Репрезентация социальных проблем общества в отечественном кинематографе (Ярославский государственный педагогический университет)
|
Период изготовления: июнь 2023 года.
ВУЗ: неизвестно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Кинематограф как отражение социальных проблем общества 7
§1. Кинематограф как средство социальной коммуникации 7
§2. Социальные функции кинематографа 12
§3. Классификация социальных проблем общества в отечественном кинематографе 17
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. Социально значимое кино в оценках представителей разных поколений 31
§1. Исследование социального эффекта кинематографа 31
§2. Анализ рецензий на социальный кинематограф в сети Интернет 36
§3. Особенности отражения социальных проблем общества на примере отдельных советских кинокартин 44
§4. Проект «Социальное кино» 55
Выводы по главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Приложения 72
ВУЗ: неизвестно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Кинематограф как отражение социальных проблем общества 7
§1. Кинематограф как средство социальной коммуникации 7
§2. Социальные функции кинематографа 12
§3. Классификация социальных проблем общества в отечественном кинематографе 17
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. Социально значимое кино в оценках представителей разных поколений 31
§1. Исследование социального эффекта кинематографа 31
§2. Анализ рецензий на социальный кинематограф в сети Интернет 36
§3. Особенности отражения социальных проблем общества на примере отдельных советских кинокартин 44
§4. Проект «Социальное кино» 55
Выводы по главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Приложения 72
Воссоздание мира, в котором происходит действие кинокартины, называется репрезентацией – отражение объекта, процесса или явления посредством знаково-символической системы. Реальность в кинематографе иногда деформируется до неузнаваемости: центральная идея фильма доносится до зрителей через режиссерскую интерпретацию реальных знаков, символов, образов [Абдулаева, 2021].
Возникновение социальных конфликтов в обществе связано с противоречиями между интересами различных личностей и групп, которые исходят из присутствующих социальных проблем. Для того чтобы проанализировать эти проблемы, можно обратиться к различным видам искусства, таким как картины, литература, музыка и кино. Авторы произведений всегда являются своего рода «булавой» общественного мнения, улавливающей настроения и мысли людей, которые затем воплощаются в их творениях. Особенно ярко социальные проблемы выражаются в кинематографическом искусстве.
Картины, романы, песни могут быть прекрасным описанием жизни общества и раскрытием присутствующих в нем проблем. Однако, язык искусства не всегда может быть прямолинеен и понятен для всех групп населения. Кинематограф является наиболее доступным средством массовой информации и, по сути, является витриной общественной жизни. В кинофильмах часто раскрываются такие социальные проблемы, как коррупция, религиозный экстремизм, наркомания, неравенство, дискриминация и другие.
Кинематографическое искусство равно, как и другие виды искусства способно отражать существующие социальные проблемы, через призму созданного окружающего мира. Проблемой изучения именно отражения социальной реальности в фильмах занимались различные ученые, которые считали, что кинематограф – это «зеркало» существующей реальности, которое отражается через систему образов и знаков [Агафонова, 2018].
Исследователи считали, что киноискусство является мощным инструментом воздействия на общество, через эффект присутствия. Человеческое сознание способно отделять искусственное от реального, именно это свойство позволяет человеку не только анализировать кино, но и сравнивать его с той реальностью, в которой он создается.
Также необходимо дать определение термину «репрезентация». Кинематограф оказался неразрывно связан с широким социокультурным контекстом, который его порождает: c одной стороны, кино быстро формирует аудиторию по своему подобию, а с другой – зрители «создают» кино, то есть в действительности существует проблема, которую осмыслили и перенесли на экраны. Другими словами, такое взаимодействие можно назвать репрезентацией. Так, ученые определяют репрезентацию, как производство смысла понятий человеческим умом с помощью языка [Крайникова, 2014].
В мире существует большое количество социальных проблем и ученные со всего мира изучают их по отдельности, стараясь выявить отношение людей к той или иной социальной проблеме.
