Судебные извещения и вызовы в административном судопроизводстве (Российский государственный университет правосудия (Северо-Западный филиал))
|
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Общая характеристика института вызовов и извещений в административном судопроизводстве………………………………………....5
1.1 Понятие и сущность вызова и извещения в административном судопроизводстве…5
1.2 Право на извещение как гарантия эффективной реализации судебной защиты….10
Глава 2. Обеспечение надлежащего уведомления лиц, участвующих в административном судопроизводстве…16
2.1 Порядок доставки судебных повесток и иных судебных извещений……16
2.2 Тенденции совершенствования института вызовов и извещений в административном судопроизводстве………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………25
Глава 1. Общая характеристика института вызовов и извещений в административном судопроизводстве………………………………………....5
1.1 Понятие и сущность вызова и извещения в административном судопроизводстве…5
1.2 Право на извещение как гарантия эффективной реализации судебной защиты….10
Глава 2. Обеспечение надлежащего уведомления лиц, участвующих в административном судопроизводстве…16
2.1 Порядок доставки судебных повесток и иных судебных извещений……16
2.2 Тенденции совершенствования института вызовов и извещений в административном судопроизводстве………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………25
Эффективное решение задач административного судопроизводства и соблюдение прав личности на справедливое разбирательство, могут быть обеспечены лишь в обстоятельствах надлежащего информирования субъектов, участвующих в деле. Это касается и начала процесса, и последующего его движения, а также соответствующих процедур. Обеспечение восстановления и защиты прав и интересов физических и юридических лиц, в немалой степени зависит от эффективности правового регулирования института вызовов и извещений.
Несмотря на то, что в последние годы было немало сделано для оптимизации и совершенствования данного института, правовое регулирование судебных извещений и вызовов до сих пор видится не безупречным.
Отметим, что не так давно в деятельность судебных органов начали включать современные средства коммуникации и функционирования. Эта тенденция, помимо прочих, затронула институт вызовов и извещений. Уведомление лиц при помощи СМС-сообщений, электронной почты и т. п. необходимо подвергнуть дальнейшему теоретическому осмыслению, поскольку необходимо выработать действенную правовую регламентацию порядка их использования. На тот факт, что отечественный институт судебных извещений (без учета отрасли судопроизводства) является несовершенным, не раз указывалось Европейским Судом по правам человека. Данным международным органом были обнаружены нарушения прав на справедливый судебный процесс в РФ, обусловленные ненадлежащим извещением кого-либо из участников процесса.
Различные аспекты информационного обеспечения лиц, участвующих в судопроизводстве, не раз являлись предметом исследований отечественных процессуалистов, в частности: А.Т. Боннера, И.Л. Бачило, Е.А. Борисовой, Е.В. Зайченко, Г.А. Жилина, Т.А. Савельевой, А.В. Юдина, В.В. Яркова и других.
Цель курсовой работы состоит в анализе современных тенденций правового регулирования судебных вызовов и извещений в административном судопроизводстве, выявлении проблем в данной области и определении возможных путей их преодоления.
Для достижения указанной цели, потребовалось разрешить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность вызова и извещения в административном судопроизводстве;
- определить право на извещение как гарантию эффективной реализации судебной защиты;
- установить порядок доставки судебных повесток и иных судебных извещений;
- выявить тенденции совершенствования института вызовов и извещений в административном судопроизводстве.
Объектом курсовой работы служит система административно-процессуальных правоотношений, которые имеют место при исполнении обязанностей по вызову и извещению субъектов, участвующих в деле.
Предметом курсовой работы выступают нормы действующего законодательства РФ, которые регулируют правоотношения, возникающие при исполнении обязанностей по вызову и извещению субъектов, участвующих в административном судопроизводстве.
Методологическая основа курсовой работы составлена частно- и общенаучными методами: диалектическим методом, методом формальной логики, методами анализа и синтеза, индукции, дедукции и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.
Несмотря на то, что в последние годы было немало сделано для оптимизации и совершенствования данного института, правовое регулирование судебных извещений и вызовов до сих пор видится не безупречным.
Отметим, что не так давно в деятельность судебных органов начали включать современные средства коммуникации и функционирования. Эта тенденция, помимо прочих, затронула институт вызовов и извещений. Уведомление лиц при помощи СМС-сообщений, электронной почты и т. п. необходимо подвергнуть дальнейшему теоретическому осмыслению, поскольку необходимо выработать действенную правовую регламентацию порядка их использования. На тот факт, что отечественный институт судебных извещений (без учета отрасли судопроизводства) является несовершенным, не раз указывалось Европейским Судом по правам человека. Данным международным органом были обнаружены нарушения прав на справедливый судебный процесс в РФ, обусловленные ненадлежащим извещением кого-либо из участников процесса.
Различные аспекты информационного обеспечения лиц, участвующих в судопроизводстве, не раз являлись предметом исследований отечественных процессуалистов, в частности: А.Т. Боннера, И.Л. Бачило, Е.А. Борисовой, Е.В. Зайченко, Г.А. Жилина, Т.А. Савельевой, А.В. Юдина, В.В. Яркова и других.
Цель курсовой работы состоит в анализе современных тенденций правового регулирования судебных вызовов и извещений в административном судопроизводстве, выявлении проблем в данной области и определении возможных путей их преодоления.
Для достижения указанной цели, потребовалось разрешить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность вызова и извещения в административном судопроизводстве;
- определить право на извещение как гарантию эффективной реализации судебной защиты;
- установить порядок доставки судебных повесток и иных судебных извещений;
- выявить тенденции совершенствования института вызовов и извещений в административном судопроизводстве.
