Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования пространственного мышления на уроках изобразительного искусства у учащихся общеобразовательной школы 12
1.1 Сущность, структура и механизмы развития пространственного мышления 12
1.2 Теории процесса развития пространственного - образного мышления подростков 30
Глава 2 Развитие пространственного мышления на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 51
2.1 Процесс развития пространственного мышления учащихся общеобразовательной школы на момент констатирующего этапа эксперимента 51
2.2. Экспериментальная проверка уровня развития пространственного мышления подростков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе на момент формирующего этапа 58
Заключение 85
Список используемой литературы 88
Приложение А Рисунки детей на момент констатирующего этапа эксперимента 93
Приложение Б Рисунки детей по теме «Законы перспективы» 94
Приложение В Рисунки детей по теме «Конструктивное построение куба в перспективе» 95
Приложение Г Рисунки детей по теме «Конструктивное построение здания в перспективе с одной точкой схода» 96
Приложение Д Рисунки детей по теме «Конструктивное построение здания с двумя точками схода» 97
Приложение Е Результаты игры «Тангран» в детских рисунках 98
Приложение Ж Формирующий эксперимент. Конструктивное построение улицы в перспективе 99
Начиная работать в школе еще не опытной, но знающей основы преподавания изобразительного искусства. Не были видны проблемы образования в общеобразовательных школах, но через какое-то время, вливаясь в систему образования, знакомясь подробнее с программами обучения и видя уроки, при этом общаясь с коллегами по другим предметам, постепенно начинаются виднеться проблемы в системе образования.
На сегодняшний день, в система образования проявляются ряд проблем при обучении детей. Одной, из проблем образования является, проблема быстрого внедрения в «старую систему образования», новые не до конца разработанной концепции и парадигмы в систему обучения. Нехватка финансирования общеобразовательных школ, нехватка квалифицированных педагогов, в некоторых школах встречаются проблемы в нехватке кабинетов из-за сильного количества детей в школах. Еще одной проблемой можно выделить, в системе образования на сегодняшний день отсутствие у детей, мотивации, интереса, трудоспособности.
Самой главной проблемой в системе образования общеобразовательных школ, является программное содержание обучения, то есть педагог должен за определённое количество времени, дать информацию детям. Из-за этого скачка в системе обучения, и все же стоит вопрос развития у ребенка пространственного мышления. На основании этого возникает необходимость, через средства изобразительного искусства, развивать пространственное мышление у учащихся общеобразовательной школы. Которая будет являться одной из систем выступающей и играющей большую роль в психическом, гармоническом развитии личности.
На основании этого вывода можно сказать, что вопрос развития пространственного мышления одна из самых актуальных тем на сегодняшний день.
Пространственное мышление играет существенную роль в общественно-социальной жизни личности, так как связано с реализацией своих возможностей, обеспечивая во-многом формирование образов и представлений об объекте окружающей действительности. Пространственное мышление также выражает себя в рассуждениях о форме предмета, его пропорциях и пространственном положении [1]. Это помогает в дальнейшем личности ориентироваться в пространстве. Таким образом, развитие пространственного мышления обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, оно обеспечивает понимание объекта и его представление в пространстве, а во-вторых, формируются навыки как объемного, так и плоскостного понимания предмета в том же пространстве.
На сегодняшний день для более продуктивного обучения и развития детей в детей в систему обучения вводятся средства ИКТ, вводится уроки по функциональной грамотности, на которых учащиеся учатся применять приобретенные в течении жизни знания, для решения поставленных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений человека [27].
Но даже после внедрения в систему образования средств ИКТ и внедрения на уроках функциональной грамотности. Все равно проблема развития пространственного мышления у детей остается актуальной. В данной исследовательской работе нами были рассмотрено, что же такое пространственное мышление и разработаны ряд уроков по развитию пространственного мышления на уроках изобразительного искусства.
Давайте немного посмотрим, что же такое мышление, а мышление - процесс анализа, синтеза, суждения полученных данных, при визуальном знакомстве с объектом. В таком процессе познания и рассуждения, сначала человек задействует наглядно-действенные функции мышления [2].
При обработке информации и преобразовании форм и свойств объекта, дети задействуют пространственное мышление.
Пространственное мышление - вид интеллектуальной деятельности мозга, обеспечивающие формирование пространственных образов и манипулирование ими в ходе решения практических и теоретических задач. Данный процесс считается сложной процедурой, которая содержит в себе не только логические (словесно понятные) операции, однако и большое число перспективных действий, без которых мышление проходить не может, непосредственно распознание предметов, показанных в реальности, либо представленных разными графическими средствами [9].
