Разработка мероприятий, направленных на повышение вовлеченности персонала (на примере Администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области)
Введение 4
1 Теоретические аспекты проблемы формирования и управления
вовлеченностью персонала 6
1.1 Понятие, сущность и методы вовлеченности персонала организации в
работу 6
2 Особенности управления вовлеченностью непроизводственного персонала
на примере организаций 14
2 Анализ деятельности Администрации сельского поселения в области
управления вовлеченностью персонала организации 19
2.1 Анализ показателей деятельности и организационной структуры
Администрации сельского поселения 19
2.2 Выявление проблем в методах управления вовлечённостью персонала .. 26
3 Разработка мероприятий по повышению вовлечённости персонала в работу
и оценка их социально-экономической эффективности 35
3.1 Описание мероприятий по повышению вовлечённости персонала в
работу 35
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий 40
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А «Анкета, построенная на базе вопросов Q12 Gallup» 49
Приложение Б «Стоимость проведения Тимбилдинга в Тольятти» 50
Актуальность исследования. В настоящее время одной из самых актуальных проблем в менеджменте и управлении персоналом является проблема вовлечённости персонала в работу организации. Для достижения своих экономических целей организации используют новейшие технологические решения в производстве качественных продуктов, но зачастую этого недостаточно для создания конкуренции среди других конкурентов. В административном и производственном разделе организации осуществляются различные процессы, которые реализуют различные сотрудники. В современной бизнес - модели человеческий фонд организации становится основным предметом, который определяет конкурентное преимущество организации. Работа с привлечением и обучением нового персонала каждый год становится всё труднее для руководства организаций, так как конкуренты используют в своей деятельности каждый раз нестандартные решения, с персональным подходом к каждому сотруднику. Управляя штатом компании, в первую очередь перед специалистами по работе с кадрами стоит важная задача - улучшить условия труда в компании таким образом, чтобы с каждым годом увеличивать коэффициент полезности труда в несколько раз.
Низкий уровень вовлеченности сотрудников всех уровней является актуальной проблемой многих организаций. Примером актуальности данной проблемы может послужить штат линейных менеджеров компании, задачами которых является администрирование функций персонала. Ведь именно данные сотрудники играют важную роль в мотивировании людей, работающих в компании, так как их воздействие с персоналом напрямую влияет на показатели их текучести и производительности, а также на степень удовлетворённости работой. Учитывая то, что менеджеры играют важную роль в обучении кадров, они зачастую полностью не выполняют возложенные на них обязанности. На это воздействует множество факторов. К ним относятся недостаточная поддержка от вышестоящего руководства, насыщенность трудового дня, недостаток средств и ресурсов, заложенных в бюджете. Помимо этого, основная доля линейных менеджеров не придают значения обучению персонала чему-то новому, а скорей считают, что его стоит производить по возможности.
Основоположником в формировании определения «вовлечённость персонала» был научный исследователь, профессор бостонского университета Уильям Кан. Он заговорил про него, как про отдельный способ определения уровня мотивации сотрудников в организации. Работая над данной темой, У. Кан написал множество статей, в том числе и его коллегами по направлению деятельности. Статья, написанная Фредериком Фрэнком и Патриком Финнеганом, основывалась на физическом аспекте, так как они считали, что вовлечённость персонала это результат, который получит компания по итогу, то есть потраченные силы, как умственные, так и физические, которые сотрудник использует в своей работе. Со схожей точкой зрения рассматривает понятие Дилис Робинсон, стараясь максимально упростить понятие вовлечённости и рассмотрев его только в виде физического аспекта.
Вероника Луцкина и Андрей Онучин в своей статье рассмотрели понятие вовлеченности, в виде трех аспектов: когнитивный, эмоциональный и физический.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования и управления вовлеченностью персонала.
2) Провести анализ методов вовлеченности непроизводственного персонала Администрации сельского поселения Приморский.
3) Разработать мероприятия по созданию условий для повышения уровня вовлеченности сотрудников и оценить их социально-экономическую эффективность.
В соответствии с актуальностью обозначенной проблемы для достижения цели данной бакалаврской работы, а именно совершенствование системы управления вовлечённостью сотрудников в работу организации, были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты проблемы формирования и управления вовлеченностью персонала;
- выполнен анализ системы управления уровнем вовлечённости персонала Администрации сельского поселения Приморский;
- выявлены проблемы системы управления вовлеченностью персонала и разработаны мероприятия по их совершенствованию в Администрации сельского поселения Приморский.
В ходе написания бакалаврской работы была дана характеристика исследуемого предприятия, показаны основные результаты его работы. Так, проведя анализ организационно-экономических показателей деятельности Администрации сельского поселения Приморский за 2017-2020 годы, было выявлено, что в организации наблюдаются как положительные, так и отрицательные моменты.
Качественный анализ сотрудников Администрации сельского поселения Приморский показал, что основной состав предприятия - это работники с профессиональным средним образованием в возрасте от 40 до 50 лет, Анализ движения кадров в организации за 2017-2020 годы выявил нестабильность коэффициента текучести кадров.
Для выявления причин данной тенденции было проведено анкетирование работников по анкете Q12 исследовательской группы Gallup:
1) Неудовлетворенность сотрудников обучением и невозможностью повышения квалификации.
