Проведено исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №35 города Таганрога.
Выборка: 24 ученика 2А класса.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………… 5
1 Теоретические аспекты исследования формирования спортивного коллектива………………8
1.1 Понятие коллектива …………8
1.2 Специфика спортивного коллектива …14
1.3 Индивидуальные особенности младшего школьного возраста…... 20
1.4 Формирование спортивного коллектива младшего школьного…... 24
2 Методы и организация исследования……27
2.1 Методы исследования……27
2.2 Организация исследования……28
3 Результаты исследования и их обсуждение……………………….…... 29
Заключение………………………………………………………………… 48
Перечень использованных информационных ресурсов………………… 50
Приложение А Положение о проведении соревнований…………..….. 55
Приложение Б Сценарий проведения соревнований…56
Актуальность исследования. Детский спортивный коллектив представляет собой важное условие для самоутверждения личности. Спорт выявляет стойкость, закалку характера, выносливость. Приходя в спорт, ребёнок знакомится с другими детьми. Начинает общаться, находить общие темы.
В процессе занятия спортом у детей возникает соперничество, каждый ребёнок хочет стать первым и быть лучше всех. Спортивный коллектив направлен на физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу, она направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. Основным видом деятельности является, учебно-познавательная деятельность.
Физическая культура и спорт оказывают значительное воздействие как на развитие человека в частности, так и на общество в целом, являясь неотделимой частью совокупной культуры. В младшем школьном возрасте предоставляются немалые возможности воспитать коллективистские отношения. В отношении к спорту, основная психологическая единица, она же формальная структура – это команда. Активность и поведение спортсменов внутри команды находится под строгим контролем и руководством тренера. Но функционирование тренера – ментора и в то же время официального начальника команды данным не ограничивается, а представляет собой многосторонней и насыщенной.
Хорошо организованные тренировочные занятия и соревнования воспитывают у спортсменов не только силу, ловкость, быстроту и выносливость, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю, способность преодолевать трудности. Плох тот тренер, который не видит ничего, кроме секунд, метров, рекордов, который не может выявить оптимальный подход к собственному воспитаннику.
Тренер должен всегда интересоваться жизнью своих воспитанников, успехами в труде, в учебе, следить за тем, как они развиваются в культурном плане. Тренер обязан хорошо знать любого ученика, чтобы суметь верно найти подход к нему, завоевать доверие, своевременно предостеречь от недочетов.
Тренер не должен ограничивать свою деятельность только спортивными интересами, он должен знать и другие стороны жизни своих учеников. Хорошему тренеру дорог каждый спортсмен, он принимает близко к сердцу его горести и неудачи, радуется его успехам и победам.
За всю свою многолетнюю практику тренер сталкивается с большим количеством юношей и девушек, имеющих разные спортивные способности и своеобразные характеры. Тренер должен выявить оптимальный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем самые лучшие качества и задатки. Педагог-тренер должен быть требовательным и принципиальным. Только тогда он будет пользоваться доверием своих учеников.
Цель исследования: выявить специфику формирования спортивного коллектива в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1 Определить структуру коллектива.
2 Выявить специфику формирования спортивного коллектива.
3 Определить индивидуальные особенности младшего школьного возраста.
4 Подобрать методику по формирования спортивного коллектива младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования спортивного коллектива детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: специфика формирования спортивного коллектива детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что хорошо сформированный детский спортивный коллектив младшего школьного возраста позволит качественно повысить учебно-тренировочный процесс на занятиях физической культуры.
Методы исследования
1. Анкетирование
2. Подвижные игры
Практическая значимость работы заключается в том, что преподавателю – предметнику по дисциплине Физическая культура и тренеру как руководителю знания, как формируется взаимоотношения в коллективе поможет управлять им, наиболее эффективно.
Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующее. Сформированный и гармонично развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие воспитания и самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом важно придавать основным типам деятельности детей определенную целевую направленность, обозначать меру социальной значимости, что позволит не только сформировать отношения детей внутри возрастных групп, но и построить их на качественно единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществлении деятельности во временной группе обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности у каждого ребенка выступает определяющим признаком сформированного и развитого детского коллектива.
Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. При правильном воспитании младший школьник за несколько лет накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности с единой целью на основе взаимопонимания и деловых отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт деятельности в социуме.
Коллектив может стать важным инструментом формирования личности. Коллектив младших школьников организуется взрослыми педагогами. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической подготовленности учителя или тренера.
Психологическое благополучие детей, занимающихся спортом, зависит от создания условий, которые позволяют им добиться ощущения собственной осведомленности в избранном виде деятельности, почувствовать, что они способны в определенной мере контролировать свои действия, а также достичь поставленной цели. Успех в детском спорте измеряется показателями индивидуального развития и совершенствования, а не количеством побед или поражений.
Все, кто имеет отношение к детскому спорту, должны служить примером для детей, четко определять, какие ценности развивает спорт. Положительное влияние спорта способствует развитию социального благополучия, получению удовольствия и гармоничному развитию детей.
Тренер должен быть не только наставником в спорте, но и воспитателем, заботиться не только о техническом совершенствовании спортсмена, но и о воспитании в нем высоких моральных качеств, всегда говорить ученику, что успех обязывает к скромности, к постоянной работе, к борьбе за достижение еще более высоких результатов. Тренер должен быть, прежде всего, воспитателем, и если он не воспитатель, то он и не тренер.
