Развитие законодательства об социальной защиты военнослужащих в РФ (Российский Университет Транспорта)
|
Введение……………………………………………………………………... 4
1 Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации ………………………………….8
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения …………...... 8
1.2 Особенности осуществления права на получение жилого помещения военнослужащими 14
2 Практические аспекты социально-правовой защиты военнослужащих в Российской Федерации………………………………………………….......25
2.1 Зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих……… 25
2.2 Правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне…31
2.3 Социальная защита военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации: проблемные вопросы…38
Заключение…………………………………………………………………... 53
Список использованных источников………………56
1 Российское законодательство о социальном обеспечении военнослужащих Российской Федерации ………………………………….8
1.1 Военнослужащие как субъект социального обеспечения …………...... 8
1.2 Особенности осуществления права на получение жилого помещения военнослужащими 14
2 Практические аспекты социально-правовой защиты военнослужащих в Российской Федерации………………………………………………….......25
2.1 Зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих……… 25
2.2 Правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне…31
2.3 Социальная защита военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации: проблемные вопросы…38
Заключение…………………………………………………………………... 53
Список использованных источников………………56
Актуальность темы. В современный период развития экономики социальная защита населения стала непременным элементом социальной политики государства с рыночной экономикой. Ее организация должна гарантировать обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения. Обеспечение достойного качества жизни населения является приоритетным направлением государственной политики на долгосрочную перспективу, главным критерием развития научно-технического и человеческого потенциала страны. В любом обществе существуют группы населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно поддерживать свой доход на уровне присущего данному обществу жизненного стандарта. В интересах таких категорий граждан осуществляются меры специальной социальной защиты. Предоставление государственных гарантий и социальной поддержки военнослужащим являются неотъемлемыми частями деятельности каждого государства.
Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни. Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества.
Социальная защита военнослужащих является неотъемлемой частью социальной защиты всего населения России и в то же время занимает особое место. Это относительно самостоятельный структурный элемент общей отечественной системы социальной защиты, с одной стороны, и самостоятельная система, включающая в себя все элементы общей социальной защиты, с другой. Социальная защита военнослужащих - система социально-экономических отношений, обеспечивающая материальное благополучие и социальное благополучие военнослужащих и членов их семей. Социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социальной защиты других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:
1) Социальная защита распространяется не только на личностные характеристики военнослужащего, но и на социальное устройство членов его семьи вовремя и после выхода военнослужащего на пенсию (отставку).
2) Социальная защита военнослужащих в первую очередь направлена на поощрение справедливой службы и компенсацию ограничений их общегражданских прав и свобод, тогда как социальная защита населения направлена только на снижение социальных рисков и компенсацию утраченного заработка и других доходов, вследствие безработицы, инвалидность, старость и т. д.
3) Система социального обеспечения военнослужащих финансируется исключительно за счет федерального бюджета. Внебюджетные фонды (такие как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования), играющие ключевую роль в российской системе социального обеспечения, в системе социального обеспечения военнослужащих не используются.
4) Социальное обеспечение военнослужащих включает в себя несколько видов социального обеспечения, пособий и компенсационных выплат, которые распространяются только на эти категории граждан. Например, существует прямая зависимость между гарантиями и компенсациями военнослужащим.
5) Нормы права системы социальной защиты содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль. Представляется, что в силу особого характера военной службы, военная пенсия, в том числе и пенсия за выслугу лет, должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью, жизни, а также всех тягот и лишений военной службы, повышенного риска, гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренным законодательством.
Цель дипломной работы заключается в теоретическом и практическом исследовании правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Цель позволила сформулировать следующие задачи:
Охарактеризовать военнослужащих как субъекта социального обеспечения;
Рассмотреть особенности осуществления права на получение жилого помещения военнослужащими;
Проанализировать зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих;
Рассмотреть правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне;
Провести анализ социальная защиты военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации: проблемные вопросы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области исследования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Предмет исследования составляют монографии, учебная и специальная литература, диссертации, научные труды, в которых освещен вопрос исследования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью методов научного познания, таких анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-логический.
Степень научной разработанности темы ВКР. Анализ отдельных элементов механизма стимулирования воинской службы, уровня жизни, структуры и механизма удовлетворения потребностей военнослужащих, механизма социальной защиты военнослужащих проводили такие отечественные исследователи как Г. А. Василевич, В. Г. Гавриленко, В. П. Изотко, В. А. Круталевич, Х. Т. Мелешко, Т. А. Постовалова и другие.
Теоретическая значимость исследования предопределена тем, что положения данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблем правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе предложения по дальнейшему совершенствованию ответственности, могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы, Постановление Правительства Российской Федерации и другие нормативно правовые акты.
