Введение 3
1. Теоретические и правовые основы института контроля и надзора в административном праве России 5
1.1. Сравнительная характеристика понятий «административный контроль» и административный надзор» 5
1.2. Ключевые элементы структуры административного контрольно-надзорного производства, осуществляемого в России 9
2. Практические аспекты реализации административного контроля и надзора……………13
2.1. Административный контроль (надзор) за некоммерческими организациями: проблемы и перспективы развития российского законодательства 13
2.2. Административная ответственность за нарушения законодательства о контроле (надзоре) в Российской Федерации: особенности и проблемы совершенствования22
Заключение 31
Список использованных источников 33
Актуальность темы исследования состоит в том, что изменения в законодательстве Российской Федерации и проводимая административная реформа были направлены на совершенствование правовой основы деятельности исполнительной власти. До начала проведения современной административной реформы в Российской Федерации компетенция органов исполнительной власти не была дифференцирована в зависимости от их организационно-правовых форм. Контрольные и надзорные функции осуществлялись в равной степени различными органами исполнительной власти, что не способствовало оптимизации управления, но и создавало благоприятную среду для злоупотреблений и коррупции. Вскоре проведено разграничение задач и полномочий министерств, федеральных служб и агентств в сфере контрольно-надзорной деятельности. Указанные обстоятельства и современные проблемы практики реализации органами контрольно-надзорных полномочий требуют проведения комплексного научного исследования и выработки на этой основе предложений по формированию законодательной основы и практических рекомендаций по осуществлению контроля и надзора как важнейших функций субъектов данного вида деятельности. Другими словами, важность данной темы в системе права имеет высокую степень, поскольку надзор в сфере административной власти есть неотъемлемая часть механизма регулирования общественных отношений в государстве и обществе.
Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование структуры субъектов административного контроля надзора.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть сравнительную характеристику понятий «административный контроль» и «административный надзор»;
2. Изучить ключевые элементы структуры административного контрольно-надзорного производства, осуществляемого в России;
3. Определить проблемы и перспективы развития российского законодательства в отношении административного контроля (надзора) за некоммерческими организациями;
4. Изучить особенности и проблемы совершенствования административной ответственности за нарушения законодательства о контроле (надзоре) в Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности субъектов административного права, осуществляющих надзорные функции, как главную задачу в процессе выполнения своих обязанностей.
Предмет исследования - система и структура субъектов административного контроля и надзора Российской Федерации, их общая характеристика, основные принципы и задачи.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
По итогам рассмотрения мнений относительно понятий «административный контроль» и «административный надзор» был сделан вывод о том, что такие понятия как «контроль» и «надзор» пересекаются с точки зрения своего объема, но отличаются по целям и могут быть различными направлениями деятельности одного и того же органа.
Российское законо¬дательство об административном контроле (надзоре) за НКО и определенными категория¬ми физических лиц развивается в качестве ин¬струментария противодействия недружествен¬ным правопорядкам и аффилированным с ними лицам. Причем такая «реактивная милитариза¬ция» носит весьма щадящий характер; опасения по поводу возможных злоупотреблений со сто¬роны публичной администрации опровергаются статистическими данными правоприменитель¬ной практики.
Можно прогно¬зировать дальнейшее «расщепление» россий¬ского административного права по всем основ¬ным направлениям правового регулирования, в том числе в контрольно-надзорной сфере. С одной стороны, предсказуемо будет ужесто¬чаться и политизироваться в первую очередь административное законодательство по вопро¬сам взаимодействия отечественной управленче¬ской системы с иностранными субъектами пра¬ва, а также аффилированными с недружествен¬ными правопорядками субъектами российского права. Причем интенсивность и масштаб такой милитаризации во многом будет зависеть от агрессивности иностранного давления на Рос¬сию. Но для основы модели взаимоотношений российской публичной администрации с граж¬данами РФ должна использоваться преимуще¬ственно иная парадигма - правозащитная.
Административная ответственность за нарушения законодательства о контроле (надзоре) в РФ базируется на общих положениях российского законодательства об административных правонарушениях, что позволяет достичь унифицированной правоприменительной практики, оценивая деятельность участников контрольно-надзорной деятельности на предмет законности.
К проблемным аспектам привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контроле (надзоре) относится:
- недостаточное количество проводимых контрольно-надзорных мероприятий в отношении должностных лиц, которые проводят проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволяет в отдельных случаях, совершив правонарушение, избежать ответственности;
- отсутствие единой информационной системы, в которой были бы зарегистрированы выявленные факты неисполнения должностными лицами своих должностных обязанностей;
- недостаточное законодательное регулирование деятельности контрольно-надзорных органов, которые осуществляют наблюдение за деятельностью должностных лиц.
Следовательно, на сегодняшний день имеется острая необходимость в том, чтобы унифицировать процедуру производства по делам об административных правонарушениях в управленческой сфере, для чего следует исключить коллизии из действующего законодательства, которые имеют место в положениях ФЗ-248 и ст. 19.6.1 КоАП РФ. Это позволит эффективно исполнять предписания отмеченных нормативных актов, избежав негативных последствий в виде нарушения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых производятся контрольно-надзорные мероприятия.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1
2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газе¬та. 1992. 8 фев.
3. Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. От 24.09.2022г.
4. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. От 05.12.2022г. с изм. И доп., вступ. В силу с 11.01.2023г.)
