ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 9
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика условий формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей
5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 18
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 17
2.2 Содержание работы по организации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 29
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 34
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 9
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика условий формирования у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей
5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 18
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских
взаимоотношений со сверстниками 17
2.2 Содержание работы по организации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 29
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками 34
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения
Общение ребенка со сверстниками и отношения, возникающие в результате этого общения, составляют особую сферу его повседневной деятельности. Как вид социальной деятельности дошкольника, межличностное общение является ведущим фактором в развитии личности дошкольника.
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается потребностью психологов, педагогов и родителей совершенствования в методах оказания психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. По разделяемому нами мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, игра характеризуется значимостью не только для создания дружного детского коллектива, но также для формирования положительного отношения к труду и самостоятельности, исправления определенных отклонений в поведении некоторых детей и мн. др. Подобные воспитательные эффекты основываются на воздействии, оказываемом игровым действием на становление личности ребенка и его психическое развитие. Итак, на сегодняшний день для проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста вновь характерна актуальность и необходимость изучения и осмысления.
Умение взаимодействия считается обязательной формой общения детей и складывается в коллективе дошкольников, проявляющиеся в их поведении, в различной деятельности. Опыт этого первого взаимодействия является важным для социализации ребёнка, его самосознания. В период дошкольного развития ребенка происходит установление первых отношений и связей, образующих новое высшее единство деятельности и одновременно новое высшее единство субъекта - единство личности. Всестороннее исследование особенностей старшего дошкольного возраста осуществлялось многими педагогами.
В отечественной педагогике эти вопросы нашли свое освещение в работах Н.Н. Поддьякова, З.И. Икуниной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др., указывавших на внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. По их мнению, такая форма общения оказывает помощь в развитии осознания собственных обязанностей, совершенных поступков и их последствий, способствует развитию волевого произвольного поведения, представляющего собой обязательное для последующей учебной деятельности условие.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в современных игровых методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка для развития творческих и интеллектуальных способностей, развития нравственных качеств, дружеских взаимоотношений у детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, которые закрепляют положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Таким образом, можно выделить существующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и заключительный этапы;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения Я.Л. Коломинского и Л.С. Славиной о том, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки;
- теоретически положения В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович о том, что процесс развития личности, формирование черт характера находится в прямой зависимости от существующих взаимоотношений в группе;
- теоретические положения Л.Н. Прокошенко и В.К. Котырло о том, что дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений, и именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы критерии, показатели и педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированные нами педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций на этапе формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 наименования), 11 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 12 рисунков
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается потребностью психологов, педагогов и родителей совершенствования в методах оказания психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. По разделяемому нами мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, игра характеризуется значимостью не только для создания дружного детского коллектива, но также для формирования положительного отношения к труду и самостоятельности, исправления определенных отклонений в поведении некоторых детей и мн. др. Подобные воспитательные эффекты основываются на воздействии, оказываемом игровым действием на становление личности ребенка и его психическое развитие. Итак, на сегодняшний день для проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста вновь характерна актуальность и необходимость изучения и осмысления.
Умение взаимодействия считается обязательной формой общения детей и складывается в коллективе дошкольников, проявляющиеся в их поведении, в различной деятельности. Опыт этого первого взаимодействия является важным для социализации ребёнка, его самосознания. В период дошкольного развития ребенка происходит установление первых отношений и связей, образующих новое высшее единство деятельности и одновременно новое высшее единство субъекта - единство личности. Всестороннее исследование особенностей старшего дошкольного возраста осуществлялось многими педагогами.
В отечественной педагогике эти вопросы нашли свое освещение в работах Н.Н. Поддьякова, З.И. Икуниной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др., указывавших на внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. По их мнению, такая форма общения оказывает помощь в развитии осознания собственных обязанностей, совершенных поступков и их последствий, способствует развитию волевого произвольного поведения, представляющего собой обязательное для последующей учебной деятельности условие.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в современных игровых методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка для развития творческих и интеллектуальных способностей, развития нравственных качеств, дружеских взаимоотношений у детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, которые закрепляют положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Таким образом, можно выделить существующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и заключительный этапы;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения Я.Л. Коломинского и Л.С. Славиной о том, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки;
- теоретически положения В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович о том, что процесс развития личности, формирование черт характера находится в прямой зависимости от существующих взаимоотношений в группе;
- теоретические положения Л.Н. Прокошенко и В.К. Котырло о том, что дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений, и именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы критерии, показатели и педагогические условия формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированные нами педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций на этапе формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Рябинка» г. Анива. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 наименования), 11 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 12 рисунков
Сверстники играют важную роль в жизни детей на более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух-трех лет жизни влияет на принятие детей одноклассниками в детском саду и в последующие школьные годы. Дети, компетентные в общении со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто проявляет просоциальное поведение, с особой вероятностью будут приняты их сверстниками.
