Меры государственной поддержки граждан пожилого возраста (Российский государственный социальный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ6
1.1 Социальные характеристики граждан пожилого возраста как субъектов социальной работы 6
1.2 Меры государственной поддержки граждан пожилого возраста в Российской Федерации14
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Характеристика пенсионного обеспечения пожилых граждан 25
2.2. Организация социальной работы в системе социального обеспечения пожилых граждан 29
2.3. Особенности социального обслуживания пожилых граждан в стационарных учреждениях35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ6
1.1 Социальные характеристики граждан пожилого возраста как субъектов социальной работы 6
1.2 Меры государственной поддержки граждан пожилого возраста в Российской Федерации14
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Характеристика пенсионного обеспечения пожилых граждан 25
2.2. Организация социальной работы в системе социального обеспечения пожилых граждан 29
2.3. Особенности социального обслуживания пожилых граждан в стационарных учреждениях35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность определяется необходимостью совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. В свою очередь данная необходимость обусловлена фактом формирования устойчивого тренда к старению населения России. Старение населения при увеличении продолжительности жизни граждан пожилого возраста определяет необходимость поиска новых форм социального обслуживания данной категории населения.
Идеология совершенствования сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста начинает доминировать в управленческих практиках, тренды оптимизации организационной структуры и повышение качества оказываемых учреждениями услуг продвигаются в регламентирующих документах федерального и регионального уровней государственного управления. Проблематика социального обслуживания граждан пожилого возраста становится предметом научной дискуссии.
К гражданам пожилого возраста данное утверждение относится в полной мере, поскольку именно эта категория граждан формирует основной слой получателей социальных услуг и социального обслуживания.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с мерами государственной поддержки граждан пожилого возраста как социально-демографической общности.
Предмет исследования – правовое регулирование мер государственной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного уровня правового регулирования социального обслуживания и разработка рекомендаций по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Данная цель определяет необходимость описания и решения следующих задач:
1. Сформулировать социальные характеристики граждан пожилого возраста как субъектов социальной работы.
2. Рассмотреть меры государственной поддержки граждан пожилого возраста в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать пенсионное обеспечение пожилых граждан.
4. Рассмотреть организацию социальной работы в системе социального обеспечения пожилых граждан.
5. Изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан в стационарных учреждениях.
Теоретической основой работы являются труды отечественных исследователей и специалистов таких, как Бычков Д. Г., Галаганов В. П., Дмитриева Е. А., Зуева Н. Л., Тучкова Э. Г., Холостова Е.И., Дашкина И. В., Малофеев И.В. и ряд других.
Нормативно-правовая основа работы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и т.п..
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современной России сложился устойчивый тренд к увеличению продолжительности жизни, что приводит к росту числа граждан старшего возраста и доли данной категории граждан в общей численности населения; большая часть граждан пожилого возраста испытывает потребность в различных видах социального обслуживания; граждан пожилого возраста следует рассматривать не только как лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, но и как ценный ресурс социально-экономического развития страны; граждане пожилого возраста в большинстве своем достаточно социально активны и готовы к продолжению трудовой или общественной деятельности, либо к различным формам самореализации.
2. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в такой помощи.
3. Сложившиеся на сегодняшний день система пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что влияет на качество выполнения социальных обязательств в отношении пенсионеров.
4. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, повышать открытость информационного обеспечения, а также совершенствовать институт негосударственных пенсионных фондов.
Идеология совершенствования сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста начинает доминировать в управленческих практиках, тренды оптимизации организационной структуры и повышение качества оказываемых учреждениями услуг продвигаются в регламентирующих документах федерального и регионального уровней государственного управления. Проблематика социального обслуживания граждан пожилого возраста становится предметом научной дискуссии.
К гражданам пожилого возраста данное утверждение относится в полной мере, поскольку именно эта категория граждан формирует основной слой получателей социальных услуг и социального обслуживания.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с мерами государственной поддержки граждан пожилого возраста как социально-демографической общности.
Предмет исследования – правовое регулирование мер государственной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного уровня правового регулирования социального обслуживания и разработка рекомендаций по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Данная цель определяет необходимость описания и решения следующих задач:
1. Сформулировать социальные характеристики граждан пожилого возраста как субъектов социальной работы.
2. Рассмотреть меры государственной поддержки граждан пожилого возраста в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать пенсионное обеспечение пожилых граждан.
4. Рассмотреть организацию социальной работы в системе социального обеспечения пожилых граждан.
5. Изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан в стационарных учреждениях.
Теоретической основой работы являются труды отечественных исследователей и специалистов таких, как Бычков Д. Г., Галаганов В. П., Дмитриева Е. А., Зуева Н. Л., Тучкова Э. Г., Холостова Е.И., Дашкина И. В., Малофеев И.В. и ряд других.
