ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние вопроса 5
1.1 Требования регламента проекта Формула Студент к разработке
аттенюатора 5
1.2 Анализ существующих конструктивных решений 7
1.3 Выводы по главе 25
2 Разработка расчетной модели аттенюатора 26
2.1 Последовательность разработки CAD-модели аттенюатора 26
2.2 Последовательность разработки расчетной модели аттенюатора.. 30
2.3 Выводы по главе 37
3 Конечно-элементный анализ типовых форм конструкций
аттенюатора 38
3.1 CAE-моделирование аттенюатора цилиндрической формы 38
3.2 CAE-моделирование аттенюатора конусной формы 43
3.3 CAE-моделирование аттенюатора кубической формы 47
3.4 CAE-моделирование аттенюатора пирамидальной формы 51
3.5 Выводы по главе 57
4 Разработка конструкции аттенюатора, удовлетворяющего
требованиям регламента проекта Формула Студент 58
4.1 CAE-моделирование аттенюатора улучшенной конструкции 58
4.2 Выводы по главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Формула Студент - соревнования студенческих команд в проектировании гоночных болидов заданной регламентом конструкции. Изначально формула студент проводилась только в США, а в данный момент проходит во всём мире и помогает в становлении молодых инженеров.
Первопроходцами Formula Student в России стали три университета: Московский Автомобильно-Дорожный Университет (МАДИ), Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) и Тольяттинский Государственный Университет (ТГУ). На сегодняшний день в РФ организовано около трёх десятков команд: в Нижнем Новгороде, Тюмени, Ярославле, Екатеринбурге, Тольятти, Челябинске и Набережных Челнах и их становится все больше [1].
Одним из важнейших требований регламента Формула Студент является безопасность пилота, которая достигается за счет добавления в конструкцию болида обязательных элементов, таких как аттенюатор.
Аттенюатор должен быть установлен спереди на передней перегородке рамы автомобиля и иметь размеры как минимум 100 мм в высоту и 200 мм в ширину на расстоянии не менее 200 мм от передней перегородки.
В аттенюатор должна быть встроена 4-х миллиметровая защитная пластина из алюминия или 1,5 миллиметровая защитная пластина из конструкционной стали. Если аттенюатор в сборе приварен к передней перегородке, то он должен иметь габаритные размеры как минимум до осевой линии труб передней перегородки во всех направлениях. Если аттенюатор в сборе не встроен в раму (то есть, не приварен), он должен крепиться к передней перегородке как минимум 4...8 мм болтами класса 8.8 (5/16 дюйма класса SAE Grade 5).
Как и в дорожных автомобилях, безопасность машин Формулы состоит из сочетания элементов, которые работают вместе для защиты водителя. Общие элементы между дорожными автомобилями и гоночными машинами- ремни безопасности и зоны деформации [2].
Для определения оптимальной конструкции аттенюатора необходимо проведение сравнительного исследования конструктивных особенностей аттенюаторов, используемых на автомобилях других команд.
Целью диссертации является исследование и разработка CAE-модели аттенюатора оптимальной конструкции из алюминиевого сплава, отвечающего требованиям безопасности пилота автомобиля согласно регламенту проекта Формула, Студент.
Объектом исследования является аттенюатор (гаситель фронтального удара) для гоночного болида класса Формула Студент.
С целью обеспечения безопасности пилота болида Формула Студент был проведён CAE-анализ различных конфигураций аттенюаторов и разработана оптимальная конструкция, отвечающая всем требованиям регламента проекта Формула Студент.
В рамках данной работы были сделаны следующие выводы.
1. Изменение формы и конструкции аттенюатора влияет на процесс энергопоглощения и перегрузку при ударе.
2. Алюминиевые сплавы показывают хорошие результаты в энергопоглощении и плавности прохождения деформации.
3. Установлено, что с учетом параметра перегрузки, лучшим вариантом формы аттенюатора является усеченная пирамида.
4. Установлено, что пиковое ускорение в рассмотренных конструкциях возникает в первые моменты удара.
5. Для уменьшения чрезмерной перегрузки в начале удара была спроектирована конструкция из алюминиевого сплава, имеющая форму обратной пирамиды на конце.
1. Капрова, В. Г. Методика расчёта оценки стоимости проекта Formula Student / В.Г. Капрова; Д.А. Горохова //Ежемесячный научный журнал "Международный научный институт Educatio". 2015. -№3(10). -С.100-104;
2. Formula Student [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fsaeonline.com/page.aspx?pageid=e179e647-cb8c-4ab0-860c- ec69aae080a3 (дата обращения: 13.05.2019);
3. Регламент Formula SAE [Электронный ресурс] / Сообщество Автомобильных Инженеров. - Режим доступа: http://www.fsaeonline.com, свободный. - Загл. с экрана.
4. Шакалов, И.П. Анализ и проектирование гасителя фронтального удара / И.П. Шакалов; Сборник трудов 4-го Всероссийского форума «Студенческие инженерные проекты». 2016. Стр. 39-42.
5. Горохова, Д.А. Разработка и моделирование системы безопасности гоночного болида класса Formula Student на основе пеноалюминия в системах CAD/CAE / Д.А. Горохова Магистерская диссертация. 15.04.01 Машиностроение
6. Boria, S. Experimental and numerical investigations of the impact behavior of composite frontal crash structures / S. Boria, J. Obradovic, G. Belingardi; Composites Part B: Engineering. 2015. № 79. P. 20-27.
