Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая культура городской молодежи (на примере г. о. Тольятти)

Работа №118970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению экологической культуры 13
1.1. Экологическая культура как объект социологического анализа 13
1.2. Структура экологической культуры 21
Глава 2. Факторы формирования экологической культуры тольяттинской молодежи 29
2.1. Представления тольяттинской молодежи об экологической культуре 29
2.2. Основные направления формирования экологической культуры в г. о. Тольятти 45
Заключение 54
Список используемой литературы и источников 57
Приложение 62

Актуальность темы исследования. Экология представляет собой важнейшую часть благополучия жизни общества. В настоящий момент требуется пересмотр концепции отношений диады «человек-природа». В конце ХХ века внимание к диаде «человек-природа», а также к культуре взаимодействия внутри этой диады существенно усилилось. Причиной такого повышения стало понимание того, что регулирование процессов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, поможет человечеству избежать экологической катастрофы, касающейся всего человечества. Происходящее уже сейчас ухудшение экологической обстановки в глобальных и локальных масштабах неизбежно требует гармонического воссоединения человека и природы, которое возможно только через повышение экологической культуры общества.
Экологическая культура это - сложное, многомерное явление; поэтапный процесс, направленный на формирование естественнонаучных знаний, а также практические навыки; экологически целесообразное поведение; развитие экологического мышления, позволяющего конкретно определить отношение к себе и другим людям как к элементам природной системы; беречь и защищать окружающую среду; заботиться о себе; вести здоровый образ жизни и постоянно развивать себя. Экологическая культура подвергается анализу как одна из разновидностей культурной практики, находящейся на уровне с культурой труда, быта и организацией досуга. Выделение этой разновидности культуры определено особенностями специфического вида деятельности, который направлен на охрану природы. Природоохранные мероприятия характеризуются осознанным регулированием отношений между обществом и природой, последняя из которых рассматривается как ограниченный ресурс. Смысловое содержание экологической культуры выражается мерой свободы человека по отношению к природе.
Сложность изучения экологической культуры возникает в связи с противоречивостью его характера: между объективной необходимостью исследования экологической культуры в условиях развития общества и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этой проблемы; между новым осмыслением роли и места изучения экологической культуры в контексте городских условий. Город или урбанизированная экосистема - это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, функционирующий комплекс экономического хозяйства, обеспечивающий жизнеобеспечение населения. Любой город, в особенности с высоким промышленным потенциалом, является очень неустойчивой системой, зачастую не самовосстанавливающейся под воздействием негативных экологических факторов среды. В городских агломерациях фокусируется антропогенное воздействие на среду, поэтому появление различных экологических проблем здесь значительно вероятнее, чем на неурбанизированных территориях.
Преодоление возникающих противоречий между увеличением численности населения и способностью удовлетворения его материальных потребностей связано с отказом от нерационального метода проб и ошибок во взаимоотношениях между обществом и природной средой и с переходом на более качественный уровень научно обоснованной стратегии системных взаимоотношений.
Подвергая анализу культуру как средства человеческой самореализации и фактора социального развития, выявляются новые закономерности, оказывающие влияние на развитие человечества. Культуру можно понять только при рассмотрении культурно - исторического процесса в системе с прошлым, настоящим и будущим развитием общества в целом и отдельной личности.
Появляется ряд аспектов, по которым ведется социологический анализ культуры. В первую очередь к таким аспектам относятся экологическая культура общества, экологическое сознание общества и эколого-правовое сознание.
Современный этап связи общества с природной средой характеризуется последующим обострением социоприродных диссонансов. Является общепризнанным фактом то, что общество стоит на грани экологической катастрофы. Осознание возможности ее акцентирует необходимость видоизменения ориентации социокультурного развития, предполагающее возникновение новой экологической культуры, ориентированной на коэволюционное эволюционирование. Смыслом экологической культуры является образ жизни человека и общества.
Предоставляется возможным формирование экологической культуры общества основываясь на экоцентрический тип экологического сознания с помощью нормативно-правового регулирования.
Все это делает актуальной проблему экологической культуры, а если быть точнее, проблему содержания представлений об экологической культуре населения города как один из факторов ее проявления, изучению которой и посвящена данная работа. Проблема является важной для жителей города как элементов экологической системы города. Таким образом, актуальным считается изучение представлений молодежи об экологической культуре и ее проявлении в условиях города Тольятти.
Степень научной разработанности проблемы. Термин «экологическая культура» впервые употребляется в 1980 г. Д. С. Лихачевым. Автор акцентирует внимание на сохранении культурной среды человека как главной задаче экологии культуры, отмечая важность взаимосвязи социальной экологии и экологии культуры.
