Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы развития личности младшего школьника в семье 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития личности младшего школьника 7
1.2 Влияние института семьи на развитие личности младшего
школьника в современных условиях 10
1.3 Возрастные особенности развития младшего школьника 14
1.4 Факторы, определяющие развитие личности младшего
школьника в семье 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей 23
2.1 Характеристика программы по развитию личности младшего
школьника в семье с учетом психологических особенностей 23
2.2 Обоснование методов изучения психологических особенностей
развития личности младшего школьника 29
2.3 Анализ результатов исследования развития личности младшего
школьника в семье с учетом психологических особенностей 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Результаты исследования уровня развития личности младших школьников на этапе констатации 56
Приложение Б Результаты исследования уровня развития личности младших
школьников на этапе контроля 58
Приложение В Тематическое планирование 60
Приложение Г Конспекты занятий 62
Актуальность исследования. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, так как в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Она обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей. Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи. Комплексные программы поддержки семьи, прежде всего, систем мер материнского капитала, родовых сертификатов, различных социальных выплат способствуют реализации основных направлений демографической концепции РФ.
Поскольку семья является основной ячейкой общества, то все изменения, происходящие в обществе, отражаются и на семейных отношениях. Особенно чувствительны к переменам так называемых молодые семьи. Будучи членом семьи, ребенок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Обстановка в семье, ее психологический климат, взаимоотношения членов семьи все это оказывает влияние на уровень развития и обучения ребенка.
Младший школьный возраст, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для развития личности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития личности младшего школьника в семье позволил выявить противоречие: между необходимостью развития личности детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в данном процессе ресурсов семьи.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы потенциальные возможности семьи в развитии личности младшего школьника с учетом его психологических особенностей?
Значимость проблемы развития личности младшего школьника в семье в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Психологические особенности развития личности младшего школьника в семье».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по развитию личности младших школьников с учетом его психологической особенности.
Объект исследования: процесс развития личности младших школьников.
Предмет исследования - психологические особенности развития личности младшего школьника в семье.
Гипотеза исследования - процесс развития личности младшего школьника в семье будет эффективным, если:
- учтены психологические особенности развития личности младшего школьника при его воспитании;
- программа по развитию личности младшего школьника с учетом его психологических особенностей используется в жизни семьи.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы развития личности младшего школьника в семье.
2. Подобрать диагностические методики и выявить психологические особенности развития личности младшего школьника в семье.
3. Разработать и апробировать программу по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей.
4. Выявить динамику в развитии личности младшего школьника.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- работы по развитию личности детей младшего школьного возраста (Л.И. Беляева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Е.Ю. Демурова);
- методика развития личности младшего школьника в семье (И.М. Туревская, В.П. Филина, Н.А. Фомина).
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «развитие личности младшего школьника», определены специфика и содержание процесса развития личности младшего школьника в семье.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей может быть использована в образовательном процессе школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУСОШ №1.В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 5 таблицами, 10 рисунками.
В работе за основу мы будем брать понятие личности как совокупность таких качеств человека, которые важны для его социализации в человеческом обществе. Личность - не постоянная характеристика, она изменяется в процессе развития человека.
Личностное развитие младших школьников характеризуется тем, что данный возраст признается сенситивным для процесса усвоения моральных и нравственных норм. На данном этапе развития дети психологически готовы понимать нравственные нормы и правила, готовы соответствовать им и соблюдать их. В период обучения в начальном звене общеобразовательной школы происходит возникновение новой структуры отношений и связей ребенка с действительностью, формирование новой формы событийности.
Семья, а именно семейное воспитание, оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка младшего школьного возраста. Поскольку семья является основной ячейкой общества, то все изменения, происходящие в обществе, отражаются и на семейных отношениях. Особенно чувствительны к переменам так называемые молодые семьи. Отметим, что нестабильность экономической ситуации прежде всего привела к дестабилизации браков. Теперь они стали самыми популярными так называемые «гражданские браки», когда юридически статус семьи не закреплен.
Основным фактором, определяющим развитие личности младшего школьника в семье, являются детско-родительские отношения. В психолого-педагогической литературе существует множество описаний различных моделей детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания: гиперопека и гипоопека, авторитарный, демократический и попустительский стиль, принятие и отвержение, симбиоз и отчуждение. Эти стили способствуют формированию личности ребёнка.
В своей работе мы будем опираться на типологию стилей воспитания Г.В. Степановой, которая позволит выявить социально-психологические типы личности детей, определить стиль семейного воспитания и спроектировать программу по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей.
Экспериментальная база исследования: МБОУСОШ №1. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 7-8 лет.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития личности 45% детей, средним 55%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения программы по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития личности младшего школьника в семье будет эффективным, если:
- учтены психологические особенности развития личности младшего школьника при его воспитании;
- программа по развитию личности младшего школьника с учетом его психологических особенностей используется в жизни семьи.
Проведенный нами анализ результатов доказал, что разработанная программа по развитию личности младшего школьника в семье с учетом психологических особенностей является эффективной.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М. : Педагогика,
2017. 318 с.
2. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка.
Беседы с психологом. Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. 158 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии. М.:ИП РАН, 2017. 373 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2017. 367 с.
5. БахталоваТ.А., Петрова М.Ю. Причины нарушений детско- родительских отношений в семье школьника // В сборнике: В мире научных открытий Материалы XI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2017. С. 35-38.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2019. 425 с.
7. Богатырева В.В. Особенности взаимосвязи образа «Я» школьников и типа эмоционального отношения родителей // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2019. № 3 (29). С. 112-117.
8. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 317 с.
9. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностного образования. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 320 с.
10. Борисова И.О. Влияние типа родительского отношения на психическое развитие ребёнка // Акмеология. 2018. № 3-4. С. 46-47.
11. Гольберт Е.В., Степных А.О. Влияние стиля семейного воспитания на тревожность детей // В сборнике: Школьное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика III Международная научно-практическая конферения: сборник статей под редакцией А. И. Улзытуевой. Чита, 2018. С. 298-301.
12. Гуревич П. С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2017. 560 с.
13. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка школьного возраста. М. : Педагогика, 2015. 321 с.
14. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура.М.: Эксмо, 2017. 338 с.
15. Келли Дж. Теория личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2015. 210 с.
16. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 2020. 294 с.
17. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. М.: Питер, 2018. 464 с.
18. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2018. 503 с.
19. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика. М.: Владос, 2019. 191 с.
20. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. М.: «Ювента», 2016. 345с.
21. Петровский А.В. Быть личностью. М.: «Педагогика», 2018. 112с.
22. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2019. 200 с.
23. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2018. 255 с.
24. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. 2019. №3. С.16-37.
25. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М.: Гном и Д, 2017. 160 с.
26. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М.:МПСИ, Модэк, 2016. 16 с.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2019. 318 с.
28. Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников // Психология и психотехника. 2020. № 2. С. 6-14.
29. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Деловая книга, 2018. 311 с.
30. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2019. 352 с.