Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования профессионально- педагогических умений у педагогов дошкольной образовательной организации 17
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования профессионально-педагогических умений у педагогов дошкольной образовательной организации 17
1.2 Характеристика организации инновационной деятельности
дошкольной образовательной организации 28
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации 44
2.1 Выявление уровня сформированности профессионально¬
педагогических умений у педагогов дошкольной образовательной организации 44
2.2 Содержание работы по формированию профессионально -
педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации 64
2.3 Динамика уровня сформированности профессионально -
педагогических умений у педагогов дошкольной образовательной организации 80
Выводы по второй главе 92
Заключение 94
Список используемой литературы 96
Приложения 104
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию.
За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе образования. Были разработаны и приняты новые программы, законы, стандарты регламентирующие работу образовательных организаций, в том числе и дошкольных. Ведущей тенденцией происходящих изменений является личностно-ориентированный подход, все больше внимания уделяется развитию кадрового персонала образовательных организаций.
Основными задачами государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 год являются создание в системе дошкольного образования равных возможностей для качественного образования и его модернизация, качественное обновление педагогического состава и приобретение ими новых компетенций, профессионально - педагогических умений, создание мотиваций для профессионального роста кадров в интересах социально направленного, инновационного развития государства [4].
Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года) [5], издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (2013 год) [2], принятие «Профессионального стандарта педагога» (18 октября 2013 года) [3],послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству дошкольного образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
Разработка данных документов оказало существенное влияние на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов дошкольной образовательной организации, так как в них рассматриваются личностные и профессиональные компетенции педагогов, а также особое внимание отводится профессионально-педагогическим умениям, которыми должны владеть педагоги детского сада.
Разносторонние требования к педагогу ставят педагога на новый виток своего развития. Педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО) уже выступает как субъект собственной деятельности. Актуальным становится непрерывное самообразование и повышение уровня своей профессиональной компетенции, которые оцениваются уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Также можно отметить, что профессионально-педагогические умения характеризуют уровень профессионализма и педагогического мастерства педагога[24].
Педагоги дошкольной образовательной организации должны осуществлять свою педагогическую деятельность на профессиональном уровне, обеспечивать реализацию основной образовательной программы качественно и в полном объеме, всесторонне развивать воспитанников по разным направлениям, применять в своей работе новые современные инновационные технологии, методы, формы воспитания и обучения, инновационные методические разработки, должны обладать знаниями об основах работы с информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ), систематически повышать профессиональный уровень, проходить аттестацию [5]. Это предполагает овладение педагогами ДОО набором определенных профессионально-педагогических умений. Актуальным для профессионального развития педагогов детского сада становятся условия формирования профессионально-педагогических умений.
Для более полного представления о возможных условиях, способах формирования профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО необходимо рассмотреть, также и ключевые понятия, как профессиональная компетентность и профессионально-педагогические умения у педагогов.
Анализ понятия «профессиональная компетентность» в педагогическом словаре, теоретико-методологических исследованиях (А.В. Баранок, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Е.А. Панько, В.А. Сластенина и др.) позволил определить, что «развитие профессиональной компетентности» представляет собой постоянное усовершенствование профессионального опыта, а также динамичный процесс усвоения, который ведет к развитию индивидуальных профессиональных качеств и профессионально-педагогических умений у педагогов, пополнению профессионального опыта, развитию и самосовершенствованию. Оценкой профессиональной компетентности педагога ДОО является уровень сформированности профессионально - педагогических умений.
Существует много разных определений профессионально - педагогических умений. Разные исследователи (А.В. Баранок, К.Ю. Белая, A. С. Дьяченко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.А. Панько, B. А. Сластенин и т.д.) трактуют данное понятие по-разному[24].
Под «профессионально-педагогическими умениями» они подразумевают множество объединенных действий педагога, выявляющих индивидуальные психологические качества педагога и подтверждающие его профессиональную компетентность[24].
Проанализировав, психолого-педагогическую литературу, научные исследования (А.В. Баранок, К.Ю. Белой, И.А. Зимней, А.С. Дьяченко, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Мудрик, Е.А. Панько, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и т.д.) по профессионально - педагогическим умениям педагогов ДОО, можно отметить, что данные исследователи уделяют огромное внимание проблеме формирования профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО.
В ДОО на проблему формирования профессионально-педагогических умений у педагогов большое влияние имеет и систематическая работа методической службы.