Структура работы включает в себя введение, две главы, поделенные на подпункты, заключение и список использованных источников.
Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни. Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества.
Социальная защита военнослужащих является неотъемлемой частью социальной защиты всего населения России и в то же время занимает особое место. Это относительно самостоятельный структурный элемент общей отечественной системы социальной защиты, с одной стороны, и самостоятельная система, включающая в себя все элементы общей социальной защиты, с другой. Социальная защита военнослужащих - система социально-экономических отношений, обеспечивающая материальное благополучие и социальное благополучие военнослужащих и членов их семей. Социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социальной защиты других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:
1) Социальная защита распространяется не только на личностные характеристики военнослужащего, но и на социальное устройство членов его семьи вовремя и после выхода военнослужащего на пенсию (отставку).
2) Социальная защита военнослужащих в первую очередь направлена на поощрение справедливой службы и компенсацию ограничений их общегражданских прав и свобод, тогда как социальная защита населения направлена только на снижение социальных рисков и компенсацию утраченного заработка и других доходов, вследствие безработицы, инвалидность, старость и т. д.
3) Система социального обеспечения военнослужащих финансируется исключительно за счет федерального бюджета. Внебюджетные фонды (такие как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования), играющие ключевую роль в российской системе социального обеспечения, в системе социального обеспечения военнослужащих не используются.
4) Социальное обеспечение военнослужащих включает в себя несколько видов социального обеспечения, пособий и компенсационных выплат, которые распространяются только на эти категории граждан. Например, существует прямая зависимость между гарантиями и компенсациями военнослужащим.
5) Нормы права системы социальной защиты содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль. Представляется, что в силу особого характера военной службы, военная пенсия, в том числе и пенсия за выслугу лет, должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью, жизни, а также всех тягот и лишений военной службы, повышенного риска, гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренным законодательством.
Цель дипломной работы заключается в теоретическом и практическом исследовании правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Цель позволила сформулировать следующие задачи:
Охарактеризовать военнослужащих как субъекта социального обеспечения;
Рассмотреть особенности осуществления права на получение жилого помещения военнослужащими;
Проанализировать зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих;
Рассмотреть правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне;
Провести анализ социальная защиты военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации: проблемные вопросы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области исследования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Предмет исследования составляют монографии, учебная и специальная литература, диссертации, научные труды, в которых освещен вопрос исследования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью методов научного познания, таких анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-логический.
Степень научной разработанности темы ВКР. Анализ отдельных элементов механизма стимулирования воинской службы, уровня жизни, структуры и механизма удовлетворения потребностей военнослужащих, механизма социальной защиты военнослужащих проводили такие отечественные исследователи как Г. А. Василевич, В. Г. Гавриленко, В. П. Изотко, В. А. Круталевич, Х. Т. Мелешко, Т. А. Постовалова и другие.
Теоретическая значимость исследования предопределена тем, что положения данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблем правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе предложения по дальнейшему совершенствованию ответственности, могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы, Постановление Правительства Российской Федерации и другие нормативно правовые акты.
Структура работы включает в себя введение, две главы, поделенные на подпункты, заключение и список использованных источников.
Социальная защита военнослужащих является неотъемлемой частью социальной защиты всего населения России и в то же время занимает особое место. Это относительно самостоятельный структурный элемент общей отечественной системы социальной защиты, с одной стороны, и самостоятельная система, включающая в себя все элементы общей социальной защиты, с другой. Социальная защита военнослужащих - система социально-экономических отношений, обеспечивающая материальное благополучие и социальное благополучие военнослужащих и членов их семей.
Эффективное функционирование и совершенствование системы социальной защиты военнослужащих обуславливается:
текущим состоянием в области предоставления социальных прав и гарантий различным категориям военнослужащих;
последовательным решением социальных проблем;
удовлетворением социальных потребностей.
Таким образом, исполнение гражданских обязательств с участием военнослужащего установлено, во-первых, соответствующими статьями Гражданского кодекса, и, во-вторых, конкретными видами гражданских договоров.
В настоящее время большое внимание уделяется социальной защите ветеранов боевых действий, которые порой с риском для жизни защищают наш покой и благополучие. Социальная поддержка и защита ветеранов боевых действий осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов. К ним относятся ежемесячная денежная выплата, льготы при оплате ЖКУ, льготный проезд на транспорте, санаторное, медицинское обслуживание и многое другое. Однако несмотря на целый пакет федерального и регионального законодательства, осуществление социальной поддержки ветеранов боевых действий остается нерешенной проблемой в силу различных обстоятельств, в том числе правовых. Очевидно, что законодатель должен продолжать работу по устранению проблем в этой сфере путем внесения поправок в действующее законодательство. Представляется целесообразным разработать единый нормативный правовой акт, устанавливающий правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне должны развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки.