7. Belingardi, G. Design of the Impact Attenuator for a Formula Student Racing Car: Numerical Simulation of the Impact Crash Test / G. Belingardi, J. Obradovic; Journal of the Serbian Society for Computational Mechanics. 2010. № 4. P. 52-65.
8. N. Konstantinos Design of Crash Worthy Impact Attenuator for Racing Automotive [Электронный ресурс]: Applications: Explicit Nonlinear FEM URL: http://orbit.dtu.dk/files/9586519/Design ohCrash Worthy Impact.pdf(дата обращения: 15.01.2019).
9. Oshinibosi, A. Chassis And Impact Attenuator Design For Formula Student Race Car [Электронный ресурс]: MECH 5825M Professional Project URL: https://altairuniversity.com/wp-content/uploads/2014/04/Ahmed- Oshinibosi.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
10. Sardar, T. Cost Effective Impact Attenuator for a Formula Student Car / T. Sardar, A. Agrawal, N. Sardar, A. Sodha; International Journal of Applied Engineering Research. 2018. №8. Р. 5881-5888.
11. Кондаков, А.И. САПР технологических процессов: учебник для вузов/ А.И. Кондаков: учебник для вузов / А. И. Кондаков. - Москва: Академия, 2007.
12. Норенков, И.П. Автоматизированное проектирование. Учебник. Серия: Информатика в техническом университете / И.П. Норенков - M.: Изд- во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - 188 с.:ил.
13. Сегерлинд, Л. Применение метода конечных элементов. Учебник . - М.: Изд-во МИР, 1979.
14. ГОСТ 23501.101-87 «Системы автоматизированного проектирования. Основные положения»
15. Боровков, А.И. и др. Компьютерный инжиниринг. Аналитический обзор - учебное пособие. — СПб. / А.И. Боровков; Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - С. 21
16. Жидков, А.В. Применение системы ANSYS к решению задач геометрического и конечно-элементного моделирования. Учебно-методический материал по программе повышения квалификации «Информационные системы в математике и механике» / А.В. Жидков; Нижний Новгород, 2006, С. 10
17. Глазев, Д.А. Анализ Конструкции Аттенюатора / Д.А. Глазев, В.М. Щукина; Транспортное, горное и строительное машиностроение: Наука и производство. № 2. 2019. С. 29-31.
18. Алюминий и его сплавы: учебное пособие/ Сост. А.Р.Луц, А.А. Суслина. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013.-81с.:ил
19. Pumchaloen, W. Assessment of Student Formula driver’s safety through optimization of impact at-tenuator sizing / W. Pumchaloen, R. Chumueang, A. Kialon, C. Chantha-rasenawong; The 7th International Conference on Automotive Engineering (ICAE-7), 2011, p. 6
20. Slik, G. Use of high efficient energy absorption foam in side impact padding / G. Slik, G. Vogel; Dow Automotive is a business unit of The Dow Chemical Company and its subsidiaries, 2007. p. 6
21. Obradovic, J. Lightweight design and crash analysis of composite frontal impact energy absorbing structures / J. Obradovic, S. Boria, G. Belingardi; Composite Structures 94, 2012. p. 423-430
22. Boria, S. Design solutions to improve CFRP crash-box impact effi-ciency for racing applications/ S. Boria; In:Advanced composite materials for automotive applications: structural integrity and crashworthiness, John Wiley & Sons, 205-226, 2013, ISBN: 978-1-118-42386-8. 2.
23. Belingardi, G. Energy absorbing sacrificial structures made of composite materials for vehicle crash design, In: Dynamic Fail-ure of Composite and Sandwich Structures/ G. Belingardi, S. Boria, J. Obradovic; Solid Mechanics and Its Applications, Springer, 192, 577-609, 2013, ISBN: 978-94-007-5328-0.
24. Алюминий и его сплавы:Учебное пособие/ Сост. А.Р.Луц, А.А. Суслина. -Самара:Самар. гос.техн.ун-т, 2013.-81с.:ил
25. Riley, W. B. “Design, Analysis and Testing of a Formula SAE Car Chassis”/ W.B. Riley, A.R. George; USA: SAE International, 2002, 2002-01-3300.
26. Cavazzuti, M. “Automotive Chassis Topology Optimisation: a Comparison between Spider and Coupe Designs”/ M. Cavazzuti, D. Costi, A. Baldini, A. Moruzi; U.K: Proceedings of the World Congress on Engineering 2011 Vol. III WCE 2011, July 6 - 8, 2011.
27. Chapple, A. “Delivering World Class Chassis Design”/ A. Chapple, А. Towse; U.K: A proceeding of Altair Engineering CAE Technology Conference, 2007.
28. Torricelli, E. “From Beam to Chassis: How to Increase NVH Performances with an Optimized Moment of Inertia Distribution”, / E. Torricelli, L. D’Agostino, A. Baldini, P. Moruzzi,; U.K: Proceedings of the World Congress on Engineering 2011 Vol. III WCE 2011, July 6 - 8, 2011.
29. Munusamy, R. “LIGHTWEIGHT IMPACT CRASH ATTENUATORS FOR A SMAL FORMULA SAE CAR”/ R. Munusamy, D. Barton; UK: International Journal on Crashworthiness, 15, 223 - 234, 2010.
30. Берлинер, Э.М. САПР конструктора машиностроителя [Электронный ресурс]: учебник / Э. М. Берлинер, О. В. Таратынов. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5¬00091-042-9.