Сам процесс формирования пространственного мышления у детей проходит в течении всей жизни ребенка, под влиянием различных факторов обучения, развития, и имеют свою индивидуальную составляющею в разных видах деятельности детей в таких как игра, учеба, профессиональная деятельность [21].
В общеобразовательной школе, обучающиеся знакомятся с большим видом предметов. Если в начальной школе их круг предметов строится на обучении детей писать, читать, математически высчитывать и познавать основы окружающего мира, то уже в старшей школе они начинают знакомиться более подробно с научным миро понимания и из-за этого у них становится больше уроков. Если в начальной школе учащиеся знакомились с двух мерным изображением свойств геометрических фигур на уроке математике, то в старшей школе на уроках геометрии, учащиеся знакомятся с трех мерными свойствами геометрических фигур.
Из-за того, что многие ученики привыкают строить и работать с двух мерными геометрическими фигурами, строят квадраты, треугольники, прямоугольники и круги. И им становится тяжело понять, как строится и вид образуются такие фигуры как куб, конус, цилиндр, шар. Это связано с тем, что у детей плохо развито пространственное мышление. И это говорит о том, что в наше время в общеобразовательных школах из-за не хватки времени и программной нагрузки не хватает времени для развития пространственного мышления [4].
Но не только на уроках математики и геометрии учителя сталкиваются с проблемой развития пространственного мышления, но с большей проблемой развития пространственного мышления становится видно на уроках изобразительного искусства. На уроках изобразительного искусства учащиеся учатся не только конструктивно изображать мир вещей, но и учатся решать задачи по изображению пространственных свойств и отношений свойство предметов друг к другу. На уроках изобразительного искусства учащиеся развивают умения воспринимать реальное и воображаемое пространство [5].
В курс уроков по изобразительному искусству в общеобразовательных школах для развития пространственного мышления были включены такие разделы как: сюжетно-тематические картины, изучение основ построения натюрморта, законы построения перспективы, построение пейзажа, конструктивное построение интерьера комнаты, изучение основных казанов дизайна и построение архитектуры. При их реализации на уроках изобразительного искусства учащиеся учатся размещать объекты на плоскости листа в графике и в живописи, создавать трех мерные объекты, конструктивно изображать трех мерные объекты, учатся создавать с помощью лепки, моделирования объектов, архитектурного моделирования - объемно-пространственные композиции. Выполняя упражнения и творческие задания, учащиеся учатся через традиционные способы и приемы передачи пространства на плоскости листа, через наложения предметов друг на друга, расположения их в пространстве, удалении и уменьшении предметов относительно расположения их на листе, выполнение упражнений по линейной и воздушной перспективе [24].
Развитие и активация пространственного мышления на уроках изобразительного искусства, является важным значением, для правильного психофизиологического развития личности учащихся. И для развития творческой индивидуальности, это составляющая развития объясняется через творческий характер воображения учащегося, через создание новых, необычных образов, помогает учащемуся показывать свою личность, свои лучшие или худшие индивидуальные особенности развития личности и показ накопленных знаний в творческой деятельности [4].
Из выше сказанного ранее, раскрывается актуальность данной работы, которая заключается в раскрытии отличительных особенностей формирования пространственного мышления у обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Цель - развитие пространственного мышления на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Объект исследования - пространственное мышление учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - педагогические, методические и технологические средства активизации пространственного воображения у учащихся общеобразовательной школы.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: если создавать особые условия обучения детей на роках изобразительного искусства с целью развития пространственного мышления, то такое обучение будет эффективно, если:
• разработать модель методической системы усвоения знаний о пространственных особенностях предметов, включающих определенную систему заданий, упражнений и теоретических уроков;
• разработать критерии и уровни оценивания усвоения пространственного мышления, через изображения предметов на листе, построения кубических предметов в перспективе.
В ходе проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
• выявить и проанализировать философские, психологические и педагогические основания с целью постановления трудности формирования пространственного мышления;
• выявить характерные черты формирования пространственного мышления на уроках изобразительного искусства;
• разработать и обосновать серию учебно-творческих заданий для учащихся общеобразовательной школы, и составить модели, которые будут направлены в обнаружение отличительных черт формирования пространственного мышления на уроках изобразительного искусства;
• провести экспериментальную проверку серий учебно-творческих заданий по развитию пространственного мышления и выявить положительные и отрицательные моменты учебно-творческих заданий;
• разработать, внедрить и апробировать серию учебно-творческих задач по усвоению и знаний об особенностях построения предметов в пространстве, которые будут включать определенную систему заданий, упражнений и теоретических уроков, и составление критериев и уровней усвоения темы урока по построению предметов в пространстве, и уровень развития пространственного мышления у учащихся.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды по теории развития личности A.B. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.В. Выготский), по развитию мышления (В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова- Меллер, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, И.Я. Якиманская), по исследованию проблем теории и методики обучения изобразительному искусству (Е.И. Игнатьев, В.В. Корешков, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Н. Волков, Б.М. Неменский), по введению новых государственных стандартов (В.Г. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.A. Кузнецов, Н.Д. Никандров.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• представляющее собой теоретико-методические исследования в разных научных исследованиях, диссертационных исследованиях, академических публикациях согласно исследуемой теме;
• экспериментальные исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, исследование, наблюдение, беседы, сравнительный анализ аудиторных и самостоятельных работ учащихся, выполненных во время констатирующего и формирующего эксперимента;
• статистические методы, представляющие собой исследование полученных результатов и продуктов деятельности учащихся, до начала и конца эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии особенностей и методических возможностях формирования пространственного мышления, средствами изобразительного искусства, представляющая собой комплекс методических разработок, педагогических методов и условий.