Методическая служба удовлетворяет все необходимые профессиональные потребности педагога, оказывает помощь в организации непрерывного образования, повышении квалификации, помогает педагогам повысить уровень своей профессиональной подготовки и уровень профессионально-педагогических умений. Ее целью становится выработка совершенных механизмов и условий, которые позволят повысить уровень профессиональной компетентности и профессионально-педагогических умений у педагогов. Методическое сопровождение педагогов ДОО позволяет создать такое сообщество педагогов, в котором создаются, разрабатываются и внедряются новые инновационные идеи, а также происходит обмен различными технологиями, знаниями, умениями и опытом работы.
Педагоги-психологи в своих трудах (К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Л.М. Волобуева, И.В. Никишина, В.А. Сластенин, П.И. Третьякови др.) выделяют множество форм методической работы с педагогами ДОО:
- фронтальные, включающие в себя: педагогические советы, курсы повышения квалификации, консультации, семинары-практикумы, тренинги, смотры конкурсы, дискуссионный клуб, открытые показы образовательной деятельности (далее ОД), деловые игры, просмотр разных видов деятельности у специалистов, проблемный семинар и другие;
- подгрупповые, включающие в себя: конкурсы на городском уровне, творческие объединения, творческие группы, «Школа молодого педагога», экспертный и методический совет, творческая лаборатория, методические объединения специалистов, педагогическая мастерская и другие;
- индивидуальные, включающие в себя: конкурсы на областном уровне, обучение в учебных заведениях, самообразование, аттестация, выступление перед аудиторией, школа наставника, рабочая тетрадь и другие.
Также они делят формы методической работы на инновационные (проектная деятельность, творческие группы, мастер -классы, деловые игры) и традиционные (семинары, курсы повышения квалификации, 6
педагогические советы, педагогические дискуссии).
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)одним из направлений развития в сфере образования становится инновационная деятельность ДОО. Внедрение инноваций в работу ДОО помогает руководителям поднять свои образовательные организации на новый уровень, который позволяет им свободно конкурировать на рынке ДОО и повышает их социальный статус. Новый облик дошкольной организации должен отвечать запросам времени, государства и общества.
Образовательными организациями были разработаны свои образовательные программы, которые направлены на создание оптимальных условий для разностороннего развития детей, на создание развивающей предметно-пространственной среды, реализацию, которых невозможно было осуществить без профессионально-компетентного педагога и применения инновационных технологий в работе ДОО. Все большую популярность в ДОО на повышение уровня профессионально-педагогических умений оказывают инновационные формы работы с педагогами.
В век модернизации образования, педагог должен принимать активное участие в реализации стратегии развития ДОО, быть готовым к изменению условий профессионально-педагогической деятельности. Педагоги должны быть участниками инновационной деятельности ДОО, принимать работу в методических объединениях, творческих группах, педагогических советах, постоянно улучшать свои знания, осваивать современные педагогические технологии, соединять в своей работе традиционные формы с инновационными [24].
Все большую популярность приобретает проектная деятельность, направленная, как на развитие педагогов, так и на разностороннее развитие личности воспитанников ДОО. Проектная деятельность также оказывает влияние на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО. В целом, она направлена на приобретение самостоятельных проектировочных (исследовательских) умений у педагогов (воспитанников), на развитие логического мышления и творческих способностей, соединяет знания, полученные в ходе проектирования, и обращает внимание на важные проблемы.
Проводимые психолого-педагогические исследования (А.В. Баранок, К.Ю. Белая, И.А. Зимняя, В.С. Лазарев, А.К. Маркова, Б.П. Мартиросян, Е.А. Панько, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, А.И.Пригожин, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова и другие) не в полной мере раскрывают сущность формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО, что требует дальнейшего изучения.
Проблемами организации инновационной деятельности в ДОО занимаются такие педагоги и психологи как: К.Ю. Белая, Н.В. Горбунова, В.И. Загвязинский, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, В.А. Сластенин,Т.И. Шамова, Н.Н. Шанина, Н.Р. Юсуфбекова. Но этих исследований недостаточно, так как в своих работах они не до конца раскрывают решение данной проблемы, не дают полного алгоритма организации инновационной деятельности в ДОО, что в настоящее время очень актуально для ДОО.
Можно сделать вывод, что в современном обществе остается множество нерешенных проблем связанных с нововведениями в образовании в области формирования профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО, проведено недостаточно научных исследований, отсутствует необходимая информационно-методическая и научно-организационная база по проблеме формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО.
