Развитие координационных способностей и выносливости у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ 8
1.1 Характеристики зрительной дисфункции 8
1.2 Причины нарушения зрения у детей и их психофизическое развитие 13
1.3 Координационные способности и их развитие 19
1.4 История развития олимпийского и паралимпийского биатлона 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Задачи исследования 30
2.2 Методы исследования 30
2.3 Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1 Методика развития координационных способностей у слабовидящих детей 10¬
12 лет, занимающихся биатлоном 36
3.2 Результаты и их обсуждение 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ 8
1.1 Характеристики зрительной дисфункции 8
1.2 Причины нарушения зрения у детей и их психофизическое развитие 13
1.3 Координационные способности и их развитие 19
1.4 История развития олимпийского и паралимпийского биатлона 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Задачи исследования 30
2.2 Методы исследования 30
2.3 Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1 Методика развития координационных способностей у слабовидящих детей 10¬
12 лет, занимающихся биатлоном 36
3.2 Результаты и их обсуждение 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность. В последнее время в Российской Федерации всё больше стало уделяться внимания физической культуре и спорту, здоровому образу жизни, а так же улучшению, поддержанию и сохранению здоровья. Не остаётся и без внимания проблема инвалидности.
Всё чаще мы слышим слова паролимпиада и паролимпиец. Они заставляют задуматься о том, что люди с ограниченными возможностями, ничуть ни хуже тех, у кого таких проблем нет. Они, так же, как и люди без каких-либо отклонений в состоянии здоровья ведут здоровый образ жизни, занимаются физической культурой и спортом, а так же участвуют в соревнованиях и завоёвывают медали с таким же успехом [8].
В 1988 году в Берлине был основан первый спортклуб для глухих, в это время и началось первое приобщение инвалидов к спорту.
Впервые биатлон появился в программе соревнований спортсменов c физическими нарушениями во время Олимпийских Игр в Инсбруке в 1988 году. А спортсмены с нарушением зрения стали участвовать в соревнованиях в 1992 году [17]. Протяжённость трассы составляет 7,5 км, она делится на три части по 2,5 км каждая. Спортсмен, который проходит огневой рубеж, должен попасть в пять мишеней с 10 метров. За каждый промах спортсмен получает штрафное время, которое добавляется к основному. Слепые спортсмены и спортсмены с частичной потерей зрения при стрельбе ориентируются на акустический сигнал, громкость которого возрастает по мере приближения к центру мишени.
Спортсмены класса В (слабовидящие) используют винтовки, оснащенные электроакустическими очками (оптроническая система). Слабовидящие спортсмены ведут стрельбу из электронной винтовки, подающей звуковой сигнал в процессе прицеливания. Чем ближе прицел к центру мишени, тем громче сигнал. Громкость сигнала позволяет стрелку обнаружить центр мишени [25].
Глаз-(лат.Оси1из) - зрительный анализатор, воспринимающий электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн, который обеспечивает зрительную функцию. 90% информации из окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. В настоящее время из-за того, что наши условия труда и быта стали более автоматизированы, зрительный орган стал получать большие перегрузки. А это в свою очередь стало приводить к различным патологиям глаз.
Ежегодно инвалидами по зрению становятся около 5 тысяч детей (для сравнения в США около 500), а реабилитацию проходят только 5 %. Россия выходит на 1 место по инвалидности по зрению. Так, в 50-е годы прошлого века среди учеников школ слепых было лишь 6%, 1994г.-14%, а в настоящее время - более 60% (например, в Великобритании- 11%, а в Японии 15%).
Дети с нарушением функции зрительного анализатора заметно отстают в физическом и психическом развитии по сравнению со своими сверстниками, у которых такого нарушения нет. Происходят изменения в массе и длине тела, а так же во всех антропометрических показателях. Так же появляются вторичные отклонения такие как: плоскостопие, нарушение осанки, слабость общей и дыхательной мускулатуры.
У слабовидящих детей снижается уровень общей двигательной активности, скоростных способностей, силы всех мышечных групп. Так же нарушена координационная способность, пространственно временная ориентация, понижен уровень подвижности в суставах.
Слепые - это люди, у которых полностью отсутствует зрение или светоощущение (не видно предметы, а есть только ощущение света).
Слабовидящие - это люди, у которых острота зрения позволяет различать предметы, не видя их чёткого очертания. Дети, имеющие нарушения зрения, нуждаются в активной физической деятельности больше, чем дети без каких-либо нарушений зрения. Слепота отрицательно влияет на развитие всех двигательных функций, регуляции движения, а так же влияет на самоконтроль при выполнении упражнений. С помощью зрения человек способен регулировать свои движения и контролировать их, а так же формировать правильные двигательные навыки и умения.
