Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы повышения уровня обученности в начальной школе посредством системы контроля и оценки знаний 8
1.1. Повышение уровня обученности младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Сущность контроля и оценки знаний на этапе начального общего
образования 12
1.3. Контроль и оценка знаний образовательных результатов младших
школьников на уроках окружающего мира как способ повышения уровня обученности 20
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по повышению уровня обученности младших школьников на уроках окружающего мира посредством системы контроля и оценки образовательных результатов 33
2.1. Определение уровня обученности младших школьников по
дисциплине «Окружающий мир» 34
2.2. Реализация комплекса уроков с применением системы контроля и оценки
знаний на уроках окружающего мира 53
2.3. Описание результатов проделанной работы по повышению уровня
обученности младших школьников 60
Заключение 81
Список используемой литературы 83
Приложение А Самостоятельная работа по теме «Что такое деньги» 87
Приложение Б Кроссворд по теме «Государственный бюджет» 89
Приложение В Самостоятельная работа по теме «Семейный бюджет» 91
Приложение Г Тест «Экономика и экология» 93
Приложение Д Кроссворд «Золотое кольцо России» 97
Приложение Е Справки по результатам диагностик в 3 «А» и 3 «Б» классах 99
Приложение Ж Комплекс уроков с применением системы контроля и оценки знаний... 122
Приложение И Справки по результатам диагностик в 3 «А» и 3 «Б» классах
Контроль, оценка знаний, умений, навыков учеников - это многовековые компоненты педагогической деятельности. Возникнув в средневековье, они до сих пор сопровождают развитие школы. Тем не менее и по сей день существуют противоречия о смысле контролирования и оценивания.
На сегодняшний день стремительно растёт интерес к проблемам образования, особое внимание уделяется начальной школе. Каждый участник образовательного процесса заинтересован в высоком уровне обученности младших школьников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования важнейшей задачей образовательного процесса является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их повышение. Существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к оценке и контролю знаний младших школьников и недостаточным вниманием учителей начальных классов к этой проблеме. Безусловно, уровень обученности учащихся зависит от многих факторов, но контроль и оценка знаний обучающихся является одним из важнейших элементов его повышения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Виды, методы и формы контроля используются для получения более полного представления о ходе процесса и его результатов. Составным компонентом контроля является проверка. Её основная функция - установление обратной связи между учителем и учеником. Если же осуществлять проверку понимания учениками ранее объясняемого учебного материала, приобретённых знаний, умений применять изученное в различных ситуациях, педагог сможет вовремя выявить пробелы в знаниях младших школьников, а также внести коррективы в образовательный процесс. Восполнив пробелы в знаниях благодаря контролю, педагог сможет создать все условия для того, чтобы каждый ученик овладел учебной программной в дальнейшем.
Кроме проверки контроль содержит оценивание. Оценивание может быть в форме отметки и оценки. Оценка знаний является эффективным инструментом воздействия на учащихся и является неотъемлемой частью учебного процесса. Ведь оценка может не только мотивировать ребёнка к учению, но также отбить охоту к обучению. Поэтому контроль и оценка является важной и необходимой составной частью обучения, поскольку они оказывают большое влияние на определение и повышение качества знаний младших школьников.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом повышается уровень обученности учащихся через контроль и оценку знаний по окружающему миру?
В соответствии с проблемой исследования была сформулирована цель исследования: разработка и апробация комплекса уроков с применением системы контроля на уроках окружающего мира в начальной школе.
Мы выделили объект исследования: процесс организации контроля и оценки на уроках окружающего мира в начальных классах и предмет исследования - система контроля и оценки как средство повышения уровня обученности на уроках окружающего мира в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования было высказано предположение о том, что:
1) регулярный контроль знаний способствует более эффективному усвоению содержания изучаемого материала на уроках окружающего мира;
2) систематический контроль и оценка знаний способствует повышению уровню обученности младших школьников на уроках окружающего мира. Определение цели позволило обозначить задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия контроля и оценки знаний, и уровня обученности младших школьников.
2. Определить влияние контроля знаний на повышение уровня обученности учащихся.
3. Выявить уровень обученности младших школьников.
