Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Работа №119169

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 8
1.1 Проблема формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет 26
2.1 Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у
детей 2-3 лет 26
2.2 Реализация педагогических условий формирования навыков
самообслуживания у детей 2-3 лет 47
2.3 Выявление динамики сформированности навыков самообслуживания
у детей 2-3 лет 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 79

Дошкольный возраст - начальный этап становления и развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях проблема формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы актуальна. Достаточно большое количество детей приходят в сад, совершенно не владея даже начальными навыками самообслуживания: не умеют правильно держать ложку, не умеют одеваться, не владеют навыками личной гигиены.
Самообслуживание - это трудовая деятельность ребенка, направленная на обслуживание самого себя. Навык - действие, доведенное до автоматизма. Навыки формируются под руководством взрослых при правильном планировании и выполнении действий в определенной последовательности. Навыки и умения самообслуживания определяют еще и как культурно-гигиенические навыки, связанные с чистотой и порядком. Воспитателям при этом важно наблюдать за деятельностью детей, уметь определять способы и процессы выполнения действий, связанных с развитием самостоятельности детей, формировать у них навыки самообслуживания, уметь выбирать методы воздействия на развитие ребенка.
Самообслуживание является основой усвоения ребёнком таких основных культурно-гигиенических навыков, как приём пищи, раздевание и одевание, умывание, мытье рук. Оно формируется при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнку будет легче адаптироваться к жизни в социуме.
Следует обратить внимание на то, что для успешного привития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет, в основном, применяют подражание, личный пример, разнообразные дидактические игры. Такие процессы, как одевание, прием пищи и другие гигиенические действия, требуют кропотливой работы, как родителей, так и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Проблема формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста рассматривалась такими педагогами, как А.Г. Гогоберидзе, В.И. Молчановым, Н.М. Щеловановым, В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой и другими. В их работах раскрываются не только вопросы ухода, питания детей, но и работа по формированию навыков самообслуживания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- отобраны дидактические игры и упражнения с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста;
включены дидактические игры и упражнения в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах;
- включены родители в процесс формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет и обучение их педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились: исследования развития навыков самообслуживания в контексте трудового воспитания детей дошкольного возраста (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Р.С. Буре, М.А. Васильева); исследования о познавательном развитии как естественном и непосредственном стремлении ребенка к познанию окружающего мира (В.А. Мясницев, Г.И Щукина)
Новизна исследования: определение педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет; уточнение показателей и описание уровней сформированности навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 2¬3 лет могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 39 структурное подразделение «Детский сад №8» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 9 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Осуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Самообслуживание является основой усвоения ребёнком таких основных культурно-гигиенических навыков, как приём пищи, раздевание и одевание, умывание, мытье рук и др.
Изучение данной проблемы в настоящее время необходимо, так как самообслуживание имеет особое значение в раннем возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности.
Мы определили актуальность нашего исследования необходимостью в установлении педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты педагогических условий формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент для выявления уровня развития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности навыков самообслуживания 50% детей, средним - 33%, высоким - 16%. В контрольной группе выявлено, что 33% детей обладают низким уровнем, у 42% детей был выявлен средний уровень и у 25% - высокий уровень сформированности навыков самообслуживания.
Воспитанники контрольной группы в целом показали результаты немного выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по формированию навыков самообслуживания явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Динамика развития навыков самообслуживания детей была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента в экспериментальной группе у 5 воспитанников уровень повысился: у 3 воспитанников со среднего до высокого; у 2 - с низкого до среднего.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию навыков самообслуживания у детей 2-3 лет продуктивен.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.