Чтобы стать настоящим тренером нужно, прежде всего, строго относиться к себе, всегда повышать свою квалификацию, дающую ясность цели, силу ориентировки, творческий подход к решению вопросов.
1. Чегринцова, С.В. Лидерство и командообразование в организации : учебное пособие / Чегринцова С.В.. — Тверь : Тверской государственный университет, 2020. — 115 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111565.html (дата обращения: 19.05.2022).
2. Байдаков, А.Н. Лидерство и командообразование : учебное пособие / Байдаков А.Н., Назаренко А.В., Звягинцева О.С.. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2019. — 132 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109364.html (дата обращения: 19.05.2022).
3. Сафонова, Н.М. Лидерство и командообразование : учебное пособие / Сафонова Н.М.. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Печатная галерея, 2017. — 68 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/73541.html (дата обращения: 19.05.2022).
4. Спортивная психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Родионов [и др.] ; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11149-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495732 (дата обращения: 19.05.2022).
5. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина [и др.] ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01035-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/489183 (дата обращения: 19.05.2022).
6. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/492790 (дата обращения: 19.05.2022).
7. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена : учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07335-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/492465 (дата обращения: 19.05.2022).
8. Психологическое сопровождение детско-юношеского спорта : учебное пособие для вузов / В. А. Родионов [и др.] ; под общей редакцией В. А. Родионова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11432-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/493891 (дата обращения: 19.05.2022).
9. Теория и методика избранного вида спорта : учебное пособие для вузов / Т. А. Завьялова [и др.] ; под редакцией С. Е. Шивринской. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07551-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/492815 (дата обращения: 19.05.2022).
10. Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11990-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/496160 (дата обращения: 19.05.2022).
11. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Ловягина [и др.] ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 338 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00690-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/491409 (дата обращения: 19.05.2022).
12. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. К. Серова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 124 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11155-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495735 (дата обращения: 19.05.2022).
13. Наполняемость групп и максимальный объем недельной тренировочной нагрузки на каждом этапе спортивной подготовки при отсутствии федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ .— 2016 .— №4 .— С. 74-75 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/464658 (дата обращения: 19.05.2022)
14. Тулякова О.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков : учебное пособие / Тулякова О.В.. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 140 c. — ISBN 978-5-4497-0493-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/93803.html (дата обращения: 19.05.2022).
15. Першина Л.А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Першина Л.А.. — Москва : Академический проект, 2020. — 255 c. — ISBN 978-5-8291-2814-2. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110048.html (дата обращения: 19.05.2022).
16. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04086-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/488733 (дата обращения: 19.05.2022).
17. Ляксо, Е. Е. Возрастная физиология и психофизиология : учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00861-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/489156 (дата обращения: 19.05.2022).
18. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/491232 (дата обращения: 19.05.2022).
19. Капилевич, Л. В. Физиология человека. Спорт : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Капилевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10199-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495182 (дата обращения: 19.05.2022).
20. Ле, Т.Ч. Педагогическая диагностика и контроль над физическим состоянием и подготовленностью девочек 6-8 лет, занимающихся гимнастикой в спортивно-оздоровительных группах. : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Ч. Ле .— : РГУФК, 2003 .— 26 с. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/217749 (дата обращения: 19.05.2022)
21. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Родионов [и др.] ; под общей редакцией А. В. Родионова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 251 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12560-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495752 (дата обращения: 19.05.2022).
22. Давыдкина, Е.А. Изучение социально – психологического климата коллектива / Е.А. Давыдкина // Акмеология .— 2015 .— №3 .— С. 196-197 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/405650 (дата обращения: 19.05.2022)
23. Миняжева, Д. Оптимизация деятельности школьного педагогического коллектива / Д. Миняжева // Методическая работа в школе .— 2014 .— №4 .— С. 13-18 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/464223 (дата обращения: 19.05.2022)
24. Надточий Ю.Б. Командообразование. Практикум : учебное пособие / Надточий Ю.Б.. — Москва : Дашков и К, 2022. — 108 c. — ISBN 978-5-394-04656-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/120715.html (дата обращения: 19.05.2022).
25. Кузьменко Г.А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Кузьменко Г.А.. — Москва : Прометей, 2014. — 86 c. — ISBN 978-5-7042-2515-7. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/58149.html (дата обращения: 24.05.2022).
26. Климкова, Р.В. Основные понятия об игре и методика проведения подвижных игр : Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения / Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева, Е.С. Салахудинова, А.М. Томашевич; Р.В. Климкова .— Москва : РГУФКСМиТ, 2010 .— 100 с. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/202932 (дата обращения: 24.05.2022)
27. Черемисин, В. П. Теоретико-методологические основы спортивных и подвижных игр : сборник лекций / В. П. Черемисин .— Малаховка : МГАФК, 2000 .— 168 с. — ISBN 5-900871-31-2 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/772955 (дата обращения: 24.05.2022)
28. Смолин, Ю.В. Организация и проведение соревнований и подвижных игр / Ю.В. Смолин .— 2010 .— 68 с. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/788038 (дата обращения: 24.05.2022)