Введение 8
1 Теоретические основы исследования малого бизнеса в рыночной
экономике 10
1.1 Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике 10
1.2 Критерии и показатели развития малого бизнеса 20
1.3 Методы государственного регулирования малого бизнеса 25
2 Современное состояние малого бизнеса в России 32
2.1 Анализ развития малого бизнеса в России 32
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в России 37
3 Особенности формирования и развития малого бизнеса в Томской
области 43
3.1 Анализ состояния малого бизнеса Томской области 43
3.2 Перспективы развития малого бизнеса Томской области 51
4 Социальная ответственность 58
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение А 75
Данная исследовательская работа посвящена изучению роли, перспектив и проблем малого бизнеса в России и, в частности, на территории Томской области. Так же приводится сравнение ситуации с законодательным и ресурсным обеспечением развития и функционирования малого бизнеса в России и за рубежом и на территории Томской области.
Тема, поднимая в данной работе, крайне актуальна для современной России. Для последних лет характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире и увеличение его доли в экономике многих развитых стран, что положительно сказывается на их общем социально-экономическом развитии. В России же доля малого бизнеса в экономике по-прежнему крайне невысока. Из этого вытекает задача анализа того, что делалось и делается государством для изменения подобной ситуации.
Проблемой, поднимаемой в данной работе, является низкий уровень развития малого бизнеса в России.
Целью работы является выявление особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса (на примере Томской области).
Для достижения поставленной цели, буду решены следующие задачи:
1. Определить роль малого бизнеса в рыночной экономике.
2. Выявить критерии и показатели развития малого бизнеса.
3. Проанализировать особенности развития малого бизнеса в России.
4. Выявить проблемы развития малого бизнеса в России.
5. Определить особенности формирования и развития малого бизнеса в Томской области.
Объектом исследования в данной работе является субъекты малого бизнеса России.
Предметом исследования являются особенности, проблемы и тенденции развития малого бизнеса.
Основными методами, применяемыми в исследовании выступают: общенаучные принципы познания, логический и статистический методы, метод изучения и обобщения и др.
Научная новизна исследования состоит в систематизации неоднородных статистических и иного характера данных, и их использования с целью анализа особенностей и перспектив развития малого бизнеса в России и Томской области на современном этапе.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности применения полученных данных и выводов органами государственной власти при формировании социально-экономической политики как на федеральном так и на региональном уровнях.
По исследуемой проблеме существует масса литературы в силу особой актуальности исследований подобного рода. Теоретической основой исследования стали как фундаментальные, так и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению процессов развития и формирования конкурентоспособности национальной экономики. Также в анализе использованы данные российской и международной статистики, нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации. Помимо прочего, применялись публикации периодической печати и сети Интернет. Часть результатов, реализованных виде сводных таблиц.
Проведенный анализ состояния и развитая малого бизнеса показал, что действительно, Россия занимает в международном рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business) 119 место не случайно. Существует перечень препятствий повышения рейтинга.
Самым главным препятствием для развития бизнеса является «Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда». С приличным отрывом от нее, на втором месте, расположился «Высокий уровень налогов». Третье место в ограничении развития бизнеса у «Низкой доступности финансов». «Общий спад спроса в отрасли» становится все менее критическим по мере восстановления экономики после последнего кризиса. 5-е место занимает «Несправедливая конкуренция». На последнем месте препятствием является коррупции .
В данной работе были проанализированы конкретные наиболее проблемные аспекты малого бизнеса в России, но помимо данных конкретных проблем, существует и более общая. Ведь если рассмотреть законодательство, касающееся малого бизнеса в РФ, то можно сказать, что, несмотря на отсутствие чёткости некоторых пунктов, при его осуществлении малый бизнес не должен находиться на таком уровне, на котором он сейчас в нашей стране.
В третьей главе было изучено состояние малого бизнеса непосредственно на территории Томской области. В Томской области развита инфраструктура поддержки не только стартующих, но и действующих компаний. Оказывается помощь инновационным предприятиям; компаниям, ориентированным на внешнеэкономическую деятельность. В Томской торгово-промышленной палате действует Центр субконтрактации, основная цель которого - наладить взаимодействие между крупным, малым и средним бизнесом. Для развития международного и межрегионального сотрудничества предприятий МСБ, поиска новых партнеров, продвижения томской продукции за пределы страны и региона, организации деловых миссий в ТомТПП успешно работает Европейский информационно-консультационный центр, а также Центр поддержки внешнеэконом. В нашем регионе постоянно растет число бизнес инкубаторов, задача которых - общественная поддержка начинающих предпринимателей благодаря льготам по аренде помещений, предоставлению оргтехники и оборудования.