Нормативно-правовая основа работы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и т.п..
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современной России сложился устойчивый тренд к увеличению продолжительности жизни, что приводит к росту числа граждан старшего возраста и доли данной категории граждан в общей численности населения; большая часть граждан пожилого возраста испытывает потребность в различных видах социального обслуживания; граждан пожилого возраста следует рассматривать не только как лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, но и как ценный ресурс социально-экономического развития страны; граждане пожилого возраста в большинстве своем достаточно социально активны и готовы к продолжению трудовой или общественной деятельности, либо к различным формам самореализации.
2. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в такой помощи.
3. Сложившиеся на сегодняшний день система пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что влияет на качество выполнения социальных обязательств в отношении пенсионеров.
4. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, повышать открытость информационного обеспечения, а также совершенствовать институт негосударственных пенсионных фондов.
В настоящий момент в современной Российской Федерации социальная защита населения регламентируется целым комплексом нормативно-правовых документов. Социальная защита населения является главным аспектом государственной социальной политики. Находится в ответственности профильного ведомства - Министерства труда и социальной защиты РФ. Финансирование социальной защиты в Российской Федерации происходит из разных источников: бюджеты бюджетной системы РФ, государственные внебюджетные фонды, негосударственные источники финансирования. Формируется накоплением налогов, сборов и других платежей, а также за счет целевых взносов, состоящих из ставки страховой премии, определенной законом.
Совершенствованию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышению качества оказания этих услуг в нашей стране уделяется достаточно большое внимание. Разработан понятийный аппарат, создана нормативно-правовая база, разрабатываются и реализуются концепции и программы федерального и регионального уровней.
Значимость совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста является, безусловно, очень высокой. Социальные услуги, как форма социального обслуживания, должны совершенствоваться, прежде всего, в качественном направлении: расширяться по объему и содержанию, а также организационно-правовому механизму их оказания и информационному обеспечению.
Основной конечной целью выпускной квалификационной работы магистра являлась разработка рекомендаций по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста на примере конкретного комплексного центра социального обслуживания населения. Для достижения поставленной цели в первой главе магистерской диссертации были исследованы теоретико-методологические и правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста. На основании данного исследования были сделаны следующие выводы:
- в России сформировался тренд к увеличению числа пожилых граждан, испытывающих потребность в различных видов социального обслуживания, однако эти граждане одновременно являются и ценным ресурсом социально-экономического развития;
- сфера социальных услуг и социального обслуживания населения еще продолжает свое формирование, что определяет постоянное совершенствование и нормативно-правовой базы;
- граждане пожилого возраста социально активны и готовы к продолжению трудовой или общественной деятельности, либо к различным формам самореализации;
- одним из направлений работы с гражданами пожилого возраста является привлечение к процессу оказания социальных услуг социально¬-ориентированных некоммерческих организаций.
В работе был выполнен анализ существующего положения дел в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Одним из приоритетных направлений организации работы с пожилыми гражданами является привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к социальному обслуживанию населения. По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реестр поставщиков социальных услуг включено более 1 тыс. негосударственных поставщиков социальных услуг, из них более 900 социально ориентированных некоммерческих организаций.
В процессе изучения основ социального обслуживания граждан пожилого возраста был выявлен ряд проблем, касающихся данной сферы. В части теоретико-методологических и правовых основ социального обслуживания граждан пожилого возраста наиболее значимыми проблемами нужно считать следующие:
1. Проблема старения населения. В России установился устойчивый тренд к увеличению абсолютного числа граждан пожилого возраста и доли этих граждан в общей численности населения. Уже сейчас каждый четвёртый гражданин РФ является пожилым, а в ближайшем пятилетии доля пожилых граждан в общей численности населения превысит 27%. Одновременно отмечается и увеличение средней продолжительности жизни пожилых граждан. Данная проблема определяет актуальность функционирования самой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
2. Проблема необходимости оказания социальной помощи. При увеличении числа пожилых граждан и продолжительности их жизни возрастает необходимость оказания этим гражданам постоянной помощи и поддержки. Потребность в социальном обслуживании испытывают боле 80% граждан пожилого возраста, а более 30% нуждаются в социальном обслуживании постоянно. На фоне роста числа пожилых граждан, увеличения средней продолжительности жизни, роста доли пожилых граждан в общей численности населения вызывает необходимость развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3. Проблема необходимости совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. Данная проблема вытекает из необходимости социализации пожилых граждан, необходимости их активного вовлечения в общественную или трудовую деятельность. Несмотря на то, что значительная часть граждан пожилого возраста, особенно, в возрастном диапазоне 60 - 65 лет, является носителями ценных знаний и опыта и готова продолжать трудовую деятельность, работодатели не рассматривают пожилых граждан в качестве трудового ресурса. Связано это с тем, что при вовлечении граждан пожилого образа в трудовую и общественную деятельность необходимо учитывать специфические особенности данной категории людей, к чему не готова большая часть работодателей. Соответственно, возникает необходимость разработки системы мер по такой социализации.