4. Разработать и реализовать комплекс уроков с применением
систематического контроля и оценки знаний.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие теоретические методы: анализ и сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ понятийной терминологии. Также были использованы такие эмпирические методы, как: наблюдение, беседа, метод письменного опроса, опытно-практическая работа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе было изучено как контроль знаний способствует повышению уровня обученности младших школьников на уроках окружающего мира.
В своей работе мы использовали материалы психолого-педагогических исследований И.П. Подласого, В.И. Звонникова, А.В. Хуторского, Н.Б. Лаврентьева, В.Д. Скаковского и других.
Практическая значимость нашего исследования велика. ФГОС НОО предъявляет высокие требования к результатам обучения. Это доказывает введение Всероссийских проверочных работ по окончанию начальной школы, раз в год ученики пишут промежуточные аттестации, административные контрольные работы. Все это говорит о том, что современному обществу нужно поколение с глубокими знаниями, умениями.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Опыт применения контроля на каждом уроке окружающего мира в учебном процессе отчетливо показывает, что данный метод работы способствует повышению уровню обученности младших школьников, позволяет им приобретать новые знания, умения, навыки. Постоянный контроль благоприятно влияет не только на успеваемость обучающихся, но и показывает учителю, на что больше следует обратить внимание, где нужно поправить процесс обучения.
Организация контроля способствует развитию у учеников речи, в ходе фронтального, индивидуального опроса, мыслительных операций при выполнении контрольных, самостоятельных проверочных работ, воображения, логического мышления в ходе нетрадиционных методов контроля. Именно контроль деятельности учащихся является эффективным средством повышения уровня обученности младших школьников, способствует развитию личностных качеств, а значит, самореализации своего «я».
Опытно-практическая часть исследования по повышению уровня обученности на уроках окружающего мира у детей младшего школьного возраста осуществлялась на базе ГБОУ СОШ №3 г.о.Октябрьск в 3 «А» классе в количестве 32 человек. Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
На начало исследований мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста в 3 «А» и 3 «Б» классах (на констатирующем этапе исследования) уровень обученности составил 75%.
В процессе формирующего этапа исследования мы разработали комплекс уроков с применением системы контроля и оценки знаний. Данный комплекс уроков был проведен в 3 «А» классе. Реализованный нами комплекс уроков дал положительные результаты, уровень обученности младших школьников повысился на 4%. Следовательно, он показал положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты проведенных исследований на контрольном этапе.
Во время уроков мы старались помогать детям, создавать ситуации, чтобы учащиеся могли высказать собственное мнение, приучали детей не смеяться над другими, а помогать, дополнять ответы одноклассников. Безусловно, не всегда всё получалось. Некоторые дети испытывали трудности при контроле, который проводился на каждом уроке. Однако мы стремились так организовать работу, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
Значимость проведенной работы велика, поскольку в современном обществе требуют высоких результатов обученности. И даже на сегодняшний день это подтверждается тем, что в четвертом классе ввели Всероссийские проверочные работы для младших школьников, для определения их уровня обученности. И рассматривается вопрос о необходимости введения экзаменов в каждом классе. Все это говорит о том, что современному обществу нужно поколение с глубокими знаниями, умениями.
Поэтому мы считаем использование метода контроля каждодневно на уроках обоснованным и своевременным. По распространению данного опыта проводятся семинары школьного методического объединения, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов и изучению этой интересной темы.
Таким образом, по результатам исследований было установлено, что применение контроля способствует повышению уровня обученности младших школьников на уроках окружающего мира. Из чего можно сделать вывод, что цель и задачи нашей работы достигнуты и решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий. // Начальная школа. 2000. №4. С.75 - 78.
2. Боровская Л.А. Тестирование как способ проверки естественно - научных знаний // Начальная школа. 2003. № 11. С.57-60.
3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. М. :Дашков и К, 2008. 236 с.
4. Виды и формы контроля знаний: традиции и современность [Электронный ресурс]: Объединение учителей Санкт-Петербурга, 2010-2020:http://www.eduspb.com/node/2910 (дата обращения: 21.01.2020)
5. Виноградова, Н.Ф. Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира: учеб. пособие для студентов. М.: Астрель, 2005. 149 с.
