Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа 8
1.2 Характеристика кукол как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол 41
2.3 Выявление динамики формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа 53
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения 69
На данном этапе в системе образования России уделяется много внимания теме нравственно-культурного воспитания личности. Это обусловлено тем, что применение нравственно-культурной политики в сфере образования может предотвратить утрату развития патриотического сознания у российских граждан, возникновение конфликтов на этнической почве, отсутствие толерантности по отношению к представителям других народов. Также нравственно-культурное воспитание способствует проявлению уважения к культуре и истории своей страны, любви к своей Родине, чувства гордости за нее, развитию нравственных качеств, воспитанию нравственно-патриотических чувств, осознанию себя как представителя народа и реализации в социальном полиэтническом пространстве, а также воспитанию самой личности. Следовательно, изучение культуры своего народа детьми дошкольного возраста имеет большое значение в современном обществе, ведь именно в детстве закладываются основы культурного воспитания.
Для большинства российских детей национальной культурой является непосредственно русская культура, включающая в себя национальное наследие. Однако, русская культура возникла на фундаменте культуры славянского народа, заселявшего территорию Восточной Европы в VI-IX вв. Этот фундамент состоял из таких культурных ценностей древних восточных славян, как праздники, традиции, обычаи и обряды, бытовая жизнь и др. Культура славянского народа показывает быт славян до введения христианства в Древней Руси, она несет в себе огромный багаж культурно-исторического наследия, объединяет и обобщает культуры позже разъединившихся славянских народов - русского, украинского и белорусского. Именно поэтому необходимо познакомить детей с истоком русской народной культуры - исторической культурой славянского народа.
Изучению народной культуры как средства воспитания детей посвящены труды многих исследователей (Н.В. Адаевой, М.И. Богомоловой, О.Л. Князевой, Л.В. Кокуевой, М.Д. Маханевой, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной). В решение проблемы формирования представлений о культуре славянского народа внесли исследования О.О. Любара, В.Я. Мацюка, В.Г. Пугача, М.Г. Стельмаховича, Д.Т. Федоренко.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа и недостаточным использованием кукол в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
Предмет исследования: куклы как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол будет эффективен, если:
• отобраны куклы в соответствии с функциями и назначением;
• включены дети в совместную деятельность по созданию кукол в процессе заседаний детского клуба славянской культуры «Жива;
• организована самостоятельная деятельность детей с куклами славянского народа.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
• концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• исследования о духовно-нравственном воспитании посредством приобщения детей к народной культуре (М.И. Богомолова, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Л.В. Кокуева);
• положения о патриотическом воспитании детей посредством изучения народной культуры (Н.В. Адаева, Е.И. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Л.В. Коломийченко, К.Д. Ушинского);
• исследования о роли народной игрушки в воспитании детей (А.А. Грибовская, Н.Ю. Зубенко, Е.И. Сухова).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования кукол в формировании представлений у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования кукол в формировании у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБУ детского сада № 52 «Золотой улей» г. Тольятти. В исследовании участвовало 24 дошкольника 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и трех приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 3 рисунками.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы установил, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол является актуальной проблемой педагогической практики дошкольных образовательных организаций. Анализ литературы по исследуемой теме показал необходимость духовно-нравственного, патриотического, этнического воспитания детей. В ходе теоретического анализа рассмотрены понятия «культура», «народная культура», «культура славянского народа», «народная игрушка», «кукла», выявлен большой педагогический интерес к теме народной игрушки.
Выявлено, что внедрение народной игрушки способствует сохранению народного культурного наследия. В ходе теоретической части исследования охарактеризована традиционная славянская кукла, как инструмент для формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа. Посредством куклы дети могут познать славянскую культуру во всем ее многообразии: внешность, традиционные костюмы, предметы быта, ремесла, праздники и обычаи, мировоззрение, игрушки славянского народа. Таким образом, выявлено, что формирование у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа является актуальным вопросом современной образовательной практики.
Для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа выделены показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа. Также проведено исследование, которое в констатирующем эксперименте показало несформированность исследуемого качества в экспериментальной и контрольной группах. Показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа были охарактеризованы представлениями о славянском народе, представлениями о традиционном славянском костюме, о предметах быта, о праздниках и обрядах, об игрушках славянского народа.
Разработано содержание заседаний тематического детского клуба «Жива» в соответствии с выделенными в констатирующем эксперименте показателями. Заседания клуба посещали дети экспериментальной группы. На заседаниях происходил процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о славянском народе, об игрушках славянского народа, о традиционном славянском костюме, о предметах быта, о праздниках и обрядах; дети изготавливали кукол и взаимодействовали с ними в процессе самостоятельной деятельности, организовали выставку кукол славянского народа.
Экспериментально проверена и доказана эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа посредством кукол. Анализ обобщенных результатов, проведенный после формирующего и контрольного экспериментов показал выраженный рост у детей 6-7 лет экспериментальной группы уровня представлений о культуре славянского народа (уменьшение низкого уровня с 75% до 17%, увеличение среднего уровня с 25% до 58%, увеличение высокого уровня с 0% до 25%), при сохранении показателей в контрольной группе. Это подтверждает, что включение детей в совместную деятельность с педагогом по созданию кукол, организация заседаний клуба славянской культуры «Жива» и организация самостоятельной деятельности детей с куклами славянского народа способствуют формированию у детей 6-7 лет представлений о культуре славянского народа.
1. Берстенева, Е.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками [Текст] / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. - М. : Белый город, 2013. - 112 с.
2. Богомолова, М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / М.И. Богомолова. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 71 с.
3. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е.Н. Водовозова. - М. : Либроком, 2012. - 392 с.
4. Волкова, Я.В. Детские куклы и обереги [Текст] / Я.В. Волкова. - М. : Хоббитека, 2017. - 88 с.
5. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей [Текст] / А.А. Грибовская - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 161 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М. : Эксмо, 2016. - 896 с.
7. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко [и др.]. - М. : Сфера, 2017. - 160 с.
8. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова / М. : Скрипторий, 2011. - 108 с.
9. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. - М. : Ладога-100, 2015. - 67 с.
10. Иванов, В.В. Исследования в области балто-славянской духовной культуры [Текст] / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М. : История мира, 2011. - 163 с.
11. Ищенко, Е.Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа [Текст] / Е.Д. Ищенко // Молодой ученый. - М. : Молодой ученый, 2017. - №32. - С. 90-92.
12. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы [Текст] : справочник / Ф.С. Капица - М. : ФЛИНТА, 2013. - 296 с.
13. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 304 с.
14. Коломийченко, Л.В. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко, С.Б. Фадеев. - Пермь : ПГГПУ, 2013. - С. 43-57.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
...