Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.2 Психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 32
2.1 Изучение уровня сформированности представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 32
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 45
2.3 Динамика уровня сформированности представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 70
Выводы по второй главе 85
Заключение 88
Список используемой литературы 90
Приложения 95
Актуальность исследования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие способствует совершенствованию целостно-смыслового восприятия действительности и формирует эстетическое отношение к окружающему миру. Становление личности возможно только в том случае, если дети усваивают ценность искусства в процессе ознакомления с произведениями искусства.
В исследованиях известных психологов и педагогов, таких как А.В. Бакушинского, Л.С. Выгодского, Е.А. Игнатьева, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.В. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Т.Я. Шпикаловой подчеркивается необходимость решения проблемы художественно- эстетического развития личности средствами изобразительного искусства, начиная с дошкольного возраста.
Особую роль в становлении личности играет процесс ознакомления детей с произведениями искусства. Одним из основных видов искусства является живопись. Ознакомление с живописью способствует уточнению многих понятий, которые специфичны для данного вида искусства, способствует восприятию художественного образа в картинах. Ребенок начинает различать разные выразительные средства живописи. Общаясь с живописью, дети, прежде всего, испытывают радость от узнавания окружающего мира. У детей появляется наблюдательность и эмоциональная отзывчивость, когда они начинают воспринимать произведения живописи. У детей формируются способности к сопереживанию.
Проблема развития восприятия старшими дошкольниками произведений живописи актуальна, так как способствует общему развитию ребенка и закладывает важную основу для развития творческих способностей. Данной проблеме посвящены работы таких авторов, как, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Л.В. Пантелеевой, Е.Ф. Флериной, А.М. Чернышевой, Р.М. Чумичевой.
Также произведения живописи развивают у детей фантазию и воображение. Они учатся «видеть» и «слышать» в произведениях что-то свое, у них появляется желание самостоятельно создавать что-то красивое. У них начинает зарождаться творчество.
Через яркие и детальные образы живопись помогает ребенку познать красоту окружающего нас мира, привить любовь и доброту к природе, передавая эти прекрасные качества от старшего поколения к младшему.
Данный вид искусства знакомит детей с историей своего родного края и всего мира в целом, так как каждая картина способна рассказать о том или ином событии или факте, характерном для прошлых времен, например, познакомить с великими историческими личностями или особенностями жизни людей в прошлые времена. К тому же через восприятие живописи дети могут сравнить величие пейзажей нашей страны с другими.
Во время постоянного общения с живописью ребенок постепенно овладевает навыками ориентировки в духовных ценностях человеческого общества. При эмоциональном отклике на произведения художника дети приобретают самостоятельность в плане эстетических размышлений, во время которых начинают активно работать фантазия и воображение.
Живопись побуждает детей к изобразительной и коммуникативной деятельности. Ребенок стремится реализовать свои творческие замыслы с помощью самых разнообразных изобразительных средств (лепка, рисование, сочинение рассказов и т.д.).
В работах В.А. Гуружаповой, А.А. Мелик-Пашаевой, Ю.А. Полуяновой раскрывается специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятия живописи в работах данных исследователей были раскрыты уровни эстетического развития дошкольников.
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проблема восприятия произведений живописи происходит иным способам по сравнению с детьми с нормированным развитием. В силу особенностей процесса восприятия, процесс ознакомления с произведениями живописи затруднен и требует особого внимания.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обуславливается психолого-педагогической поддержкой детей с трудностями в обучении и создания всех условий для творческого развития потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и теоретическом обосновании возможности формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи по причине отсутствия методических материалов.
Можно выделить следующие противоречия:
• между возможностями живописи как средства всестороннего развития личности дошкольника с задержкой психического развития и недостаточным ее использованием в педагогическом процессе;
• между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи и не разработанностью вопроса о психолого-педагогических условиях обеспечивающих данной процесс.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи происходит успешно, если:
• осуществляется поэтапная работа: от ознакомления детей с живописью и ее жанрами, их особенностями, до развития способности к эстетическому восприятию художественных произведений разных жанров живописи и использования полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности;
• организуется в групповом помещении развивающая предметно-пространственная среда («Центр творчества»), позволяющая расширить представления о живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
• обеспечивается использование полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики специального образования охарактеризовать процесс формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Определить показатели, комплекс диагностических заданий и выявить уровень сформированности представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования об эстетическом развитии детей дошкольного возраста (А.Е. Дубровская, С.А. Козлова);
• исследования проблем художественного восприятия в детском возрасте (Л.С. Выготский, Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон);
• исследование потенциальных возможностей искусства и его роли в развитии личности ребенка дошкольного возраста (Р.М. Чумичева);
• положения специальной и возрастной психологии о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С.Выготский).