Формирование профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО в условиях работы по ФГОС ДО, профессиональному стандарту педагога представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения.
обусловлена потребностью современного общества в высокопрофессиональном педагоге ДОО, обладающего определенным набором профессионально-педагогических умений, влияющих на качество образовательного процесса и разностороннее развитие личности воспитанников.
Актуальность работы на научно-теоретическом уровне обусловлена недостаточным изучением проблемы формирования профессионально - педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО в научных исследованиях.
Актуальность работы на научно-методическом уровне обусловлена недостаточной разработкой методологических подходов, недостаточным изучением форм и методов организации инновационной деятельности ДОО по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов.
Таким образом, можно выделить противоречие: между важностью формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации и недостаточной разработкой методологических подходов организации инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
Выделение противоречия позволит нам определить проблему исследования: какое влияние окажет инновационная деятельность дошкольной образовательной организации на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов?
Это обусловило выбор темы исследования: формирование профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние инновационной деятельности дошкольной образовательной организации на формирование профессионально - педагогических умений у педагогов.
Объект исследования - процесс формирования профессионально - педагогических умений у педагогов.
Предмет исследования - инновационная деятельность дошкольной образовательной организации как средство формирования профессионально - педагогических умений у педагогов.
Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации будет эффективным, если:
- отобраны профессионально-педагогические умения педагогов,
формирующиеся посредством инновационной деятельности;
- разработаны и внедрены этапы работы по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО (аналитический, организационно - методический, завершающий);
- определены содержание, формы, методы инновационной деятельности ДОО по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, раскрыть сущность понятия «профессионально-педагогические умения» педагога и особенности формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
2. Изучить уровень сформированности профессионально-
педагогических умений педагогов.
3. Экспериментально проверить влияние инновационной деятельности дошкольной образовательной организации на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы, нормативных документов в образовании, синтез, сравнение); эмпирические (исследование и обобщение эффективного опыта дошкольного образования, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самоанализ педагогов, анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, статистическая обработка данных, беседа, педагогический эксперимент, графическое отображение результатов, таблицы, рисунки).
Теоретические основы исследования:
- теории, рассматривающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, Н.А. Виноградова, Л.М. Волобуева, Ю.А. Конаржевский, Г.С. Лазарев, И.В. Никишина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Л.И.
Фалюшина, Т.И. Шамова и другие);
- исследования в области профессионально-педагогического образования (К.Ю. Белой, А.В. Баранок, А.Г. Гогоберидзе, А.С. Дьяченко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и другие);
- исследования в области управления инновационными процессами в ДОО (К.Ю.Белая, Н.А. Виноградова, Л.М. Волобуева, Н.В. Горбунова, В.И. Загвязинский, А.А. Майер, И.В. Никишина, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова, Н.Н. Шанинаи другие);
- исследования об операционных функциях педагога и профессионально-педагогических умениях (А.В. Баранок, К.Ю. Белая, Н.В. Горбунова, А.С. Дьяченко, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Е.А. Панько, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.Н. Шанина, Л.С. Подымова, А.И. Щербаков, Н.Р. Юсуфбекова и другие).
Экспериментальная база исследования: дошкольная образовательная организация №115 «Салют» АНО ДО «Планета детства Лада» г.о. Тольятти.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 - март 2016 гг.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (апрель 2016 - февраль 2017 гг.) - опытно - экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Изучение сформированности профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО посредством инновационной деятельности.