Разработка методических комплексов по развитию пространственного мышления, позволяющих учащимся на уроках по изобразительному искусству развивать возможности представлять предметы в пространстве и преобразовывать основы предметов путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки.
Теоретическая значимость исследования в том, что теоретически обоснована проблема развития пространственного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Проблема ставится в исследовательских работах разных авторов, затрагивающих темы педагогики в общеобразовательных школах. Были выявлены практические проблемы по развитию пространственного мышления и представления предметов у учащихся общеобразовательной школы. На основе полученных данных были составлены средства развития пространственного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны учебно-методические материалы, учебная программа, которая состоит из серии уроков по теме «Законы перспективы. Построение геометрических фигур в пространстве». По данным разработанным урокам были проведены экспериментальный и констатирующий исследования, направленные на получение данных по «Развитию пространственного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства». Данные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов и студентов в вузах, колледжах педагогического профиля и педагогической практике у учителей изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
Модель методического развития пространственного мышления, посредством работы на уроках изобразительного искусства.
Критерии и уровни оценивания возможностей детей при усвоении пространственных основ построения предметов на листе бумаги.
Этапы исследования:
Первый этап (2020 г.) - поисковый: проводились теоретические исследования состояния проблемы темы исследования в школах, психофизиологические особенности усвоения и развития пространственного мышления. Рассматривались и изучались научные статьи, диссертационные исследования, методические рекомендации с целью понимания проблемы и методов решения развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства.
Второй этап (2021 г.) - Опытно-экспериментальный заключается в разработке учебно-методической системы по развитию пространственного мышления, проведение формирующего и констатирующего эксперимента.
Третий этап (2022 г.) - проводились сравнения полученных результатов, в ходе констатирующего и формирующего эксперимента уточнялась и корректировалась гипотеза, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Личный вклад автора состоит в:
• исследовании вопроса и в проведении анализа по темы исследования;
• составлении методических рекомендаций по развитию пространственного мышления посредством изображения предметов на уроках изобразительного искусства;
• во внедрении полученных данных в практику занятий с учащимися.
Достоверность и обоснованность результатов показаны участием автора в научных конференциях, а также внедрением в педагогическую практику разработанных методик. Опытно - экспериментальной базой исследования служило государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска, городского округа Жигулевск Самарской области.
Магистерская диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, таблиц и приложения. В приложении представлены работы учащихся в ходе констатирующего и формирующего эксперимента.
В ходе исследования темы по развитию пространственного мышления, нами было определено, что данная тема на сегодняшний день, актуальна и имеет место быть. В рамках уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Было выявлено, что на сегодняшний день данная тема, имеет необходимость в поисках и определениях путей решения поставленных проблем развития. В современной системе образования, от ребенка ожидают, даже требуют в процессе обучения творческой и интеллектуальной активной деятельности при решении поставленных задач. В процессе, которого мышление выступает главным внутренним источником, который будет побуждать к действиям. Но если посмотреть с другой стороны, в системе образования ещё недостаточно современными специалистами разработаны методики по развитию пространственного мышления у учащихся общей образовательной школы примерно 11-15 лет. Которые в силу сего будут отвечать запросам современной системы обучения, новыми разработанными ФГОС стандартам и качествам обучения, и эти проблемы в системе образования мешают правильному поэтапному развитию в процессе обучения пространственного мышления у учащихся.
Нами было определено, что развитие пространственного мышления возможно через поэтапное изучение основ построения архитектурных построек в перспективе. На основании полученных данных после рассмотрения результатов констатирующего эксперимента, нами были установлены ряд трудностей в формировании пространственного мышления у учащихся общеобразовательной школы, при построении архитектурной постройки в перспективе.
В ходе формирующего эксперимента нами были разработаны ряд заданий, которые строились с начало на изучении построения кубических предметов в перспективе, а потом уже изучались основы построения архитектурных зданий в перспективе.
