Правовые основы противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем (Правовое обеспечение экономической деятельности, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова)
Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. 6
1.1. Объект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. 6
1.2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. 13
1.3. Субъект, субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ 18
Глава 2. Международное законодательство в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем. 30
2.1. «Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». 30
2.2. «Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». 35
Глава 3. Особенности противодействия легализации доходов, приобретенных преступным путем. 54
3.1. Органы по противодействию легализации доходов, приобретенных преступным путем 54
3.2. Основные проблемы, возникающие при противодействии легализации доходов, приобретенных преступным путем. 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
В современном мире противодействие легализации отмыванию денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем является одной из наиболее актуальных и сложных проблем, которую ставят перед собой правоохранительные органы, государственные и международные организации. Легализация отмывания денежных средств – это процесс, в ходе которого незаконно приобретенные деньги и имущество преобразуются в легальные средства и объекты, которые затем могут использоваться для финансирования терроризма, коррупции, наркотрафика и других преступных целей.
Как отмечается в докладе «Глобальная программа борьбы с отмыванием денег» Организации Объединенных Наций (ООН), «отмывание денег становится все более международным и глобальным явлением, требующим действий на международном уровне».
По мнению экспертов, масштабы проблемы отмывания денежных средств достигли критической точки, что привело к активизации правительственных и неправительственных структур, нацеленных на борьбу с этим явлением. Несмотря на это, преступные сети и организации продолжают успешно отмывать свои доходы, уклоняясь от наказания и угрожая стабильности мировой экономики и безопасности национальных государств. Согласно исследованию «Показатели финансовой транспарентности» Всемирного банка, «экономические потери от отмывания денежных средств составляют от 2% до 5% ВВП мира». Это говорит о том, что проблема легализации доходов, полученных преступным путем, имеет значительный экономический эффект.
В рамках данной дипломной работы будет рассмотрено правовое регулирование противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем. Будут проанализированы законодательные акты, регулирующие деятельность органов, участвующих в борьбе с легализацией доходов, а также международные соглашения, направленные на укрепление международной кооперации в данной области.
Особое внимание будет уделено практическим аспектам борьбы с отмыванием денежных средств, включая процедуры, методы и технологии, используемые правоохранительными органами для выявления и пресечения легализации доходов. Также будет проанализирована эффективность мер и механизмов, применяемых для предотвращения легализации денежных средств, в том числе механизмы контроля и мониторинга финансовых операций, регулирования банковской системы и сотрудничества между государствами в области противодействия легализации денежных средств.
В рамках работы будут рассмотрены не только основные принципы правового регулирования противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества, но и основные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются государства и международные организации при борьбе с этим явлением. Будут проанализированы международные стандарты, которые разработаны для упрощения и ускорения обмена информацией и опытом между странами в борьбе с отмыванием денежных средств.
В работе также будут рассмотрены примеры национального законодательства, регулирующего противодействие легализации отмыванию денежных средств в различных странах мира, с акцентом на особенности реализации правовых механизмов и принципов в конкретных контекстах.
Целью данной дипломной работы является системный анализ правовых основ противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем, а также оценка эффективности мер, применяемых государствами для борьбы с этим явлением. Результаты и выводы данной работы могут быть использованы в качестве основы для разработки новых правовых и организационных механизмов борьбы с отмыванием денежных средств, а также в качестве практического руководства для правоохранительных органов, занимающихся борьбой с легализацией доходов.
Для более полного и обоснованного исследования темы «Правовые основы противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем» будет использоваться широкий спектр источников, в том числе законодательные акты, научные статьи, монографии и отчеты международных организаций. Важным источником информации является «Международная конвенция по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем» (1990 г.) , которая стала первым документом, направленным на координацию действий государств в борьбе с отмыванием денежных средств.
Кроме того, для анализа национального законодательства и практики реализации правовых механизмов будут использованы примеры различных стран, включая США, Великобританию, Швейцарию, Россию, а также другие государства, имеющие опыт в борьбе с отмыванием денежных средств.
Также будет использованы отчеты и исследования международных организаций, таких как «Финансовая акционерная группа по борьбе с отмыванием денег» (FATF), «Европол» и «Интерпол», которые занимаются анализом международного опыта и разработкой рекомендаций для государств в борьбе с легализацией доходов.
Таким образом, использование различных источников информации позволит провести комплексный анализ правовых основ противодействия легализации отмыванию денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем.
В настоящей работе поставлена проблема значимости и общественной опасности легализации криминальных денег для России и международного сообщества в целом. Изучение этого преступления как преступления международного характера позволило показать эволюцию правовых средств противодействия данному преступлению от национального до международно-правового уровня.