Объектом курсовой работы служит система административно-процессуальных правоотношений, которые имеют место при исполнении обязанностей по вызову и извещению субъектов, участвующих в деле.
Предметом курсовой работы выступают нормы действующего законодательства РФ, которые регулируют правоотношения, возникающие при исполнении обязанностей по вызову и извещению субъектов, участвующих в административном судопроизводстве.
Методологическая основа курсовой работы составлена частно- и общенаучными методами: диалектическим методом, методом формальной логики, методами анализа и синтеза, индукции, дедукции и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.
Не так давно в деятельность судебных органов начали включать современные средства коммуникации и функционирования. Эта тенденция, помимо прочих, затронула институт вызовов и извещений. Уведомление лиц при помощи СМС-сообщений, электронной почты и т. п. необходимо подвергнуть дальнейшему теоретическому осмыслению, поскольку необходимо выработать действенную правовую регламентацию порядка их использования.
Юридическая сущность извещения довольно многоаспектна, в ее фундаменте заложены: процессуальный статус участвующих в судопроизводстве субъектов; обладание ими определенными интересами; принципы состязательности, равноправия и др. В административном судопроизводстве, извещение должно рассматриваться в качестве эффективной гарантии права на справедливое судопроизводство.
В то же время вызов возможно рассматривать в качестве требования, обеспечиваемого вероятностью выполнения в принудительном порядке, либо санкцией за невыполнение.
Рассмотренные категории различаются характером содержащейся в них информации, а также и процессуальным статусом адресата, участвующего в деле. При извещении - это информация, предусматривающая вероятность использования субъектом своих процессуальных прав, касающихся участия в административном судопроизводстве. При вызове же, наблюдается властное волеизъявление суда, посредством которого субъект, участвующий в административном судопроизводстве и, вероятно, содействующий реализации правосудия, обязуется исполнить предусмотренные законодательством действия в рамках рассмотрения в суде определенного административного дела.
Таким образом, извещения и вызовы необходимо отграничивать друг от друга, однако, в настоящее время КАС РФ не предусматривает четкого разграничения данных категорий.
Несмотря на совершенствование действующего законодательства, в нашей стране судебная повестка сохранена как основная форма оповещения в судах общей юрисдикции. На наш взгляд, не совсем понятно, в связи с чем в условиях электрификации, судебную повестку следует оставлять в качестве таковой. Полагаем, что целесообразно проводить оповещение судебными актами, в т. ч. электронной формы, посредством размещения Интернет-сети.
Также представляется, что было бы весьма эффективным в структуре Судебного департамента РФ сформировать особое подразделение, в компетенцию которого была бы включена функция оповещения лиц, участвующих в судопроизводстве (в т. ч. административном) о назначенных заседаниях суда. Вполне очевидно, что в связи с этим возникнет потребность в дополнительном финансовом обеспечении, тем не менее, это будет способствовать предотвращению фактов ненадлежащего извещения лиц, участвующих в административном судопроизводстве. Надлежащее извещение видится важной гарантией обеспечения прав на судебную защиту.
Представляется упущением тот факт, что КАС РФ не предусматривает отдельной статьи о ненадлежащем извещении, как это предусмотрено в АПК РФ. В ст. 100 КАС РФ содержатся лишь указания на последствия непринятия судебной повестки, как ни странно, все еще применяемой в целях вызова и извещения.
Юридическая сущность извещения довольно многоаспектна, в ее фундаменте заложены: процессуальный статус участвующих в судопроизводстве субъектов; обладание ими определенными интересами; принципы состязательности, равноправия и др. В административном судопроизводстве, извещение должно рассматриваться в качестве эффективной гарантии права на справедливое судопроизводство.
В то же время вызов возможно рассматривать в качестве требования, обеспечиваемого вероятностью выполнения в принудительном порядке, либо санкцией за невыполнение.
Рассмотренные категории различаются характером содержащейся в них информации, а также и процессуальным статусом адресата, участвующего в деле. При извещении - это информация, предусматривающая вероятность использования субъектом своих процессуальных прав, касающихся участия в административном судопроизводстве. При вызове же, наблюдается властное волеизъявление суда, посредством которого субъект, участвующий в административном судопроизводстве и, вероятно, содействующий реализации правосудия, обязуется исполнить предусмотренные законодательством действия в рамках рассмотрения в суде определенного административного дела.
Таким образом, извещения и вызовы необходимо отграничивать друг от друга, однако, в настоящее время КАС РФ не предусматривает четкого разграничения данных категорий.
Несмотря на совершенствование действующего законодательства, в нашей стране судебная повестка сохранена как основная форма оповещения в судах общей юрисдикции. На наш взгляд, не совсем понятно, в связи с чем в условиях электрификации, судебную повестку следует оставлять в качестве таковой. Полагаем, что целесообразно проводить оповещение судебными актами, в т. ч. электронной формы, посредством размещения Интернет-сети.
Также представляется, что было бы весьма эффективным в структуре Судебного департамента РФ сформировать особое подразделение, в компетенцию которого была бы включена функция оповещения лиц, участвующих в судопроизводстве (в т. ч. административном) о назначенных заседаниях суда. Вполне очевидно, что в связи с этим возникнет потребность в дополнительном финансовом обеспечении, тем не менее, это будет способствовать предотвращению фактов ненадлежащего извещения лиц, участвующих в административном судопроизводстве. Надлежащее извещение видится важной гарантией обеспечения прав на судебную защиту.
Представляется упущением тот факт, что КАС РФ не предусматривает отдельной статьи о ненадлежащем извещении, как это предусмотрено в АПК РФ. В ст. 100 КАС РФ содержатся лишь указания на последствия непринятия судебной повестки, как ни странно, все еще применяемой в целях вызова и извещения.