Третий этап (март 2017 - май 2017 гг.) - заключительно - оценочный. Проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущность понятия «профессионально-педагогические умения у педагогов ДОО», определены структурные компоненты, критерии и показатели сформированности профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО;
- разработан и апробирован диагностический инструментарий для определения уровней сформированности профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО;
- теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние инновационной деятельности ДОО на формирование профессионально -
педагогических умений у педагогов;
- разработаны этапы по формированию профессионально - педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО;
- определены содержание, формы, методы инновационной деятельности ДОО по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов;
- разработан и внедрен инновационный проект «Мультимедийные презентации и развивающие игры для разностороннего развития детей» по работе с воспитанниками ДОО;
- разработан комплект методических материалов (методические рекомендации «Использование электронно-интерактивных игр и мультимедийных презентаций для разностороннего развития детей»; электронная и бумажная картотека мультимедийных презентаций и развивающих игр для детей по разным образовательным областям и конспектов образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций и развивающих игр по всем направлениям развития ребёнка).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытие сущности формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные в ходе исследования этапы по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО и инновационный проект «Мультимедийные презентации и развивающие игры для разностороннего развития детей» могут найти применение в процессе деятельности дошкольных образовательных организаций;
- разработанный в ходе исследования комплект методических материалов (методические рекомендации «Использование электронно - интерактивных игр и мультимедийных презентаций для разностороннего развития детей», картотека мультимедийных презентаций и развивающих игр для детей по разным образовательным областям и конспектов образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций и развивающих игр по всем направлениям развития ребёнка) могут найти применение при формирование профессионально-педагогических умений у педагогов посредством организации инновационной деятельности в детских садах, в педагогическом процессе, в самообразовании воспитателей.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений; адекватностью применяемых методов, цели, предмета и задач исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач; апробацией результатов исследования в практике образовательной организации; положительными результатами эксперимента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
Результаты исследований представлялись на разных конкурсах и конференциях, опубликовано 4 статьи:
- Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и науки», г. Тамбов, 2015г. Публикация статьи «Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации» в сборнике научных трудов «Актуальные вопросы образования и науки» по материалам международной научно-практической конференции;
- ежегодная научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» в ТГУ (заочно), г. Тольятти, 2016г.Публикация статьи «Творческая группа как одна из форм педагогической работы современной дошкольной образовательной организации» в сборнике «Проблемы образования на современном этапе» по материалам научно-практической конференции;
- Международная научно-практическая конференция (заочно) «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов», г. Тольятти, 2016г.Публикация статьи «Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации»;
- электронное педагогическое издание «Дошколенок.ру», 2017г. Публикация статьи «Анализ инновационного опыта дошкольной образовательной организации»;
- Всероссийский конкурс «Я профессионал - 2016», г. Волгоград. По теме конкурса имеется публикация на тему: методическая разработка «Проектная деятельность с детьми «Цветы» (диплом за 3 место);
- Всероссийский конкурс «Лучшая презентация воспитателя ДОО» во Всероссийском сетевом издании «Портал педагога», г. Липецк, 2016г. (диплом победителя);
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОО «Современный детский сад - 2016» в учебно-методическом электронном журнале «Совенок». Конспект образовательной деятельности «Бережем свое здоровье» (диплом лауреата);
- публикация методической разработки «Презентация «Какая картинка лишняя» на сайте «Инфоурок», 2016;
- Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Образовательной деятельности с дошкольниками». Конспект ОД «Капризная кошка» с мультимедийной презентацией (диплом за 3 место);
- Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Узнавай-ка!» в номинации «Методическая копилка воспитателя», 2016. Презентация «Миркниг» (диплом 3 степени).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Формирование профессионально-педагогических умений у педагогов ДОО, мы рассматриваем как совокупность последовательно развертывающих действий, часть из которых может быть автоматизирована, основана на теоретических знаниях и направлена на решение задач развития личности, эффективно осуществляемая в процессе инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
2. Инновационная деятельность ДОО как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на получение новых знаний, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, получение нового педагогического опыта, выступает средством формирования профессионально-педагогических умений у педагогов.
3. Показатели и уровни сформированности профессионально- педагогических умений у педагогов ДОО характеризуются гностическими, проективными (проектировочными), коммуникативными, информационными умениями и оцениваются с помощью специально разработанного диагностического инструментария.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, двух выводов по главам, заключения, списка используемой литературы из 68 наименований, 7 таблиц, 13 рисунков, 8 приложений.
Была достигнута основная цель исследования: теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние инновационной деятельности ДОО на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов. Были исследованы: объект и предмет исследования.
Доказана гипотеза исследования, что формирование профессионально - педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО будет эффективным, если:
- отобраны профессионально-педагогические умения педагогов, формирующиеся посредством инновационной деятельности ДОО;
- определены уровни сформированности профессионально -
педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО;
- разработаны и внедрены этапы по формированию профессионально - педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО (аналитический, организационно-методический, завершающий);
- определены содержание, формы, методы инновационной деятельности ДОО по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов;
- разработан и внедрен инновационный проект «Мультимедийные презентации и развивающие игры для разностороннего развития детей» по работе с воспитанниками ДОО.
