РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста как психолого - педагогическая проблема 6
1.2 Условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 16
2 Экспериментальное изучение развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 28
2.1 Диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у младших школьников 28
2.2 Уроки по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.3 Результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 38
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Приложение А Методика «Дорисуй рисунок» Э.П. Торренс 50
Приложение Б Методика Э. Вартега «Круги» 51
Приложение В Методика О.М. Дьяченко «Нарисуй фигуру» 52
Приложение Г Методика Э.П. Торренса «Повторяющиеся линии» 54
Приложение Д Урок «Лесная поляна» 55
Приложение Е Урок «Волшебная палитра» 58
Приложение Ж Урок «Калейдоскоп впечатлений» 62
Приложение И Урок «Приближается зима» 65
Приложение К Урок «Волшебная елка» 68
Приложение Л Урок «Золотая рыбка 71
Приложение М Урок: «Ваза с цветами» 74
Приложение Н Урок «Весенний ковер» 76
Приложение П Урок: «Снеговик в шапочке» 77
Приложение Р Урок «Аквариум» 79
1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста как психолого - педагогическая проблема 6
1.2 Условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 16
2 Экспериментальное изучение развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 28
2.1 Диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у младших школьников 28
2.2 Уроки по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.3 Результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 38
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Приложение А Методика «Дорисуй рисунок» Э.П. Торренс 50
Приложение Б Методика Э. Вартега «Круги» 51
Приложение В Методика О.М. Дьяченко «Нарисуй фигуру» 52
Приложение Г Методика Э.П. Торренса «Повторяющиеся линии» 54
Приложение Д Урок «Лесная поляна» 55
Приложение Е Урок «Волшебная палитра» 58
Приложение Ж Урок «Калейдоскоп впечатлений» 62
Приложение И Урок «Приближается зима» 65
Приложение К Урок «Волшебная елка» 68
Приложение Л Урок «Золотая рыбка 71
Приложение М Урок: «Ваза с цветами» 74
Приложение Н Урок «Весенний ковер» 76
Приложение П Урок: «Снеговик в шапочке» 77
Приложение Р Урок «Аквариум» 79
Современный мир подвержен постоянным изменениям, темпы развития общества принуждают человека к постоянному совершенствованию, познанию новшеств, приспособлению к новым жизненным условиям. На рынке труда, в данный момент времени, более востребованы личности, готовые быстро вникать в новую ситуацию иметь творческий подход в решении возникших проблем.
Возникает потребность в изучении самой природы творчества, разнообразия его проявлений, путей развития творческих способностей, которые начинаются еще с детства.
Актуальность темы обусловлена и подчеркивается в существенных документах в области образования. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) подчеркивает, что в современном обществе «.важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Задача учителя помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [30, с. 17].
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, также подчеркивается деятельность обучающихся, направленная на «.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.» [40, с. 6].
Исходя из выше сказанного, мы определили цель нашей работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: условия развития творческих способностей, применяемых у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет проходить наиболее эффективно, если:
• учитывать особенности развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
• провести уроки по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Согласно цели, решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить уровень развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства;
3) реализовать условия развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства;
4) доказать эффективность разработанных условий развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
С целью решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого - педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что посредством видео роликов транслируемых с помощью проектора в классе можно побывать в местах, где нельзя оказаться, ввиду своего местонахождения и погодных условий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса уроков, с целью развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
База исследования: базой исследования является школа №59, г. Тольятти. В исследовании приняли участие ученики 2 «А» класса и 2 «Б» класса, в количестве 60 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (одна теоретическая и одна практическая), заключения, списка используемой литературы, приложений. Работу иллюстрируют 8 рисунков и 2 таблицы.
Возникает потребность в изучении самой природы творчества, разнообразия его проявлений, путей развития творческих способностей, которые начинаются еще с детства.
Актуальность темы обусловлена и подчеркивается в существенных документах в области образования. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) подчеркивает, что в современном обществе «.важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Задача учителя помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [30, с. 17].
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, также подчеркивается деятельность обучающихся, направленная на «.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.» [40, с. 6].
Исходя из выше сказанного, мы определили цель нашей работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: условия развития творческих способностей, применяемых у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет проходить наиболее эффективно, если:
• учитывать особенности развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
• провести уроки по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Согласно цели, решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить уровень развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства;
3) реализовать условия развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства;
4) доказать эффективность разработанных условий развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
С целью решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого - педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что посредством видео роликов транслируемых с помощью проектора в классе можно побывать в местах, где нельзя оказаться, ввиду своего местонахождения и погодных условий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса уроков, с целью развития творческих способностей у младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
База исследования: базой исследования является школа №59, г. Тольятти. В исследовании приняли участие ученики 2 «А» класса и 2 «Б» класса, в количестве 60 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (одна теоретическая и одна практическая), заключения, списка используемой литературы, приложений. Работу иллюстрируют 8 рисунков и 2 таблицы.
Изобразительная деятельность способствует развитию творческих способностей детей, которое возможно только в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков в какой-либо деятельности. Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева, Т.С. Комарова, Б.П. Юсов, Ю.А. Полуянов, Е.А. Флерина, Е.Н. Бородиной и др. и проведенное опытно - поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы: Дубровина И.В. считала, что «творческие способности это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы». В процессе опытно - поисковой работы мы наблюдали, как применение специальных методов и приемов по развитию творческих способностей положительно сказывается на общем психологическом настрое на учебную деятельность школьников, умении строить высказывания, генерировать новые идеи, разрешать противоречия. Даже на начальной стадии работы, в ходе предложенной творческой работы многие школьники проявили активность и заинтересованность.
В результате констатирующего эксперимента был выявлен недостаточный уровень развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства у младших школьников. В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были реализованы условия развития творческих способностей детей.
Основываясь на результатах контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что эффективность развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства возможна при наличие систематической организации творческой деятельности учеников. Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
В результате констатирующего эксперимента был выявлен недостаточный уровень развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства у младших школьников. В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были реализованы условия развития творческих способностей детей.
Основываясь на результатах контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что эффективность развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства возможна при наличие систематической организации творческой деятельности учеников. Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018