1. Лутовинов П. П., Гончарова О. К., Колесников В. И. Роль малого бизнеса в развитии экономики России [Электронный ресурс] // проект «Моделирование и прогнозирование валютно-финансовых кризисов в современных условиях», 2013. - URL: http://www.lib.csu.ru/vch/120/003.pdf (дата обращения 12.03.2016).
2. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. С. 326.
3. Кузнецова Е. А. Определение инновационного потенциала
российского малого предпринимательства: журнал «Российское
предпринимательство» № 18 (240) за 2012 год, стр. 66-72.
4. Налоги на малый бизнес [Электронный ресурс]// Российская газета. URL: http://rg.ru/sujet/3019/ (дата обращения 15.03.2016).
5. Житков В.Б., Воронина И.В., Калачева О.И. Малое и среднее предпринимательство в России: Федеральная служба государственной статистики, 2015. С. 96.
6. Хныкина Т.С., Фомиченко И.А. Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы: ФБГОУ ВПО Санкт- Петербургский государственный торгово-экономический университет, кафедра менеджмента, 2014. С. 15.
7. Булешова Н. Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России [Электронный ресурс] // Научный журнал «Молодой учёный». URL: http://www.altbanks.ru/upload/files/docs/proekt/fin/mbiz.pdf (дата обращения 20.03.2016).
8. Стратегия социально - экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] // Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580. URL:
https://tomsk.gov.ru/ctrategiia-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-tomskoi- oblasti-do-2030-goda (дата обращения 25.05.2016).
9. А.В. Абышева Законодательные основы развития малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd=466201890&nh= 1 (дата обращения 28.05.2016).
10. Глазьев С. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики: Российский экономический журнал, 2013. С. 12.
11. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике: СПб., 2012. С. 324.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2009. С. 184.
13. Малый и средний бизнес в России: Материалы Росстата. М., 2015. С. 95. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : учеб. для вузов : пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. М. : ЮНИТИ, 2014. С. 400.
14. Буяновский, А. Е. Регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса : автореф. дис. канд. экон. наук :
08.0. 05 / А. Е. Буяновский; ОГУ. Оренбург, 2013.С. 20.
15. Афанасьева, Л. Прозрачность, свобода, деньги: Это все, что нужно малому бизнесу для нормальной жизни / Л. Афанасьева, О. Смирнова // Челябинск. 2010. № 11. С. 4-7.
16. Иоффе, А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства : интервью / зап. А. Самойлов // Человек и труд. 2011. № 1. С. 166.
17. Ларичева, З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития / З. М. Ларичева, Л. В. Стрелкова // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 343.
18. Лебедева, Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Л. Лебедева, Е. Емельянов // Человек и труд. 2006. № 8. С. 275.
19. Малый бизнес: тема номера // Челябинск. 2005. № 10. С. 16.
20. Хаит, М. М. Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий / М. М. Хаит // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 6. Экономика. 2006. № 4. С. 43.
21. Отчет по результатам исследования состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в Томской области в 2015 году: в рамках реализации государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области», 2015. С. 112.
22. Доклад «О мерах по развитию малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»: Государственный Совет Российской Федерации, М., 2015. С. 82.
23. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего
предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу: Министерство экономического развития Российской
Федерации, М., 2014. С. 260.
24. Буев В. "Российская Бизнес-газета" [Электронный ресурс] //Бизнес и власть №824 (42). URL: http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html (дата обращения 18.04.2016).
25. Встреча с руководством общественного объединения
предпринимателей «ОПОРА России» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/16837 (дата обращения 20.04.2016).
26. Государственная поддержка малого бизнеса в США [Электронный ресурс] URL: http://www.smallbiznes.net/BusinessUSA.php (дата обращения 18.05.2016).
27. Е. Шохина. Малый бизнес просят не «шарахаться» [Электронный ресурс] // Институт статистических исследований и экономики знаний. URL: http://issek.hse.ru/press/78896193.html (дата обращения 16.04.2016).
28. Министерство экономического развития РФ. [Электронный
ресурс] // Интервью Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, март 2015 URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20100315 04 (дата
обращения 20.04.2016).
29. Опора России [Электронный ресурс] URL: http://mosopora.ru/ (дата обращения 16.04.2016).
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля
2013 г. N 556 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78660 (дата
обращения 26.04.2016).
31. Предпринимательский климат в России: индекс Опоры России
2012 [Электронный ресурс] URL:
http://opora.ru/upload/law data/index 2012.pdf (дата обращения 21.04.2016).
32. Рейтинговое агентство РА Эксперт. [Электронный ресурс] // «Экспертиза рынков. Банки. Лизинг. Факторинг». URL:
http://www.raexpert.ru/editions/analytics/exp_blf/ (дата обращения 15.04.2016)"
33. Влияние малого бизнеса на экономическое состояние страны [Электронный ресурс] // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://rspp.ru/ (дата обращения 13.04.2016).