Введение 4
Глава 1 История армянской общины в России и Самарской области (1887-2020 гг.)
1.1 Армянская диаспора в Самарском крае в период с середины XIX
по 80-е гг. XX в
1.2 Армянская община г.о. Тольятти в 1990-2020 гг.
Глава 2 Этнокультурная жизнь тольяттинских армян: традиции и новации
2.1 Материальный быт, семья и семейные традиции тольяттинских
армян
2.2 Армянская Апостольская Церковь - центр религиозной жизни в современном национально-культурном движении и коммуникативном пространстве г. Тольятти (1995-2020 гг.)
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Фотографии из жизни армянской общины г.о. Тольятти
Приложение Б Фотографии представителей армянской общины г.о. Тольятти
Приложение В Интервью с В.А. Хачатряном
Приложение Г Интервью с С.Р. Варданян 70
Приложение Д Интервью с А.М. Арутюняном
Приложение Е Отчет о деятельности «Союз тольяттинских армян»
Актуальность проблемы. Проблема диаспор в настоящее время приобретает все большую остроту и напряженность. Осмысление проблем национальных диаспор становится все более актуальной в России в силу мощных миграционных потоков из стран Северо-Кавказского региона и Средней Азии. Дезинтеграция СССР резко выявила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду причин не были столь актуальны. Миллионы людей, не покидая своего места жительства, оказались жителями новых государств на положении национальных меньшинств. Они вынуждены выбирать между эмиграцией и жизнью в качестве диаспор. Все это дает основание исследователям говорить о новом качестве такого явления как диаспора, переживающая «второе рождение».
Несомненным является факт реального влияния диаспор на жизнь принявшего их государства, которое постоянно возрастает. Поэтому феномен диаспоры приобретает большее значение, чем когда-либо ранее: он может принести как новые конфликты, противоречия, потрясения, так и уникальный опыт, потенциал трансграничных связей и контактов. Для выстраивания национальной политики России в настоящем и будущем, защиты ее национальных интересов необходим анализ жизни диаспоры на территории РФ.
Рассмотрение истории создания и развития армянской общины в Самарской области на примере города Тольятти позволяет проследить этнокультурную историю армянского народа, жизнь которого тесно связана с Россией.
Актуальность работы заключается в том, что город Тольятти представляет собой многонациональный объект, куда постоянно увеличивается миграционный поток. Вопросы, связанные с мигрантами, представляют интерес всегда. Следовательно, рассмотрение деятельности армянской общины в Тольятти позволяет прикоснуться к этнокультурным аспектам ее развития.
Историографический обзор. Теоретические основы диаспоры исследованы в работах советского, постсоветского и современного периода.
Исследования авторов советского периода по большей мере посвящены изучению особенностей образования диаспоры (Э.А. Корсун [20], A. П. Базиянц [10], З.Т. Григорян [22] и другие), а также ее состава диаспоры во времена СССР (А.С. Игнатян [28], Ю. Лощиц [37], С.А. Тер-Авакимова [60] и другие).
Исследователи постсоветского периода в своих трудах по большей мере анализировали проблему определения понятия «диаспора» в целом. В данном направлении особую важность представляют исследования таких авторов, как В.Д. Попков [52], Р.Р. Назаров [42], С. Лаллуки [34], В.И. Дятлов [26] и других. В рамках этой проблемы выделяется несколько подходов: политический (В.А. Тишков [61]), социологический (Ж.Т. Тощенко и Т.И. Чаптыкова [62]), этнический (А.С. Игнатян [28]), а также трансграничный подход, рассматривающий диаспору как союз корпораций (Т.В. Полоскова [51]). Проблема классификации диаспор освещена в работах B. Д. Попкова [52], В.И. Дятлова [26] и других.
Армянской диаспоре посвящено незначительное количество работ постсоветского периода, в большинстве случаев это статьи.
В 1999 году в журнале «Социологические исследования» вышла статья «Армянская диаспора как социокультурный и политический феномен» Александра Муталовича Халмухамедова, кандидата философских наук, начальника отдела этнополитических проблем Департамента народов Северного Кавказа Министерства национальной политики РФ [66]. Статья представляет собой попытку определить некоторые принципиальные характеристики армянской диаспоры. Автор проводит небольшой экскурс в историю Армении, говорит об истоках формирования армянской диаспоры, дает ей социокультурную характеристику, а также выявляет количественные параметры армянской диаспоры. А.М. Халмухамедов говорит об армянской диаспоре как об особом социокультурном феномене, обладающим чрезвычайным политическим влиянием.
