Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Описание теста Д. Векслера……4
Глава 2. Диагностика человека по тесту Д.Векслера и интерпретация результата……..7
Заключение……………………………………………………………..11
Список использованных источников……12
Приложение А. Тест Векслера……13
Приложение Б. Расчет оценок по методике…28
Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. [6, с.43-44]
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии
На основании изученного материала следует сделать следующие выводы.
Наиболее широко используются в нашей стране тесты Векслера . Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым
Провели диагностику по тесту Д.Векслера. С помощью этого теста можно определить уровень интеллектуального развития человека, оценить его общие способности, нарушения в разных интеллектуальных сферах, выявить сохранные зоны, чтобы своевременно начать коррекционную работу. Методика Д. Векслера состоит из 10 субтестов (5 вербальных и 5 невербальных), которые измеряют разные способности, а в сумме дают IQ -коэффициент умственного развития.
Для доказательства надежности и валидности теста было проведено исследование интеллектуального развития. Таким образом, можно считать, что надежность и валидность теста достаточно высокая.
Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.
Считаю, цель работы достигнута.
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Наука, 2004. - 690с.
2. Беломестнова Н. В.Клиническая диагностика интеллекта / Н. Беломестнова. - СПб.: Питер, 2007. - 700с.
3. Блонский П. П. Проблема ума и его измерение / П.Блонский. - СПб.: Питер, 2009. - 453с.
4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф.Бурлачук. - СПб.: Питер, 2007. - 560с.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности / Л.Ф.Бурлачук. Киев, 2003. - 164 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.
7. Выготский Л. С. Предмет и методы в современной психологии / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 844с.
8. Гильяшева И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. - М.: Наука, 2008. - 390с.
9. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 387с.
10. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / Дружинин В. Н. - М.: Норма, 2008. - 400с.