Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 7
1.1 Проблемы исследования нравственных качеств младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития нравственных качеств у младших школьников
в процессе внеурочной деятельности 11
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 19
2.1 Исследование уровня развития нравственных качеств у младших
школьников 19
2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических условий
развития нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 29
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение
Современный мир диктует собственные правила поведения в обществе и внутреннего осмысления происходящего вокруг. Детям очень сложно усваивать правильные и конструктивные манеры поведения, поскольку многие взрослые не могут подать хороший пример, рассказать, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Возраст школьников от 7 до 11 лет можно назвать максимально подходящим для педагогической работы по формированию и развитию идеалов, ценностей и нравственных традиций. Личность на данном возрастном этапе отличается наибольшей сензитивностью к информации, которую она получает извне, тем более, что младшие школьники отличаются эмоционально-чувственным способом восприятия окружающей
действительности.
Нравственные качества - это сложное психологическое образование, которое должно формироваться последовательно и систематично, что говорит о необходимости создавать специальные программы воспитания младших школьников в этом направлении. При этом в рамках учебной деятельности достаточно сложно уделить время этой работе. Тогда как в ходе внеурочной деятельности данный процесс воспринимался бы детьми с интересом.
Обнаруженные в ходе теоретического исследования выраженные противоречия позволили дать возможность обозначить проблему настоящего исследования: необходимо определить типы и виды педагогических условий, которые будут оказывать эффективное влияние на формирование нравственных качеств учащихся начальной школы в контексте реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
На основании обнаруженных противоречий и проблем был осуществлен выбор темы данного бакалаврского исследования, которая сформулирована как «Развитие нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности».
Цель исследования - разработать и доказать эффективность педагогических условий развития нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития нравственных качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования - состоит в том, что развитие нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности может эффективно осуществляться в том случае, если:
- использовать объяснительно-иллюстративный метод для пополнения знаний и представлений о позитивных и негативных взаимоотношениях между людьми;
- создать положительное эмоционально активное, ценностное отношение между детьми;
- активизировать самостоятельные инициативные творческие действия в форме импровизации;
- смоделировать игровые ситуации, в которых младшие школьники могут на практике применять свои нравственные качества в общении с другими людьми посредством постановки проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития нравственных качеств у младших школьников.
3. Разработать и реализовать условия развития нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и разработанных условий развития нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирический: педагогический эксперимент, состоящий из
констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Новизна исследования заключается в создании и апробации педагогических условий, которые максимально совершенствуют качество работы по формированию нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработаны
педагогические условия, которые являются эффективными для формирования нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности, полезны для организации воспитательной работы в начальной школе и могут быть использованы учителями младших классов и педагогами дополнительного образования в своей работе, связанной с реализацией принципов и форм внеурочной деятельности.
Экспериментальная база для проведения исследования была выбрана следующая: МБУ «Школа № 11» города Тольятти. Экспериментальная
выборка состоит из 25 учащихся 3 «А» класса в возрасте от 9 до 10 лет, и 25 учащихся 3 «Б» класса в возрасте от 9 до 10 лет.
Под нравственностью в научной литературе понимается комплекс духовных внутренних качеств личности, которые использует человек для организации своего поведения в соответствии с этическими принципами, обусловленными наличием или отсутствием нравственных качеств.
Нравственные качества - это сложное психологическое образование, которое невозможно сформировать без последовательного и систематичного подхода со стороны педагога, именно этим продиктована необходимость создания специальных программ воспитания младших школьников в этом направлении. При этом в рамках учебной деятельности достаточно сложно уделить время этой работе.
Основной целью внеурочной деятельности, по мнению исследователей, является формирование специальных условий для взаимодействия теоретических знаний школьников с их практическим применением в жизни и осмыслением через призму собственных ценностей и идеалов. В ходе внеурочной деятельности достигаются три уровня результатов. Первый уровень, который включает в себя получение социальных знаний, осмысление нравственных понятий.
Второй уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям, которые существуют в обществе. Третий уровень - получение младшим школьником опыта самостоятельного социального действия. Все рассмотренные выше уровни результатов обусловлены наличием большого количества форм работы с учащимися в процессе реализации программ внеурочной деятельности по любому школьному предмету, который входит в программу начальной школы.
Внеурочная работа является одним их наиболее эффективных образовательных полей для формирования и развития нравственных качеств у младших школьников вне зависимости от социально-экономических и культурных условий жизни и обучения.
Сравнительный анализ констатирующей и контрольной диагностики позволил выявить положительную динамику сформированности нравственных качеств у учащихся начальной школы. Значительное повышение уровня сформированности нравственности у учащихся начальной школы в произошло в экспериментальной группе, с которой проводилась работа по повышению уровня сформированности нравственных качеств.
В контрольной группе есть также были выявлены динамические изменения, но их можно назвать менее значительными. Младшие школьники, которые составили контрольную группу, продолжали заниматься с преподавателем по стандартной учебной программе.
Таким образом, разработанные и апробированные педагогические условия, которые используются в процессе реализации форм и принципов внеурочной деятельности, можно назвать эффективными в процессе повышения уровня сформированности нравственности у учащихся начальных классов в процесс реализации форм и принципов внеурочной работы в начальной школе.
1. Абраменко И. М., Соколова В. А., Чистяков Б. Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021.
