Взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи любознательности и социального интеллекта 8
1.1 Проблема социального интеллекта в работах отечественных и
зарубежных психологов 8
1.2 Подходы к рассмотрению любознательности в психологии.... 24
1.3 Любознательность в структуре личности, социального
интеллекта и условия ее развития 27
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития любознательности и социального интеллекта 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление уровней развития любознательности и
социального интеллекта 34
2.3 Результаты выявления взаимосвязи социального интеллекта и любознательности 43
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Результаты исследований по каждому испытуемому
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи любознательности и социального интеллекта 8
1.1 Проблема социального интеллекта в работах отечественных и
зарубежных психологов 8
1.2 Подходы к рассмотрению любознательности в психологии.... 24
1.3 Любознательность в структуре личности, социального
интеллекта и условия ее развития 27
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития любознательности и социального интеллекта 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление уровней развития любознательности и
социального интеллекта 34
2.3 Результаты выявления взаимосвязи социального интеллекта и любознательности 43
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Результаты исследований по каждому испытуемому
Актуальность. Социальные процессы настоящего времени постоянно ускоряются и усложняются. Все больше сфер деятельности, где присутствует рутинный труд, автоматизируется. Возникают новые социальные явления и общественные институты. В связи с этим повышаются и требования к коммуникативным навыкам человека, от которых зависит как успешность в деятельности, так и общее благополучие индивида. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать информацию и поведение, планировать и выстраивать межличностные отношения, - все эти навыки детерминированы социальным интеллектом личности. В современных условиях социальный интеллект выступает компонентом творчества и в самом широком смысле данное понятие трактуется, как способность людей понимать друг друга.
В нашей стране исследования данного феномена ведутся с конца прошлого века и в последние десятилетия к нему обращено внимание многих ученых, но, несмотря на это, данная тема все еще является недостаточно разработанной, не имеет единого целостного подхода и порождает различные концептуальные решения. Само понятие «социальный интеллект» в научный оборот было введено Э. Торндайком в 1920 году. Среди зарубежных психологов данной проблемой занимались Г. Олпорт, М. Чандлер, Дж. Гилфорд, М. Форд, М. Тисак, Г. Ю. Айзенк, Р. Стернберг и др. В отечественно научном сообществе над изучением социального интеллекта трудились М. И. Бобнева, А. Л. Южанинова, Д. В. Ушаков и др.
Если обобщить взгляды различных ученых, можно рассматривать социальный интеллект как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Данная способность является важным практическим качеством, необходимым человеку для успешной адаптации в обществе и эффективного взаимодействия с другими людьми. Исходя из этого, выявление качеств и черт личности, оказывающих влияние на развитие данного вида интеллекта, является важным направлением исследований социального интеллекта.
Исследований, проводимых в данном русле не так много в мировой и отечественной практике. Над исследованием психологических условий (общительность, любознательность, стили семейного воспитания) становления социального интеллекта личности в России занималась И.Б. Кудинова.
Как и в ситуации с социальным интеллектом, понятие «любознательность» так же не имеет единой трактовки. В психологической литературе данный феномен рассматривается как общая познавательная направленность, открытость к неопределенным ситуациям и является основой возникновения устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности личности. Проблема любознательности затрагивается в трудах С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Крупнова.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности.
Цель: исследовать взаимосвязь показателей уровня развития любознательности и социального интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между любознательностью, как индивидуально-психологической особенностью личности и социальным интеллектом, и, чем выше уровень любознательности, тем выше уровень развития социального интеллекта.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- выявить уровни проявления любознательности и социального интеллекта адекватными методами исследования;
- установить взаимосвязь между уровнями показателей социального
интеллекта и любознательности;
- проанализировать полученные данные.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения исследования социального интеллекта, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, У. Мишела, Н. Кантора, Дж. Кихлстрома, В.Н. Куницыной, а также положения М.И. Бобневой, О.В. Луневой, Д.В. Ушакова, указывающие на наличие связи социального интеллекта с индивидуально-личностными характеристиками индивида; положения теории черт Л.Р. Голдберга, теоретические положения в области исследования любознательности Е.А. Богославской, С.И. Кудинова и А.И. Крупнова, М. Селигмана, которые рассматривали данный феномен как черту личности.
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2) Психодиагностические методы и методики:
- опросник «Склонность к любопытству и исследованию» (авторы:
Todd B. Kashdan, Matt Gallagher, Paul Silvia, адаптация:
Елшански С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В.) [21];
- опросник Большой Пятерки BFI-2 (авторы: Oliver P. John, Christopher J. Soto, адаптация: Калугин А. Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М.) [24];
- тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой [40].
3) Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе площадки, реализующей дистанционный формат получения высшего образования «Росдистант», среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Организация исследования проводилась путем применения онлайн тестирования, разработанного на базе стандартизованных методик. В исследовании приняли участие 29 испытуемых.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении существующих представлений о феномене социального интеллекта и расширении поля научного поиска его зависимости от любознательности личности.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных для разработки программ, направленных на создание условий для развития любознательности в детском возрасте с целью развития социального интеллекта личности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (56 наименований), приложения. Объем работы составляет 54 страницы. Результаты работы представлены на 7 рисунках и 4 таблицах.
В нашей стране исследования данного феномена ведутся с конца прошлого века и в последние десятилетия к нему обращено внимание многих ученых, но, несмотря на это, данная тема все еще является недостаточно разработанной, не имеет единого целостного подхода и порождает различные концептуальные решения. Само понятие «социальный интеллект» в научный оборот было введено Э. Торндайком в 1920 году. Среди зарубежных психологов данной проблемой занимались Г. Олпорт, М. Чандлер, Дж. Гилфорд, М. Форд, М. Тисак, Г. Ю. Айзенк, Р. Стернберг и др. В отечественно научном сообществе над изучением социального интеллекта трудились М. И. Бобнева, А. Л. Южанинова, Д. В. Ушаков и др.
Если обобщить взгляды различных ученых, можно рассматривать социальный интеллект как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Данная способность является важным практическим качеством, необходимым человеку для успешной адаптации в обществе и эффективного взаимодействия с другими людьми. Исходя из этого, выявление качеств и черт личности, оказывающих влияние на развитие данного вида интеллекта, является важным направлением исследований социального интеллекта.
Исследований, проводимых в данном русле не так много в мировой и отечественной практике. Над исследованием психологических условий (общительность, любознательность, стили семейного воспитания) становления социального интеллекта личности в России занималась И.Б. Кудинова.
Как и в ситуации с социальным интеллектом, понятие «любознательность» так же не имеет единой трактовки. В психологической литературе данный феномен рассматривается как общая познавательная направленность, открытость к неопределенным ситуациям и является основой возникновения устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности личности. Проблема любознательности затрагивается в трудах С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Крупнова.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности.
Цель: исследовать взаимосвязь показателей уровня развития любознательности и социального интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между любознательностью, как индивидуально-психологической особенностью личности и социальным интеллектом, и, чем выше уровень любознательности, тем выше уровень развития социального интеллекта.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- выявить уровни проявления любознательности и социального интеллекта адекватными методами исследования;
- установить взаимосвязь между уровнями показателей социального
интеллекта и любознательности;
- проанализировать полученные данные.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения исследования социального интеллекта, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, У. Мишела, Н. Кантора, Дж. Кихлстрома, В.Н. Куницыной, а также положения М.И. Бобневой, О.В. Луневой, Д.В. Ушакова, указывающие на наличие связи социального интеллекта с индивидуально-личностными характеристиками индивида; положения теории черт Л.Р. Голдберга, теоретические положения в области исследования любознательности Е.А. Богославской, С.И. Кудинова и А.И. Крупнова, М. Селигмана, которые рассматривали данный феномен как черту личности.
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2) Психодиагностические методы и методики:
- опросник «Склонность к любопытству и исследованию» (авторы:
Todd B. Kashdan, Matt Gallagher, Paul Silvia, адаптация:
Елшански С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В.) [21];
- опросник Большой Пятерки BFI-2 (авторы: Oliver P. John, Christopher J. Soto, адаптация: Калугин А. Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М.) [24];
- тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой [40].
3) Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе площадки, реализующей дистанционный формат получения высшего образования «Росдистант», среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Организация исследования проводилась путем применения онлайн тестирования, разработанного на базе стандартизованных методик. В исследовании приняли участие 29 испытуемых.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении существующих представлений о феномене социального интеллекта и расширении поля научного поиска его зависимости от любознательности личности.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных для разработки программ, направленных на создание условий для развития любознательности в детском возрасте с целью развития социального интеллекта личности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (56 наименований), приложения. Объем работы составляет 54 страницы. Результаты работы представлены на 7 рисунках и 4 таблицах.
Успешность адаптации человека в окружающем мире, и его становление как личности в целом, имеет большую зависимость от социальной адаптации. Успешность протекания данного процесса на уровне индивида зависит от его социальных навыков, которые формируются на базе социального интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом имеют широкий круг социальных связей, легче вписываются в новые общественные структуры, имеют обостренную интуицию и психологически более выносливы.
