Реферат 1
Введение 3
1 Основы управления маркетинговой деятельностью организации 6
1.1 Цели, задачи и функции маркетинговой деятельности 6
1.2 Понятие и процесс управления маркетинговой деятельностью 11
1.3 Особенности маркетинга в сфере транспортных услуг 17
2 Анализ управления маркетинговой деятельностью на примере ОАО «РЖД» 24
2.1 Общая характеристика компании ОАО «РЖД» 24
2.2 Анализ-транспортных услуг как маркетинговых сделок 30
2.3 Анализ деятельности маркетинговой службы ОАО «РЖД» 36
3. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью ОАО «РЖД» 42
3.1 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности
ОАО «РЖД» 42
3.2 Пути совершенствование управления маркетинговой деятельностью ОАО
«РЖД» 48
3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию маркетинга в
ОАО « РЖД» 54
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложение А 67
Приложение Б 68
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Приложение Е 72
Приложение Ж 73
Приложение И 75
Ведение бизнеса по международным стандартам, основанное на высоком уровне менеджмента, сервиса и качества, предоставляемых пользователям услуг, эффективной организации транспортного обслуживания и высокого уровня организации маркетинга, вызвано мировым экономическим кризисом, рыночными преобразованиями экономики России и санкционной политикой, обусловившими необходимость интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему.
Актуальность темы работы определяется высокой конкурентоспособностью рынка транспортных услуг и необходимость повышения устойчивости и стабильности работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства Российской Федерации и общенационального экономического развития государства. Реформирование отрасли требует совершенствования действующей системы организации и управления маркетингом, нового типа взаимоотношений с клиентом, строящихся на основе взаимных интересов и взаимовыгодности сторон при широком внедрении прогрессивных информационных и маркетинговых технологий и эффективном построении кадрового менеджмента. Также важной задачей является повышение привлекательности российских железных дорог для потребителей транспортной продукции, в том числе за счет эффективного взаимодействия с другими видами транспорта при масштабном внедрении маркетинговых принципов управления.
Объектом исследования в работе принята деятельность ОАО «РЖД». Предметом исследования - развитие и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере перевозок на железнодорожном транспорте.
Целью исследования является изучение основ организации маркетинговой деятельности и путей ее совершенствования на примере ОАО «РЖД».
Основными задачами работы, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- исследование современной системы организации и управления маркетинговой деятельностью в сфере железнодорожных перевозок;
- разработка маркетинговых подходов, принципов построения функциональной модели коммерческой работы по обслуживанию пользователей транспортных услуг ОАО «РЖД»;
- определение направлений, путей и мероприятий совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «РЖД».
Вопросами маркетинга и менеджмента на транспорте занимаются российские ученые Альбеков А.У., Антропов В.А., Бубнова Г.В., Давыдов А.В., Мамаев Э.А., Самарина Т.П., Соколов И.Ю., Улицкий М.П., Шагинян С.Г. В ходе исследования использовались труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области экономики и организации перевозок управления транспортом, развития и повышения конкурентоспособности транспортной системы страны, транспортной логистики, транспортного маркетинга, в том числе на этапе развития рыночной экономики: Абрамова А.П., Белова И.В., Волкова Б.А., Галабурды В.Г., Громова Н.Н., Иловайского Н.Д., Ковшова Г.Н., Кожевникова Ю.Н., Лапидуса Б.М., Лившица В.Н., Мазо Л.А., Мандрикова М.Е., Мачерета Д.А., Персианова В.А., Резера СМ., Смехова А.А., Терёшиной Н.П.. Трихункова М.Ф., Ханукова Е.Д., Хачатурова Т.С, Шульги В.Я. и других.
Теоретической и методологической основой исследования являются системный подход к решению обозначенной проблемы, комплексный экономический анализ, а также основы и принципы транспортного маркетинга.
В первой главе «Основы управления маркетинговой деятельностью организации», рассмотрены: цели, задачи и функции маркетинговой деятельности, понятие и процесс управления маркетинговой деятельностью, особенности маркетинга в сфере транспортных услуг.
Во второй главе - «Анализ управления маркетинговой деятельностью на примере ОАО «РЖД» представлена общая характеристика компании, анализ транспортных услуг и анализ деятельности маркетинговой службы ОАО «РЖД».
В третьей главе «Совершенствование управления маркетинговой деятельностью ОАО «РЖД» описаны основные направления пути и мероприятия по совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «РЖД».
Структура работы состоит из 3 глав, 9 параграфов, введения, заключения, списка литературы, приложения.
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность предприятия играет важную роль для обеспечения успешного функционирования, получения прибыли и обеспечения конкурентоспособности предприятия, а для деятельности ОАО «РЖД» - еще и инструментом повышения стабильности, устойчивости работы железнодорожного транспорта, его качества, безопасности, доступности предоставляемых им услуг.
Рассматривая основы управления маркетинговой деятельностью организации в работе определены цели, задачи и функции маркетинговой деятельности, в результате чего отмечена социальная направленность маркетинга транспортной организации, разработана концепции и понятия маркетинговой деятельности на жд транспорте.
Исследована положительная и отрицательная роль транспортных услуг. Доказано, что в условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, в том числе услуг, нацеленной на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Маркетинг услуг ориентирует на оперативное реагирование требований потребителей по обеспечению фирме долговременного коммерческого успеха. Транспорт, как элемент социальноэкономической структуры общества, должен реагировать на изменения в управлении экономикой страны и систему маркетингового управления отраслью.