Социальные проблемы в кинематографе являются катализатором к формированию социального конфликта, как в обществе, так и в кинематографическом искусстве. В Российском обществе, по мнению молодежи, господствуют такие социальные проблемы как: низкий уровень жизни, безработица, экологические проблемы. В киноискусстве же отражаются социальные проблемы, связанные с: высоким уровнем преступности, развитием асоциального поведения в обществе, телесная и эмоциональная холодность, отсутствие постоянной опоры: много социальных связей, которые не перерастают в глубокие отношения, высокий уровень тревоги, альтернативная реальность, как способ побега от проблем.
В кинематографе часто используется техника, которая позволяет донести к зрителю определенные эмоции. Многие режиссеры используют анестезированные чувства и телесную холодность, чтобы вызвать в своих зрителях уныние и одиночество. Примерами таких фильмов могут служить "Нелюбовь" (2017) режиссера Андрея Звягинцева и "Аритмия" (2017) Бориса Хлебникова.
Фильм Звягинцева представляет собой трагическую историю, в которой нелюбовь передается от родителей к детям и превращается в полное отсутствие жизни. Главный герой фильма, сын, исчезает без следа, словно его никогда не было. Это символично и отражает то, как у людей жизненные ценности и живые ощущения начинают угасать и исчезать.
Фильм "Аритмия" рассказывает историю о двух людях, которые не могут достучаться друг до друга из-за глубокой эмоциональной пропасти. Один из главных героев фильма – семидесятник, измученный неврозами. В фильме ярко показана современная история, проблемы и болезни современного общества, которые приводят к отчуждению и одиночеству.
Изучение современного кинематографа, с точки зрения отражения существующих социальных проблем российского общества является актуальным, по ряду причин.
Во-первых, кинематограф представляет доминирующее положение среди других видов искусств и является самым популярным видом досуга среди всех возрастов населения.
Во-вторых, кинематограф имеет свойство транслировать знания и ценности, которые господствуют в том или ином обществе.
В-третьих, анализ современный социальных образов и социальных проблем общества через призму кинематографического искусства позволяет определить, какие социальные конфликты существуют в современной России.
Социальное киноискусство призвано отразить проблемы, возникающие на определенном периоде времени развития государства и общества в целом.
Проблема отражения социальных проблем в киноискусстве играет очень важную роль, потому что перенесение в экранную культуру существующей социальной реальности характеризуется различными аспектами и элементами, которые затрагиваются в настоящее время в обществе и культуре.
Цель исследования: изучить отражение социальных проблем российского общества в отечественном кинематографе.
Объект исследования: отечественный кинематограф как отражение социальных проблем общества.
Предмет исследования: интерпретация социальных проблем общества в отечественном кинематографе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть кинематограф в контексте интерпретации социальных проблем общества;
2) провести анализ репрезентации наиболее актуальных социальных проблем, отраженных в отечественном кинематографе;
3) проиллюстрировать социальные проблемы общества на примере отечественных кинокартин;
4) подготовить методические разработки занятий по социальной работе с использованием фрагментов отечественного кинематографа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 9 параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.
Возникновение социальных конфликтов в обществе связано с противоречиями между интересами различных личностей и групп, которые исходят из присутствующих социальных проблем. Для того чтобы проанализировать эти проблемы, можно обратиться к различным видам искусства, таким как картины, литература, музыка и кино. Авторы произведений всегда являются своего рода «булавой» общественного мнения, улавливающей настроения и мысли людей, которые затем воплощаются в их творениях. Особенно ярко социальные проблемы выражаются в кинематографическом искусстве.
Картины, романы, песни могут быть прекрасным описанием жизни общества и раскрытием присутствующих в нем проблем. Однако, язык искусства не всегда может быть прямолинеен и понятен для всех групп населения. Кинематограф является наиболее доступным средством массовой информации и, по сути, является витриной общественной жизни. В кинофильмах часто раскрываются такие социальные проблемы, как коррупция, религиозный экстремизм, наркомания, неравенство, дискриминация и другие.