Решены следующие задачи исследования:
- осуществлен теоретический анализ философской и психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, раскрыты сущность понятия «профессионально-педагогические умения» педагога ДОО и особенности формирования профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО;
- изучены профессионально-педагогические умения формирующиеся посредством организации инновационной деятельности ДОО и выделен диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень данных умений;
- разработаны и внедрены этапы по формированию профессионально - педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности;
- экспериментально проверено влияние инновационной деятельности ДОО на формирование профессионально-педагогических умений у педагогов.
Сделан вывод, что разработанные в ходе исследования этапы по формированию профессионально-педагогических умений у педагогов посредством инновационной деятельности ДОО, инновационный проект «Мультимедийные презентации и развивающие игры для разностороннего развития детей», комплект методических материалов (методические рекомендации «Использование электронно-интерактивных игр и мультимедийных презентаций для разностороннего развития детей», электронная и бумажная картотека мультимедийных презентаций и развивающих игр для детей по разным ОО и конспектов ОД с применением мультимедийных презентаций и развивающих игр по всем направлениям развития ребёнка) могут найти применение при формировании профессионально-педагогических умений у педагогов посредством организации инновационной деятельности в детских садах, в образовательном процессе, в самообразовании воспитателей и в разностороннем развитии личности воспитанников ДОО.
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https ://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 823"Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы"[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/71171288/.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
6. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации
[Текст]: материалы научно-практической конференции (заочной) с
международным участием: 18-19 июня 2013 г. / отв.ред. А.Ю. Нагорнова. -
Ульяновск :SIMJET, 2013. - 630 с.
7. Абасов, З.А. Жизненный цикл педагогических инноваций [Текст] / З.А. Абасов // Инновации в образовании. - 2007. - №8. - С. 13-20.
8. Александрова, Е.А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] / Е.А. Александрова // Вестник поморского университета, серия «Физиологические и психолого - педагогические науки». - 2006. - № 3. - С. 62-66.
9. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ[Текст] :дис. канд. пед. наук. - 2006. - 177 с.
10. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ[Текст]: диагностический журнал. - М. : Учитель, 2013. - 78 с.
11. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст]// Управление ДОУ. - 2010. - №3. - С. 82-85.
12. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно - диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая. - М., 2004. - 32 с.
13. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. -М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
14. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы[Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 165 с.
15. Белая, К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая. - М., 2004. - 56 с.
16. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. - Волгоград : Учитель, 2008.
17. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева - М., 2003. - 96 с.
18. Гончарова, Е.В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]:учебно-методическое пособие / Е.В. Гончарова, И.С. Телегина. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 126 с.
19. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына. - М., 2004. - 75 с.
20. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск, 1998.
21. Денежкина, Е.О. Анализ инновационного опыта дошкольной образовательной организации[Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// dohcolonoc.ru/stati/11953 -analiz-innovatsionnogo-opyta-doshkolnoj - obrazovatelnoj-organizatsii.html
22. Денежкина, Е.О. Инновационная деятельность в дошкольной
образовательной организации[Текст]//Психолого-педагогические и
технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) / под ред.
О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - 0,3 п.л.
23. Денежкина, Е.О. Творческая группа как одна из форм педагогической работы современной дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.О. Денежкина // Проблемы образования на современном этапе : материалы студ. научно-практ. конференции. - 2016. - В. 5. - С. 22-25.
24. Денежкина, Е.О. Формирование профессиональных умений у
педагогов в условиях современной дошкольной образовательной
организации [Текст] / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций. - 2015. - №3-4. - Ч. 4. - С. 53-55.
25. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.М. Денякина. - М., 1997. - 85 с.
26. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.В. Дмитриев. - М. :Астрель, 2003. - 1578 с.
27. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]:учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе [и др.]. - Санкт-Петербург, 2013. - 464 с.
28. Егорычева, В.С. Инновационные подходы в организации непрерывного обучения в детском саду и начальной школе [Текст] / В.С. Егорычева // Управление дошкольным учреждением. - 2005. - №4. - С. 80.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебн ик для вузов/ И.А. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
30. Зубкова, Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно - образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. г. Чита, октябрь 2013 г. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 38¬41.
31. Коваленко, Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов [Текст] / Н.В. Коваленко // Завуч. - 2008. - № 8. - С. 32-34.
32. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением[Текст]: практическое пособие / Т.П. Колодяжная. - М. : ЦГЛ, 2004. - Ч.1. - 56 с.
33. Крылова, Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании [Текст] / Н.М. Крылова // Современный детский сад. -2007. - №11. - С. 17-26.
34. Лапин, Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений [Текст] / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - 1980. - С. 6.