Армянской диаспоре посвящена статья Левона Абрамяна «Армения и армянская диаспора: расхождение и встреча», вышедшая в 2005 году [3]. В статье делается попытка определения армянской модели диаспоры, выявляются особенности взаимосвязи родина-диаспора. В работе также содержится материал, посвященный истории возникновения армянской диаспоры.
В 2005 году вышла работа «Армянская диаспора в России» Т.В. Полосковой [50], старшего научного сотрудника Центра проблем СНГ Дипломатической академии МИД России, кандидата философских наук. В работе автор дает общую характеристику армянской диаспоре в России, рассматривает общероссийские армянские организации, их задачи, направления деятельности. Т.В. Полоскова проводит сравнение армянской диаспоры в России и армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья, называет основные недостатки и слабости армянской диаспоры в России.
В настоящее время разработка вопросов, связанных с определением сущности национальной диаспоры как социокультурного феномена продолжается.
Фундаментальным трудом по армянской диаспоре является монография «Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии», изданная в 2009 году [27]. Она создана в результате совместной работы двух ученых: специалиста по теории диаспор В. Дятлова и специалиста по истории армянской диаспоры Э. Мелконяна. Опираясь на богатую историческую и социологическую базу, авторы делают подробный анализ зарождения и динамики развития армянской диаспоры, выявляют особенности жизнедеятельности армянских общин в различных странах мира. В рамках нашего исследования особый интерес представляет глава, посвященная существованию армянской диаспоры на территории России.
Вопросы армянской диаспоры рассматриваются в статье архимандрита Августина (в миру - Дмитрия Евгеньевича Никитина) «Армянская христианская община в Петербурге», вышедшая в 2011 году [9]. Статья была издана к 300-летию с момента образования армянской общины в Петербурге. Несмотря на то, что работа посвящена, главным образом, истории возникновения армянских храмов в Петербурге, здесь содержится ценный материал по истории русско-армянских взаимоотношений с момента появления первых армян на Руси.
В статье Е.Ю. Фирсова «Инварианты армянской диаспоры в Российской провинции» [65] делается попытка, опираясь на материалы полевых исследований, рассмотреть армянскую диаспору в провинциальной России в целом. Эту задачу автор решает путем исследования инвариантов армянской диаспоры, главным образом на примере оппозиции между «бакинцами» и «хайастанцами» (азербайджанскими и армянскими армянами). Большую значимость для нас представляют данные автора о миграции армян в конце ХХ века.
В статье Э.Е. Долбакяна «Россия и армяне: тысячелетие сотворчества» [25] кратко рассматривается история русско-армянских взаимоотношений с начала расселения армян на территории России и до конца ХХ века. Автор называет Россию второй родиной армян и говорит о духовном тысячелетнем восточно-христианском единстве двух народов.
Основной литературой в исследовании на местном уровне являются статьи тольяттинских журналистов, изданные в газетах «Городские Ведомости», «Площадь Свободы» и «Тольяттинское обозрение»: В. Лободы, Н. Оганесян, М. Пархоменко, А. Кондратьевой, Н. Викуловой, Е. Коротких и других авторов. Статьи посвящены памятным событиям в истории Армянской общины г. Тольятти: открытию армянских памятников, армянского храма, первому выпуску армянской газеты, юбилеям Армянской общины г. Тольятти, вступлению Армянской общины в Союз армян России.
В качестве основы для написания главы, посвященной Армянской общине г. Тольятти, использовалась брошюра «Этнические общественные объединения Самарской области», изданная в 2008 году [71]. В брошюре представлены справочные материалы об этнических общественных объединениях Самарской области. Брошюра издана в рамках реализации «Мероприятий по развитию институтов гражданского общества в Самарской области на 2008-2010 годы».
Армянской общине г. Тольятти посвящена статья Н.П. Кутыревой, начальника отдела взаимодействия с общественными объединениями г.о. Тольятти. В статье автора «Армянская община г. Тольятти» указана дата создания организации, ее задачи, основные этапы становления, освещена общественная деятельность общины.
