Введение 3
Глава 1 Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения 5
1.1. Социальные сети: понятие, виды, характеристика 5
1.2. Социальные сети как образовательный ресурс 8
1.3. Риск социальных сетей для детей-школьников 10
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Становление школьной социальной сети как формы организации неформального образования учащихся 14
2.1 Сущность и основные принципы работы школьной социальной сети 14
2.2 Возможности и риски использования школьной социальной сети как формы организации неформального образования учащихся 17
Заключение 25
Список источников и литературы 27
Актуальность темы. В силу общедоступности и понятности использования неоспоримым является тот факт, что с каждым годом все больше и больше людей будут использовать социальные сети по личным и профессиональным причинам. Статистические данные свидетельствуют о том, что Интернет, социальные сети становятся все более доступными по всему миру с развитием рынка мобильных устройств. В связи с этим становится очевидным, что эти технологии уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни активного населения во всем мире и получающего образование, в том числе. Таким образом, именно эти технологии, постоянно сопровождающие пользователя везде 24 часа в сутки, становятся доступным средством для получения определенных услуг, включая образовательные.
Развитие системы школьного образования нуждается в постоянном обновлении технологий, ускоренного внедрения инновационных технологий, ее быстрой адаптации к экономическим и технологическим изменениям в мире.
Современный этап становления информационного общества характеризуется ростом информатизации и роли информационных технологий в общественных и хозяйственных отношениях, поэтому вполне логично использовать информационные технологии для оптимизации образовательных процессов.
Возникновение социальных сервисов и социальных сетей связано с удовлетворением потребности пользователей сети Интернет в непосредственном общении и сотрудничестве. Изучение доступных источников, касающихся функционирования социальных сервисов и социальных сетей свидетельствует о том, что вокруг содержания этих понятий идет дискуссия. Наиболее общим определением понятия «социальная сеть» является виртуальная площадка, обеспечивающая своими средствами общения, поддержку, создание, развитие, отображения и организации социальных контактов, в том числе и обмен данными между пользователями, предусматривающий предварительное создание учетной записи. [21]
Актуальность темы заключается в том, что в нашей стране не распространена практика использования социальных сетей в образовательных целях. Социальные сети рассматривают в качестве среды для проведения свободного времени, общение с друзьями и просмотр страниц не учебного назначения. Но в учебной деятельности педагога социальные сети могут быть использованы для решения задач учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования: влияние социальных сетей на школьников
Предмет исследования: воздействие социальных сетей на школьников
Цель исследования: социальные сети и их влияние на школьников
Задачи исследования:
1. Исследовать историю возникновения социальных сетей, их виды и особенности работы в них.
2. Выявить воздействие социальных сетей на современных школьников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация и обобщение материала
Теоретической базой исследования отечественных ученых: Т.О. Гордеева, Д.А.Иванченко, Т.Н.Корж, А.А.Миронова
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность современной молодежи. Бесспорно, социальные сети - большое достижение, с множеством возможностей: можно без проблем общаться с друзьями со всех концов планеты, заводить новые знакомства, в сетях много смешных страниц и комиксов, можно найти любую группу по своим интересам. А еще имеется масса фильмов, избавляющих от скуки. То есть сеть дает возможность получить психологическую разгрузку. Из результатов опроса стало ясно, что социальные сети используются для развлечения, общения, организации личного досуга. В подготовке к занятиям их использует лишь не многие.
Социальные сети вызывают зависимость, опрос показал, что большая часть из них с этим согласны. Когда школьники много сидят в социальных сетях, их мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Они просто занимают его чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Вместо этого они могли бы о чем-нибудь подумать, прийти к решению жизненных проблем, построить планы, придумать какую-нибудь полезную идею, прочитать хорошую книгу и т.д. Большое количество учеников считает, что социальные сети отрицательно влияют на их успеваемость.
Педагог должен идти в ногу со временем, учиться и развиваться в этом меняющимся мире. Если социальные сети стали занимать особое положение в жизни школьников, то нужно использовать это в процессе обучения. Что бы этих положительных качеств, которые ранее перечислялись, стало больше, а отрицательных как можно меньше. Социальные сети нужно использовать не только как способ связи с друзьями, одноклассниками, но и как связь между учителем и учеником. Создавать группы, в которых будут выкладываться пособия, материал, ссылки по подготовки к тем или иным темам, экзаменам.
Нельзя сказать, что социальные сети приносят только вред или отнимают время, которое можно было потратить с пользой. Если правильно использовать это новое чудо технологий, можно получить много полезного. Нужно всего лишь помнить о том, что все хорошо в умеренных количествах.
1. Бебрис А.О., Харламов О.И., Мамедова А.Э. Интернет и социальные сети - как средство деловой коммуникации // Молодой ученый. 2014. №15.1. С. 11-13.
2. Диких Э.Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2014. 24 с.
3. Диков А.В. Образовательные ресурсы интернета // Педагогический университетский вестник Алтая. 2003. № 2. С. 7-11.
4. ДокумоваД.А. Использование интернета как ресурс в учебе // Наука и образование в современном обществе: вектор развития (Москва, 3 апреля 2014 г.): сб. научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. М.: Ар- Консалт, 2014. С. 86-88.
5. Ермолаев В.П. Социальная сеть «Вконтакте» как современный канал политической коммуникации // Информационные войны. 2017. № 3(43). С. 47-55.
6. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 253 с.
7. Малов Е.А. Феномен социальных сетей: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Санкт-Петербург, 2015. 18 с.
8. Обзор Гугл Плюс [Электронный ресурс]. URL: http ://www.googleplusinfo.ru/obzor-google-plus.html (дата обращения: 01.03.2016).
9. Роуз Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России / пер. с англ. Л. Стрельникова // Общественные науки и современность. 2002. №3. С. 23-38.
10. Решетникова О.В. Психологические ресурсы интернета // Школьный психолог. 2006. № 2. С. 22-25.
11. Сейдаметова З.С., Сейтвелиева С.Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. 2011. № 9. С. 105-111.
12. Сейтвелиева С.Н., Аблялимова Э.И. Облака в образовании: современные тенденции // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний: научно-практический сборник. 2013. № 1(11). С.187-194.
13. Сейтвелиева С.Н., Манжос Л.А. Особенности использования социальных сервисов в ВУЗе // Информационно-компьютерные технологи в экономике, образовании и социальной сфере. 2012. № 7. С.48-50.
14. Седова Я.А. Разработка интеллектуальной поисковой системы по научным социальным сетям // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2015. № 4. С. 124-133.
15. Сергеев А.Н. Образовательный портал вуза как социальная сеть: стратегии поведения преподавателей и студентов как пользователей социальной сети // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 4. С. 311-321.
16. Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах интернета как новый ресурс информатизации образования // Школа будущего. 2010. № 4. С. 79-86.
17. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2012. 244 с.
18. ХудаковаЛ.В. К вопросу проектирования учебных курсов па основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 78-82.
19. Щебетенко С. А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ЮУрГу. Сер.: Психология. 2013. Т. 6, № 4.С. 73-83.
Электронные ресурсы
20. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/24/razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov
21. https://multiurok.ru/files/sotsialnye-seti-kak-sovremennyi-instrument-organiz.html#:~:text=Социальная%20сеть%20–%20это%20социальная,между%20реальными%20людьми%20в%20Интернете