Представлено, что в условиях рынка изменить ситуацию на жд транспорте к лучшему возможно посредством маркетинговых технологий управления по оптимизации системы транспортных услуг на основе особенностей предоставляемой услуги как разновидности товара и с их учетом разрабатывать и внедрять социально-этическую концепцию маркетинга.
Особенности маркетинга в сфере транспортных услуг, где транспортный маркетинг представлен системой организации и управления деятельностью по оказанию транспортных и сопутствующих услуг пользователям на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса потребителей в целях создания наилучших условий реализации этих услуг, увеличения доли на рынке и прибыли.
Анализ управления маркетинговой деятельностью на примере ОАО «РЖД» представлен общей характеристикой компании, в которой отражены роль сети ОАО «РЖД» как структурного элемента национальной экономики. Основные нормативные правовые акты организации и управление линейнофункциональной штабной структуры управления компанией, ее структурное и финансовое наполнение. Методы организации и контроля, современные характеристики деятельности, миссия, задачи и цели ОАО «РЖД» в 2016 году и на последующие годы.
ОАО «РЖД» отмечена как компания, поступательно развивающая новые бизнес - направления и профессиональные компетенции, повышая их эффективность на основе синтеза эффективного менеджмента, маркетинга и сбалансированного государственного регулирования.
Анализом транспортных услуг ОАО «РЖД», в котором Холдинг «РЖД» выступает лидером на российском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии оказания услуг железнодорожных перевозок, работая, во многих высокодоходных рыночных сегментах, в условиях острой конкуренции с другими видами транспорта отмечены основные конкуренты холдинга и инфраструктуры других видов транспорта (автомобильного, трубопроводного, речного).
Анализом деятельности маркетинговой службы ОАО «РЖД», отразивший его стратегическое решение о создании полноценной системы менеджмента и маркетинга качества, а также SWOT- анализом конкурентных преимуществ существующих транспортных продуктов и информационных маркетинговых каналов ОАО «РЖД» были выявлены слабые стороны: нехватка подвижного состава и низкая маневренность, наличие внутригрупповой конкуренции между бизнес - единицами транспортно - логистического бизнесблока; отсутствие сегментации рыночных ниш; устаревшая модель взаимодействия с клиентами - деятельность холдинга «РЖД» недостаточно клиентоориентирована; низкая оперативность принятия решений; уход высокодоходных грузов на другие виды транспорта; зависимость деятельности Холдинга от государственного тарифного регулирования. В силу данных и обстоятельств, у компании возникает немало проблем, затрудняющих их ритмичную работу, мешающих получению искомой прибыли и вызывающих неудовлетворенность, а порой и возмущение пассажиров и грузоотправителей.
Так, выше обозначенные проблемы требуют решения и повышения роли маркетинга в обеспечении качества предоставляемых транспортных услуг и его совершенствования.
Следовательно, в условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, в том числе услуг, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Маркетинг ориентирует производителей услуг на оперативное реагирование на требования потребителей для того, чтобы превратить их в своих покупателей и таким образом обеспечить фирме долговременный коммерческий успех.
1. Асауленко Е.В. Стимулирование инновационного развития железнодорожного транспорта ГУУ, автореферат. М. - 2016. -178с.
2. Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС :монография. М..2013г.-125с.
3. Балалаев, А. С. Б 200 Основы маркетинга на транспорте : учебное пособие / А. С. Балалаев, С. А. Балалаев, И. И. Климентьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2013. - 89с.
4. Годовой отчет РЖД за 2014 год [ http://ar2014.rzd.ru/ru/]
5. Голубков Е. П. Маркетинг: словарь-справочник. - М. : Дело, 2011. -
440 с.
6. Гражданский кодексс РФ. Части 1,2,3,4 по сост. На 01.05.2016. - М.:Проспект, 2016.
7. Деловой портал «Гудок» [http://www.gudok.ru]
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
9. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. - Омск : Омич, 2000. - 288 с.
10. Налоговый кодекс РФ по сост. На 01.05.2016. - М.:Проспект, 2016.
11. Постановление Правительства Российской Федерации
от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» // СПС «Консультант плюс»;
12. Постановление Правительства Российской Федерации
от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» // СПС «Консультант плюс»;
13. Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в ред. от 01.11.2012 № 1117 // СПС «Консультант плюс»
14. Послание Президента Федеральному Собранию [
http://kremlin.ru/events/president/news/50864]
15. Потехина А.М.Оценка влияния внутренней среды железнодорожных организаций на на организацию стратегии клиентоориентированности. ИГУПС. И.2015. Автореферат. - 169с.
16. Сайт РЖД [http://rzd.ru]
17. Управление груз и коммерческой работой на транспорте УрГУПС. Конспект лекций под общей редакцией С,А,Платохина Екатеринбург. 2007 - 184с.
18. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
19. Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // СПС «Консультант плюс»;
20. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант плюс»;
21. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» (с дополнениями), направленный на достижение баланса интересов потребителей и объектов естественных монополий, в соответствии с которым в сфере железнодорожных перевозок регулируется деятельность железнодорожного транспорта как субъекта естественных монополий // СПС «Консультант плюс»;
22. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», поскольку ОАО «РЖД» является открытым акционерным обществом, чья деятельность попадает под действие данного закона // СПС «Консультант плюс»;
23. Фирстов С. В., Самуйлов В. М., Гашкова Л. В. Транспортные системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте. № 4 / Декабрь / 2015 .С.41
24.Черепанова Н.В. Социальная ответственность. Изд-во: ТПУ, 2015. -
21с.