Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий

Работа №119055

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста 10
1.2 Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий 29
2.1 Выявление уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию
социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий 44
2.3 Выявление динамики уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет 51
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 62
Приложение Б Содержание работы на этапах формирующего эксперимента 63


В настоящее время очень остро стоит вопрос о смене качества образования. Сегодня заказ на объем знаний, умений, навыков исчерпал себя. Современному обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях. Конкретные умения, знания, навыки не дают гарантии того, что человек займет достойное место в жизни. У подрастающего поколения необходимо формировать новые универсальные способности и поведенческие модели - ключевые компетентности. Отсюда возникает необходимость в компетентностно-ориентированном подходе в образовании.
Данную проблему исследовали такие исследователи, как Д.А. Иванова, И.А. Зимняя, К.Г. Митрофанова, А.В. Хуторской, О.В. Соколов, А.Н. Дахина, А.В. Великанова. Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетенций.
Компетентностный подход, по мнению М. Ноулз, «способствует решению главной сегодняшней задачи образования - производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [9].
Переход к компетентностному образованию предполагает организацию образовательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций обучающихся, и, прежде всего социально-коммуникативной компетентности, обеспечивающей сознательное, не противоречащее культурным нормам, поведение личности в различных ситуациях. Социальную компетентность исследовали в своих работах такие исследователи, как Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк и другие ученые.
Проблемой компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста города Тольятти занималась группа ученых при Администрации Мэрии городского округа Тольятти под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Ольги Витальевны Дыбиной, которая обозначила ключевые компетентности детей дошкольного возраста и разработала пути их формирования.
Проблема формирования у детей 6-7 лет социально-коммуникативной компетентности предполагает поиск средств.
Игровая деятельность, по мнению исследователей: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.
Проблема игры как, деятельности имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского возраста (В. Штерн, Г. Спенсер, К. Гроссе, С. Халл, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайличенко, Н.А. Короткова, М.И. Лисина, Л.А. Абрамян).
По мнению Б.М. Бим-Бада понятие игра рассматривается как: «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [18].
В «настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и образования детей дошкольного возраста и, поэтому, упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика детей на воспитательные воздействия» [23].
Дидактические игры - это игры для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков с помощью специально-созданного материала и с использованием определенных правил.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. «Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми» [4].
Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка.
«Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его в волевое поведение. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность» [13].
И в то же время, именно «в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно» [13].
Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет и выбором дидактических игр и игровых заданий в качестве средства ее формирования.
Анализ исследований по проблеме позволил нам выявить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью содержания и характера данного процесса;
- между декларируемыми возможностями дидактических игр и игровых заданий и недостаточным использованием их потенциала в работе с детьми 6-7 лет по формированию социально-коммуникативной компетентности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических игр и игровых заданий в процессе формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий».
Цель исследования: выявить возможность использования дидактических игр и игровых заданий в формировании социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые задания способствуют формированию социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет, если:
- организовать взаимодействие детей в игре, которое отличает диалоговый, персонифицированный, субъект-субъектный характер;
- обеспечить активную позицию детей в освоении средств и способов общения и игрового взаимодействия в рамках конкретной ситуации;
- развивать рефлексивный опыт детей по осознанию своих возможностей в общении и игровом взаимодействии.
Исходя из выдвинутой гипотезы, были определены задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий.
4. Выявить динамику уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические подходы В.В. Давыдова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, С.Е. Шишова к компетентности- ориентированному образованию;
- теоретические положения М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, B. В. Краевского, Г.Н. Щедровицкого, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, C. Е. Шишова по формированию социально-коммуникативной компетентности;
- научно-психологические положения Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой, З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко. Н.Е. Вераксы, Е.О. Смирновой об игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Детский сад № 19 «Колобок» поселка Загорский Минераловодского района Ставропольского края. В эксперименте принимали участие 15 детей 6-7 лет подготовительной к школе группы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание циклов дидактических игр и игровых заданий: «Покажи настроение», «Обмениваемся информацией», «Поссорились? - Помирились!».
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания совместной деятельности детей и педагога на следующих этапах формирования социально-коммуникативной компетентности: «Учимся понимать друг друга», «Учимся слушать друг друга», «Учимся взаимодействовать друг с другом».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание поэтапной совместной деятельности детей и педагога, с использованием дидактических игр и игровых заданий, могут использовать педагоги при организации работы по формированию социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 8 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 61 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход к компетентностному образованию предполагает организацию образовательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций обучающихся, и, прежде всего социально-коммуникативной компетентности, обеспечивающей сознательное, не противоречащее культурным нормам, поведение личности в различных ситуациях. Социальную компетентность исследовали в своих работах такие исследователи, как Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк и другие ученые.
Проблема формирования у детей 6-7 лет социально-коммуникативной компетентности предполагает поиск средств.
Игровая деятельность, по мнению исследователей: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.
Целью исследования было: выявить возможность использования дидактических игр и игровых заданий в формировании социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.
Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 19 «Колобок» поселка Загорский Минераловодского района Ставропольского края. В эксперименте принимали участие 15 детей подготовительной к школе группы. Список детей представлен в таблице А.1 в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет социально-коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось по показателям, разработанным группой педагогов научно-исследовательской лаборатории «Педагогический поиск» кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии ТГУ под научным руководством О.В. Дыбиной.
На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
- низкий уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности диагностирован у 31% детей. Эти дети не проявляли желания принимать участие в заданиях, затруднялись определить, рассказывать и объяснить причину эмоциональных состояний героев или своего сверстника. В показе своего героя не могли передать эмоциональное состояние. В игре дети самостоятельно не вступали в общение, следовали за инициативными детьми, не высказывали своего мнения, не учитывали желания сверстников, не соблюдали правила игры, настаивали на своем. Затруднялись понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению: по телодвижению, мимики лица, тем самым сами создавали конфликтную ситуацию.
- средний уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности диагностирован у 53% детей;
- высокий уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности диагностирован у 16% детей.
На формирующем этапе исследования мы предположили, что дидактические игры и игровые задания способствуют формированию социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет, если:
- организовать взаимодействие детей в игре, которое отличает диалоговый, персонифицированный, субъект-субъектный характер;
- обеспечить активную позицию детей в освоении средств и способов общения и игрового взаимодействия в рамках конкретной ситуации;
- развивать рефлексивный опыт детей по осознанию своих
возможностей в общении и игровом взаимодействии.
Программа формирующего эксперимента включала в себя 3 последовательно взаимосвязанных этапа. Охарактеризуем особенности каждого этапа.
На первом этапе «Учимся понимать друг друга» работа проводилась в цикле дидактических игр и игровых заданий «Покажи настроение».
У детей в ходе дидактических игр и игровых заданий формировались следующие умения:
- понимать настроение партнера по игре по его вербальному и невербальному поведению,
- определять и называть эмоциональное состояние партнера по игре;
- отражать эмоциональное состояние партнера с помощью выразительных движений, мимики и жестов.
На втором этапе «Учимся слушать друг друга» работа проводилась в цикле дидактических игр и игровых заданий «Обмениваемся информацией».
У детей в ходе дидактических игр и игровых заданий формировались следующие умения:
- задавать вопросы и точно отвечать на вопросы,
- выслушивать партера по общению, не перебивая, до конца для получения информации;
- вести диалог и получать информацию о эмоциональных состояниях и способах их выражения;
- отстаивать свою точку зрения в общении.
На третьем этапе «Учимся взаимодействовать друг с другом» работа проводилась в цикле дидактических игр и игровых заданий «Поссорились? - Помирились!».
У детей в ходе дидактических игр и игровых заданий формировались следующие умения:
- проявлять интерес к коммуникативному взаимодействию со сверстниками и педагогом,
- соотносить свои устремления с интересами партнеров по игре,
- предлагать и принимать помощь в игре;
- адекватно реагировать в конфликтных ситуациях:
- взаимодействовать в игре по правилам.
Таким образом, проведенные нами на формирующем этапе дидактические игры и игровые задания способствовали формированию у детей социально-коммуникативной компетентности, так дети запомнили новые свои эмоции; они объединялись и раскрепощались в ходе игр; научились понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Данные игры способствовали и позитивно развивали каждую личность ребенка, улучшали взаимоотношения детей в группе.
Контрольный этап диагностики позволил нам выявить у детей экспериментальной группы динамику уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности:
- показатель низкого уровня сформированности социально¬
коммуникативной компетентности снизился на 17%;
- показатель высоко уровня сформированности социально¬
коммуникативной компетентности повысился на 24%.
Итоговые результаты, которые были получены на этапе контрольного среза, достоверны. Задачи исследования полностью решены. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Анфисова С. Е., Кузина А. Ю. К вопросу о реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сб. науч.-метод. работ / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008. 138 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие. М. : ФОРУМ, 2009. 144 с. (Высшее образование).
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология : учебное пособие. М. : Просвещение, 1988. 336 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Смысл: Эксмо, 2003. 512 с.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М. : Просвещение, 1992. 144 с.
7. Гельфман Э. Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации // Психологический журнал. 1993. № 6. С. 35-45.
8. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений. М. : Книголюб , 2006. 64 с.
9. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
10. Иванов Д. А., Митрофанов О. В., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. М. : АПКиППРО, 2005. 101 с.
11. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 1989. 286 с.
12. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 25-30.
13. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие. М. : Айрис- пресс, 2004. - 112 с.
14. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] : Доклад А. В. Хуторского на отделении Философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». UFL: www. Eidos.ntnewscompet.htm.e-meil (дата обращения: 22.03.2022).
15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учебник. 12-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 414 с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие для вузов. М. : Смысл: Academia, 2004. 346 с.
18. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
19. Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. Дошкольная педагогика : Конспект лекций. Ростов н /Д. : «Феникс», 2004. 384 с.
20. Понятие компетенции в контексте работы с информацией (информационно-инструктивные материалы). Самара : СИПКРО, 2001. 75 с.
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. С. 121-122. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
22. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. М. : Педагогика, 1987. 192 с.
23. Психология и педагогика игры дошкольника : материалы
симпозиума / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М. : Просвещение, 1966. 351 с.
24. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / [Пер. с англ.]. М. : Когито-Центр, 2002. 394 с.
25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя. М. : Просвещение, 1982. 96 с.
26. Удальцова Е. И., Старжинская Н. С. Дидактические игры в детском саду / Под ред. Н. С. Старжинской. Минск : Нар. асвета, 1988. 109 с.
27. Хуторский А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2002. 353 с.
28. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 256 с.
29. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 30-34.
30. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире, 2001. № 4. С. 30-34.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