ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 8
1.1 Проблема формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 26
2.1 Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 2-3 лет 26
2.2 Реализация педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 47
2.3 Выявление динамики сформированности навыков самообслуживания
у детей 2-3 лет 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 79
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 8
1.1 Проблема формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 26
2.1 Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 2-3 лет 26
2.2 Реализация педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 47
2.3 Выявление динамики сформированности навыков самообслуживания
у детей 2-3 лет 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 79
Дошкольный возраст - начальный этап становления и развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях проблема формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы актуальна. Достаточно большое количество детей приходят в сад, совершенно не владея даже начальными навыками самообслуживания: не умеют правильно держать ложку, не умеют одеваться, не владеют навыками личной гигиены.
Самообслуживание - это трудовая деятельность ребенка, направленная на обслуживание самого себя. Навык - действие, доведенное до автоматизма. Навыки формируются под руководством взрослых при правильном планировании и выполнении действий в определенной последовательности. Навыки и умения самообслуживания определяют еще и как культурно-гигиенические навыки, связанные с чистотой и порядком. Воспитателям при этом важно наблюдать за деятельностью детей, уметь определять способы и процессы выполнения действий, связанных с развитием самостоятельности детей, формировать у них навыки самообслуживания, уметь выбирать методы воздействия на развитие ребенка.
Самообслуживание является основой усвоения ребёнком таких основных культурно-гигиенических навыков, как приём пищи, раздевание и одевание, умывание, мытье рук. Оно формируется при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнку будет легче адаптироваться к жизни в социуме.
Следует обратить внимание на то, что для успешного привития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет, в основном, применяют подражание, личный пример, разнообразные дидактические игры. Такие процессы, как одевание, прием пищи и другие гигиенические действия, требуют кропотливой работы, как родителей, так и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Проблема формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста рассматривалась такими педагогами, как А.Г. Гогоберидзе, В.И. Молчановым, Н.М. Щеловановым, В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой и другими. В их работах раскрываются не только вопросы ухода, питания детей, но и работа по формированию навыков самообслуживания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- отобраны дидактические игры и упражнения с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста;
включены дидактические игры и упражнения в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах;
- включены родители в процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и обучение их педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились: исследования развития навыков самообслуживания в контексте трудового воспитания детей дошкольного возраста (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Р.С. Буре, М.А. Васильева); исследования о познавательном развитии как естественном и непосредственном стремлении ребенка к познанию окружающего мира (В.А. Мясницев, Г.И Щукина)
Новизна исследования: определение педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет; уточнение показателей и описание уровней сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2¬3 лет могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 39 структурное подразделение «Детский сад №8» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 9 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.
Самообслуживание - это трудовая деятельность ребенка, направленная на обслуживание самого себя. Навык - действие, доведенное до автоматизма. Навыки формируются под руководством взрослых при правильном планировании и выполнении действий в определенной последовательности. Навыки и умения самообслуживания определяют еще и как культурно-гигиенические навыки, связанные с чистотой и порядком. Воспитателям при этом важно наблюдать за деятельностью детей, уметь определять способы и процессы выполнения действий, связанных с развитием самостоятельности детей, формировать у них навыки самообслуживания, уметь выбирать методы воздействия на развитие ребенка.
Самообслуживание является основой усвоения ребёнком таких основных культурно-гигиенических навыков, как приём пищи, раздевание и одевание, умывание, мытье рук. Оно формируется при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнку будет легче адаптироваться к жизни в социуме.
Следует обратить внимание на то, что для успешного привития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет, в основном, применяют подражание, личный пример, разнообразные дидактические игры. Такие процессы, как одевание, прием пищи и другие гигиенические действия, требуют кропотливой работы, как родителей, так и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Проблема формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста рассматривалась такими педагогами, как А.Г. Гогоберидзе, В.И. Молчановым, Н.М. Щеловановым, В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой и другими. В их работах раскрываются не только вопросы ухода, питания детей, но и работа по формированию навыков самообслуживания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- отобраны дидактические игры и упражнения с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста;
включены дидактические игры и упражнения в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах;
- включены родители в процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и обучение их педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились: исследования развития навыков самообслуживания в контексте трудового воспитания детей дошкольного возраста (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Р.С. Буре, М.А. Васильева); исследования о познавательном развитии как естественном и непосредственном стремлении ребенка к познанию окружающего мира (В.А. Мясницев, Г.И Щукина)
Новизна исследования: определение педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет; уточнение показателей и описание уровней сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2¬3 лет могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 39 структурное подразделение «Детский сад №8» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 9 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Самообслуживание является основой усвоения ребёнком таких основных культурно-гигиенических навыков, как приём пищи, раздевание и одевание, умывание, мытье рук и др.
Изучение данной проблемы в настоящее время необходимо, так как самообслуживание имеет особое значение в раннем возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности навыков самообслуживания 50% детей, средним - 33%, высоким - 16%. В контрольной группе выявлено, что 33% детей обладают низким уровнем, у 42% детей был выявлен средний уровень и у 25% - высокий уровень сформированности навыков самообслуживания.
Воспитанники контрольной группы в целом показали результаты немного выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по формированию навыков самообслуживания явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Динамика развития навыков самообслуживания детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента в экспериментальной группе у 5 воспитанников уровень повысился: у 3 воспитанников со среднего до высокого; у 2 - с низкого до среднего.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию навыков самообслуживания у детей 2-3 лет продуктивен.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Изучение данной проблемы в настоящее время необходимо, так как самообслуживание имеет особое значение в раннем возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности навыков самообслуживания 50% детей, средним - 33%, высоким - 16%. В контрольной группе выявлено, что 33% детей обладают низким уровнем, у 42% детей был выявлен средний уровень и у 25% - высокий уровень сформированности навыков самообслуживания.
Воспитанники контрольной группы в целом показали результаты немного выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по формированию навыков самообслуживания явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Динамика развития навыков самообслуживания детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента в экспериментальной группе у 5 воспитанников уровень повысился: у 3 воспитанников со среднего до высокого; у 2 - с низкого до среднего.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию навыков самообслуживания у детей 2-3 лет продуктивен.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАЦИОННЫХ КАРТ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У
СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