Кинематографическое искусство равно, как и другие виды искусства способно отражать существующие социальные проблемы, через призму созданного окружающего мира. Проблемой изучения именно отражения социальной реальности в фильмах занимались различные ученые, которые считали, что кинематограф – это «зеркало» существующей реальности, которое отражается через систему образов и знаков [Агафонова, 2018].
Исследователи считали, что киноискусство является мощным инструментом воздействия на общество, через эффект присутствия. Человеческое сознание способно отделять искусственное от реального, именно это свойство позволяет человеку не только анализировать кино, но и сравнивать его с той реальностью, в которой он создается.
Также необходимо дать определение термину «репрезентация». Кинематограф оказался неразрывно связан с широким социокультурным контекстом, который его порождает: c одной стороны, кино быстро формирует аудиторию по своему подобию, а с другой – зрители «создают» кино, то есть в действительности существует проблема, которую осмыслили и перенесли на экраны. Другими словами, такое взаимодействие можно назвать репрезентацией. Так, ученые определяют репрезентацию, как производство смысла понятий человеческим умом с помощью языка [Крайникова, 2014].
В мире существует большое количество социальных проблем и ученные со всего мира изучают их по отдельности, стараясь выявить отношение людей к той или иной социальной проблеме.
Социальные проблемы в кинематографе являются катализатором к формированию социального конфликта, как в обществе, так и в кинематографическом искусстве. В Российском обществе, по мнению молодежи, господствуют такие социальные проблемы как: низкий уровень жизни, безработица, экологические проблемы. В киноискусстве же отражаются социальные проблемы, связанные с: высоким уровнем преступности, развитием асоциального поведения в обществе, телесная и эмоциональная холодность, отсутствие постоянной опоры: много социальных связей, которые не перерастают в глубокие отношения, высокий уровень тревоги, альтернативная реальность, как способ побега от проблем.
В кинематографе часто используется техника, которая позволяет донести к зрителю определенные эмоции. Многие режиссеры используют анестезированные чувства и телесную холодность, чтобы вызвать в своих зрителях уныние и одиночество. Примерами таких фильмов могут служить "Нелюбовь" (2017) режиссера Андрея Звягинцева и "Аритмия" (2017) Бориса Хлебникова.
Фильм Звягинцева представляет собой трагическую историю, в которой нелюбовь передается от родителей к детям и превращается в полное отсутствие жизни. Главный герой фильма, сын, исчезает без следа, словно его никогда не было. Это символично и отражает то, как у людей жизненные ценности и живые ощущения начинают угасать и исчезать.
Фильм "Аритмия" рассказывает историю о двух людях, которые не могут достучаться друг до друга из-за глубокой эмоциональной пропасти. Один из главных героев фильма – семидесятник, измученный неврозами. В фильме ярко показана современная история, проблемы и болезни современного общества, которые приводят к отчуждению и одиночеству.
Изучение современного кинематографа, с точки зрения отражения существующих социальных проблем российского общества является актуальным, по ряду причин.
Во-первых, кинематограф представляет доминирующее положение среди других видов искусств и является самым популярным видом досуга среди всех возрастов населения.
Во-вторых, кинематограф имеет свойство транслировать знания и ценности, которые господствуют в том или ином обществе.
В-третьих, анализ современный социальных образов и социальных проблем общества через призму кинематографического искусства позволяет определить, какие социальные конфликты существуют в современной России.
Социальное киноискусство призвано отразить проблемы, возникающие на определенном периоде времени развития государства и общества в целом.
Проблема отражения социальных проблем в киноискусстве играет очень важную роль, потому что перенесение в экранную культуру существующей социальной реальности характеризуется различными аспектами и элементами, которые затрагиваются в настоящее время в обществе и культуре.
Цель исследования: изучить отражение социальных проблем российского общества в отечественном кинематографе.
Объект исследования: отечественный кинематограф как отражение социальных проблем общества.
