. Карпова, С.Н. Игра в детском саду [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 188 с.
9. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] : Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 2014. - 190 с.
10. Кондрашова, Н.В. Практикум по дошкольной педагогике [Текст] / Н.В. Кондрашова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 207 с.
11. Красавина, Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] : Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Е.Е. Красавина. - М. : ПРИОР, 2014. - 160 с.
12. Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] / Г.М. Лямина. - М. : Просвещение, 2014. - 321 с.
13. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова. - М. : Просвещение, 2015. - 136 с.
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2012. - 128 с.
15. Михайленко, Н.Я. Воспитателю о детской игре [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Я. Михайленко; под ред. Т.А. Марковой. - М. : Просвещение, 2012. - 228 с.
16. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : Учеб. для студентов и пед. ин-тов / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
17. Недопасова, В.А. Растём играя [Текст] : Пособие воспитателей и родителей / В.А. Недопасова. - М. : Просвещение, 2012. - 94 с.
18. Начарова, О. Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников [Электронный ресурс] / О. Начарова. - Режим доступа: http: //солнышкоямал.рф/?р=19862.
19. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст]
/ В.Г. Нечаева. - М. : Просвещение, 1993. - 207 с.
20. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерин. - М. : Просвещение, 2016. - 128 с.
21. Самоукина, Н.В. Игры в которые играют ... [Текст] / Н.В. Самоукина. Психологический практикум. - Дубна : Издательский центр «Феникс», 1996. - 160 с.
22. Скоролупова, О.А. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! [Текст] : Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. - М. : Центр, 2010. - 87 с.
23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 2015. - 596 с.
24. Чебыкина, О.А. К вопросу о конструктивном взаимодействии [Текст] / О.А. Чебыкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. - С. 222-225.
25. Швайко, Г.С. Игры и игровых упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. - М. : Просвещение, 2013. -129 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - 3-е изд. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 476 с.
28. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко. - М. : Просвещение, 2016. - 335 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