35. Лебедева, С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова.- С.Пб., 2001.
36. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ[Текст]:методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богословец. - М. : Сфера, 2012. - 123 с.
37. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] / А.А.Майер. - М. : Сфера, 2008. - 128 с.
38. Макарова, А.Е. Проблема педагогического проектирования в управлении дошкольной образовательной организации [Текст] / А.Е. Макарова, Е.А. Сидякина // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества. Материалы XVII международной научно-практической конференции. - М. : Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014. - С. 176-181.
39. Маневцова, Л.М. Подготовка специалиста в области управления дошкольным образованием в условиях многоуровневой системы педагогического образования [Текст] / Л.М. Маневцова, H.A. Ноткина., Е.С. Вдовина // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - С. 186-191.
40. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст]: кн. для учителя/ А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
41. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособие для
воспитателей [Текст] / Н.В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2008.
42. Никишина, И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы [Текст] / И.В.Никишина. - Волгоград, 2009. - 178 с.
43. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении[Текст] / И.В.Никишина. - Волгоград, 2009. - 209 с.
44. Овечук, Т.П. Основные направления совершенствования качества дошкольного образования в РФ [Текст] / Т.П. Овечук // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М., 2002. -
С. 9-15.
45. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1988. - 750 с.
46. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография [Текст] / под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. - М. : Народное образование, 2014. - 128 с.
47. Пенькова, Л.А. О критериях оценки эффективности методической работы в ДОУ [Текст]/ Л.А. Пенькова //Диагностика и мониторинг в сфере образования. Сборник научных трудов Всероссийской научно -практической конференции - М.: Педагогическое общество России, 2006. - С. 317-321.
48. Первухина, Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально - педагогических задач [Текст] / Е. В. Первухина // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 562-564.
49. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация [Текст]: словарь-справочник/ В.М. Полонский. - М., 1995.
50. Полянский, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России [Текст] / М.С. Полянский // Модернизация общего образования на рубеже веков. - С.Пб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 128-131.
51. Поташник, М.М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении [Текст] / М.М. Поташник, О.Б. Хомерики // Магистр. - 1994. - №5.
52. Пригожин, А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия [Текст] / А.И. Пригожин. - М., 1989. - 271 с.
53. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития
коммуникативной компетентности: (в процессе подготовки учителя ср.шк. в пед.ВУЗе) [Текст] / Е.В. Прозорова // Мир психологии. - 2000. - №2. - С. 191-202.
54. Сластенин, В.А. Педагогика. [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.
:Издательский центр «Академия», 2010.
55. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997. - 221 с.
56. Современный словарь иностранных слов. - М. : Русский язык, 1993.
57. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ [Текст]: методическое пособие/ Н.В. Микляева [и др.]. - М. : Айрис- пресс, 2007. - 224 с.
58. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М., 2001. - 284 с.
59. Управление ДОУ: организационно-информационный аспект [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
60. Фетискин, Н.П. Краткий словарь по
педагогической инноватики[Текст] / П.П. Фетискин, И.Е. Пискарева. - Кострома, 1999. - 108 с.
61. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании [Текст] / Н.Р. Юсуфбекова. - М., 1991.
62. Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс
[Текст]: метод.пос. для руководителей образовательных учреждений/
О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов; под ред. М.М. Поташника. - М. : Новая школа, 1994. - 64 с.
63. Can Low Skill Teachers Make Good Students? Empirical Evidence from PIAAC and PISA,Elena Claudia Meroni, Esperanza Vera-Toscano, Patricia Costa, 2015, http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0161893815000289.
64. Development of Teacher Communication Competence, LidijaZlatic,
DraganaBjekic, SnezanaMarinkovic, MilevicaBojovic, 2014,
http ://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814002821.
65. Experimental Research Regarding the Development of Methodological
Competences in Beginning Teachers, Liliana Mata, 2011,
http ://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042811029065.
66. How Does Continuing Training on Social Interaction Skills Benefit
Teachers?,Markus Talvio, Minna Berg, KirstiLonka, 2015,
http ://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281500227X.
67. Opinion of the Slovenian Preschool Teachers About Arts and Cultural Education in Kindergarten, Barbara SicherlKafol, Olga Denac, JernejaZnidarsi, 2015, http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815044079.
68. Training Teachers to Use Digital Resources for the Knowledge Society, Laura Ciolan, AncaPetrescu, Camelia Radulescu, Cristian Bucur, 2014, http ://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281402271X.