Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ научной литературы по проблеме профессиональной деформации личности 8
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме профессиональной
деформации личности в зарубежной и отечественной литературе 8
1.2 Основные компоненты и уровни профессиональной деформации
личности 29
1.3 Профессиональная деятельность воспитателя как фактор
формирования профессиональной деформации личности 41
Выводы по первой главе 52
Глава 2 Экспериментальной изучение особенностей профессиональной
деформации личности 53
2.1 Организация и методы исследования 53
2.2 Анализ результатов исследования профессиональной деформации
личности воспитателей на этапе констатирующего эксперимента 56
2.3 Комплексная программа профилактики профессиональной
деформации личности воспитателя 67
2.4 Результаты исследования профессиональной деформации личности
воспитателей на этапе контрольного эксперимента 92
Выводы по второй главе 99
Заключение 101
Список используемой литературы 103
Актуальность исследования. Вопросы, касающиеся воздействия специфики профессиональной деятельности на личность специалиста, в течение последних десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов - Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.И. Папкин, К.К. Платонов, A.M. Столяренко и др. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста, в данном случае - педагога дошкольных образовательных учреждений.
Согласно классификации профессий по Е.А. Климову, профессиональная деятельность педагога относится к типу «человек - человек». Представители этого типа профессий, как отмечает автор, имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разного возраста.
В то же время профессиональная деятельность в образовательных организациях дошкольного уровня образования имеет и свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной моральной и личной ответственностью воспитателя за свои действия. Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Специфика педагогической деятельности также связанна с ситуационной импровизацией, отражением педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка в сочетании с повышенной эмоциональной напряженностью. Это оказывает значительное влияние на личностные характеристики педагогов дошкольных образовательных учреждений, и может приводить к развитию у последних явления профессиональной деформации.
Вопросы профессиональной деятельности педагогов, становление профессионализма педагога поднимались в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжнникова, А.А. Реана, В.А. Сластенина и др. Отдельно стоит отметить психологов направления исследования искажения профессионального и личностного развития в процессе выполнения профессиональной деятельности - С.П. Безносов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Р.М. Грановская, Д.Г. Трунова, Э.Ф. Зеер и др.
Однако, анализ современных работ по данному вопросу показывает, что проблема профилактики профессиональной деформации личности работников педагогической сферы не стала еще предметом специального исследования, а остается прикладной задачей. Отсутствуют работы, в которых профилактика профессиональной деформации рассматривалась как комплексная работа всех служб образовательных организаций, не в полной мере изучены психолого-педагогические условия, способствующие эффективной профилактики профессиональной деформации в педагогической деятельности.
В связи с этим, нами была определена цель и методологический аппарат магистерского исследования.
Цель исследования: выявление особенностей профессиональной деформации личности воспитателей и разработка комплексной программы, направленной на профилактику их профессиональной деформации.
Объект исследования: профессиональная деформация личности.
Предмет исследования: профессиональная деформация личности воспитателей и методы её профилактики.
Гипотеза исследования: эффективным средством профилактики профессиональной деформации личности педагогов дошкольных образовательных учреждений, является комплексная работа, включающая в себя такие формы работы как специальные практико-ориентированные семинары, работа с административным персоналом детских садов, оформление информационного стенда.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности профессиональной деформации педагогов дошкольных образовательных учреждений на этапе констатирующего эксперимента
3. Разработать и апробировать комплексную программу профилактики профессиональной деформации личности воспитателей;
4. На этапе контрольного эксперимента выявить уровень развития профессиональной деформации личности воспитателей в экспериментальной и группе;
5. Провести сравнительный анализ профессиональной деформации личности воспитателей в экспериментальной группе до и после реализации программы профилактики.
6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Методы и методики исследования.
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
1. Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники: 1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; 2) Шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова); 3) Шкала психологического благополучия (К. Рифф); 4) шкалы из методики экспресс- диагностики уровня психоэмоционального напряжения: шкала удовлетворенности жизнью в целом (О.С. Копина); шкала удовлетворенности условиями жизни (О.С. Копина); шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной.
2. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является детский сад №162 «Олимпия», детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие педагоги дошкольного образования в количестве 62 человек.