Указанные работы получат дальнейшее освещение в нашем исследовании.
Историографический обзор показал, что в исследовании темы можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительным является тот момент, что в настоящее время появляется много работ, посвященных проблемам диаспоры. Но, как правило, все они содержат лишь теоретические основы такого явления, как диаспора. Отдельные типы диаспор, в частности армянская диаспора, исследованы в незначительной степени. Поэтому главный недостаток историографии - недостаточное количество работ, посвященных тематике нашего исследования.
Цель дипломной работы заключается в исследовании этнокультурного развития армянской диаспоры в г. Тольятти в конце XX - начале XXI века.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть различные подходы к определению понятия
«диаспора», ее сущностные характеристики и функции;
- проанализировать причины возникновения армянской диаспоры, основные этапы становления армянской диаспоры на территории России, характерные особенности армянской диаспоры в России на современном этапе;
- проследить процесс организационного оформления армянской общины в Тольятти, цели и задачи её создания;
- охарактеризовать основные направления деятельности Армянской общины г. Тольятти, оценить её роль в общественной жизни города.
Объектом исследования в дипломной работе является социальная и культурная деятельность общины армян, в Российской Федерации
Предмет исследования составляет деятельность армянской общины в г. Тольятти Самарской области.
Хронологические рамки данного исследования - охватывают период конца XX - начала XXI века.
Нижняя рамка определена принятием в 1995 году устава армянской диаспоры в г. Тольятти Самарской области
Верхняя хронологическая планка определяется современным состоянием армянской диаспоры в г. Тольятти. В соответствии с направлениями по укреплению общероссийской гражданской идентичности, определенными на 10-м Заседании Совета при Президенте РФ по международным отношениям от 31.03.2021 г.
Территориальные рамки исследования - г. Тольятти Самарской области РФ.
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности, системности, признание причинно-следственной закономерности событий и явлений.
В рамках нашего исследования мы использовали следующие методы исторического исследования: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный, интервьюирование.
Сравнительно-исторический - в исследовании мы проводили сравнение особенностей армянской диаспоры в России и армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья, а также сравнение деятельности армянской диаспоры на общероссийском и местном уровне (в г. Тольятти) для выявления общего и отличного.
Проблемно-хронологический - такую проблему как становление армянской диаспоры в России, мы рассматривали в хронологической последовательности: с момента возникновения и до настоящего времени.
Ретроспективный - чтобы понять причины эмиграции армянского населения, мы обратились к истории Армении, начиная с событий III-IV вв.
Интервьюирование - в рамках нашего исследования мы проводили интервью с одним из руководителей Армянской общины г. Тольятти - А.К. Абрамяном.
Научная новизна работы заключается в том, что в нашем исследовании впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть историю формирования и основные направления деятельности армянской общины города Тольятти. Следует отметить также то, что в научный оборот впервые будут введены неиспользованные следующие источники:
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе сотрудников государственных учреждений, которые занимаются национальными проблемами, вопросами миграции. Результаты исследования могут быть полезны в учебной деятельности.
Архивные источники. Для изучения истории появления и становления армянской диаспоры на территории Самарской области ценны архивные материалы. Нами были использованы материалы из Центрального государственного архива Самарской области, Самарского областного государственного архива социально-политической истории. За основу работы были взяты материалы Первой всеобщей переписи населения (1897 г.), где содержатся сведения об истории армянской общины в конце XIX - начале XX века.
Нормативно-правовые источники. Для характеристики русско- армянских отношений особую важность представляют указы и грамоты российских императоров, в частности «грамота императора Павла I армянскому патриарху Луке, меликам, юзбашам и всему армянскому народу о покровительстве и об утверждении Луки патриархом», изданная в 1798 году [68].
Заявление Государственной Думы Федерального собрания РФ об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 гг. от 14 апреля 1995 г., позволяющее проанализировать русско-армянские отношения в конце 20 в. и позицию России в важнейшем для Армении вопросе [59].
Основу нормативно-правового регулирования в области национальных отношений Российской Федерации составляет «Концепция государственной национальной политики РФ» от 15.06.1996 г. № 909-ФЗ, Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17.07.1996 г. № 74-ФЗ. На основе этих документов национальные меньшинства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на добровольную самоорганизацию в целях решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Таким образом, эти документы служат правовой основой для деятельности национально-культурных объединений на территории РФ [4].