2) В организации наблюдается отрицательное отношение к моральной составляющей персонала.
На основании выявленных проблем были предложены мероприятия по совершенствованию системы управления вовлечения персонала в работу, такие как: организовать большее количество содержательных курсов по повышению квалификации, содержащих в себе элементы группового решения задач и проведение различных мероприятий по обеспечению здорового отдыха сотрудников.
Практическая ценность внедрения мероприятий будет состоять в том, что в целом по организации ожидается улучшение экономических показателей, таких как увеличение показателя расхода бюджета (освоение бюджета) Администрации в размере 5% или на 1206 тыс. руб., тем самым соотношение доходов и расходов бюджета снизится на 5,25% и составит 105,21%.
Помимо экономической эффективности была проведена оценка социальной выгоды разработанных мероприятий.
Таким образом, мы определили, что предложенные мероприятия сократят уровень текучести кадров, что положительно отразится на системе управления уровнем вовлечения персонала.
1. Абдуллаева М.М., Базаров Т.Ю., Базарова Г.Т., Барабанщикова
В.В., Блинникова И.В., Качина А.А., Кузнецова А.С., Леонова А.Б., Летуновский В.В., Липатов С.А., Лузянина М.С., Мотовилина И.А., Широкая М.Ю., Штроо В.А. - Организационная психология: Учебник для
академического бакалавриата / Под общей ред. А.Б. Леоновой (4 изд.) - 2020г. - ISBN: 978-5-16-006052-1.
2. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. Учебник / Б.М. Генкин. - М.: М-Норма, 2017.
3. Громова Н.В. Вовлеченность персонала - основной резерв повышения эффективности деятельности современных компаний. 2018.[Электронный ресурс]. Режим доступа:www.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-103-115.
4. Магура М.И. Патриотизм персонала - Основное конкурентное преимущество [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.lobanov- logist.ru/library/all articles/54676.
5. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR - практика. Управление персоналом: как это есть на самом деле - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 320 с. - ISBN 5-469-00568-2.
6. Трапицын С.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности - Санкт-Петербург, 2019. - 314 с. - ISBN 978-5-9916-8271-8.
7. Чуланова О.Л. Кадровый консалтинг. 2018.- ISBN 978-5-16-012953-2.
8. Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.nafi.ru.
9. Сайт Администрации сельского поселения Приморский муниципальный район Ставропольский Самарская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.primorsky.stavrsp.ru.
10. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021).
11. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда".
12. Дорофеев И.В. «Вовлеченность, лояльность, Удовлетворенность персонала. Общее и частное в содержании понятий». - 2020г - [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.elibrary.ru/item.asp?id=43115473.
13. Исакова В. После 40 лет сотрудники думают лишь, как досидеть до пенсии - и другие мифы в отчете «Анализ мотивации 11 268 россиян». 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.vc.ru/hr/63089-posle-40-let-sotrudniki-dumayut-lish-kak-dosidet-do-pensii-i-drugie-mify-v-otchete-analiz-motivacii-11-268-rossiyan.
14. Леонова Е. «Вовлеченность персонала: GallupQ12» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.hurma.work/rf/blog/vovlechennost-personala-oprosnik-gallup-q12-2.
15. Музычко А. «Как одеваются в офисах известных мировых компаний» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tkaner.com/stil/dress- kod/ne-to-chto-u-nas-kak-odevayutsya-v-ofisah-izvestnyh-mirovyh-kompanij/
16. Онучин А. «Зачем формировать вовлечённость?», август 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.ecopsy.ru/insights/vovlechennost-personala-ot-izmereniya-k-upravleniyu.
17. «Опрос: большинство россиян считает премии на работе лучшей мотивацией» ТАСС, 2019г [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tass.ru/obschestvo/6902387.
18. Теряева Е. «Тимбилдинг: что это такое и как правильно организовать в компании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blo g. calltouch. ru/chto-takoe-timbilding.
19. Фадеева Е. «Секрет Google: нанимайте, это обеспечит вам скорость» - октябрь 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expert.ru/expert/2020/44/sekret-google-nanimajte-eto-obespechit-vam-skorost
20. Armstrong M., Taylor S. Armstrong's handbook of human resource management practice - 2017. ISBN: 0749474114
21. Kahn, William A. "Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work"(англ.) // Academy of Management Journal. — 1990. — December (т. 33, № 4). — С. 692-724. — ISSN / 256287 10.2307 / 256287.
22. Mescon M.H., M. Albert, F. Khedouri/ Management -
ISBN 978-5-8459-1931-1.
23. Macleod D. “WHAT IS EMPLOYEE ENGAGEMENT?” [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.clck.ru/VBMFz.
24. Mrinmoy Rabha “Employee Involvement: Why it Matters in Every
Organization” [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.blog.vantagecircle.com/employee-involvement.
25. Saks, A.M. (2006). Antecedents and consequences of employee engagement. Journal of Managerial Psychology.
26. Truss, C., Soane, E., Edwards, C., Wisdom, K., Croll, A. and Burnett, J. (2006) Working Life: Employee Attitudes and Engagement 2006. London, CIPD.