Административно-правовые основы организации государственного управления имуществом Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
|
Проведен анализ имущества казны Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года.
Есть приложение.
Обозначения и сокращения 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 7
1.1 Государственное управление государственным имуществом: понятие, особенности, способы 7
1.2 Правовой режим федеральной государственной собственности…...….16
1.3 Особенности управления отдельными видами имущества Российской Федерации………28
Глава 2. Организационно-правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 36
2.1 Система и структура органов государственного управления федеральной собственностью 36
2.2 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): организация и полномочия 43
2.3 Контрольно-надзорные органы в сфере управления федеральной собственностью 51
Глава 3. Правовые проблемы обеспечения законности государственного управления имуществом Российской Федерации…………………………...64
3.1 Ответственность за нарушение порядка использования имущества
Российской Федерации………………64
3.2 Противодействие коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Есть приложение.
Обозначения и сокращения 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 7
1.1 Государственное управление государственным имуществом: понятие, особенности, способы 7
1.2 Правовой режим федеральной государственной собственности…...….16
1.3 Особенности управления отдельными видами имущества Российской Федерации………28
Глава 2. Организационно-правовые основы государственного управления имуществом Российской Федерации 36
2.1 Система и структура органов государственного управления федеральной собственностью 36
2.2 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): организация и полномочия 43
2.3 Контрольно-надзорные органы в сфере управления федеральной собственностью 51
Глава 3. Правовые проблемы обеспечения законности государственного управления имуществом Российской Федерации…………………………...64
3.1 Ответственность за нарушение порядка использования имущества
Российской Федерации………………64
3.2 Противодействие коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни общества и личности. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначением (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только правового регулирования их использования, но и принимаемых в их отношении иных управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Это требует изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, его правовым регулированием, и поиска эффективных и подходящих решений.
Степень научной разработанности темы.
Отдельные проблемы управления государственной собственностью были предметом диссертационных исследований, например Вахитова А.К. ; Лаврова В.В. .
Целью данной работы является проведение правового исследования административно-правовых основ организации управления государственным имуществом Российской Федерации и формирование предложений о комплексе мер, направленных на решение организационно-структурных и правовых проблем в управлении государственным имуществом.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере правового регулирования организации и управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются нормы конституционного, административного, гражданского права, регулирующие организационно-правовую систему управления государственной собственностью Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить терминологические основы правового института управления государственным имуществом;
-выявить правовой режим федеральной государственной собственности;
-определить особенности управления имуществом Российской Федерации в отдельных отраслях;
-дать характеристику системы и структуре органов государственного управления федеральной собственностью;
-провести исследование организации и деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
- провести анализ деятельности контрольно-надзорных органов в сфере управления федеральной собственностью;
-рассмотреть правовые проблемы обеспечения качества государственного управления имуществом Российской Федерации;
- провести исследование противодействия коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации;
- рассмотреть ответственность за нарушение порядка использования имущества Российской Федерации;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства об управлении государственным имуществом Российской Федерации и практики его применения.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в них теоретические предложения и практические рекомендации могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию правового регулирования и правоприменения в области управления государственной собственностью уполномоченными органами и организациями, а также в правоприменительной деятельности судов при разрешении споров в указанной сфере.
Методологическая основа исследования включает научные методы и приемы, используемые для изучения явлений и процессов, в том числе общенаучные (системный, исторический, диалектический, формально-логический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительный, структурно-функциональный, исторический) подходы.
Нормативной основой данной работы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с организацией государственного управления имуществом Российской Федерации.
Эмпирической базой являются отчеты Счетной палаты Российской Федерации; правовые акты судов Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Это требует изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, его правовым регулированием, и поиска эффективных и подходящих решений.
Степень научной разработанности темы.
Отдельные проблемы управления государственной собственностью были предметом диссертационных исследований, например Вахитова А.К. ; Лаврова В.В. .
Целью данной работы является проведение правового исследования административно-правовых основ организации управления государственным имуществом Российской Федерации и формирование предложений о комплексе мер, направленных на решение организационно-структурных и правовых проблем в управлении государственным имуществом.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере правового регулирования организации и управления государственной собственностью.
Предметом исследования являются нормы конституционного, административного, гражданского права, регулирующие организационно-правовую систему управления государственной собственностью Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить терминологические основы правового института управления государственным имуществом;
-выявить правовой режим федеральной государственной собственности;
-определить особенности управления имуществом Российской Федерации в отдельных отраслях;
-дать характеристику системы и структуре органов государственного управления федеральной собственностью;
-провести исследование организации и деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
- провести анализ деятельности контрольно-надзорных органов в сфере управления федеральной собственностью;
-рассмотреть правовые проблемы обеспечения качества государственного управления имуществом Российской Федерации;
- провести исследование противодействия коррупции в сфере управления имуществом Российской Федерации;
- рассмотреть ответственность за нарушение порядка использования имущества Российской Федерации;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства об управлении государственным имуществом Российской Федерации и практики его применения.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в них теоретические предложения и практические рекомендации могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию правового регулирования и правоприменения в области управления государственной собственностью уполномоченными органами и организациями, а также в правоприменительной деятельности судов при разрешении споров в указанной сфере.
Методологическая основа исследования включает научные методы и приемы, используемые для изучения явлений и процессов, в том числе общенаучные (системный, исторический, диалектический, формально-логический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительный, структурно-функциональный, исторический) подходы.
Нормативной основой данной работы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с организацией государственного управления имуществом Российской Федерации.
Эмпирической базой являются отчеты Счетной палаты Российской Федерации; правовые акты судов Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие теоретические выводы и практические предложения.
