Административно-правовые основы организации государственного управления имуществом Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
Проведен анализ имущества казны Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года.
Есть приложение.
Обозначения и сокращения 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 7
1.1 Государственное управление государственным имуществом: понятие, особенности, способы 7
1.2 Правовой режим федеральной государственной собственности…...….16
1.3 Особенности управления отдельными видами имущества Российской Федерации………28
Глава 2. Организационно-правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 36
2.1 Система и структура органов государственного управления федеральной собственностью 36
2.2 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): организация и полномочия 43
2.3 Контрольно-надзорные органы в сфере управления федеральной собственностью 51
Глава 3. Правовые проблемы обеспечения законности государственного управления имуществом Российской Федерации…………………………...64
3.1 Ответственность за нарушение порядка использования имущества
Российской Федерации………………64
3.2 Противодействие коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни общества и личности. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначением (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только правового регулирования их использования, но и принимаемых в их отношении иных управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Это требует изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, его правовым регулированием, и поиска эффективных и подходящих решений.
Степень научной разработанности темы.
Отдельные проблемы управления государственной собственностью были предметом диссертационных исследований, например Вахитова А.К. ; Лаврова В.В. .
Целью данной работы является проведение правового исследования административно-правовых основ организации управления государственным имуществом Российской Федерации и формирование предложений о комплексе мер, направленных на решение организационно-структурных и правовых проблем в управлении государственным имуществом.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере правового регулирования организации и управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются нормы конституционного, административного, гражданского права, регулирующие организационно-правовую систему управления государственной собственностью Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить терминологические основы правового института управления государственным имуществом;
-выявить правовой режим федеральной государственной собственности;
-определить особенности управления имуществом Российской Федерации в отдельных отраслях;
-дать характеристику системы и структуре органов государственного управления федеральной собственностью;
-провести исследование организации и деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
- провести анализ деятельности контрольно-надзорных органов в сфере управления федеральной собственностью;
-рассмотреть правовые проблемы обеспечения качества государственного управления имуществом Российской Федерации;
- провести исследование противодействия коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации;
- рассмотреть ответственность за нарушение порядка использования имущества Российской Федерации;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства об управлении государственным имуществом Российской Федерации и практики его применения.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в них теоретические предложения и практические рекомендации могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию правового регулирования и правоприменения в области управления государственной собственностью уполномоченными органами и организациями, а также в правоприменительной деятельности судов при разрешении споров в указанной сфере.
Методологическая основа исследования включает научные методы и приемы, используемые для изучения явлений и процессов, в том числе общенаучные (системный, исторический, диалектический, формально-логический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительный, структурно-функциональный, исторический) подходы.
Нормативной основой данной работы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с организацией государственного управления имуществом Российской Федерации.
Эмпирической базой являются отчеты Счетной палаты Российской Федерации; правовые акты судов Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие теоретические выводы и практические предложения.
Анализ законодательной базы управления государственным имуществом в Российской Федерации выявил следующие пробелы в законодательстве.
К общему числу проблем, характерных для сферы управления государственной собственностью, относятся следующие:
- многообразие участников;
- разграничение полномочий государственных и муниципальных органов;
- нечеткая разграниченность полномочий, которыми наделены различные органы;
- неопределенные пределы полномочий органов, которые управляют государственной собственностью на праве оперативного управления;
- отсутствие четких регламентов, устанавливающих то, как различные органы управления государственной собственностью должны взаимодействовать между собой;
- дублирующие полномочия, присущие различным органами в сфере управления государственным имуществом;
- неунифицированный подход к оплате за пользование государственной собственностью.
Поэтому необходимо сделать следующее. Стратегия управления государственным имуществом должна быть представлена в виде единого юридического документа и должна включать следующие элементы:
- единые правила учета государственной собственности (ведение реестра федерального имущества во взаимосвязи с бюджетным учетом);
- единые правила, руководствуясь которыми уполномоченные органы должны распоряжаться государственной собственностью (содержать его, использовать, ремонтировать, списывать);
- единый порядок выделения имущества со специальным правовым режимом и особенностями его участия в структуре отношений по управлению государственным имуществом;
- единая схема, по которой по согласованию с Росимуществом государственное имущество перераспределяется.
В этой связи, безусловно, желательно принятие специального закона, регулирующего наиболее важные аспекты управления государственной собственностью.
Готовящийся в настоящее время проект Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности» представляется эффективным средством регулирования данной сферы.
В случае принятия он будет позиционироваться как всеобъемлющий закон, регулирующий организацию, управление и владение государственным имуществом.
При изучении объектов государственной собственности исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаю провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых – недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаю необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаю начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Не менее серьезными проблемами являются отсутствие единого алгоритма в правилах определения минимальной цены продажи государственной собственности, отсутствие опубликованной цены, отсутствие обоснования решения о разрешении продажи собственности и отсутствие принятия к рассмотрению любого предложения о цене имущества.