В работе исследованы взаимосвязи между стабильностью мировой финансовой системы, стабильностью рынка инвестиций и преступными капиталами, их влияние на экономику отдельных государств, продемонстрировано наличие взаимосвязи между отмыванием преступных доходов и оттоком капиталов из конкретных государств, в том числе и в отдельные страны, являющиеся «оффшорными зонами».
Существует взаимосвязь между участием государства в международных уголовно-правовых механизмах по противодействию отмыванию преступных капиталов и результативностью борьбы с оттоком капитала из национальной экономики, а также возможностями для конфискации капиталов, вывезенных за рубеж с целью отмывания.
Сложившиеся международные уголовно-правовые нормы по борьбе с отмыванием «грязных» денег и другие появляющиеся механизмы международного противодействия экономической преступности также представлены в данной работе.
В результате сделан вывод о существовании сформировавшихся международно-правовых механизмов противодействия отмыванию преступных капиталов и дана их правовая оценка. Таким образом, можно выделить следующие особенности легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:
1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, имеет высокую степень общественной опасности, которая заключается не столько в том, что отмытые капиталы впоследствии используются преступными группами для расширения своей преступной деятельности, сколько в том негативном воздействии на макроэкономическую ситуацию в целом, которое оказывают преступные капиталы при попадании в легальный оборот. Следовательно, предназначение норм о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов заключается в ограждении легальной экономики от попадания в нее криминального капитала.
2. Поскольку в силу глобализации мировой экономики и взаимосвязанности финансовых рынков различных государств попадание больших объемов криминальных денег в легальную экономику оказывает негативное воздействие на финансовую стабильность всей мировой экономики, отмывание преступных доходов является преступлением международного характера, даже если легализация преступных доходов имела место исключительно в рамках национальной экономики одного государства.
3. В законодательстве Российской Федерации, посвященном противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов, существует ряд положений, могущих привести к затруднениям при практическом применении этого законодательства. Во-первых, законодателем однозначно не решен вопрос о моменте окончания легализации (отмывания) преступных доходов в том случае, если преступные капиталы используются виновным в экономической деятельности неограниченно долгое время. Во-вторых, в настоящее время законодательно не определена возможность включения в предмет рассматриваемого преступления в качестве отмываемого имущества нематериальных ценностей, в первую очередь прав на имущество.
4. В связи с исключением российским законодателем из предмета преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, денежных средств, полученных от таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей и т. д., можно предположить, что подобная декриминализация операций с доходами от преступлений, наиболее часто совершаемых хозяйствующими субъектами, является, по сути «экономической амнистией», направленной на привлечение, таким образом, полученных средств в виде инвестиций в легальную экономику. Данное решение противоречит целям и задачам международного законодательства в исследуемой области.
5. Существует ряд формальных несоответствий российского законодательства в исследуемой области международным нормам и стандартам, выработанным ведущими международными организациями.
Во-первых, само использование термина «легализация» является не совсем корректным, поскольку в процессе отмывания преступно-нажитому имуществу лишь придается правомерный вид, но эти средства, но своей сути не становятся «легальными». Международно-признанный термин «отмывание» более соответствует как сути данного преступления, так и сложившейся международной терминологии.
Во-вторых, несмотря на прямое указание Конвенции ООН 1949 года «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами», участником которой является Россия, в российском уголовном законодательстве отсутствуют нормы об уголовной ответственности за некоторые виды эксплуатации проституции, которые предусмотрены указанной Конвенцией. В результате этого несоответствия национальных норм положениям Конвенции, доходы не от всех предусмотренных в международно-правовом акте видов эксплуатации проституции будут предметом легализации по российскому законодательству.
В-третьих, несмотря на прямое предписание Конвенции Совета Европы 1990 года «Об отмывании, выявлении изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности», в российском законодательстве не предусмотрена ответственность за «утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения» и т. д. преступно-нажитого имущества, несмотря на то, что указанная Конвенция прямо предусматривает, что все страны участники должны криминализировать в том числе и этот способ совершения отмывания.
6. На современном этапе развития мирового сообщества легализация (отмывание) преступных доходов в крупном размере производится чаще всего путем проведения транснациональных финансовых операций, связанных с перемещением отмываемых капиталов через государственные границы. Таким образом, эффективная борьба с данным видом преступлений возможна лишь при наличии эффективных международных механизмов противодействия указанным преступлениям, поскольку национальные нормы о противодействии отмыванию не являются достаточными.
1. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Совет Европы и Россия, 2002.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
3. Никифоров, Б. С. Объект преступления: монография. / Б. С. Никифоров. — Гос. юр. издат., 1960. — 228 с.
4. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2009. — 739 с.
5. Михайлушин, А.И., Шимко, П. Д. Экономика. / А. И. Михайлушин, П. Д. Шимко. — М. Высшая школа, 2000. — 399 с.
6. Борисов, Е. Ф. Экономика: учеб. /Е. Ф. Борисов. — М.: Проспект, 2009. — 399 с.
7. Николаева, Ю. В. Уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности: актуальные проблемы теории и практики: монография. / Ю. В. Николаева, С.А. Юдичева, В.Е. Батюкова, И.М. Белякова, И.А. Ложкова. — М., 2014. — 120 с.
8. Волотова, Е. О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытого другими преступным путем/ Е. О. Волотова// Адвокат. — 2011. — № 2.
9. Хамараев, В. А. Отсрочка для «прачечных» // Политика и общество. — 2001. — № 7.
10. Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. 2007. N 4.
11. Волотова Е. О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем // Адвокат. — М.: Законодательство и экономика, 2011, № 2.
12. Третьяков И. Л. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: М., 2002.
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., 2002.
14. Здравомыслов Б. В. Уголовное право. Особенная часть. М., 2004.
15. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной сфере. М., 2001.
16. Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
17. Камынин И. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Законность. 2001. N 11.
18. Журбин Р. Расследование легализации преступных доходов // Законность. 2006. N 2.
19. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности.
20. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
21. Рыхлов О.А. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по уголовному законодательству России: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
22. Инсам А., Канцлер Д., Ньюинер И., Тренквондер Д., Боссхад П., Вен Л., Мидрич В. Отмывание денег. Банковский мониторинг. Вена; Грац, 2006.
23. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: Инфра-М, 2004.
24. Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб., 1998.
25. Ларичев В.Д. Правовые и организационные меры борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Адвокат. 2001. N 12.
26. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем средств и имущества. М., 2000.
27. Камынин И.Н. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Законность. 2001. N 11.
28. Кадовик Е.И. Организованные группы, преступные сообщества и легализация (отмывание) денежных средств // Юридический мир. 2002. N 4.
29. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003.
30. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов Инсам А., Канцлер Д., Ньюинер И., Тренквондер Д., Боссхад П., Вен Л., Мидрич В.
31. Бобырев В.В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций. М., 2002. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М., 2001.
32. Иванов Э.А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. 2005. N 2.
33. Щеткова В.С. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации преступных доходов в банковской системе РФ: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2005;
34. Рыхлов О.А. Ивкова А. В. Противодействие легализации преступных доходов в процессе привлечения лиц к административной ответственности по статье 15.27 КоАП // Законность. 2013. № 1.
35. Прошунин М. М. Организационно-правовые вопросы взаимодействия Росфинмониторинга и Банка России // Финансовое право. 2009. № 8.
36. Филимонов М. И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
37. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 26.
38. Материалы IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», проходившей 13 марта 2007 г. Организатор конференции – Ассоциация региональных банков России.
39. Карпович О. Г. Иные меры по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов в России. Теоретические аспекты // Банковское право. 2008. № 5.
40. Дементьева С., Граник И. К Центробанку приставят напарника // Коммерсантъ. 2008. № 18.
41. Орлов Б. В., Ручкин О. Ю., Трунцевский Ю. В. Гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия легализации преступных доходов в банковской системе Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2011.
42. Курбатов А. Я. Порядок разрешения коллизий в российском праве // СПС «КонсультантПлюс», раздел «КомментарииЗаконодательства»
43. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2011 № ВАС-4457/11 по делу № А60-16452/2010-С9 // СПС «КонсультантПлюс»
44. Курбатов А. Я. Административная ответственность кредитных организаций: разрешение противоречий между Законом о Банке России и КоАП // Банковское право. 2012. № 4.
45. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2013 года // http://www.customs.ru.
46. Ратифицирован договор о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём// http://www.kremlin.ru.
47. Судебные и нормативные акты РФ. Постановление от 20 декабря 2011 г. http://www. sudact.ru.
48. Судебные решения РФ. http: // Cудебные решения.рф.
49. ФТС России в 2013 году: цифры и факты // http://www.customs.ru
50. ФАТФ. Группа разработки финансовых мер по борьбе с легализацией денежных средств, полученных преступным путем. // Финансовое право. 2012. № 8.