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Рос¬сийская газета. 1996. 24 янв.
6. Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые зако¬нодательные акты Российской Федерации» // Рос¬сийская газета. 2006. 17 янв.
7. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Россий¬ская газета. 2009. 22 июля.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Феде¬рации» // Российская газета. 2012. 29 дек.
9. Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, инфор¬мационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О сред¬ствах массовой информации» // Российская газета. 2017. 27 нояб.
10. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Россий¬ской Федерации «О средствах массовой информа¬ции» и Федеральный закон «Об информации, ин¬формационных технологиях и о защите информа¬ции» // Российская газета. 2019. 4 дек.
11. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако¬нодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» // Российская газета. 2021. 11 янв.
12. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, нахо¬дящихся под иностранным влиянием» // Российская газета. 2022. 19 июля.
13. Федеральный закон от 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако¬нодательные акты Российской Федерации» // Рос¬сийская газета. 2015. 26 мая.
14. Определение Верховного Суда РФ от 30 декабря 2019 г. № 302-ЭС19-23767 по делу № А19-27242/2017 «Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/arXJX (дата обращения: 13.05.2023г.);
15. Акимов, Л.Ю. «О государственном контроле и надзоре» / Л.Ю. Акимов // Законы России. - 2020. - № 10. - С. 89.
16. Аленькин И.В. Конституционно-правовое и политическое воздействие государства на обще¬ственные объединения: методы кнута и пряника // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 26-31.
17. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2020. – 708 с.
18. Беляев, В.П. Надзор и контроль как формы юридической деятельности / В.П. Беляев // Политика и право. - 2020. - № 5.- С. 25 19
19. Винокуров В.А. Чрезмерное законотворче¬ство: проблемы и возможные пути решения // Кон¬ституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 53-57.
20. Гармонизация судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: актуальные проблемы теории и практики: моногр. / под ред. А. И. Стахова. М.: РГУП, 2019. 281 с.
21. Горохова С.С. О развитии системы государ¬ственного управления, прогнозирования и стратеги¬ческого планирования в сфере экономики в контек¬с те стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года // Безопасность бизнеса. 2018. № 1. С. 12-17.
22. Давыдов К.В. Административные процедуры: российский и зарубежный опыт: Монография / Отв. ред. Ю.Н. Старилов. Новосибирск: Академиздат, 2020. 516 с
23. Зубарев С.М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении / С.М. Зубарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 10. - С. 31-36.
24. Канунникова Н.Г. К вопросу административ¬ной ответственности за нарушение порядка деятель¬ности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента // Административное право и процесс. 2021. № 8. С. 54-56.
25. Кожевников О.А., Нечкин А.В. Некоммерче¬ские организации - иностранные агенты: опыт России и других государств СНГ // Вестник Томского государ¬ственного университета. 2021. № 471. С. 242-249. Костылев В.В., Ярушин А.В. Особенности административной ответственности за нарушения в области закупок для государственных и муниципальных нужд // MODERN SCIENCE. - 2021. - № 10-1. - С. 162-167
26. Костылев В.В. Понятие и сущность административно-правового режима государственного контроля (надзора) в Российской Федерации // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 4 декабря 2020 г.) / отв. редактор Ю.В. Соболева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. - 412 с.
27. Макогон, Б.В. Контрольно-надзорная деятельность управомочённых субъектов в контексте процессуализации Российского Законодательства / Б.В. Макогон // Гуманитарные и социальные науки -. 2022. - № 5. – С. 164
28. Нечкин А.В., Истомин М.А. Теоретико¬правовые основы борьбы с манипулированием мас¬совым сознанием в сети Интернет на примере Рос¬сийской Федерации // Актуальные проблемы россий¬ского права. 2022. № 1. С. 90-104.
29. Пономарев О.В., Осолихина В.С. Обеспечение законности и установление административной ответственности за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 3 (20). Т. 6. - С. 355-357
30. Рождественская, Т.Э. «К вопросу о соотношении понятий “надзор и контроль в праве» / Т.Э. Рождественская. - Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, 2021. – 231 с.
31. Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицы¬на К.С. Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования // Закон. 2021. № 3. С. 119-142.
32. Стахов А. И. Ключевые предпосылки, проблемы и перспективы внесудебного и судебного порядков разрешения административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора // Актуальные проблемы внесудебного и судебного порядков разрешения административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора: сб. ст. / отв. ред. А. И. Стахов. М.: РГУП, 2019. С. 8–16.
33. Студеникина, М.С. «Государственный контроль в сфере управления» / М.С. Студеникина. - М., 2022. – 300 с.
34. Административные правонарушения. Показатели по административным правонарушениям за 2020 год. Судебная статистика РФ// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/LwyKS (дата обращения: 13.05.2023г.)
35. Российская Федерация: судебные слушания в делах по «Иностранным агентам». Доклад о наблю¬дениях в судах. URL: https://www.icj.org/wp-content/ uploads/2015/03/Russian-Federation-NGO-Foreign-Age nts-Publications-Trial-Observation-Report-2015-RUS.pdf. (дата обращения: 13.05.2023г.)
36. Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012. URL: https://www.congress.gov/congressional- report/112th-congress/senate-report/226/1?s=1&r=59 (дата обращения: 12.05.2023г.).