6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издатель Рассказов, 2002. 303 с.
7. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. 2001. № 7. С.25
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2013. - 365 с.
9. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной
школе: учеб. пособие для студентов вузов. Челябинск, 2015. С.254¬
271.
10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ИНФРА-М, 1988. - 138 с.
11. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / изд-е 2, доп. и перераб.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. - 174 с.
12. Егорова, Л.Н. Формы контроля знаний учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №1. С.65 - 70.
13.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов
обучения: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2011. - С.6-15.
14.Зеленова Л.И. О чём говорит школьная отметка. //Директор школы. 1998. №5. С. 37 - 42.
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов. Ростов-н/Д: Феникс,1997. - С. 167.
16. Клепинина З. Тесты в системе повторения учебного материала при
изучении окружающего мира // Начальная школа. 2004. № 1. С.42-47.
17. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе //
Начальная школа. 1999. № 4. С.10-23.
18. Клочкова, Г.М. Инновационные процессы в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Г.М.Клочкова. - Тольятти Изд- во ТГУ, 2015. - 1 оптический диск.
19. Кузнецова М. Современная система контроля и оценки
образовательных достижений младших школьников. -М.: Вентана-Граф, 2015. 184 с.
20. Леонтьева М.Р. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе //Начальная школа. 1999. №4. С.10 - 23.
21. Луковцева А.К. Психология и педагогика: курс лекций для студентов вузов. - М.: КДУ, 2008. -100с.
22. Маракулина Н.В. Тесты для уроков по предмету «Окружающий мир» // Начальная школа. 2008. №12. С.54-55
23. Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. № 4 С.12
24. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений. М.:Психология образования. 1994. 356 с.
25.Организация и формы контроля знаний учащихся: типы, виды,
функции, принципы, ограничивающие условия [Электронный ресурс]: Организация и формы контроля в ходе обучения дисциплинам
культурологического цикла в общеобразовательной школе: http://www.studfiles.ru/preview/4410397/ (дата обращения: 12.02.2020).
26. Оценка и отметка в современной образовательной системе. [Электронный ресурс]: Основные различия между оценкой и отметкой: http: //nsportal .ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka (дата обращения: 12.02.2020)
27. Оценка качества результатов обучения [Электронный ресурс]: инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов:
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch6/glava_6_1 .html (дата обращения: 13.02.2020)
28. Панова Н. Формирование естественнонаучных понятий у младших
школьников // Начальная школа. 2006. № 7. С.77-82.
29. Пинская М.А. Оценивание для обучения: практическое руководство. М.: Чистые пруды. 2009. 32 с.
30. Подкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов СПО. М.:
Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
31. В.А. Селастин. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. С.246-272.
32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 353-363.
33. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. С. 547.
34. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. [Электронный
ресурс]: Объединение учителей Санкт-Петербурга, 2010-2020: http://www.studfiles.rU/preview/5249172/page:47/ (дата обращения: 22.01.2020)
35. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. 1999. № 7. 34 с.
36. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся. [Электронный ресурс]: Научные статьи:http://do.gendocs.ru (дата обращения: 22.01.2020)
37. Сидоренко, Л.М. Методические рекомендации по составлению
и оформлению методических разработок уроков. - Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. -14 с.
38. Смирнова О.М. Контрольно - оценочные задания по предмету «Окружающий мир» // Начальная школа. 2010. № 2. С. 44-48.
39. Смирнов С. А. Педагогика: учебное пособие. М.: Академия, 1998. С. 146-158
40. Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. М.: Логос, 2002. С. 254-260.
41. Современные формы и виды контроля учащихся на уроке. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования «Наша сеть»:http://nsportal.ru (дата обращения: 25.01.2020 )
42. Титова, В. Методика проверки знаний учащихся на уроках
природоведения // Начальная школа. 1993. № 1. С.50-54.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 1999. С. 127-130.
44.Чумакова С.П.. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. 112с.
45.Яковлева, Н.П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников // Начальная школа. 2007. № 2. С.22-23.