В отечественной и зарубежной социально-гуманитарной науке представлен вполне достаточный объем исследовательской литературы, которая посвящена данной проблематике.
Изначально направление социальной экологии прослеживается в идеях О. Конта. Английские ученые Д. Милль и Г. Спенсер занимались их развитием в дальнейшем. Но вплоть до 20-ых годов 20-ого столетия в термин «социальная экология» вкладывалось другое значение - так назывался раздел биоэкологии.
В ином контексте термин «социальная экология» впервые был употреблен в работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. американскими исследователями, представителями Чикагской школы социальных психологов - Р. Парком и Е. Берджесом.
В России к концу 70-ых годов ХХ века социально-экологическими аспектами занимались такие ученые, как Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина. B российской науке вопросы, связанные с осмыслением проблем социальной экологии, считаются прерогативой философской мысли.
Экология культуры - достаточно новый аспект дисциплины культурология и ее содержание до настоящего времени рассматривалось как интуитивное, не нуждающееся в специальном анализе. Одновременно достаточно много литературы, затрагивающей вопросы экологии культуры. Экологическая культура - наука об отношении культуры общества с окружающей средой (В. П. Гайденко, И. О. Назаров, Т. М. Дридзе и др.).
В рамках социальной экологии (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс и др.) представлена теория, что противоречия между человеком и природой закладываются в мировоззренческих установках.1
Важной представляется наследие В.И. Вернадского, в частности его идея об универсальном эволюционизме. Согласно идее ученого, все эволюционные процессы рассматриваются как целостный процесс самоорганизации всего сущего и подчиняются общим фундаментальным закономерностям. Термином «ноосфера», введенным В.И. Вернадским, обозначен будущий этап развития биосферы. На данном этапе, по мнению исследователя, станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда «Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой»2.
Интерес также представляет и определение, сформулированное О. Н. Яницким: «В общем виде под экологической культурой я понимаю ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивид, группа, сообщество) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной»3. И далее: «Процесс формирования экологической культуры аналогичен процессу самоидентификации, выяснения кто я и откуда я, в каких социальных сетях я вырос и существую»4.
Данное утверждение российского ученого подразумевает, что экологическая культура это не изолированный от общества элемент. Она возникает и существует только в обществе. Таким образом, экологическую культуру стоит понимать в качестве целостного социального феномена человеческого бытия, как определенную социоприродную целостность в системе общественной жизни.
Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения.
Во второй половине ХХ века экологическая культура формируется в качестве специфической подсистемы общества, выступая конкретно историческим проявлением процесса коэволюции общества и природы.
Объектом данного исследования является экологическая культура, предметом - экологическая культура тольяттинской молодежи и факторы ее проявления в городской среде.
Цель исследования - выявить факторы, влияющие на представления об экологической культуре молодежи г.о. Тольятти, а также способы ее проявления.
Гипотеза исследования: если изучить особенности представлений молодежи об экологической культуре в условиях городской среды с помощью комплексного качественного и количественного методов, то выявится обобщенная актуальная на данный момент времени ситуация, отражающая феномен уровня экологической культуры молодежи города и факторы ее формирования.
Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть сущность теоретико-методологических подходов к изучению экологической культуры;
2) проанализировать факторы, влияющие на экологическую культуру как социальное явление;
3) изучить содержание понятий «экологическая культура», «экологическая культура городской молодежи» в контексте развития общества;
4) провести эмпирический анализ представлений среди молодежи об экологической культуре на примере г. Тольятти;
5) выявить тенденции проявления экологической культуры молодежи.
Теоретико-методологическая основа бакалаврской работы.
Изучение социальной реальности с точки зрения методологического значения возможно посредством комплексного подхода (Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Л. Коган). Это объяснимо тем фактом, что любое социальное явление многогранно. В социальной экологии применяются методы социологии, демографии, истории и философии.
Институциональный подход (Д. Норт) состоит из двух аспектов: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев посредством законов, учреждений, организаций. Данный подход показывает, каким именно образом социальные институты: система образования, СМИ, экологические организации формируют экологическую культуру и воздействуют на личность в процессе социализации.
Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Спенсер) дает возможность проанализировать экологическую культуру современной молодежи как сложную целостную систему, обладающую своей структурой, имеющей свои свойства и функции, элементы которой находятся в функциональных взаимосвязях и взаимозависимостях. При помощи данного подхода предоставляется возможность более объективно понять отношение молодого поколения к окружающей среде. В словосочетании «экологическая культура» используются системные понятия. «Экологическая» (от слова «экология») - интегративная комплексная наука о взаимодействии живых систем с окружающей средой. «Культура» - целостная система традиций, верований, ценностей, опыта и т.д.