Данные разработанные уроки были направлены на развитие пространственного мышления, через теоретическое изучение данной темы, а потом уже закрепление полученных данных практическими путями. Уроки строились по принципу: наглядности, при взаимодействии теории и практики, а также по принципу последовательности и систематичности, объективности и научности и доступности.
Разработанные нами серии заданий были направлены на получение учащимися:
• знаний правил построения трехмерных объектов в пространстве, через использование в построении законов перспективы и воздушной перспективы;
• умение применять на практике графические и живописные средства выразительности, при построении трехмерных объектов в пространстве, и правильно применять при конструктивном построении предметов законы линейной и воздушной перспективы, и правильно выстраивать пропорциональные отношения предметов относительно точки зрения;
• навыки выстраивать гармоничную и целостную композицию картины в пространстве, с помощью средств мышления при оперировании пространственными образами.
На этапе формирующего эксперимента, нами была разработаны и проведены ряд уроков по формированию пространственного мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства, которые состояли из ряда дидактических принципов и организационных условий по проведению уроков. Для помощи и корректировки деятельности учащихся, учителем на уроке изобразительного искусства использовались как практические, методические и структурные компоненты обучения детей на уроках изобразительного искусства. При этом управляя процессом обучения и выстраивая ряд заданий, помогающих развитию пространственного мышления. Полученные результаты исследования выявили, что данная методическая концепция по развитию пространственного мышления у учащихся 12-13 лет на уроках изобразительного искусства, является верной методикой обучения. В процессе творческой деятельности у учащихся повышаются познания об изобразительном искусстве, развиваются умения работать с материалами, конструктивно строить те или иные предметы в пространстве, но также в процессе обучения у детей развиваются навыки, работы индивидуально, так и с коллективом.
Нами в процессе формирующего эксперимента были определены уровни оценивания работ учащихся, которые были разделены на определенные компоненты, такие как представляющие, технологические и эмоциональные.
Результаты формирующего эксперимента, показали, что уровень развития пространственного мышления учащихся повысился на 34 %, при том что на начало констатирующего эксперимента высокий уровень развития составлял 25 %, но после проведения ряда уроков на формирующем эксперименте, и уже на констатирующем эксперимента нами был определено, что высокий уровень составил 59 %, но при этом ещё осталось на низком уровне развития 5 %. Таким образом, выдвинутая гипотеза развития пространственного мышления у учащихся общей образовательной школы, подтвердилась, а разработанная методика будет являться качественным методом для формирования пространственного мышления у учащихся.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с. : черт.; 21 см.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М. : Наука, 2001. - 277, [2] c., [1] л. портр. : ил., табл.; 25 см. - (Памятники психологической мысли).; ISBN 5-02-0130931
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Смысл: Academia, 2007. - 526 с.: ил., портр., табл.; 21 см. - (Психология для студента).; ISBN 978-5-89357-2216
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина; Общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с. : ил.; 22 см.
5. Бреус И.А. Теоретико-методические аспекты проблемы развития пространственного мышления школьников / И. А. Бреус // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 38-42. - EDN YUKMWD.
6. Василенко А.В. Уровни развития пространственного мышления учащихся на уроках геометрии / А. В. Василенко // Наука и школа. - 2011. - № 2. - С. 62-65. - EDN NYGSCV.
7. Величковский Б.М. Психология восприятия [Текст]: Учеб. пособие / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -245 с.: ил.; 21 см.
8. Выготский Л.С. Педология подростка: Задания № 1-16 / Проф. Л.С. Выготский; Бюро заочного обучения при Педфаке МГУ... - Москва : Бюро заочного обучения при Педфаке 2 МГУ, 1929-1931 (Центр. тип. НКВМ). - 504 с., (2 т.); 21х15 см.
9. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Текст]. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 89, [11] с.: черт.; 20 см. - (Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед наук РСФСР).
10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.: ил.; 22 см.; ISBN 5-09-000998-8
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 239, [1] с.: портр.; 22 см. - (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).; ISBN (В пер.)
12. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения: учебное пособие к спецкурсу для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (540700) - Педагогика / М.А. Еливанова; Еливанова М.А.. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2006. - 94 с. - ISBN 978-5-86547-443-2. - EDN QXTHVN.
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина; Моск. открытый социал. ун-т. - М.: Акад. Проект, 2003 (Киров: ФГУИПП Вятка). - 302, [1] с.: ил.; 21 см. - (Gaudeamus).; ISBN 5-8291-0327-3 (в пер.)
14. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ [Текст]: предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 классы: предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]. - Москва: Просвещение, 2019. - 303, [1] с.; 22 см. - (Сборник примерных рабочих программ).;
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с. : ил.; 16 см. - (Новое в жизни, науке, технике).
...