2. Архангельская М. А., Сурков И. С. Эффективность различных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе в общей системе воспитательной работы // Сборник статей Саратовского государственного университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2020.
3. Балакина Л. Д., Гусева И. С., Щербакова А. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020.
4. Барышникова Я. В., Трезубцева А. М., Заврагина М. В. Программные и творческие компоненты внеурочной работы в младших классах: проблемы и перспективы применения в практической деятельности учителя начальной школы // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». Омск: Омский государственный университет, 2018.
5. Бурунова И. С., Гаврикова А. В., Полунина Т. А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018.
6. Веретенникова А. А., Мануйлов И. С., Пилецкая А. В. Развитие нравственных качеств учащихся начальной школы на занятиях по внеурочной деятельности: методология и проблемные поля // Вестник Барнаульского государственного университета. 2021. № 8.
7. Головко А. В., Хлебников О. С., Чекмарева М. А. Формы внеурочной деятельности в современной начальной школе // Вопросы педагогического образования. 2021. № 12.
8. Гурьянова Ю. А., Шведова П. И., Кузнеченкова С. В. Нравственные качества младших школьников и методология их развития в современной начальной школе // Педагогический вестник. 2019. № 25.
9. Давидян С. О., Месхиева И. В., Карубинова М. И. Принципы воспитания младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности: методология и практика применения // Вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 1. С. 206-215.
10. Демьяненко И. М., Огорельцева Е. А., Харитонова О. С. Базовая модель развития нравственных качеств младших школьников в учебном процесс и внеурочной деятельности: методологический аспект и особенности структуры // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021.
11. Денисова А.А., Патронова И.С. Методические рекомендации по диагностике нравственного развития школьников. Сургут: Гарант, 2021. 99 с.
12. Иванченко С. А., Широкова Е. Н., Баншикова Я. В. Развитие нравственной сферы личности младших школьников: основные проблемы и методики // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021.
13. Казиева К. М. Формирование нравственных качеств личности у
младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-u- mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения:
05.03.2022).
14. Капустина И. С., Холмогорова Ю. И., Пятницкая С. В. Внеурочная деятельность как образовательное пространство для нравственного воспитания школьников: теория и методология // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 1. Педагогические технологии. Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2022. С. 52-62.
15. Кулешов И. М., Демидова П. В. Роль культуросообразности в системе современного воспитания учащихся начальной школы: методические аспекты // Педагогические технологии. 2021. № 10.
16. Куликова А.С. Внеурочная деятельность в начальной школе: организация и методики реализации. Хабаровск: Зеркало, 2017.
17. Лопатникова А. П., Харламов И. М., Оганесян В. В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». Иваново: Ивановский государственный университет, 2019.
18. Марьянова А. П., Червинникова С. И., Володин П. А. Проблема развития нравственных качеств детей в современных социально-экономических реалиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 68-80.
19. Наговицына Е. П., Кустова А. А., Визгалов Р. А. Структурные
компоненты нравственности человека в разные возрастные периоды жизни // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. Псков: Издательство Псковского государственного
университета, 2022. С. 98-109.
20. Остапенко С. М., Головина А. В., Суржанская И. Т. Внеурочная деятельность как пространство для эффективного воспитания младших школьников: основные формы и методы педагогического воздействия // Вопросы педагогики начальной школы. 2021. № 7.
21. Островская М. И., Лагушкина О. В., Белебейко С. М. Особенности
организации внеурочной работы в современной системе начального образования: теоретико-методологические подходы и практические
разработки педагогов // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. С. 36-50.
22. Песков И. М., Фарухова М. И. Нравственность как основа духовной жизни человека и развития зрелой личности: социально-психологический аспект // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. 2020. № 9.
23. Петрова И. М., Малышев А. А., Курочкина В. А. Современные модели воспитания и развития нравственных качеств учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. 2020. № 3.
24. Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности учащегося // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2018. URL: https://nsportal. ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/22/m-i-rozhkov- metodika-izucheniya (дата обращения: 05.03.2022).
25. Саломатина А. М., Иванов И. В., Соколовская С.С. Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022.
26. Серебрянникова В. А., Конторенко А. С., Авдеева М. А. Структура нравственных качеств личности и ее осмысление в российской философской и психологической науке // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 6. Философия, психология и социология. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2017.
27. Суворовская А. М. Методы психологической диагностики детей и подростков. Воронеж: Спектр, 2020. 203 с.
28. Тарновская Т. А., Хорошева В. А., Пятигорская Я. С. Исследование нравственных качеств младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2020. № 10.
29. Урманов С. М., Шевченко А. С., Малинина Л. П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеурочная деятельность - сравнительный анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. № 7.
30. Финогентова Т. В., Урсуляк Ю. В., Хмельницкая А. С. Роль изучения принципов охраны окружающей среды в системе воспитания младших школьников // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. 2019. № 12.
31. Черниту В. Формирование нравственных качеств младших
школьников во внеурочной деятельности // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата
обращения: 06.03.2022).
32. Шереметьева И. С., Вологдина А. А. Современные научные подходы к определению понятия «нравственность» и характеристика его структуры // Социально-психологические исследования в России и зарубежных странах. 2018. № 10.
33. Яковлева А. В., Петрова И. С. Психологическая диагностика младших школьников. М.: Приоритет, 2018. 135 с.