Правовой основой для деятельности армянской общины г. Тольятти являются указ «Об образовании общественной организации армянская община города Тольятти» от 01.11.1995 г. № 787 и Устав общины, где провозглашаются общие цели и задачи организации [59].
Крупнейшая общероссийская организация - Союз армян России имеет официальный сайт [55], на котором опубликованы цель, основные задачи, направления деятельности данной организации. На сайте содержатся главные новости о событиях в Армении, армянской диаспоры в России и о русско- армянских взаимоотношениях на современном этапе. Здесь также публикуются материалы, посвященные главным проблемам Армении - геноциду армянского народа, Нагорно-Карабахской республике, экстремизму. Источник можно считать достоверным и достаточно емким, содержащим разнообразную информацию для получения общих сведений не только о Союзе армян России, но и об истории Армении, о ее современном состоянии.
Интервью. Кроме того, к числу неопубликованных источников в нашем исследовании следует отнести интервью, проведенное 16 апреля 2019 года с руководителем армянской общины города Тольятти в 2008-2010 гг., проректором ТГУ по административно-хозяйственной работе, А.К. Абрамяном. Интервьюер - Р.М. Дарбинян.
Интервью помогает осветить, главным образом, основные направления деятельности армянской общины в настоящее время. Данный источник уникален тем, что информацию, содержащуюся в нем, нельзя найти в других источниках.
С 2008 по 2010 год армянской общиной руководил Арарат Карленович Абрамян. По его словам, цель общины с момента ее создания не изменилась - это объединение всех армян, проживающих в городе Тольятти, активное участие в развитии города, сохранение и укрепление национальных особенностей армянского народа. По мнению Арарата Карленовича слабость армянской общины заключается в том, что не все армяне г. Тольятти осознают ценность ее создания, не все принимают участие в мероприятиях общины.
В 2010 г. Арарат Карленович Абрамян снял с себя полномочия руководителя армянской общины в связи с занятостью на своей главной работе - Тольяттинском государственном университете. В скором времени был выбран новый председатель Рафаэль Лерники Арутюнян. Он был выбран единогласно на собрание членов общины.
Обзор источников показал, что содержащаяся в них информации, позволила раскрыть тему нашего исследования. Это объясняется тем, что в данный момент армянская община г. Тольятти продолжает активно развиваться, совершенствоваться и утверждаться в городском сообществе.
В целом о данной группе источников можно сказать, что все они являются достоверными и объективными, написаны в соответствии с законодательными нормами и отражают политические реалии того времени, когда были созданы.
Статистические источники. Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации позволяют определить численность различных этносов в регионах РФ по данным Всероссийской переписи 2002 г. [45]. В рамках нашего исследования указанный источник использован для определения численности армянского населения в различных регионах РФ с целью определения регионов, где расположены наиболее крупные армянские общины.
Данные Федеральной службы государственной статистики по Самарской области позволяют проанализировать национальный состав населения Самарской области, в том числе города Тольятти, по данным Всероссийской переписи населения Российской Федерации 2010 года [46]. Эти материалы позволяют определить долю армянского населения от общей численности населения Самарской области, а также сравнить его численность в процентном соотношении с другими национальностями в области. Оба источника являются официальными, их данные можно считать достоверными в полной мере.
Периодическая печать. Современное состояние армянской диаспоры в России позволяют осветить материалы международной общественной конференции «Армянская диаспора России: вызовы времени», проходившей 28-29 августа 2010 г. в г. Сочи. Доклады, прозвучавшие на конференции, опубликованы в отдельной брошюре и на сайте газеты «Еркрамас». В Конференции принимали участие ученые и общественные деятели из Москвы, Ростовской области, Ставропольского края, Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Армения, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Абхазия. Это позволяет говорить о достоверности и объективности данного источника. В нашем исследовании мы в большей степени опирались на выступления председателя Совета армянского Культурно-Просветительского Общества «Арарат» Эмануила Долбакяна и генерального консула Республики Армения в Южном и Северо-Кавказском федеральном округе Арарата Гомцяна. Их доклады освещают историю армянских объединений в России, деятельность армянской диаспоры в России на современном этапе, существующие внутри нее проблемы.