Ценностный (аксиологический) подход (Н. Гартман, В. Виндельбанд, Н. А. Бенедиктов, Г. Риккерт, М. Шелер, А. Б. Гофман, П. П. Гайденко) дает возможность исследовать отношение молодежи к окружающей среде как к определенной ценности. Центральной идеей данного подхода является включенность экологического воспитания в систему ценностей молодого поколения, а также ценностное отношение молодежи к экологической ситуации в целом.
Исследования И. А. Сосуновой, В. А. Ситарова, О. И. Марара, В. А. Игнатовой, В. В. Пустовойтова посвящены мировоззренческим аспектам возникновения и развития экологической культуры. Анализируют экологическую культуру с нравственных позиций исследователи Р. В. Опарин и М. А. Андросов. В работах С. А. Бортниковой, В. И. Панова, Э. В. Лидской, Н. П. Несговоровой находит выражение мнение, что основным субъектом преобразований выступает личность, которая осознает свою ответственность перед потомками.
В работах таких ученых как Е. В. Никоноровой, А. О. Лагутина, A. В. Гагарина, О. С. Глазачева, С. В. Павлова, В. Н. Майстренко, Н. Г. Курамшиной освещаются проблемы критериев экологической культуры населения города.
В последние годы в отечественной науке представлено достаточно большое количество работ, посвященных осмыслению экологических проблем. Среди них, труды Ф. И. Гиренок, Э. В. Гирусова, B. C. Голубева, B. И. Данилов-Данильяна, В. Д. Комарова, В. А. Коптюг, В. А. Лось, Ю. Г. Маркова, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, А. И. Муравых, Е. В. Никаноровой, Ю. В. Олейникова, А. Д. Урсул, В. Хесле, А. С. Шилова, О. Н. Яницкого.
Методы исследования. Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов социологического исследования: теоретический анализ специальной литературы по проблемам аспектов экологической культуры; онлайн-анкетирование; индивидуальный экспертный опрос.
Эмпирическая база исследования. Было проведено социологическое исследование в период 2019 г. в г. Тольятти. Методами сбора первичной информации выступили: онлайн-анкетирование, экспертный опрос.
Выборочная совокупность анкетного опроса: N=200 человек, жители г. Тольятти, разделенные на 2 группы от 18 до 25 лет и от 26 до 35 лет. Тип выборки - целевая. Выборочная совокупность для экспертного опроса: N=12 человек, тип выборки - случайная. Экспертный опрос проводился 1 февраля 2019 года на первом экологическом городском форуме «Общественный экологический контроль», проходившем в Волжском университете имени В. Н. Татищева.
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Miсrоsоft Office Ехсе1 2007 и SPSS ЗЮдвИсз 21.
Апробация.
1) Гречихина Д. В. Экологическая культура молодежи в контексте городской среды // Название конференции. Комсомольска-на-Амуре, 2019. (в печати).
Структура бакалаврской работы. Данная работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог по проделанной работе, стоит отметить, что общим признаком приведенного нами анализа экологического аспекта культуры является присутствие человека, и его деятельности как смыслообразующего начала. Представленные функциональные составляющие экологической культуры допускают обозревать ее как интегративное личностное качество, персональную вариацию функционирования индивида в социальной экокультурной системе, способ его гармоничного, популяризованного развития вследствие совокупности социальных качеств. Этот процесс делает экологическую культуру системной, целостной и ценностно-направленной, способной к самоуправлению и саморегуляции и, следственно, функционально обеспечивающей высокую эффективность социально значимой экологической деятельности всех субъектов социума. Главный индикатор уровня экологической культуры - то, насколько человек или социальные группы способны реализовать данный деятельностный идеал практически, осуществить его в конкретных социальных условиях.
Времена социальных потрясений и революций неблагоприятные для формирования и развития экологической культуры. В прошлом веке утилитарная идеология преобладала над принципами созидательности и природосохранности. При этом главным инструментом по формированию и существованию рефлексирующих индивидов является наличие в обществе социальной структуры, которая воспроизводит и распространяет по всем каналам социальной коммуникации (государство, образование, наука, СМИ, бизнес) охранительный принцип отношения человека к природе. Экологическая культура России изменилась качественно за прошлый век. Сегодня природу и «культуру места» стараются защитить национальные и глобальные общественные организации, а также государственные институты.