• исследования в сфере эстетического воспитания детей с задержкой психического развития (А.С. Корж, Б.И. Белый).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение, методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимало участие 24 ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития (12 детей в экспериментальной и в 12 детей в контрольной группе).
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2017 по 2019 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
На защиту выносятся следующие положения
• психолого-педагогическими условиями формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития являются: осуществление поэтапной работы: от ознакомления детей с живописью и ее жанрами, их особенностями, до развития способности к эстетическому восприятию художественных произведений разных жанров живописи и использования полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности; организация в групповом помещении развивающей предметно- пространственной среды («Центра творчества») позволяет расширить представления о живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; обеспечение использования полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности;
• уровень формирования представлений детьми 6-7 лет с задержкой психического развития о жанрах живописи характеризуется наличием знаний названий жанров живописи, характерных черт жанров живописи, средств выразительности жанров живописи; умений определять жанры живописи; умений различать виды пейзажа, портрета, натюрморта; умений определять характерные черты разных жанров живописи; умений устанавливать связь между жанрами живописи и средствами выразительности.
Научная новизна исследования:
• обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи;
• определены показатели сформированности представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, разработан комплекс диагностических заданий.
Теоретическая значимость исследования:
• определены теоретические подходы к формированию представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
• обоснованы психолого-педагогические условия формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: комплексная психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение сформированности представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития жизни.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секциях научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источника), приложений. Работа содержит 22 таблиц, 2 рисунка.
1. В ходе нашего исследования было установлено, что проблема формирования представлений о жанрах живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной в педагогической теории и требует дальнейшего теоретического исследования.
2. В нашей работе представлена разработанная психо лого- педагогическая диагностика сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи. Выделены показатели (знание названий жанров; знание характерных черт жанров живописи; знание средств выразительности жанров живописи; умение определять жанр живописи; умение различать виды пейзажа, портрета, натюрморта; умение определять характерные черты разных жанров живописи; умение устанавливать связь между жанрами живописи и средствами выразительности), разработаны диагностические методики и уровни сформированности представлений о жанрах живописи (высокий, средний, низкий).
3. В ходе исследования мы определили и доказали, что формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи происходит успешно при реализации психолого-педагогических условий:
1) формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о жанрах живописи происходит поэтапно: от ознакомления детей с живописью и ее жанрами, их особенностями, до развития способности к эстетическому восприятию художественных произведений разных жанров живописи и использования полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности;
2) организация в групповом помещении развивающей предметно-пространственной среды («центра живописи»), позволяющая расширить представления о живописи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3) обеспечение использования полученных знаний в процессе собственной творческой деятельности.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
1. Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А.П. Аверьянова. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 96с.
2. Богатеева, З.А. Откроем детям мир изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / З.А. Богатеева; под ред. Н.К. Чебукиной, А.Ю. Тихоновой. - Ульяновск : УИПКПРО, 2004. - 96 с.
3. Богомолова, М.И. Этнопедагогические аспекты в воспитании поликультурности у детей: учебное пособие [Текст] / М.И. Богомолова. - Ульяновск : «Вектор-С», 2008. - 92 с.
4. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2. - С. 34-35.
5. Ботырко, Н.М. Учебник для студентов пед. вузов [Текст] / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.
6. Ветлугина H.A. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему [Текст] / Н.А. Ветлугина // Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - С. 193200.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
8. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т.А. Власова. - М., 1984. - 119 с.
9. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : метод. пособие [Текст] / В.И. Волынкин. - М. : Феникс, 2007. - 448 с.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2008. - 352 с.
11. Грибовская, А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре [Текст] / А.А. Грибовская // Материалы городского актива по изобразительной деятельности. - М. : МИПКРО, 2001. - 240 с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
13. Доронова, Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет : метод. пособие для воспитат. детских садов и групп кратковременного пребывания [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 23-25.
14. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с.
15. Захарова, Л.М. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности [Текст] / Л.М. Захарова, Т.А. Котлякова. - Ульяновск : УлГПУ, 2010. - 56 с.
...