Основными источниками при написании главы, посвященной армянской общине г. Тольятти, являются интервью с первыми руководителями тольяттинской общины - В.А. Хачатряном и П.С. Мнацаканяном. Тот факт, что интервьюируемые стояли у истоков создания общины и являлись ее руководителями, говорит о достоверности и объективности указанного источника. Интервью опубликованы в тольяттинских газетах «Городские ведомости» и «Коммерсант Тольятти» в 2002 г. и 2004 г. соответственно [8]. Данные интервью позволяют осветить процесс организационного оформления армянской общины г. Тольятти, причины создания организации, цели, задачи, основные направления деятельности общины и другие ключевые моменты.
Апробация исследования. По теме научного исследования выступала на множестве конференций. Данная выпускная квалификационная работа была апробирована:
- XLIV Самарская областная студенческая научная конференция, секция «История», Самара, 2020 год,
- II Региональная молодежная научно-практическая конференция «Поволжский фестиваль студенческой науки», Тольятти, 2021 год, диплом I степени,
- первый этап Студенческой научно-практической конференции «Дни науки» гуманитарно-педагогического института ТГУ, секция «История России. Историография», Тольятти, 2021 год, диплом III степени,
- первый этап Студенческой научно-практической конференции «Дни науки» гуманитарно-педагогического института ТГУ, секция «История России. Историография», Тольятти, 2019 год, диплом III степени.
Выпускная квалификационная бакалаврская работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, состоящие из 4 параграфов, заключение, список источников и литературы, приложений (фотографии памятника Дружбы русского и армянского народов, Армянской апостольской церкви им. Святой Богородицы, руководителей армянской общины г. Тольятти). Первая глава посвящена теоретическим основам диаспоры, а также армянской диаспоре в России. Вторая глава посвящена функционированию армянской общины в городе Тольятти.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.
Процесс образования различных диаспор является явлением мирового масштаба, который наблюдается и в нашей стране. На сегодняшний день среди исследователей не существует единой интерпретации данного понятия, в связи со сложностью и многогранностью исследуемого феномена. В рамках данного исследования диаспора рассматривается в рамках социологического подхода в качестве совокупности людей единого этнического происхождения, которые живут в ином этническом окружении и имеют необходимые социальные институты для развития и сохранения своей общности. Если говорить о начале создания армянской общины, то большинство исследователей отмечают дату - 387 год, когда произошло первое разделение территории Армении. Что касается формирования и укрепления данной диаспоры в Самарской области, то данный процесс традиционно относят к началу 19 века, что подтверждается данными переписи населения. Армяне оставили важный след в развитии региона в различных областях: революционное движение, живопись, архитектура, наука и других. Армяне заселили различные территории области, включая и г.о. Тольятти.
Начало интенсивной миграции армян в г.о. Тольятти традиционно относят к 80-90-м гг. XX века большая часть которых переселялась из бывших республик СССР. За прошедшие годы численность армян в регионе значительно выросла - согласно статистическим данным, в настоящее время в Тольятти проживает более 30 тысяч армян. 1 ноября 1995 года была официально зарегистрирована армянская община города Тольятти, цель деятельности которой - сохранение самобытности, духовности и культуры народа, изучение родного языка; помощь в лечении пострадавших во время землетрясения в Армении и в межэтнических конфликтах на Кавказе;
содействие в трудоустройстве вновь прибывших армян. За время своего существования армянская община добилась значительных результатов во всех сферах от помощи армянам в трудоустройстве до проведения активной благотворительной деятельности. Но при этом, вплоть до настоящего времени у диаспоры в г.о. Тольятти сохраняется ряд проблем, важнейшими из которых выступают недостаток финансирования и организационная неустойчивость.
