Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования (Пятигорский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 7
1.1. Концепция свободы в праве 7
1.2. Понятие свободы совести 10
1.3. Понятие свободы вероисповедания 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 15
2.1. Соотношение понятий в законодательстве Российской Федерации 15
2.2. Юридические основы реализации свободы совести и свободы вероисповедания 19
2.3. Ограничения права человека на свободу совести и вероисповедания 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 7
1.1. Концепция свободы в праве 7
1.2. Понятие свободы совести 10
1.3. Понятие свободы вероисповедания 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 15
2.1. Соотношение понятий в законодательстве Российской Федерации 15
2.2. Юридические основы реализации свободы совести и свободы вероисповедания 19
2.3. Ограничения права человека на свободу совести и вероисповедания 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Актуальность темы исследования. Права и свободы человека и гражданина, их суть и общественная значимость обычно вызывают увеличенную заинтересованность у ученых, и юристы в данном случае не являются исключением. Исследование свободы равно как философско-нравственной категории в течении всей истории человеческой мысли даёт возможность сегодня определить конкретные и практически значимые её правовые свойства. Понимание свободы с правовой точки зрения не лишено односторонности в силу терминологии и формализованных методов юриспруденции, однако оно даёт возможность обнаружить рационально-организационную часть, позволяющую превратить свободу как важнейший нравственный императив в общественно приемлемую норму человеческого поведения, высшую ценностную ориентацию работы органов власти и общественных организаций.
Вопрос о соотношении свободы совести и свободы вероисповедания и установления пределов их правового регулирования особенно актуален в на сегодняшний день в свете потребности создания слаженной и непротиворечивой правовой системы прав и свобод человека, эффективное обеспечение которых должно быть гарантировано реализацией принципов правового демократического государства и гражданского общества.
Отмеченное немаловажно также и во взаимосвязи с обостряющимися процессами глобализации и интеграции стран мира. Общепринятые принципы и нормы международного права, включая те, которые затрагивают вопросы прав и свобод человека, стали обязательной составляющей государственной правовой системы и в значительной степени устанавливают пути и тенденции последующей модернизации правовых институтов государства.
Борьба с углублением межцивилизационных и межрелигиозных противоречий в сегодняшнем мире означает исследование и создание эффективных политико-правовых мер по их устранению и предупреждению, нацеленных, в первую очередь, на отбор путей мирного сосуществования различных религий и вероисповеданий, точек их бесконфликтного соприкосновения, что предполагает вовлечение принципа толерантности в мировоззренческую основу существования любого лица. Вышесказанным объясняется значимость выбранной темы
Цель работы – исследовать соотношение таких понятий как свобода совести и свобода вероисповедания, а также границы их законодательного регулирования. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы:
1. Изучить концепцию свободы в праве.
2. Определить понятие свободы совести.
3. Назвать понятие свободы вероисповедания.
4. Рассмотреть соотношение таких понятий как свобода совести и свобода вероисповедания в законодательстве Российской Федерации.
5. Охарактеризовать юридические основы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.
6. Выделить существующие ограничения права человека на свободу совести и вероисповедания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правом человека на свободу совести и свободу вероисповедания.
Предмет исследования представлен законодательством Российской Федерации, которое регламентирует право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также которое ограничивает названные свободы.
Степень научной разработанности проблемы. Теме данного исследования посвящали свои труды следующие авторы: Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай, В.П. Грибанов, Г. Еллинек, Н.А. Зверев, А.В. Малько, Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова, Э.О. Тойлыбеков, Б.Н. Чичерин, Т.Ю. Архирейская, Д.С. Белявский, И.Н. Вишнякова, О.Ю. Глухова, А.А. Левина, С.Д. Радченко, Р.Н.Алиев, С.А. Авакьян, К.К. Арсеньев, М.А. Булавина, О.А. Иванюк, В.Н. Ильченко, С.Б. Зелянская, Д.И. Луковская, В.В. Лазарев, О.А. Миронова, А.А. Морозов, О.А. Нестерчук, Д.Ю. Романова, О.В. Орлова, И.В. Осин, А.В. Пчелинцев, В.А. Симонов, К.Г Соколовский, С.С. Скороходов, Л.А. Шарнина и другие . Работы обозначенных авторов послужили теоретической базой написания курсовой работы.
Теоретико-методологические основы исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, формально-логический, системно-структурный анализ.
Нормативно-правовую базу исследования составляют: международные нормативные акты, а также законодательство Российской Федерации.
Эмпирические основы исследования. Изучены материалы судебных дел, которые во многом определяют практику реализации прав на свободу совести и вероисповедания российских граждан в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что сделанные автором выводы и выработанные предложения могут быть использованы как в дальнейших теоретических уголовно-правовых исследованиях соответствующей тематики, так и для совершенствования нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в области реализации права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.
Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения и библиографического списка.
В введении обосновывается актуальность и значимость выбранной темы. Установлены цель и задачи данного исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам свободы совести и свободы вероисповедания. В теоретической части работы раскрывается содержание концепции свободы в праве. Определяются основные понятия: свобода совести и свобода вероисповедания. Анализируется литература и позиции ученых по выбранной теме. В заключении обосновывается собственная позиция по поводу исследуемых понятий.
Во второй главе анализируется правовое регулирование свободы совести и свободы вероисповедания. Изучается законодательство Российской Федерации с целью сравнения понятий: свобода советси и свобода вероисповелания. Формируется значимость правового регулирования и ограничения исследуемых свобод. Аргументуриются предложения (практические рекомендации) по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере права.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Вопрос о соотношении свободы совести и свободы вероисповедания и установления пределов их правового регулирования особенно актуален в на сегодняшний день в свете потребности создания слаженной и непротиворечивой правовой системы прав и свобод человека, эффективное обеспечение которых должно быть гарантировано реализацией принципов правового демократического государства и гражданского общества.
Отмеченное немаловажно также и во взаимосвязи с обостряющимися процессами глобализации и интеграции стран мира. Общепринятые принципы и нормы международного права, включая те, которые затрагивают вопросы прав и свобод человека, стали обязательной составляющей государственной правовой системы и в значительной степени устанавливают пути и тенденции последующей модернизации правовых институтов государства.
Борьба с углублением межцивилизационных и межрелигиозных противоречий в сегодняшнем мире означает исследование и создание эффективных политико-правовых мер по их устранению и предупреждению, нацеленных, в первую очередь, на отбор путей мирного сосуществования различных религий и вероисповеданий, точек их бесконфликтного соприкосновения, что предполагает вовлечение принципа толерантности в мировоззренческую основу существования любого лица. Вышесказанным объясняется значимость выбранной темы
Цель работы – исследовать соотношение таких понятий как свобода совести и свобода вероисповедания, а также границы их законодательного регулирования. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы:
1. Изучить концепцию свободы в праве.
2. Определить понятие свободы совести.
3. Назвать понятие свободы вероисповедания.
4. Рассмотреть соотношение таких понятий как свобода совести и свобода вероисповедания в законодательстве Российской Федерации.
5. Охарактеризовать юридические основы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.
6. Выделить существующие ограничения права человека на свободу совести и вероисповедания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правом человека на свободу совести и свободу вероисповедания.
Предмет исследования представлен законодательством Российской Федерации, которое регламентирует право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также которое ограничивает названные свободы.
Степень научной разработанности проблемы. Теме данного исследования посвящали свои труды следующие авторы: Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай, В.П. Грибанов, Г. Еллинек, Н.А. Зверев, А.В. Малько, Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова, Э.О. Тойлыбеков, Б.Н. Чичерин, Т.Ю. Архирейская, Д.С. Белявский, И.Н. Вишнякова, О.Ю. Глухова, А.А. Левина, С.Д. Радченко, Р.Н.Алиев, С.А. Авакьян, К.К. Арсеньев, М.А. Булавина, О.А. Иванюк, В.Н. Ильченко, С.Б. Зелянская, Д.И. Луковская, В.В. Лазарев, О.А. Миронова, А.А. Морозов, О.А. Нестерчук, Д.Ю. Романова, О.В. Орлова, И.В. Осин, А.В. Пчелинцев, В.А. Симонов, К.Г Соколовский, С.С. Скороходов, Л.А. Шарнина и другие . Работы обозначенных авторов послужили теоретической базой написания курсовой работы.
Теоретико-методологические основы исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, формально-логический, системно-структурный анализ.
Нормативно-правовую базу исследования составляют: международные нормативные акты, а также законодательство Российской Федерации.
Эмпирические основы исследования. Изучены материалы судебных дел, которые во многом определяют практику реализации прав на свободу совести и вероисповедания российских граждан в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что сделанные автором выводы и выработанные предложения могут быть использованы как в дальнейших теоретических уголовно-правовых исследованиях соответствующей тематики, так и для совершенствования нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в области реализации права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.
Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения и библиографического списка.
В введении обосновывается актуальность и значимость выбранной темы. Установлены цель и задачи данного исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам свободы совести и свободы вероисповедания. В теоретической части работы раскрывается содержание концепции свободы в праве. Определяются основные понятия: свобода совести и свобода вероисповедания. Анализируется литература и позиции ученых по выбранной теме. В заключении обосновывается собственная позиция по поводу исследуемых понятий.