Агрессивные дети часто отвергаются сверстниками, хотя агрессия не всегда препятствует принятию сверстников. Очевидно, что отношения со сверстниками создают особые проблемы для детей с нарушениями и других лиц, у которых отсутствуют эмоциональные, когнитивные и поведенческие навыки, лежащие в основе гармоничного взаимодействия. Риск для детей с ранними поведенческими и эмоциональными проблемами усугубляется тем, что они испытывают отторжение со стороны сверстников. И наоборот, ранняя дружба и позитивные отношения со сверстниками, по-видимому, защищают детей от более поздних психологических проблем.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Было разработано содержание поэтапной реализации обоснованных нами педагогических условий формирования дружеских взаимоотношений детей 5-6 лет со сверстниками в дошкольной образовательной организации. Процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками включал три этапа: ориентировочный, познавательный, деятельностный. Первый этап - ориентировочный, подводящий к совместным действиям. Его целью являлось установление эмоционально-положительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками. Второй этап - познавательный. Цель данного этапа - формирование у детей 5-6 лет обобщенных представлений о структуре дружеских взаимоотношений и выработке единого «языка дружеских взаимоотношений». Третий этап - деятельностный. Целью третьего этапа работы было формирование у детей умения отбирать и применять модели дружеских взаимоотношений при организации совместной деятельности для совместного решения образовательных задач.
В процессе формирующей работы дети научились управлять своим поведением, оценивать свои действия и поступки сверстников, выявлять мотивы их поступков. Дети закрепили правила поведения в обществе: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками. У детей сформировались представления о дружбе и доброте.
Повторная диагностика осуществлялась по диагностическим методикам констатирующего эксперимента и была направлена на выявление изменений в уровне сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками по всем критериям.
Цель работы достигнута и задачи решены. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Агрессивные дети часто отвергаются сверстниками, хотя агрессия не всегда препятствует принятию сверстников. Очевидно, что отношения со сверстниками создают особые проблемы для детей с нарушениями и других лиц, у которых отсутствуют эмоциональные, когнитивные и поведенческие навыки, лежащие в основе гармоничного взаимодействия. Риск для детей с ранними поведенческими и эмоциональными проблемами усугубляется тем, что они испытывают отторжение со стороны сверстников. И наоборот, ранняя дружба и позитивные отношения со сверстниками, по-видимому, защищают детей от более поздних психологических проблем.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками возможно при следующих педагогических условиях:
- уточнение и расширение представлений детей о дружеских взаимоотношениях со сверстниками будет проходить поэтапно (ориентировочный, познавательный, деятельностный этапы);
- формирование у детей обобщенных представлений об основных моделях дружеских взаимоотношений будет организовано в процессе сюжетно-ролевых игр;
- организация практического применения детьми основных моделей дружеских взаимоотношений будет проходить при организации разных видов совместной деятельности.
Было разработано содержание поэтапной реализации обоснованных нами педагогических условий формирования дружеских взаимоотношений детей 5-6 лет со сверстниками в дошкольной образовательной организации. Процесс формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками включал три этапа: ориентировочный, познавательный, деятельностный. Первый этап - ориентировочный, подводящий к совместным действиям. Его целью являлось установление эмоционально-положительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками. Второй этап - познавательный. Цель данного этапа - формирование у детей 5-6 лет обобщенных представлений о структуре дружеских взаимоотношений и выработке единого «языка дружеских взаимоотношений». Третий этап - деятельностный. Целью третьего этапа работы было формирование у детей умения отбирать и применять модели дружеских взаимоотношений при организации совместной деятельности для совместного решения образовательных задач.
В процессе формирующей работы дети научились управлять своим поведением, оценивать свои действия и поступки сверстников, выявлять мотивы их поступков. Дети закрепили правила поведения в обществе: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками. У детей сформировались представления о дружбе и доброте.
Повторная диагностика осуществлялась по диагностическим методикам констатирующего эксперимента и была направлена на выявление изменений в уровне сформированности у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику формирования у детей 5-6 лет дружеских взаимоотношений со сверстниками по всем критериям.
Цель работы достигнута и задачи решены. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.