С целью сохранения автономности и самобытности армянского народа, а также для реализации соответствующих проектов и целевых программ 04.10.2013 года был создан «Союз Тольяттинских Армян», одним из главных направлений деятельности которого представляется проведение традиционных праздников, обрядов и мероприятий для членов армянской общины г. Тольятти. Несмотря на интеграцию армян и тольяттинцев в регионе, члены общины, все же имеют ряд собственных традиций и обычаев, прежде всего, с целью сохранения и укрепления своей культуры. В частности, для тольяттинских армян характерны такие качества, как гостеприимство, уважение и почитание старших, ценность брачных уз и многоуровневые свадебные обряды, близкие родственные узы и другие. Кроме того, в исследуемом регионе община организует традиционные концерты и фестивали с целью предоставления возможности армянам проявить свои творческие способности и таланты (фестиваль «Весенняя пора», концерт «Родной язык» ансамбля армянской песни «Весна») и другие. Наиболее известные члены армянской общины в г. Тольятти, это: В.А. Акопьян, министр образования науки; С.Р. Варданян, организатор мероприятий тольяттинской диаспоры армян; Е.А. Башинджагян, советский промышленный и государственный деятель; Н.В. Абрамов, бывший генеральный директор АО «Синтезкаучук», почётный гражданин Тольятти; В.Р. Ягутян, бывший генеральный директор ОАО «Муниципальная финансовая компания» и другие. Дети членов диаспоры посещают воскресные школы, в которых лучше знакомятся с историей и культурой своего народа. Наконец, важно отметить, что в 2017 г. в г.о. Тольятти был создан Союз комитетов матерей при общественной организации г.о. Тольятти Самарской области «Союз Тольяттинских армян», цель которого, помимо прочего, заключается в сохранении армянского языка.
Исторический путь развития армянского народа, сложности и трагедии, с которыми приходилось им сталкиваться (прежде всего, геноцид), во многом обусловил высокий уровень религиозности армян, что определяет значимую роль Церкви в развитии диаспоры. В 1887 г. административные границы армянской Апостольской Церкви стали определяться на основании не политического, а вероисповедного принципа, что способствовало объединению вокруг нее большинства членов армянской общины. На сегодняшний день, в иерархии Церкви объединяются 4 епархии: Российская и Ново-Нахичеванская, Южно-Российская, Украинская и Грузинская. На территории г.о. Тольятти Церковь была освящена 28 мая 2020 г., строительство ее осуществлялось в течение 13 лет. Как отметил владыка Езрас главная цель Церкви - объединить верующих вокруг Церкви, хранить веру во Христа и преданность ценностям предков. И, безусловно, в настоящее время Церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) является центром религиозной жизни в современном национально-культурном движении и коммуникативном пространстве в г. Тольятти, объединяя и поддерживая всех без исключения членов диаспоры.
Таким образом, в ходе исследования поставленная цель была достигнута.
1. 100-летие геноцида армянского народа [Электронный ресурс] // Медиа-проект «Самарские судьбы». URL: https://samsud.ru/blogs/100-letie- genocida-armjanskogo-naroda.html. (дата обращения: 21.12.2020).
2. Абрамян А. А. Российским армянам тяжело воспринимать себя как диаспору // Ноев Ковчег. 2006. № 04 (97). С. 7.
3. Абрамян Л. Армения и армянская диаспора: расхождение и встреча // 21-й век. 2005. № 6. С. 16-19.
4. Армяне [Электронный ресурс] // Википедия : Свободная
энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki(дата обращения:
21.12.2020) .
5. Армяне предпочитают овощи // Ноев Ковчег. 2010. № 9 (156). С. 2.
6. Армянское Общество Взаимопомощи (АОВ) : текущий архив. Д. 1.
7. Арутюнов С. А. В мире все больше людей, живущих на два дома и две страны // Ноев Ковчег. 2006. № 03 (96). С. 2-3.
8. Арутюнов С. А. Козлов С. Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Независ. газ. 2005. 23 ноября.
9. Архимандрит Августин (Никитин) Армянская христианская община в Петербурге [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Горький». URL: https: //magazines.gorky. media/neva/2011/1 /armyanskaya-hristianskaya- obshhina-v-peterburge.html. (дата обращения: 21.12.2020).
10. Базиянц А. П. Лазаревский институт в истории отечественного востоковедения. М., 1973. 140 с.
11. Баринова Н. «Святой крест» в Самаре // Самарские известия. 2003. № 212 (4218). 15 ноября. С. 2.
12. Большаков Л. 74 дня перед бессмертием или последняя
командировка Ваана Терьяна. [Электронный ресурс].
URL: http://www.armenianhouse.org/bolshakov/teryan-ru.html. (дата обращения:
21.12.2020) .
13. В Армении повысилась рождаемость // Ноев Ковчег. 2010. № 8.
С. 2.