Во второй главе анализируется правовое регулирование свободы совести и свободы вероисповедания. Изучается законодательство Российской Федерации с целью сравнения понятий: свобода советси и свобода вероисповелания. Формируется значимость правового регулирования и ограничения исследуемых свобод. Аргументуриются предложения (практические рекомендации) по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере права.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В заключении следует сказать о том, что цель работы была достигнута, задачи – выполнены. По результатам исследования были сформированы следующие итоги.
1. Сущность свободы заключается в возможности действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. Правовое понимание свободы часто сводится к институту дискреционных полномочий, то есть выбор из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации. Эта концепция свободы как способности человека выбирать определенные действия, ограниченные определенными нормативными рамками, в целом широко признана в праве.
2. Свобода совести представляет собой право придерживаться и выражать все убеждения (свободно выбирать между ними) в пределах, установленных законом.
3. Свобода вероисповедания представляет собой свободу во внутренних религиозных убеждениях и соответствующих внешних проявлениях в поведении человека не запрещенных законом.
4. Не выработана единая законодательная позиция относительно использования терминов свободы совести, свободы вероисповедания. Данный вопрос гражданского законодательства находится в стадии обсуждения. Исходя из положений вышеуказанного отечественного и международного законодательства, а также мнений исследователей, можно сделать вывод, что свобода совести связана со свободой вероисповедания как общее и частное понятие. Так, свобода вероисповедания является составной частью свободы совести, поскольку свобода вероисповедания включает в себя свободу выбора или отказа от религии и свободу отправления религиозных обрядов. Свобода совести, с другой стороны, основана на индивидуальных убеждениях, которые не обязательно должны быть религиозными по своей природе. Истинность тезиса о соотношении рассматриваемых понятий подтверждается и тем, что совесть является более широким понятием, чем религия.
5. Свобода совести и вероисповедания реализуется через нормы практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданско-правового, трудового, уголовного. Правовые основы реализации права человека и гражданина на свободу вероисповедания и правовые основы деятельности религиозных объединений направлены на обеспечение равных условий для выражения мнений представителями различных вероисповеданий.
6. Право человека на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Можно сказать, что успешное дальнейшее развитие российского государства и мирового сообщества в целом неразрывно связано с признанием, гарантией и эффективной реализацией общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, важнейшими из которых являются свобода совести и свобода вероисповедания. Правовые нормы, определяющие условия и допустимые пределы, реализации данных свобод, в конечном счете, необходимы для обеспечения социального мира и стабильности при надлежащем балансе интересов граждан, их объединений, общества и государства.
1. Сущность свободы заключается в возможности действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. Правовое понимание свободы часто сводится к институту дискреционных полномочий, то есть выбор из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации. Эта концепция свободы как способности человека выбирать определенные действия, ограниченные определенными нормативными рамками, в целом широко признана в праве.
2. Свобода совести представляет собой право придерживаться и выражать все убеждения (свободно выбирать между ними) в пределах, установленных законом.
3. Свобода вероисповедания представляет собой свободу во внутренних религиозных убеждениях и соответствующих внешних проявлениях в поведении человека не запрещенных законом.
4. Не выработана единая законодательная позиция относительно использования терминов свободы совести, свободы вероисповедания. Данный вопрос гражданского законодательства находится в стадии обсуждения. Исходя из положений вышеуказанного отечественного и международного законодательства, а также мнений исследователей, можно сделать вывод, что свобода совести связана со свободой вероисповедания как общее и частное понятие. Так, свобода вероисповедания является составной частью свободы совести, поскольку свобода вероисповедания включает в себя свободу выбора или отказа от религии и свободу отправления религиозных обрядов. Свобода совести, с другой стороны, основана на индивидуальных убеждениях, которые не обязательно должны быть религиозными по своей природе. Истинность тезиса о соотношении рассматриваемых понятий подтверждается и тем, что совесть является более широким понятием, чем религия.
5. Свобода совести и вероисповедания реализуется через нормы практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданско-правового, трудового, уголовного. Правовые основы реализации права человека и гражданина на свободу вероисповедания и правовые основы деятельности религиозных объединений направлены на обеспечение равных условий для выражения мнений представителями различных вероисповеданий.
6. Право человека на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Можно сказать, что успешное дальнейшее развитие российского государства и мирового сообщества в целом неразрывно связано с признанием, гарантией и эффективной реализацией общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, важнейшими из которых являются свобода совести и свобода вероисповедания. Правовые нормы, определяющие условия и допустимые пределы, реализации данных свобод, в конечном счете, необходимы для обеспечения социального мира и стабильности при надлежащем балансе интересов граждан, их объединений, общества и государства.



