Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи любознательности и социального интеллекта 8
1.1 Проблема социального интеллекта в работах отечественных и
зарубежных психологов 8
1.2 Подходы к рассмотрению любознательности в психологии.... 24
1.3 Любознательность в структуре личности, социального
интеллекта и условия ее развития 27
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития любознательности и социального интеллекта 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление уровней развития любознательности и
социального интеллекта 34
2.3 Результаты выявления взаимосвязи социального интеллекта и любознательности 43
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Результаты исследований по каждому испытуемому
Актуальность. Социальные процессы настоящего времени постоянно ускоряются и усложняются. Все больше сфер деятельности, где присутствует рутинный труд, автоматизируется. Возникают новые социальные явления и общественные институты. В связи с этим повышаются и требования к коммуникативным навыкам человека, от которых зависит как успешность в деятельности, так и общее благополучие индивида. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать информацию и поведение, планировать и выстраивать межличностные отношения, - все эти навыки детерминированы социальным интеллектом личности. В современных условиях социальный интеллект выступает компонентом творчества и в самом широком смысле данное понятие трактуется, как способность людей понимать друг друга.
В нашей стране исследования данного феномена ведутся с конца прошлого века и в последние десятилетия к нему обращено внимание многих ученых, но, несмотря на это, данная тема все еще является недостаточно разработанной, не имеет единого целостного подхода и порождает различные концептуальные решения. Само понятие «социальный интеллект» в научный оборот было введено Э. Торндайком в 1920 году. Среди зарубежных психологов данной проблемой занимались Г. Олпорт, М. Чандлер, Дж. Гилфорд, М. Форд, М. Тисак, Г. Ю. Айзенк, Р. Стернберг и др. В отечественно научном сообществе над изучением социального интеллекта трудились М. И. Бобнева, А. Л. Южанинова, Д. В. Ушаков и др.
Если обобщить взгляды различных ученых, можно рассматривать социальный интеллект как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Данная способность является важным практическим качеством, необходимым человеку для успешной адаптации в обществе и эффективного взаимодействия с другими людьми. Исходя из этого, выявление качеств и черт личности, оказывающих влияние на развитие данного вида интеллекта, является важным направлением исследований социального интеллекта.
Исследований, проводимых в данном русле не так много в мировой и отечественной практике. Над исследованием психологических условий (общительность, любознательность, стили семейного воспитания) становления социального интеллекта личности в России занималась И.Б. Кудинова.
Как и в ситуации с социальным интеллектом, понятие «любознательность» так же не имеет единой трактовки. В психологической литературе данный феномен рассматривается как общая познавательная направленность, открытость к неопределенным ситуациям и является основой возникновения устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности личности. Проблема любознательности затрагивается в трудах С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Крупнова.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности.
Цель: исследовать взаимосвязь показателей уровня развития любознательности и социального интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между любознательностью, как индивидуально-психологической особенностью личности и социальным интеллектом, и, чем выше уровень любознательности, тем выше уровень развития социального интеллекта.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- выявить уровни проявления любознательности и социального интеллекта адекватными методами исследования;
- установить взаимосвязь между уровнями показателей социального
интеллекта и любознательности;
- проанализировать полученные данные.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения исследования социального интеллекта, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, У. Мишела, Н. Кантора, Дж. Кихлстрома, В.Н. Куницыной, а также положения М.И. Бобневой, О.В. Луневой, Д.В. Ушакова, указывающие на наличие связи социального интеллекта с индивидуально-личностными характеристиками индивида; положения теории черт Л.Р. Голдберга, теоретические положения в области исследования любознательности Е.А. Богославской, С.И. Кудинова и А.И. Крупнова, М. Селигмана, которые рассматривали данный феномен как черту личности.
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2) Психодиагностические методы и методики:
- опросник «Склонность к любопытству и исследованию» (авторы:
Todd B. Kashdan, Matt Gallagher, Paul Silvia, адаптация:
Елшански С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В.) [21];
- опросник Большой Пятерки BFI-2 (авторы: Oliver P. John, Christopher J. Soto, адаптация: Калугин А. Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М.) [24];
- тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой [40].
3) Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе площадки, реализующей дистанционный формат получения высшего образования «Росдистант», среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Организация исследования проводилась путем применения онлайн тестирования, разработанного на базе стандартизованных методик. В исследовании приняли участие 29 испытуемых.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении существующих представлений о феномене социального интеллекта и расширении поля научного поиска его зависимости от любознательности личности.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных для разработки программ, направленных на создание условий для развития любознательности в детском возрасте с целью развития социального интеллекта личности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (56 наименований), приложения. Объем работы составляет 54 страницы. Результаты работы представлены на 7 рисунках и 4 таблицах.
Успешность адаптации человека в окружающем мире, и его становление как личности в целом, имеет большую зависимость от социальной адаптации. Успешность протекания данного процесса на уровне индивида зависит от его социальных навыков, которые формируются на базе социального интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом имеют широкий круг социальных связей, легче вписываются в новые общественные структуры, имеют обостренную интуицию и психологически более выносливы.
Исходи из этого становится очевидной необходимость всестороннего рассмотрения данного феномена, в том числе и качеств, которые могут иметь влияние на уровень развития социального интеллекта и его компонентов.
Согласно нашей гипотезе одним из таких качеств является любознательность. Высокий уровень развития данного качества проявляется в склонности к поиску новых путей решения различных задач, открытости новым идеям и опыту, в интересе к устройству окружающему миру, жажде познания.
В практической части проводилось исследование взаимосвязи любознательности и социального интеллекта в котором приняли участие 29 человек, 25 женщин и 4 мужчины в возрасте от 21 до 39 лет (из них 38 % в возрасте от 21 до 29 лет и 62 % в возрасте от 30 до 39 лет).
В результате исследования были получены следующие данные:
по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» выборка имеет:
- по обобщенному показателю - средний уровень развития социального интеллекта;
- фактор познания результатов поведения - способности выше средних;
- фактор познания классов поведения - средние способности;
- фактор познания преобразований поведения - средние способности;
- фактор познания систем поведения - способности ниже средних.
Согласно показателям методики «Большая Пятерка» выборка имеет высокий уровень развития качества «Любознательность».
По методике «Склонность к любопытству и исследованию» выборка имеет показатели выше средних.
При исследовании взаимосвязи социального интеллекта и любознательности статистически значимая связь обнаружена лишь для фактора познания преобразований поведения (р < 0,05 для методики «Большая Пятерка» и р < 0,01 для методики «Склонность к любопытству и исследованию»).
Исходя из этого, при разработке программ повышения уровня социального интеллекта среди взрослых, делать акцент на развитии любознательности стоит лишь в аспекте повышения фактора познания преобразований поведения, который отвечает за понимание речевой экспрессии и ролевую пластичность в коммуникативных ситуациях.
Таким образом, можно заключить, что задачи по теоретическому изучению феноменов социального интеллекта и любознательности, выявлению уровня развития данных показателей у конкретной выборки испытуемых, а также исследование взаимосвязи данных показателей - решены. Цель исследования, выражающаяся в выявлении взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и любознательности - достигнута. Гипотеза о том, что социальный интеллект имеет взаимосвязь с любознательностью, подтвердилась лишь частично.
1. Абдурахманов Р. А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений : учебник. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. 368 с.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. М. : Академия, 1995. №1. С. 111-131.
3. Айзенк Г. Ю. Природа интеллекта - битва за разум. М. : Эксмо- Пресс, 2002. 352 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. М. : Аспет Пресс, 2000. 288 с.
5. Аршанская (Шешукова) О. В. Психологические условия становления социального интеллекта : история и современность. Монография. М-во образования и науки РФ, СахГУ. Там-бов : Консалтинговая компания Юком, 2018. 85 с.
6. Башкирова Е. Н. Потребность в познании как источник развития способностей детей // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. 2020. №8. С. 49-50.
7. Беляева Е. Б. Уровни, показатели, критерии развития
познавательного интереса учащихся // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. № 4-6. С. 14-17.
8. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 54-60.
9. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. : Наука, 1978. 312 с.
10. Богословская Е. А. Диагностика и развитие любознательности у учащихся : автореф. дис. кан. наук / Москва, 2000. 23 с.
11. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, 1983. 325 с.
12. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1997. 413 с.
13. Будревич И. О. Социальный интерес и рефлексия как условия формирования социального интеллекта // Психологическая студия. Сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П. М. Машерова». Витебск, 2011. С. 23-26.
14. Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. № 3. С. 130-132.