14. Волгина Ю. Миаснутюн - по-армянски «согласие» // Самарская газета. 2003. № 219 (2770). 19 ноября. С. 1.
15. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. IX. М. : ЦСУ СССР, 1929. С. 203.
16. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав
населения районов, городов и крупных сел РСФСР. Куйбышевская область // Демоскоп weekly : Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2021. № 899-900. 19 апреля-2 мая.
URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39_ra.php?reg=845 дата
обращения: 05.05.2021).
17. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав
населения по республикам СССР. РСФСР //Демоскоп weekly : Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2021. № 899-900. 19 апреля-2 мая. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_70.php?reg=1. (дата
обращения: 05.05.2021).
18. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР. РСФСР // Демоскоп weekly : Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2021. № 899-900. 19 апреля-2 мая. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php?reg=1. (дата обращения: 05.05.2021).
19. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав
населения по республикам СССР. РСФСР // Демоскоп weekly : Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2021. № 899-900. 19 апреля-2 мая. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89_gs.php?reg=35. (дата
обращения: 05.05.2021).
20. Государственный музей этнографии народов СССР: путеводитель / сост. Э. А. Корсун. Л. : Лениздат, 1980. 216 с.
21. Григорьян Х. Десять лет общины // Самарские известия. 2005.
№ 238. 20 декабря. С. 4, 13.
22. Григорян З. Т. Присоединение Восточной Армении к России в начале XIX в. М., 1959. 280 с.
23. Гринева М. Вчера вечером в Тольятти родился Центр национальной культуры // Самарские известия. 2005. № 238 (4734). 20 декабря. С. 2. [38]
24. Демография Армении [Электронный ресурс] // Википедия : Свободная энциклопедия. URL: http://wiki.uspi.ru/index.php. (дата обращения:
21.12.2020) .
25. Долбакян Э. Е. Россия и армяне: тысячелетие сотворчества
[Электронный ресурс] // Сетевое издание «Горький».
URL: https: //magazines.gorky. media/druzhba/1998/1/moskva-gorod- sudby- armyanskoj.html. (дата обращения: 21.12.2020).
26. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1. С. 126-138.
27. Дятлов В., Мелконян Э. Армянская диаспора: очерки
социокультурной типологии / под ред. А. Искандаряна. Ереван : Институт Кавказа, 2009. 207 с.
28. Игнатян A. C. История Московского Лазаревского института восточных языков. Ереван, 1969. 210 с.
29. История Российского предпринимательства [Электронный ресурс].
URL: Режим доступа: http://historybiz.ru/annaev-egor-nikitich.html. (дата
обращения: 21.12.2020).
30. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1897 г. Самара, 1896.
31. Концепция демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года : утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/191961/
53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 30.03.2021). [25]
32. Краснова И. В Самаре открыта Армянская церковь // Самарская газета. 2003. № 219 (2770). 19 ноября. С. 1.
33. Кто есть кто в Тольятти, 2001-2002 : альманах / под ред.
О. А. Симоновой. Тольятти : Эксперт, 2002. 189 с.
34. Лаллукка С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 91-98.
35. Лица Самарской губернии: Каркарьян Ваган Гайкович
[Электронный ресурс] // Медиа-проект "Самарские судьбы". URL: https: //samsud.ru/blogs/lica-samarskoi-gubernii-karkarj an-vagan- .html. (дата обращения: 21.12.2020).
36. Лобода В. Первая ласточка // Городские ведомости. 2003. № 24 (230). С. 3.
37. Лощиц Ю. Юность Москвы // Вокруг света. 1979. № 7. С. 7-9. [43]
38. Малумян М. Сергей Карибжанянц: Без доверия не будет и процветания // Ноев Ковчег. 2010. № 8 (155). С. 6.
39. Мангилева Е. Самарские армяне построили церковь // Коммерсант. 2003. № 210 (2813). 18 ноября. С. 16.
40. Мартиросян А., Рудной М. Легко ли армянам на Волжской земле? // Волга-бизнес. 1998. № 10. С. 28.
41. Миграция: в карете прошлого издалека не приедешь // Демоскоп weekly : Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2010. № 417-418. 5-18 апреля. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0417/tema07.php. (дата обращения: 21.12.2020).