Зрительный контроль - это одно из главных составляющих выполнения движений в таких упражнениях как: бег, прыжки, ходьба на лыжах и др. У слепых выработка двигательных действий происходит медленнее, чем у зрячих, вследствие чего, ограничена возможность внесения изменений в общую структуру движений по ходу действия. Частичная потеря зрения или её отсутствие не мешает совершать оценку выполняемых действий, при этом используя мышечно-суставное чувство, связанное с осязанием и вестибулярным аппаратом.
От целей и задач упражнения зависит роль каких-либо анализаторов при выполнении определённых действий. Например, выполняя силовые упражнения, зрительный анализатор не играет существенную роль. А выполняя упражнения на точность движений, зрительный анализатор играет главную роль. При понижении зрения функции равновесия становятся ниже в 5 - 8 раз.
Ребёнок, который носит очки, ограничен в подвижных играх и в занятиях физическими упражнениями, поэтому чаще всего проводит больше времени за экраном телевизора, компьютера или за книгами, что в наше время стало встречаться все реже и реже. У слабовидящих детей так же ослаблены познавательные процессы (восприятие, вooбражение, мышление), а так же снижены двигательные функции и качества. Такой образ жизни большую зрительную нагрузку и в свою очередь, ухудшает общее здоровье ребёнка. Поэтому проблема развития у таких детей координационных способностей, в особенности у детей занимающихся спортом, в наше время продвинутых технологий является актуальной [8, 29].
Цель исследования - повышение уровня координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Задачи исследования:
1. Изучить показатели координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
2. Обосновать и апробировать методику развития координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
3. Оценить уровень развития координационных способностей и проанализировать эффективность данной методики.
Объект исследования - тренировочный процесс слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Гипотеза исследования: предполагается, что используемые нами физические упражнения будут способствовать развитию координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Предполагаемая практическая значимость: использовать данную методику не только для развития координационных способностей слабовидящих детей, но и для повышения их уровня общей физической подготовленности.
Всё чаще мы слышим слова паролимпиада и паролимпиец. Они заставляют задуматься о том, что люди с ограниченными возможностями, ничуть ни хуже тех, у кого таких проблем нет. Они, так же, как и люди без каких-либо отклонений в состоянии здоровья ведут здоровый образ жизни, занимаются физической культурой и спортом, а так же участвуют в соревнованиях и завоёвывают медали с таким же успехом [8].
В 1988 году в Берлине был основан первый спортклуб для глухих, в это время и началось первое приобщение инвалидов к спорту.
Впервые биатлон появился в программе соревнований спортсменов c физическими нарушениями во время Олимпийских Игр в Инсбруке в 1988 году. А спортсмены с нарушением зрения стали участвовать в соревнованиях в 1992 году [17]. Протяжённость трассы составляет 7,5 км, она делится на три части по 2,5 км каждая. Спортсмен, который проходит огневой рубеж, должен попасть в пять мишеней с 10 метров. За каждый промах спортсмен получает штрафное время, которое добавляется к основному. Слепые спортсмены и спортсмены с частичной потерей зрения при стрельбе ориентируются на акустический сигнал, громкость которого возрастает по мере приближения к центру мишени.
Спортсмены класса В (слабовидящие) используют винтовки, оснащенные электроакустическими очками (оптроническая система). Слабовидящие спортсмены ведут стрельбу из электронной винтовки, подающей звуковой сигнал в процессе прицеливания. Чем ближе прицел к центру мишени, тем громче сигнал. Громкость сигнала позволяет стрелку обнаружить центр мишени [25].
Глаз-(лат.Оси1из) - зрительный анализатор, воспринимающий электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн, который обеспечивает зрительную функцию. 90% информации из окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. В настоящее время из-за того, что наши условия труда и быта стали более автоматизированы, зрительный орган стал получать большие перегрузки. А это в свою очередь стало приводить к различным патологиям глаз.
Ежегодно инвалидами по зрению становятся около 5 тысяч детей (для сравнения в США около 500), а реабилитацию проходят только 5 %. Россия выходит на 1 место по инвалидности по зрению. Так, в 50-е годы прошлого века среди учеников школ слепых было лишь 6%, 1994г.-14%, а в настоящее время - более 60% (например, в Великобритании- 11%, а в Японии 15%).
Дети с нарушением функции зрительного анализатора заметно отстают в физическом и психическом развитии по сравнению со своими сверстниками, у которых такого нарушения нет. Происходят изменения в массе и длине тела, а так же во всех антропометрических показателях. Так же появляются вторичные отклонения такие как: плоскостопие, нарушение осанки, слабость общей и дыхательной мускулатуры.
У слабовидящих детей снижается уровень общей двигательной активности, скоростных способностей, силы всех мышечных групп. Так же нарушена координационная способность, пространственно временная ориентация, понижен уровень подвижности в суставах.
Слепые - это люди, у которых полностью отсутствует зрение или светоощущение (не видно предметы, а есть только ощущение света).