Изучение и заимствование передового опыта пенсионного обеспечения военнослужащих зарубежных стран является основой для формирования эффективной системы пенсионного обеспечения военнослужащих, являющейся залогом не только удовлетворения основных социально-экономических потребностей военнослужащих и членов их семьи, но и залогом обеспечения высокой боеготовности войск, а, соответственно, и обеспечения обороны и безопасности страны в целом.
Основными правилами использования зарубежного опыта пенсионного обеспечения военнослужащих должны быть следующие: во-первых, использовать чужой опыт только там, где это действительно необходимо; во-вторых, применять чужой опыт с обязательным учётом особенностей развития страны.
Анализ опыта пенсионного обеспечения военнослужащих в других странах способствует решению нескольких задач.
Во-первых, такой опыт позволяет уяснить весь комплекс вопросов, встающих перед обществом и государством в этой области.
Во-вторых, он является своеобразной гарантией от повторения ошибок, допущенных при решении аналогичных проблем в других странах.
В-третьих, он способствует выбору оптимальных путей решения поставленных задач.
В-четвёртых, он способствует формированию эффективной законодательной базы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Наконец, в-пятых, всестороннее исследование зарубежного опыта даёт возможность оперировать определённым набором аргументов при принятии решений в отношении как практического применения норм права в этой области, так и при правотворчестве, т.е. даёт возможность использования практического опыта реализации различных стратегий, государственных программ по пенсионному обеспечению военнослужащих.
Эффективное функционирование и совершенствование системы социальной защиты военнослужащих обуславливается:
текущим состоянием в области предоставления социальных прав и гарантий различным категориям военнослужащих;
последовательным решением социальных проблем;
удовлетворением социальных потребностей.
Таким образом, исполнение гражданских обязательств с участием военнослужащего установлено, во-первых, соответствующими статьями Гражданского кодекса, и, во-вторых, конкретными видами гражданских договоров.
В настоящее время большое внимание уделяется социальной защите ветеранов боевых действий, которые порой с риском для жизни защищают наш покой и благополучие. Социальная поддержка и защита ветеранов боевых действий осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов. К ним относятся ежемесячная денежная выплата, льготы при оплате ЖКУ, льготный проезд на транспорте, санаторное, медицинское обслуживание и многое другое. Однако несмотря на целый пакет федерального и регионального законодательства, осуществление социальной поддержки ветеранов боевых действий остается нерешенной проблемой в силу различных обстоятельств, в том числе правовых. Очевидно, что законодатель должен продолжать работу по устранению проблем в этой сфере путем внесения поправок в действующее законодательство. Представляется целесообразным разработать единый нормативный правовой акт, устанавливающий правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Правовые гарантии социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на федеральном и региональном уровне должны развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки.
Изучение и заимствование передового опыта пенсионного обеспечения военнослужащих зарубежных стран является основой для формирования эффективной системы пенсионного обеспечения военнослужащих, являющейся залогом не только удовлетворения основных социально-экономических потребностей военнослужащих и членов их семьи, но и залогом обеспечения высокой боеготовности войск, а, соответственно, и обеспечения обороны и безопасности страны в целом.
Основными правилами использования зарубежного опыта пенсионного обеспечения военнослужащих должны быть следующие: во-первых, использовать чужой опыт только там, где это действительно необходимо; во-вторых, применять чужой опыт с обязательным учётом особенностей развития страны.
Анализ опыта пенсионного обеспечения военнослужащих в других странах способствует решению нескольких задач.
Во-первых, такой опыт позволяет уяснить весь комплекс вопросов, встающих перед обществом и государством в этой области.
Во-вторых, он является своеобразной гарантией от повторения ошибок, допущенных при решении аналогичных проблем в других странах.
В-третьих, он способствует выбору оптимальных путей решения поставленных задач.
В-четвёртых, он способствует формированию эффективной законодательной базы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Наконец, в-пятых, всестороннее исследование зарубежного опыта даёт возможность оперировать определённым набором аргументов при принятии решений в отношении как практического применения норм права в этой области, так и при правотворчестве, т.е. даёт возможность использования практического опыта реализации различных стратегий, государственных программ по пенсионному обеспечению военнослужащих.
Подобные работы
- Правовое регулирование социального обеспечения военнослужащих (Всероссийского Государственного Университета Юстиции)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ (ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ) (12.00.05 )
Диссертации (РГБ), трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Социальная защита работников правоохранительных органов: организационный аспект
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Меры социальной поддержки сотрудников полиции
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Причинение смерти по неосторожности: понятие и особенности расследования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Причинение смерти по неосторожности: понятие и особенности расследования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Развитие системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. (на материалах Куйбышевской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации: вопросы теории и практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