4. Проблема социальной неоднородности. Пожилые граждане представляют самые различные социальные слои общества, которые отличаются различным уровнем образования, квалификации и сферой интересов. Вариация как групп граждан пожилого возраста, так и типов этих граждан внутри каждой группы определяет различие подходов к социальной адаптации и социальному обслуживанию этих граждан. Действующие программы социального обслуживания пожилых граждан не всегда учитывают такую вариацию, поскольку в масштабах страны или даже региона такой учет является чрезвычайно трудоемким процессом. Следовательно, потенциальным решением проблемы может являться предоставление большей самостоятельности учреждениям социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Такие решения вполне осуществимы в рамках приносящей доход деятельности.
5. Проблемы приоритета в выборе форм социального обслуживания пожилых граждан. В ходе исследования установлено, что традиционные формы активности пожилых граждан не рассматриваются гражданами как единственно необходимые. Данное утверждение определяет необходимость поиска и внедрения новых форм работы с гражданами пожилого возраста в деятельность учреждений социального обслуживания населения. Внедрение таких форм также возможно в рамках приносящей доход деятельности на уровне муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
6. Проблема ограниченности существующих форм социального обслуживания. Исследование показало, что потенциал активности людей пожилого возраста, при традиционно практикуемых формах социального обслуживания задействован не полностью. Граждане пожилого возраста зачастую готовы к активной социальной деятельности, однако предложения учреждений социального обслуживания ограничены. Решение данной проблемы также возможно именно на муниципальном уровне за счет средств приносящей доход деятельности. Кроме того, ряд форм социальной активности, таких например, как волонтерство, помощь в уходе за пожилыми гражданами, клубы общения, не требует финансового обеспечения как такового и может быть реализован на началах социальной инициативы.
7. Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере финансового обеспечения социального обслуживания граждан пожилого возраста. Процессы оказания социальных услуг населению и финансирование этих процессов регулируются федеральным и региональным законодательством. При этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный перечень и в объемах, свыше установленных региональным законодательством. Однако в этом случае оказание услуг должно производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на возмездной основе. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим расширение перечня социальных услуг пожилым гражданам, даже при наличии организационных возможностей для оказания этих услуг. В данном случае решением проблемы опять-таки является приносящая доход деятельность учреждений социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
На основании обобщения данных проблем был сделан вывод о том, что даже при их наличии учреждения социального обслуживания располагают потенциалом и имеют возможности для расширения перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста, с одновременным повышением качества этих услуг. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на вовлечение пожилых граждан в общественную жизнь, социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в таком обслуживании
Совершенствованию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышению качества оказания этих услуг в нашей стране уделяется достаточно большое внимание. Разработан понятийный аппарат, создана нормативно-правовая база, разрабатываются и реализуются концепции и программы федерального и регионального уровней.
Значимость совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста является, безусловно, очень высокой. Социальные услуги, как форма социального обслуживания, должны совершенствоваться, прежде всего, в качественном направлении: расширяться по объему и содержанию, а также организационно-правовому механизму их оказания и информационному обеспечению.
Основной конечной целью выпускной квалификационной работы магистра являлась разработка рекомендаций по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста на примере конкретного комплексного центра социального обслуживания населения. Для достижения поставленной цели в первой главе магистерской диссертации были исследованы теоретико-методологические и правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста. На основании данного исследования были сделаны следующие выводы:
- в России сформировался тренд к увеличению числа пожилых граждан, испытывающих потребность в различных видов социального обслуживания, однако эти граждане одновременно являются и ценным ресурсом социально-экономического развития;
- сфера социальных услуг и социального обслуживания населения еще продолжает свое формирование, что определяет постоянное совершенствование и нормативно-правовой базы;
- граждане пожилого возраста социально активны и готовы к продолжению трудовой или общественной деятельности, либо к различным формам самореализации;
- одним из направлений работы с гражданами пожилого возраста является привлечение к процессу оказания социальных услуг социально¬-ориентированных некоммерческих организаций.
В работе был выполнен анализ существующего положения дел в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Одним из приоритетных направлений организации работы с пожилыми гражданами является привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к социальному обслуживанию населения. По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реестр поставщиков социальных услуг включено более 1 тыс. негосударственных поставщиков социальных услуг, из них более 900 социально ориентированных некоммерческих организаций.