Экологическая культура людей проявляет себя в поступках, действиях, суждениях, ассоциациях при взаимодействии человека с природой. Вследствие глобализации и информатизации общественной жизни это взаимодействие ведет к пассивной созерцательной позиции. Именно поэтому актуально изучение трансформации экологической культуры личности как необходимого критерия экологического благополучия личности, ее здоровья. Иные требования к качеству личности человека, его сознанию, мышлению, деятельности, способностям, компетентностям и обязанностям предъявляет эпоха глобализации.
Обобщая теоретическую и экспериментальную части исследования, мы пришли к следующим выводам:
• Экологическая культура рассматривается как отношения общественного развития к природным ценностям: духовно-интеллектуальные и нравственные аспекты. Экологическая проблема переходит в социокультурную область.
• В последние десятилетия одним из индикаторов проявления экологической культуры стало участие во всевозможных экологических акциях, движениях, вступление в экоорганизации и также повседневные действия людей, отражающие отношение человека к окружающей среде и заботу о ней.
• Несмотря на современный экологический потенциал культуры, отсутствует конкретная стратегия экологического образования в учреждениях, которая постепенно прививала бы молодежи знания о природе и о правилах взаимодействия с ней, а также экологическое сознание и ценностное отношение к окружающей нас среде в городских условиях.
Особенности представлений об экологической культуре неоднозначны. Для молодого поколения большую роль в воспитании экологической культуры играет семья, на втором месте школа. Поэтому экологическое воспитание должным образом должно быть проведено в двух этих социальных институтах. Эксперты оценивают экологическую культуру молодежи между средним и ниже среднего и говорят о том, что недостаточно проводится в городе мероприятий для формирования экологической культуры молодежи.
Рекомендации для формирования и развития экологической культуры молодежи могут быть следующие:
- признание важности экологического образования молодого поколения
- принятие единой цели и стратегии современного экологического образования;
- введение дисциплин по экологии в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений;
- организация семейных экологических акций и субботников;
- коррекция имеющейся образовательной системы, обеспечивающей развитие экологического образования.
Формирование экологической культуры должно затрагивать все уровни: федеральный, региональный и муниципальный. В качестве одного из инструментов формирования может быть метод проектов, позволяющий выявлять и развивать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач. Так же этот метод станет посредником в знакомстве молодого поколения с природой родного края. Этот метод может функционировать как в школе, так и в ВУЗах. Темы экологических проектов для выбора учениками и студентами в городах, могут быть связаны с изучением экологической ситуации, разработкой способов улучшения природной среды, анализом степени влияния различных производственных объектов на состояние окружающей среды.


1. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. / 4 изд., - М.: Политиздат, - 2015. - 413 с.
2. Боготов Х. Л. Экологическая культура общества: проблемы экономической теории и хозяйственной практики: моногр. / Х. Л. Боготов. / 3 изд.,- Нальчик, - 2016. - 120 с.
3. Вагнер И. В. Экологическая культура личности в информационном обществе: развитие проблемного поля исследований // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2012. - № 1.- С. 25-28.
4. Волович В. Н. Влияние научно-технического прогресса на отношения между человеком и природной средой / В.Н. Волович. / 5 изд.,- СПб.: Петрополис, - 2016. - 155 с.
5. Гагарин А. В., Глазачев О. С. Экология человека: концептуальные основы и опыт проектирования курса // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - Спец. вып.: Материалы Международной конференции. - 2016. - 139 с.
6. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование: Материалы к конф. / [Редкол.: Н.М. Мамедов (отв. ред.) и др.]. / 7 изд.,- М., - 2016. - 242 с.
7. Гирусов Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество.- 2009 - № 4. - С.74-92.
8. Глазачев С. Н. Экологическая культура и цели развития тысячелетия //Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - № 6. - С. 93-97.
9. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: пробное учеб.пособие. - / 2 изд.,- М.: Горизонт. - 2015. - 208 с.
10. Горбачев П. В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства РФ и законодательства международных л стандартов: Автореф.канд. юрид. наук. -М., - 1995, - 16 с.
11. Залунин В. И. Экологическая культура в контексте глобального экологического кризиса // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2005 - №139. - С. 233-243.
12. Злотникова Т. В. Презумпция экологической опасности // Экология и жизнь. - 1999. - № 1. - С. 30-33.
13. Игнатова В. А. Экология и культура: на пути к интеграции. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук». - 2014.- 262 с.
14. Игнатьева И. А. Проблемы развития экологического законодательства в России :Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., - 1997. - 23 с.
15. Карпов А. С. Концепция правового регулирования экологического образования // На пути к устойчивому развитию России: бюллетень.// Экология и культура. - 2007. - № 38. -С. 9-13.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