1. Нормативная база современного дошкольного образования [Текст] / Закон об образовании, ФГОС ДО. Порядок организации образовательной деятельности. - Москва: Просвещение, 2016. - 110 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ - Режим доступа:
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
3. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов [Текст] / По состоянию на 1 октября 2015 года. - М.: Национальное образование, 2016. - 696 с.
4. Акулова, Е.Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте [Текст] Е.Ф. Акулова // Наука, образование общество. - 2016. - №4. - С. 24-47.
5. Арнаутова, Е.П. Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 2-3 лет [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: Русское слово, 2016. - 64 с.
6. Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.
7. Белая, К.Ю. Тематические дни в детском саду. 40 карточек для планирования и проведения тематических дней с детьми дошкольного возраста [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Русское слово, 2018. - 80 с.
8. Белова, О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» [Текст] / О.Е. Белова. - Волгоград: Учитель, 2017. -154 с.
9. Варенцова, Н.А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы [Текст] / Н.А. Варенцова // Молодой ученый. - 2019. - №4. - С.381-384.
10. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
12. Выскребенец, Е.Н. Педагогические условия формирования самостоятельности у младших дошкольников в процессе труда по самообслуживанию [Текст] / Е.Н. Выскребенец // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. - В 2 ч. Ч.1. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - 251 с. - С. 171-175.
13. Даурова, У.А. Инновационные методы и формы работы в организации деятельности дошкольников по самообслуживанию и элементарному бытовому труду [Текст] / У.А. Даурова // Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 283 с. - С.51-54.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
15. Зорина, А.А. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания [Текст] / А.А. Зорина, Ю.С. Тюнников // Молодой ученый. -2016. - №3. -С. 13-15.
16. Смирнова, Е.О. Игры и игрушки вашего ребенка: методическое пособие [Текст] / Е.О. Смирнова [и др.]. - М.: Русское слово, 2016. - 112 с.
17. Комарова, Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
18. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для
академического бакалавриата [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 411 с.
19. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО [Текст] /
Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
20. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
21. Образовательная программа дошкольного образования «Мозайка» [Текст] / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. - 2-е изд. - М.: Русское слово, 2017. - 528 с.
22. Ожегов, С..И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2006. - 976 с.
23. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Творческий Центр СФЕСС, 2000. - 528 с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
25. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду методическое пособие [Текст] / Е.О. Смирнова [и др.]. - М.: Русское слово, 2016. - 112 с.
26. Сайгушева, Л.И. Технологии педагогической поддержки младших дошкольников в процессе приобщения их к самообслуживанию [Текст] / Л.И. Сайгушева, О.Н. Масленникова // Мир детства и образование. Сборник материалов 1Х очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. -Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск), 2015. - С.57-60.
27. Сайгушева, Л.И. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию [Текст] / Л.И. Сайгушева, И.С. Стряпухина // Международный журнал экспериментального образования. -№7. - 2014. - С.39-41.
28. Смирнова, Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Русское слово, 2015. - 168 с.
29. Тарабарина, Т.И. Формирование навыков самообслуживания у дошкольников как педагогическая проблема [Текст] / Т.И. Тарабарина // Вопросы теории и методики профессионального образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 164 с. - С.83-85.
30. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2013. - 368 с.
31. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
32. Хрестоматия для детского сада: группа раннего возраста [Текст] / сост. А.Н. Печерская. - М.: Русское слово, 2016. - 104 с.
33. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022.
34. Чебровская, С.В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников [Текст] / С.В. Чебровская // Амурский научный вестник. - 2014. -№ 4. -С. 183-189.
35. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 575 с.
36. Шахманова, А.Ш. Проблема формирования у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурно- гигиенических навыков в практике работы дошкольных организаций [Текст] / А.Ш. Шахманова, А.С. Гаспарян // Молодой ученый. - 2019. - №3. - С. 384¬386.
37. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //alleng.org/d/psy/psy013. htm.
38. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве Пособие
для педагогов дошкольных учреждений [Электронный ресурс] / Н.Е. Веракса, А.Н Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 150 с. - Режим доступа:
https: //educ.wikireading.ru/172.
39. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин- тов [Электронный ресурс] / Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. - Режим доступа:http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya.html.
40. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, - 2014. - 368 с. - Режим доступа:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-roj denia-do-shkoli.pdf.
41. Программа «Успех» [Электронный ресурс] / Под ред.
Н.В. Фединой - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