Слабовидящие - это люди, у которых острота зрения позволяет различать предметы, не видя их чёткого очертания. Дети, имеющие нарушения зрения, нуждаются в активной физической деятельности больше, чем дети без каких-либо нарушений зрения. Слепота отрицательно влияет на развитие всех двигательных функций, регуляции движения, а так же влияет на самоконтроль при выполнении упражнений. С помощью зрения человек способен регулировать свои движения и контролировать их, а так же формировать правильные двигательные навыки и умения.
Зрительный контроль - это одно из главных составляющих выполнения движений в таких упражнениях как: бег, прыжки, ходьба на лыжах и др. У слепых выработка двигательных действий происходит медленнее, чем у зрячих, вследствие чего, ограничена возможность внесения изменений в общую структуру движений по ходу действия. Частичная потеря зрения или её отсутствие не мешает совершать оценку выполняемых действий, при этом используя мышечно-суставное чувство, связанное с осязанием и вестибулярным аппаратом.
От целей и задач упражнения зависит роль каких-либо анализаторов при выполнении определённых действий. Например, выполняя силовые упражнения, зрительный анализатор не играет существенную роль. А выполняя упражнения на точность движений, зрительный анализатор играет главную роль. При понижении зрения функции равновесия становятся ниже в 5 - 8 раз.
Ребёнок, который носит очки, ограничен в подвижных играх и в занятиях физическими упражнениями, поэтому чаще всего проводит больше времени за экраном телевизора, компьютера или за книгами, что в наше время стало встречаться все реже и реже. У слабовидящих детей так же ослаблены познавательные процессы (восприятие, вooбражение, мышление), а так же снижены двигательные функции и качества. Такой образ жизни большую зрительную нагрузку и в свою очередь, ухудшает общее здоровье ребёнка. Поэтому проблема развития у таких детей координационных способностей, в особенности у детей занимающихся спортом, в наше время продвинутых технологий является актуальной [8, 29].
Цель исследования - повышение уровня координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Задачи исследования:
1. Изучить показатели координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
2. Обосновать и апробировать методику развития координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
3. Оценить уровень развития координационных способностей и проанализировать эффективность данной методики.
Объект исследования - тренировочный процесс слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Гипотеза исследования: предполагается, что используемые нами физические упражнения будут способствовать развитию координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном.
Предполагаемая практическая значимость: использовать данную методику не только для развития координационных способностей слабовидящих детей, но и для повышения их уровня общей физической подготовленности.
1. Показатели координационных способностей у слабовидящих детей 10-12 лет, занимающихся биатлоном значительно ниже, чем у детей с нормальным зрением. Такой уровень показателей зависит от низкого уровня физического развития и функционального состояния организма. Поэтому физические нагрузки таким детям пойдут на пользу, так как в процессе занятий улучшается психо - эмоциональное состояние и происходит гармоничное развитие всех органов и систем организма и всего организма в целом.
2. Детям с нарушениями зрения гораздо труднее воспринимать информацию, чем детям без таких нарушений, поэтому наглядный метод в занятиях с такими детьми стоит на первом месте. Детям с дефектами зрения нужно давать больше активных движений, в занятиях чаще использовать игровой метод, так как он, прежде всего, развивает внимание, мышление и даёт эмоциональную разгрузку. А так же в занятиях следует использовать принцип гуманистической направленности, так как дети с дефектами зрения имеют право находиться в тех же условиях, что и здоровые дети и получать ту же физическую нагрузку.
3. Оценка уровня координационных способностей в начале исследования дала общее представление, о функциональных возможностях развития организма занимающихся на подготовительном этапе физической подготовки. В конце исследования показатели уровня развития координационных способностей улучшились в обеих группах, но в экспериментальной группе (ЭГ) разница показателей стала значительно выше. Так как есть значительные сдвиги в показателях уровня координационных способностей у экспериментальной группа (ЭГ), то можно с полной уверенностью сказать, что разработанная нами методика является эффективной.
2. Детям с нарушениями зрения гораздо труднее воспринимать информацию, чем детям без таких нарушений, поэтому наглядный метод в занятиях с такими детьми стоит на первом месте. Детям с дефектами зрения нужно давать больше активных движений, в занятиях чаще использовать игровой метод, так как он, прежде всего, развивает внимание, мышление и даёт эмоциональную разгрузку. А так же в занятиях следует использовать принцип гуманистической направленности, так как дети с дефектами зрения имеют право находиться в тех же условиях, что и здоровые дети и получать ту же физическую нагрузку.
3. Оценка уровня координационных способностей в начале исследования дала общее представление, о функциональных возможностях развития организма занимающихся на подготовительном этапе физической подготовки. В конце исследования показатели уровня развития координационных способностей улучшились в обеих группах, но в экспериментальной группе (ЭГ) разница показателей стала значительно выше. Так как есть значительные сдвиги в показателях уровня координационных способностей у экспериментальной группа (ЭГ), то можно с полной уверенностью сказать, что разработанная нами методика является эффективной.