В процессе изучения основ социального обслуживания граждан пожилого возраста был выявлен ряд проблем, касающихся данной сферы. В части теоретико-методологических и правовых основ социального обслуживания граждан пожилого возраста наиболее значимыми проблемами нужно считать следующие:
1. Проблема старения населения. В России установился устойчивый тренд к увеличению абсолютного числа граждан пожилого возраста и доли этих граждан в общей численности населения. Уже сейчас каждый четвёртый гражданин РФ является пожилым, а в ближайшем пятилетии доля пожилых граждан в общей численности населения превысит 27%. Одновременно отмечается и увеличение средней продолжительности жизни пожилых граждан. Данная проблема определяет актуальность функционирования самой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
2. Проблема необходимости оказания социальной помощи. При увеличении числа пожилых граждан и продолжительности их жизни возрастает необходимость оказания этим гражданам постоянной помощи и поддержки. Потребность в социальном обслуживании испытывают боле 80% граждан пожилого возраста, а более 30% нуждаются в социальном обслуживании постоянно. На фоне роста числа пожилых граждан, увеличения средней продолжительности жизни, роста доли пожилых граждан в общей численности населения вызывает необходимость развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3. Проблема необходимости совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. Данная проблема вытекает из необходимости социализации пожилых граждан, необходимости их активного вовлечения в общественную или трудовую деятельность. Несмотря на то, что значительная часть граждан пожилого возраста, особенно, в возрастном диапазоне 60 - 65 лет, является носителями ценных знаний и опыта и готова продолжать трудовую деятельность, работодатели не рассматривают пожилых граждан в качестве трудового ресурса. Связано это с тем, что при вовлечении граждан пожилого образа в трудовую и общественную деятельность необходимо учитывать специфические особенности данной категории людей, к чему не готова большая часть работодателей. Соответственно, возникает необходимость разработки системы мер по такой социализации.
4. Проблема социальной неоднородности. Пожилые граждане представляют самые различные социальные слои общества, которые отличаются различным уровнем образования, квалификации и сферой интересов. Вариация как групп граждан пожилого возраста, так и типов этих граждан внутри каждой группы определяет различие подходов к социальной адаптации и социальному обслуживанию этих граждан. Действующие программы социального обслуживания пожилых граждан не всегда учитывают такую вариацию, поскольку в масштабах страны или даже региона такой учет является чрезвычайно трудоемким процессом. Следовательно, потенциальным решением проблемы может являться предоставление большей самостоятельности учреждениям социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Такие решения вполне осуществимы в рамках приносящей доход деятельности.
5. Проблемы приоритета в выборе форм социального обслуживания пожилых граждан. В ходе исследования установлено, что традиционные формы активности пожилых граждан не рассматриваются гражданами как единственно необходимые. Данное утверждение определяет необходимость поиска и внедрения новых форм работы с гражданами пожилого возраста в деятельность учреждений социального обслуживания населения. Внедрение таких форм также возможно в рамках приносящей доход деятельности на уровне муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
6. Проблема ограниченности существующих форм социального обслуживания. Исследование показало, что потенциал активности людей пожилого возраста, при традиционно практикуемых формах социального обслуживания задействован не полностью. Граждане пожилого возраста зачастую готовы к активной социальной деятельности, однако предложения учреждений социального обслуживания ограничены. Решение данной проблемы также возможно именно на муниципальном уровне за счет средств приносящей доход деятельности. Кроме того, ряд форм социальной активности, таких например, как волонтерство, помощь в уходе за пожилыми гражданами, клубы общения, не требует финансового обеспечения как такового и может быть реализован на началах социальной инициативы.
7. Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере финансового обеспечения социального обслуживания граждан пожилого возраста. Процессы оказания социальных услуг населению и финансирование этих процессов регулируются федеральным и региональным законодательством. При этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный перечень и в объемах, свыше установленных региональным законодательством. Однако в этом случае оказание услуг должно производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на возмездной основе. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим расширение перечня социальных услуг пожилым гражданам, даже при наличии организационных возможностей для оказания этих услуг. В данном случае решением проблемы опять-таки является приносящая доход деятельность учреждений социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
На основании обобщения данных проблем был сделан вывод о том, что даже при их наличии учреждения социального обслуживания располагают потенциалом и имеют возможности для расширения перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста, с одновременным повышением качества этих услуг. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на вовлечение пожилых граждан в общественную жизнь, социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в таком обслуживании
Подобные работы
- Организация социального сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Использование метода эксперимента в исследовании практики социальной реабилитации граждан пожилого возраста в комплексном центре социального обслуживания (Методы исследования в социальной работе, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО
ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста в условиях учреждения социального обслуживания населения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому (на примере КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Приёмная семья как инновационная форма жизнеустройства граждан пожилого возраста в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ПОЖИЛЫМ ГРАЖДАНАМ В УСЛОВИЯХ НЕСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами в форме социального обслуживания на дому (на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания г. Новоалтайск»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