42. Назаров Р. Этнические диаспоры как фактор развития
этнополитических отношений в Центральной Азии [Электронный ресурс] // ИАЦ МГУ. 2008. 28 сентября. URL: https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/r-
nazarov-etnicheskie-diaspory-kak-faktor-razvitiya-etnopoliticheskikh-i- mezhgosudarstvennykh-otnosh/. (дата обращения: 21.12.2020).
43. Народы России : энциклопедия / под ред. В. А. Тишкова М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. 479 с.
44. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. / под ред. Л. М. Дробижевой. М. : ИЭА РАН, 1994. 273 с.
45. Национальный состав населения Самарской области (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года) : статистический сборник. Самара, 2004. 166 с.
46. Национальный состав населения Самарской области (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) : статистический сборник. Самара, 2013. 522 с.
47. Оганесян Н. Армяне объединяются // Площадь свободы. 2004. № 144 (3336). 5 августа. С. 2.
48. Паздникова Ю. Финишировали последними // Самарское
обозрение. 2007. № 18 (634). 15 марта. С. 7.
49. Погосян С. Армянскому национальному костюму - должное
внимание [Электронный ресурс] : интервью // Еркрамас.
URL: http: //www. yerkramas. org/2013/01/27/armyanskomu-nacionalnomu- kostyumu-nuzhno-udelit-dolzhnoe-vnimanie/. (дата обращения: 21.12.2020).
50. Полоскова Т. В. Армянская диаспора в России. М., 2005. 142 с.
51. Полоскова Т. В. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2000. 252 с.
52. Попков В. «Классические» диаспоры: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. № 1. С. 5-22.
53. Праздник Вардавар отметили в Москве // Ноев Ковчег. 2010. № 8 (155). С. 1-2.
54. Праздники народов России: энциклопедия / М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская. М. : Росмэн, 2002. 103 с.
55. Рудой М. Легко ли армянам на вольной земле? // Самара. 2002. Май.
56. Самарская городская армянская национально-культурная автономия «Наири» : текущий архив. Д. 1.
57. Самарская Областная общественная организация «Армянская
Община» : текущий архив. Д. 1.
58. Самарской религиозной организации армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» : текущий архив. Д. 3.
59. Союз армян России [Электронный ресурс]. URL: https://sarinfo.org/. (дата обращения: 21.12.2020).
60. Тер-Авакимова С. А. Армяно-русские отношения в период подготовки Персидского похода. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1980. 127 с. [
61. Тишков В. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. 1997. № 6. С. 15-44.
62. Тощенко Ж., Чаптыкова, Т. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 33-42.
63. Тысяча семьсот лет принятия христианства в Армении // Ноев Ковчег. 2006. № 06 (99). С. 1-5.
64. Управление по делам архивов администрации городского округа Тольятти. Ф. Р-94 (Тольяттинский городской Совет народных депутатов Самарской области и его исполнительный комитет). Оп. 1. Д. 1124.
65. Фирсов Е. Ю. Инварианты армянской диаспоры в Российской
провинции [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Том V. № 2. С. 113-132.
URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2002_2/Firsov_2002_2.pdf. (дата обращения: 21.12.2020).
66. Халмухамедов A. M. Армянская диаспора как социокультурный и
политический феномен [Электронный ресурс].
URL: http://world.lib.ru/k/kim_german_nikolaewich/5004.shtml. (дата
обращения: 21.12.2020).
67. Центральный государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. Р-4978 (Аннаев Николай Павлович). Оп. 32. Д. 31.
68. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. Р-828 (Средне-Волжское краевое административное управление исполнительного комитета Средне-Волжского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Оп. 3. Д. № 40.
69. Шереметьев А. Самара и Армения налаживают контакты // Самарские известия. 1998. № 194 (2093). 17 октября. С. 3.
70. Экономическая энциклопедия регионов России. Поволжский федеральный округ. Самарская область / гл. ред. Г. Р. Хасаев. М. : Экономика, 2007. 395 с.
71. Этнические общественные объединения Самарской области / Государственное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов»; под ред. О. А. Александровой. Самара : ГУ СО ДДН, 2008. [81]
72. Этнография Самарского края ХУШ-ХХ веков : Библиографический указатель / Сост. В. М. Бузюков. Самара : Самар. ОУНБ, 1994. 514 с.
73. Этносы Самарского края: историко-этнографические очерки.
Самара : Современник, 2003. 283 с.