Следует также отметить, что действующее законодательство не содержит последовательной стратегии приватизации имущества государственных и местных органов власти или продажи имущества для получения бюджетных доходов.
Необходимо разработать правовую базу для управления государственной собственностью. Разработка эффективной правовой базы для управления государственной собственностью приобретает все большее значение.
Этот процесс в основном выявил правовые пробелы и несоответствия, которые необходимо устранить.
Согласно проведенному исследованию, перечень объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, законодательно не определен. Некоторые виды объектов перечислены в законодательстве, но нормативные акты еще не приняты. Очевидно, что этот вопрос требует решения. Поэтому рекомендуется систематизировать законодательство и разработать закон, содержащий такой перечень, в форме постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ; от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ; от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ; от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ; от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ; от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ; от 27 марта 2019 года № 130; от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ; от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ). М.: Эксмо. 2022 . 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года №51-ФЗ (ред. от 16.04.2022 года)//Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 05.12.1994, ст.3301
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года N188-ФЗ (ред. от 29.12.2022 N 614-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.14
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ (ред. от 6 февраля 2023 года № 13-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2001, ст.ст.4147, 4148
5. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» с изм. и доп. от 6 февраля 2023 года № 12-ФЗ в ред.// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2021, N 0001202112210031
6. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» с изм. и доп. от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 20.07.2009, ст.3609
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изм. и доп. от 6 февраля 2023 года № 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N52, 29.12.2008, (ч.I), ст.6228
8. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 декабря 2022 года № 605-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.2008, (ч.I), ст.3615
9. Федеральный закон от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изм. и доп. от 14 июля 2022 года № 271-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 03.12.2007, ст.6078
10. Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» с изм. и доп. от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 02.12.2002, ст.4746
11. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с изм. и доп. от 16 ноября 2021 года № 49-П// Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 28.10.2002, ст.4190
12. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изм. доп. от 20 октября 2022 года № 407-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 01.07.2002, ст.2519
13. Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с изм. и доп. от 18 марта 2023 года № 72-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, 28.01.2002, ст.251
14. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с изм. и доп. от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации N 9, 01.03.99, ст.1096
15. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» с изм. и доп. от 4 ноября 2022 года № 419-Ф // Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 03.06.1996, ст.2750
16. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» с изм. и доп. от 27 декабря 2019 года № 511-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 02.01.1995, ст.3
17. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» с изм. и доп. от 29 декабря 2022 года № 598-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 10, 06.03.95, ст.823
18. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 №21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство финансов РФ» с изм. и доп. от 20 октября 2022 года № 759// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.01.2020, N 0001202001210023
19. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» с изм. и доп. от 27 марта 2023 года № 202//Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2012
20. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с изм. и доп. от 27 марта 2023 года № 202// Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 15.03.2004, ст.945
21. Послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ / Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012// (СПС Консультант)
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» с изм. и доп. от 2 февраля 2023 года № 149// Собрание законодательства Российской Федерации N 50, 13.12.2004, ст.5074
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» с изм. и доп. от 10 февраля 2023 года № 191// Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009, ст.3821
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» с изм. и доп. от 16 февраля 2023 года № 235// Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 09.06.2008, ст.2721
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. №884 «Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации» с изм. и доп. от 2 февраля 2023 года № 149// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.08.2015, N 0001201508310002
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»// Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 19.01.2009, ст.379
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» с изм. и доп. от 25 декабря 2021 года № 2473// Собрание законодательства Российской Федерации, N 34, 20.08.2007, ст.4237
28. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»// Российская газета N 8, 11.01.92
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N373 "Вопросы Федерального агентства по государственным резервам" с изм. и доп. от 28.12.2020 //КонсультантПлюс
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» с изм. и доп. от 9 февраля 2023 года N 182. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов// https://docs.cntd.ru/document/499057874 (дата обращения 14.05.2023)
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 №1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с изм. и доп. от 4 августа 2022 года № 1382// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2015, N 0001201511170016
32. Постановление Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области» с изм. и доп. от 27 марта 2023 года N 153-ПП. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов// https://docs.cntd.ru/document/819021572 (дата обращения 14.05.2023)
33. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга» с изм. и доп. от 29 декабря 2022 года N 1390. Электронный фонд
правовых и нормативно-технических документов// https://docs.cntd.ru/document/822404497 (дата обращения 14.05.2023)
34. Приказ Росимущества от 11 августа 2010г. № 219 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом» с изм. и доп. от 5 июля 2022 года № 153// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 43, 25.10.2010
35. Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 13.02.2012
36. Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7, 13.02.2012
37. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 278 "Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур" с изм. и доп. 08.09.2020 №504. ГарантПлюс// https://base.garant.ru/74300544/ (дата обращения 14.05.2023)
Диссертации
38. Вахитов А.К. Административно-правовая охрана объектов культурного наследия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - 170 с.