Исходи из этого становится очевидной необходимость всестороннего рассмотрения данного феномена, в том числе и качеств, которые могут иметь влияние на уровень развития социального интеллекта и его компонентов.
Согласно нашей гипотезе одним из таких качеств является любознательность. Высокий уровень развития данного качества проявляется в склонности к поиску новых путей решения различных задач, открытости новым идеям и опыту, в интересе к устройству окружающему миру, жажде познания.
В практической части проводилось исследование взаимосвязи любознательности и социального интеллекта в котором приняли участие 29 человек, 25 женщин и 4 мужчины в возрасте от 21 до 39 лет (из них 38 % в возрасте от 21 до 29 лет и 62 % в возрасте от 30 до 39 лет).
В результате исследования были получены следующие данные:
по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» выборка имеет:
- по обобщенному показателю - средний уровень развития социального интеллекта;
- фактор познания результатов поведения - способности выше средних;
- фактор познания классов поведения - средние способности;
- фактор познания преобразований поведения - средние способности;
- фактор познания систем поведения - способности ниже средних.
Согласно показателям методики «Большая Пятерка» выборка имеет высокий уровень развития качества «Любознательность».
По методике «Склонность к любопытству и исследованию» выборка имеет показатели выше средних.
При исследовании взаимосвязи социального интеллекта и любознательности статистически значимая связь обнаружена лишь для фактора познания преобразований поведения (р < 0,05 для методики «Большая Пятерка» и р < 0,01 для методики «Склонность к любопытству и исследованию»).
Исходя из этого, при разработке программ повышения уровня социального интеллекта среди взрослых, делать акцент на развитии любознательности стоит лишь в аспекте повышения фактора познания преобразований поведения, который отвечает за понимание речевой экспрессии и ролевую пластичность в коммуникативных ситуациях.
Таким образом, можно заключить, что задачи по теоретическому изучению феноменов социального интеллекта и любознательности, выявлению уровня развития данных показателей у конкретной выборки испытуемых, а также исследование взаимосвязи данных показателей - решены. Цель исследования, выражающаяся в выявлении взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и любознательности - достигнута. Гипотеза о том, что социальный интеллект имеет взаимосвязь с любознательностью, подтвердилась лишь частично.
Исходи из этого становится очевидной необходимость всестороннего рассмотрения данного феномена, в том числе и качеств, которые могут иметь влияние на уровень развития социального интеллекта и его компонентов.
Согласно нашей гипотезе одним из таких качеств является любознательность. Высокий уровень развития данного качества проявляется в склонности к поиску новых путей решения различных задач, открытости новым идеям и опыту, в интересе к устройству окружающему миру, жажде познания.
В практической части проводилось исследование взаимосвязи любознательности и социального интеллекта в котором приняли участие 29 человек, 25 женщин и 4 мужчины в возрасте от 21 до 39 лет (из них 38 % в возрасте от 21 до 29 лет и 62 % в возрасте от 30 до 39 лет).
В результате исследования были получены следующие данные:
по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» выборка имеет:
- по обобщенному показателю - средний уровень развития социального интеллекта;
- фактор познания результатов поведения - способности выше средних;
- фактор познания классов поведения - средние способности;
- фактор познания преобразований поведения - средние способности;
- фактор познания систем поведения - способности ниже средних.
Согласно показателям методики «Большая Пятерка» выборка имеет высокий уровень развития качества «Любознательность».
По методике «Склонность к любопытству и исследованию» выборка имеет показатели выше средних.
При исследовании взаимосвязи социального интеллекта и любознательности статистически значимая связь обнаружена лишь для фактора познания преобразований поведения (р < 0,05 для методики «Большая Пятерка» и р < 0,01 для методики «Склонность к любопытству и исследованию»).
Исходя из этого, при разработке программ повышения уровня социального интеллекта среди взрослых, делать акцент на развитии любознательности стоит лишь в аспекте повышения фактора познания преобразований поведения, который отвечает за понимание речевой экспрессии и ролевую пластичность в коммуникативных ситуациях.
Таким образом, можно заключить, что задачи по теоретическому изучению феноменов социального интеллекта и любознательности, выявлению уровня развития данных показателей у конкретной выборки испытуемых, а также исследование взаимосвязи данных показателей - решены. Цель исследования, выражающаяся в выявлении взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и любознательности - достигнута. Гипотеза о том, что социальный интеллект имеет взаимосвязь с любознательностью, подтвердилась лишь частично.
Подобные работы
- Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Феноменологические особенности познавательных состояний
школьников и студентов в процессе решения интеллектуальных задач
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая деятельность с детьми в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Мотивация к творчеству в процессе обучения студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