положения теории деятельности и системного подхода (К.А. Абульханова- Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин); теории профессионального образования (С.Я. Батышев, К.Я. Вазина, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, В.В. Кузнецов, Ю.Н. Петров); концепции психологии труда, психологической профессиографии (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.М. Павлюченков, Н.С. Пряжников); концепций преодоления деформаций в профессиональной деятельности (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян, Н.Б. Московина, В.П. Подвойский, Е.В. Юрченко).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается опорой на обоснованные методологические позиции, современные научные концепции, применение комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задачам; использование валидных и надежных методов исследований; сочетанием количественной обработки данных и их качественного анализа.
Новизна исследования состоит в том, что в исследовании предлагается комплексный подход к проблеме профилактики профессиональной деформации личности педагогов дошкольных образовательных учреждений, задействующий все уровни и структуры организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе теоретического анализа выявлены и обоснованы содержательные характеристики профессиональной деформации педагогов дошкольных образовательных учреждений; определен комплекс условий эффективности профилактики профессиональной деформации личности воспитателей.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы психологами учреждений при реализации комплекса мероприятий по профилактике профессиональной деформации личности воспитателей образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на научно-практических конференциях (2019, 2020 г.г.).
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Профессиональная деформация личности - это постепенно накопившиеся под влиянием профессиональной деятельности устойчивые изменения личностных качеств, которые негативно отражаются на продуктивности труда, на деловых и межличностных отношениях, а также на развитии самой личности. Особенностью профессиональных деформаций являются их постепенное формирование и недостаточное осознание их самим работником.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие результаты:
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что у воспитателей удовлетворенность жизнью в целом и условиями жизни соответствует среднему уровню, удовлетворенность основными жизненными потребностями на низком уровне; психологическое благополучия на среднем уровне с тенденцией к низкому; субъективное благополучие характеризуется напряжением в эмоционально-волевой сфере. Эмоциональное выгорание как синдром сформирован у четверти работников дошкольных учреждений, в стадии формирования у половины воспитателей.
Разработана модель и реализована комплексная программа профилактики профессиональной деформации личности воспитателей. Она включает в себя следующие направления: 1) работа с административным персоналом детских садов через организацию семинаров и информационно-просветительскую деятельность; 2) работа с педагогами через практико-ориентированные семинары (с элементами тренинга), а также через информационно-просвещенческую деятельность.
Статистический анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволяет говорить об эффективности разработанной и реализованной программы профилактики профессиональной деформации личности воспитателей. В частности, у педагогов ДОУ развиваются навыки рационального использования собственного времени, увеличивается уровень грамотности по определению своего эмоционального состояния и путей сохранения своего психологического здоровья, снижается психоэмоциональное напряжение, развиваются коммуникативные навыки и навыки безконфликтного общения.
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. СПб. : Питер, 2004. 203 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 301 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности. Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. С. 240
4. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя. М.: МГ11ПУ, 1997. 49 с
5. Алексеева Л.П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М. : НИИВО, 1994.
6. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого¬педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. Казань : КФУ, 2000. 30 с.
7. Анисимова O.A. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. М.: РУДН, 2002
8. Антоненко М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия. Казань, 2001. 65 с.
9. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 271 с
10. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала // В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2003.
11. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 105 с
12. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.
13. Бурлачук Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2002. 528 с.
14. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 1997
15. Вассерман Л. И. Совладание со стрессом: теория и
психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
16. Вересов Н. Н. Психология управления. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. 223 с
17. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. 496 с.
18. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях. СПб. : СПбГУ, 2000. C. 443-460.
19. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. СПб.: Питер, 2008. 338 с
20. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. СПб.: Речь, 2008. 96 с
21. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. 575 с.
22. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 336 с
23. Жигун Л. А. Тектологическая оценка состояний устойчивости структур. М.: Изд-во РГТЭУ, 2013. Ч.Ш. С. 160-171.
24. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва: Академический
Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
25. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.:
Академия», 2013. 416 с.
26. Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций. М.:
Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
27. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с
28. Изард К. Е. Эмоции человека. - М.: Наука, 2010. - 440 с
29. Камнева Е. В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2009. Т. 8. № 4. С. 125-131.
30. Китаев Н. С. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
31. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности». М., 1989. С.24-25.
32. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический
взгляд). М.: МПСИ, 2003. 320 с.
33. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004. 336 с.
34. Кузьмина Н. В., Реан A. A. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993. 54 с
35. Лебедев А. Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников 145 органов внутренних дел // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 3 (7). С. 58-63.
36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Academia, 2004. 346 с
37. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
38. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с
39. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Социология. 2006. №4 с.75-80.
40. Маракушина И. Г. Психологические аспекты проблемы сопротивления инновациям в сфере образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №5. С. 141-147
41. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
42. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996.
308 с
43. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс] // URL: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1 (дата обращения: 15.09.2019)
44. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с
45. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал
(психологические проблемы). М.: Просвещение, 1994.
46. Москвина Н. Б. Личностью — профессиональная деформация педагогов. Проблема реабилитации. М.: ACADEMIA, 2002. С. 146
47. Натаров В. И. Активные методы обучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. № 3. С. 3-13
48. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 688 с
49. Орел В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т.22. №1. - С.90-101
50. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2012. 510 с
51. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М:
Политиздат, 1982. 255 с
52. Подвойский В. П. Методология, теория и педагогические
технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социально - культурных учреждений. М., 1998. 52с
53. Полунина О. В. Увлечённость работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 78-85.
54. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. Выпуск 1(13). С.55-62.
55. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. 672 с.
56. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. - Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов.http://www.ido.edu.ru
57. Психология труда, инженерная психология и эргономика. М.: Юрайт, 2015. 618 с.
58. Психология / Под ред. А.А.Крылова. М.: «Проспект», 1999. 584 с
59. Рогов Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности. Ростов - на — Дону, 1999
60. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. Ростов на Дону. 2004 г. 288 с.
61. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 3. С. 85-95
62. Сиднева С. Плата за мастерство. О профессиональной деформации психолога // Школьный психолог. №6. 2005
63. Сипайлова Н. А. Профилактика профессионального выгорания воспитателя ДОУ // Коррекционная работа в ДОУ. Советы специалиста. 2015. №4. С. 16-23
64. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинские новости. 2002. №7. С.15-24
65. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога.. М.: МПСИ, 1998. 368с.
66. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М.: МПСИ, 2005. 251с.
67. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. Москва-Воронеж: изд-во МПСИ, 2004
68. Трунов Д. Г. Профессиональные деформации практического психолога // Психологическая газета. № 1. 1998.
Н. Симптомы эмоционального выгорания Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №10. 23-32
70. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М.: Школа-Пресс, 1994. № 6. С. 57-63
71. Фрейденберг Г. Перегореть: высокая цена больших достижений. М.: Прогресс - Универс, 1974. 328 с
72. Холоднова К. В. Преодоление педагогических деформаций как условие совершенствования профессиональной культуры педагога //Наука и образование. №2. 2003.
73. Юрченко Е. В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога психолога. Уссурийск, 2000. С. 181.
74. Bishop G.D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach //Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
75. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P1-18.
76. Bundy C. Cardiovascular and respiratory disease. Treatment // The Handbook of Clinical Adult Psychology / Ed. by S.Lindsay&G.Powell. London & New York, 1995. P. 573-588.
77. Farber B.A. Introduction: A critical perspective onburn out // Stressandburnoutinthehumanserviceprofessions/Farber B.A. - NewYork: PergamonPress, 1983. P. 1-20.
78. Freuberger Н. Psychosomatik // Psychiatrie. Stuttgart, 1999.
79. Maslach С., Goldberg J. Preventionofbumout:
Newperspectives//appliedandPreventivePsychology. 1998. V. 7. P. 63-74.
80. Roghmann K.J.: Die Familieals Patient: ZumWandel des
Krankheitsbegriffs der Padiatriechronischkranker Kinder. In: Angermeyer, M.C.; Dorner,O. (Hrsg.): Chronischkranke Kinder und Jugendliche in der Familie. Stuttgart: Enke, 1981.