15. Влади С. Докторская диссертация: успешно, эффективно и с удовольствием. Москва : Магистр : Инфра-М, 2022. 128 с.
16. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М. : Эксмо, 1965. 456 с.
17. Грудинин В. А. Познавательная потребность как основа для становления практических интеллектуальных действий // Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск . Издательство: Издательство ИГУ, 2021. С. 34-36.
18. Гуревич П. С. Психология личности : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 559 с. (Серия «Актуальная психология).
19. Демина Л. Д., Лужбина Н. А. Факторы становления и развития социального интеллекта личности // Известия Алтайского государственного университета, 2005. № 2. С. 104-108.
20. Джино Ф. Сделай это неправильно: Почему бунтари побеждают на работе и в жизни. Пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2020. 312 с.
21. Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф.,
Сапарин О. Е., Семенов Д. В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию (CEI-II)» //
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. 2016, Том 22. № 2. С. 113-117.
22. Зоткина Е. А. Любознательность как фактор познавательного развития личности. Актуальные проблемы воспитания и образования:
Выпуск 3: Сборник научных статей / Под ред. М. Д. Горячева,
А. В. Долгополовой, О. В. Черкасовой. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2003. С. 31-39.
23. Иванов А. А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. 2009. № 1. С. 16-19.
24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб : Питер, 2001. 752 с.
25. Калугин А. Ю., Щебетенко С. А., Мишкевич А. М., Сото К. Дж., Джон О. П. Психометрика русскоязычной версии Big five inventory-2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2021. Т. 18. № 1. С. 7-33.
26. Кашпаров М. М. Психология творческого мышления: учебное пособие. Москва : ИНФРА-М, 2021. 436 с.
27. Ковалева А. Д., Лунева О. В. Взаимосвязь социального интеллекта с психологическими характеристиками личности (к постановке проблемы) // Вестник научных конференций. 2018. № 10-4. С. 57-59.
28. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности : учебн. Пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.
29. Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. 2005. №4. С. 132-142.
30. Кудинова И. Б. Психологические условия становления социального интеллекта личности (на примере старшеклассников и студентов) : автореф. дис. кан. наук / Новосибирск, 2006. 24 с.
31. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный
интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и
прикладные вопросы психологии. СПб. : Питер, 1995. 451 с.
32. Лазеева М. П., Неупокоева Г. В. Оценка влияния различных признаков на познавательную деятельность студентов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2008. № 2. С. 143-146.
33. Личностный потенциал. Структура и диагностика / Коллектив авторов. НПФ «Смысл», 2011. 563 с.
34. Лунева О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 177-182.
35. Лунева О. В. Концепция исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46-50.
36. Лунева О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 146-151.
37. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231-236.
38. Манина К. Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2015. № 6-2 С. 62-64.
39. Маслак А. А., Рыбкин А. Д., Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале любознательности школьников // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 158-165.
40. Мацута В. В., Богомаз С. А. Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого курса// Сибирский психологический журнал, 2014. №51. С. 53-64.
41. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. С. 88¬91.
42. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию. СПб. : Иматон, 1996. 53 с.
43. Новикова И. А., Стакина Ю. М. Любознательность как фактор успешности учебной деятельности студентов // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика, 2004. № 2. С. 114-120.
44. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт,
Дж. Хедланд [и др.]. СПб. : Питер, 2002. 272 с. (Серия «Мастера
психологии»).
45. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М. : ГУ ВШЭ, 2005. Т.2. № 4. С. 94-101.
46. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. М. : Издательство «София», 2006. 368 с.
47. Соловьёва О. В. Социальный интеллект как психологический феномен // Наука, образование и инновации: сб. науч. тр. Уфа. : Аэтерна, 2016. ч. 3. С. 203-206.
48. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 176 с.
49. Субботский Е. В., Чеснокова О. Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль // Национальный психологический журнал. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 2011. № 1. С. 8-12.
50. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание. Общество. Развитие. М. : ИП РАН, 1996. С. 54-76.
51. Чеснокова О. Б., Субботский Е. В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 2010. № 2. С. 22-29.
52. Чигинцева Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 576-580.
53. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63-67.
54. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии, 1988. №2. С. 83-92.
55. Яковлева Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 181 с.
56. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки. СПб. : ГИПСР, 2011. Т. 15, №1. С. 74-81.