Анализ законодательной базы управления государственным имуществом в Российской Федерации выявил следующие пробелы в законодательстве.
К общему числу проблем, характерных для сферы управления государственной собственностью, относятся следующие:
- многообразие участников;
- разграничение полномочий государственных и муниципальных органов;
- нечеткая разграниченность полномочий, которыми наделены различные органы;
- неопределенные пределы полномочий органов, которые управляют государственной собственностью на праве оперативного управления;
- отсутствие четких регламентов, устанавливающих то, как различные органы управления государственной собственностью должны взаимодействовать между собой;
- дублирующие полномочия, присущие различным органами в сфере управления государственным имуществом;
- неунифицированный подход к оплате за пользование государственной собственностью.
Поэтому необходимо сделать следующее. Стратегия управления государственным имуществом должна быть представлена в виде единого юридического документа и должна включать следующие элементы:
- единые правила учета государственной собственности (ведение реестра федерального имущества во взаимосвязи с бюджетным учетом);
- единые правила, руководствуясь которыми уполномоченные органы должны распоряжаться государственной собственностью (содержать его, использовать, ремонтировать, списывать);
- единый порядок выделения имущества со специальным правовым режимом и особенностями его участия в структуре отношений по управлению государственным имуществом;
- единая схема, по которой по согласованию с Росимуществом государственное имущество перераспределяется.
В этой связи, безусловно, желательно принятие специального закона, регулирующего наиболее важные аспекты управления государственной собственностью.
Готовящийся в настоящее время проект Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности» представляется эффективным средством регулирования данной сферы.
В случае принятия он будет позиционироваться как всеобъемлющий закон, регулирующий организацию, управление и владение государственным имуществом.
При изучении объектов государственной собственности исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаю провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых – недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаю необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаю начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Не менее серьезными проблемами являются отсутствие единого алгоритма в правилах определения минимальной цены продажи государственной собственности, отсутствие опубликованной цены, отсутствие обоснования решения о разрешении продажи собственности и отсутствие принятия к рассмотрению любого предложения о цене имущества.
Следует также отметить, что действующее законодательство не содержит последовательной стратегии приватизации имущества государственных и местных органов власти или продажи имущества для получения бюджетных доходов.
Необходимо разработать правовую базу для управления государственной собственностью. Разработка эффективной правовой базы для управления государственной собственностью приобретает все большее значение.
Этот процесс в основном выявил правовые пробелы и несоответствия, которые необходимо устранить.
Согласно проведенному исследованию, перечень объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, законодательно не определен. Некоторые виды объектов перечислены в законодательстве, но нормативные акты еще не приняты. Очевидно, что этот вопрос требует решения. Поэтому рекомендуется систематизировать законодательство и разработать закон, содержащий такой перечень, в форме постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Анализ законодательной базы управления государственным имуществом в Российской Федерации выявил следующие пробелы в законодательстве.
К общему числу проблем, характерных для сферы управления государственной собственностью, относятся следующие:
- многообразие участников;
- разграничение полномочий государственных и муниципальных органов;
- нечеткая разграниченность полномочий, которыми наделены различные органы;
- неопределенные пределы полномочий органов, которые управляют государственной собственностью на праве оперативного управления;
- отсутствие четких регламентов, устанавливающих то, как различные органы управления государственной собственностью должны взаимодействовать между собой;
- дублирующие полномочия, присущие различным органами в сфере управления государственным имуществом;
- неунифицированный подход к оплате за пользование государственной собственностью.
Поэтому необходимо сделать следующее. Стратегия управления государственным имуществом должна быть представлена в виде единого юридического документа и должна включать следующие элементы:
- единые правила учета государственной собственности (ведение реестра федерального имущества во взаимосвязи с бюджетным учетом);
- единые правила, руководствуясь которыми уполномоченные органы должны распоряжаться государственной собственностью (содержать его, использовать, ремонтировать, списывать);
- единый порядок выделения имущества со специальным правовым режимом и особенностями его участия в структуре отношений по управлению государственным имуществом;
- единая схема, по которой по согласованию с Росимуществом государственное имущество перераспределяется.
В этой связи, безусловно, желательно принятие специального закона, регулирующего наиболее важные аспекты управления государственной собственностью.
Готовящийся в настоящее время проект Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности» представляется эффективным средством регулирования данной сферы.
В случае принятия он будет позиционироваться как всеобъемлющий закон, регулирующий организацию, управление и владение государственным имуществом.
При изучении объектов государственной собственности исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаю провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых – недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаю необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаю начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Не менее серьезными проблемами являются отсутствие единого алгоритма в правилах определения минимальной цены продажи государственной собственности, отсутствие опубликованной цены, отсутствие обоснования решения о разрешении продажи собственности и отсутствие принятия к рассмотрению любого предложения о цене имущества.
Следует также отметить, что действующее законодательство не содержит последовательной стратегии приватизации имущества государственных и местных органов власти или продажи имущества для получения бюджетных доходов.
Необходимо разработать правовую базу для управления государственной собственностью. Разработка эффективной правовой базы для управления государственной собственностью приобретает все большее значение.
Этот процесс в основном выявил правовые пробелы и несоответствия, которые необходимо устранить.
Согласно проведенному исследованию, перечень объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, законодательно не определен. Некоторые виды объектов перечислены в законодательстве, но нормативные акты еще не приняты. Очевидно, что этот вопрос требует решения. Поэтому рекомендуется систематизировать законодательство и разработать закон, содержащий такой перечень, в форме постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Подобные работы
- Виды материальной ответственности работодателя перед работником в российскому законодательству (Российская Академия Народного Хозяйства И Государственной Службы (Северо-западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