39. Лавров В.В. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране объектов культурного наследия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. - 238 с
Научная и учебная литература
40. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в двух томах. Т. 2. М.: Юрид. лит. 1981. - 359 с.
41. Алексеев С. С. Теория права : учебник / С. С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : БЕК, 1995 – 320 с.
42. Авеков, В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д.э.н., д.т.н.,профессора Б. А. Райзберга. - М.: Маросейка, 2010 – 283 с.
43. Барзилова И.С. Понятие и юридическая природа правовых режимов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 10–14
44. Беляева Г.С. Правовой режим: понятие и признаки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021.- Т. 25. - № 1. - С. 281–293.
45. Бердашкевич А. П. К вопросу об управлении государственной собственностью / А. П. Бердашкевич // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. № 4. - C. 60-64
46. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
47. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г., Ким-Кимэн А. Н. Административное право: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 965 с.
48. Егоров, О. Н. Актуальные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации / О. Н. Егоров, М. С. Мочалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87512/ (дата обращения: 11.04.2023).
49. Забугин И.Р. Понятие правового режима // Правонарушения и юридическая ответственность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 2009. С. 88–93.
50. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития /отв. ред. д. ю. н. И. Л. Бачило. М., 1998 - 143 с.
51. Козельская И.Н. Управление государственным и муниципальным имуществом: учеб. пособие для студентов / И.Н. Козельская, А.В. Козельский. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 432 с.
52. Купцов А.В., Соменкова Н.С. Управление государственной и муниципальной собственностью: Учебно-методическое пособие. -Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020 – 60 с.
53. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2003. - 250 c.
54. Мовчан С.Н. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью / С.Н. Мовчан // ЭТАП. 2013. - №1. – 65 с.
55. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. Москва: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 158 с.
56. Прасолов В.И. Деятельность контрольных органов России по противодействию коррупции в сфере управления федеральной собственностью. Гражданское право. № 2 (173) 2016. – С.80-89
57. Прокофьев С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью / С.Е. Прокофьев. М., 2018. – 139с.
58. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А. И. Радченко. - М.-Ростов н/Д:Март, 2007. -608 с.
59. Синдеева И.Ю. Передача государственного и муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление как особый вид административного договора //Административное и муниципальное право. 2013. - № 2.
60. Синицына, Е. В. Проблемы государственного управления в Российской Федерации / Е. В. Синицына, Е. Е. Тощева, Л. А. Хливнюк // Мировые цивилизации. — 2022 — Т. 7 — № 3 — URL:https://wcj.world/PDF/06ECMZ322.pdf (дата обращения 11.04.2023)
61. Суханов Е. А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А. Л. Маковский. - М., 1998. - С. 207-224
62. Сюбарева И.Ф. Режимы в российском праве // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 2 (24). С. 178–185
63. Талапина Э. В. Управление государственной собственностью / Э. В. Талапина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – С.85-95
64. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование / под ред. О.В. Паниной, С.Г. Еремина, С.Е. Прокофьева. М.: Юстицинформ, 2014. - 380 с.
65. Управление государственной и муниципальной собственностью (имуществом): учебник и практикум для вузов / Г. С. Изотова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14602-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511907 (дата обращения: 11.04.2023).
66. Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В.В. Ходырев, Е.В. Ушакова, В. В. Юшкова; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. – 146 с.
67. Яковлев А.Ю. Механизм управления недвижимым имуществом Министерства обороны Российской Федерации. Вестник университета № 1, 2019. – С.34-39
Официальные сайты и ресурсы сети Интернет
68. Противодействие коррупции: [сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации]. URL: http://genproc.gov.ru/anticor/(дата обращения 11.04.2023)
69. Противодействие коррупции: самые громкие дела, раскрытые МВД// https://pasmi.ru/archive/98860/ (дата обращения 11.04.2023)
70. Сайт Прокуратура Московской области// https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/mass-media/news?item=85227671 (дата обращения 11.04.2023)
71. Экс-главу подмосковного Росимущества ждет суд за ущерб на 1,3 млрд рублей. Риа-новости. 10.02.2023// https://realty.ria.ru/20230210/rosimuschestvo-1851123218.html (дата обращения 11.04.2023).
Судебная и правовая практика:
72.Приговор Мещанского районного суда по делу №10-17922/2022 от 19.09.2022. Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы// https://mos-gorsud.ru/rs/meshchanskij/services/cases/criminal/details/e2f84ad0-d793-11ec-9755-953ec1412366?respondent=Горинов (дата обращения 14.05.2023)
73.Отчет «О результатах контрольного мероприятия «Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020–2021 годы». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 28 октября 2022 года// https://ach.gov.ru/upload/iblock/aa5/k1yl31hhxys72aoovb57fkbsheu53ogf.pdf (дата обращения 11.04.2023)