Предмет исследования: интерпретация социальных проблем общества в отечественном кинематографе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть кинематограф в контексте интерпретации социальных проблем общества;
2) провести анализ репрезентации наиболее актуальных социальных проблем, отраженных в отечественном кинематографе;
3) проиллюстрировать социальные проблемы общества на примере отечественных кинокартин;
4) подготовить методические разработки занятий по социальной работе с использованием фрагментов отечественного кинематографа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 9 параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.
В заключении, можно сказать о том, что четыре задачи, поставленных в начале работы, были успешно решены.
1. Кинематограф был рассмотрен как средство социальной коммуникации. Обозначено, что кинематограф рассказывает понятным языком о социальных и культурных ценностях и процессах, проблемах, раскрывая их сущность, значение и содержание. Дает возможность человеку прожить жизнь героя, реализует социальный запрос в соответствии с существующим мировоззрением, старается соответствовать требованиям потребителя, и так же отражает творческое видение автора.
2. Названы социальные функции кинематографа, а именно:
1. Информационная функция – кинематограф участвует в процессе информационного обеспечения общества и является носителем социальной информации;
2. Коммуникативная функция - благодаря коммуникативной функции происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте;
3. Нормативная (идеологическая) функция - кинематограф является проводником определенной идеологии, то есть системы мировосприятия, целого сложного комплекса опыта, знаний, обычаев, традиций, нравов, норм, идеалов, морали, соответствующих конкретному обществу;
4. Посредническая функция - здесь кинематограф выступает в качестве посредника, устанавливающего связь между разными структурами общества: обществом и государством, социумом и властью;
5. Релаксационная (развлекательная) функция - эта функция связана с потребностью личности в физической и психологической разрядке;
6. Интеграционная функция - кинематограф создал интернациональную зрительскую аудиторию, сделав кино других стран доступным зрителю в любой точке планеты.
3. Рассмотрены примеры остросоциальных российских фильмов, а именно: «Географ глобус пропил»(2014), «В воде не тонут» (2020), «Класс коррекции» (2014), «Россия 88» (2009), «Айка» (2018), «Я буду рядом» (2012), «Левиафан» (2014), «Дурак» (2014). Такое кино, приоткрывающее завесу мнимого благополучия, поднимающее неудобные и даже больные темы для всего российского общества.
4. Исследован социальный эффект кинематографа. Социальные эффекты кино — это чрезвычайно значимое направление. Наиболее значимые эффекты современного российского кино – повышение социальной чувствительности (понимание проблем другого, сочувствие, сострадание) и создание позитивных примеров, образцов поведения.
5. В работе был проведен контент-анализ кинокритики в двух различных сферах ее реализации. Контент-анализ был применен к общественно-политическому интернет-изданию и интернет-порталу, на котором предоставляется любительский контент. В ходе проведенного анализа контента было выявлено, что в основном на страницах общественно-политического интернет-издания преобладают информационно-аналитические тексты. Авторы данных материалов создают информационные мини-рецензии, которые служат лаконичным и оперативным отзывом на новый фильм. Если говорить о любительском интернет-портале, то можно сделать вывод, что запрос на то, чтобы кино транслировало социальные проблемы России, существует. Об этом говорит общий рейтинг положительных и отрицательных отзывов пользователей.
6. В работе были рассмотрены образы одиноких матерей в нескольких советских фильмах. Представленные фильмы относятся к разному временному отрезку, они по-разному раскрывают образ одинокой матери.
7. Разработана общеразвивающая программа социальной направленности «Подростковый киноклуб», целью, которой является создание условий для всестороннего развития воспитанников социально-реабилитационного центра, воспитания гражданственности, патриотизма, нравственного и культурного совершенствования, формирование социального опыта, формирование духовного мира подростков, их нравственности, социальной мобильности, коммуникативных способностей и эстетической восприимчивости в сфере киноискусства, а также программа способствует налаживанию детско-родительских отношений, дает возможность детям и родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, лучше узнать и понимать друг друга.
Изучение современного кинематографа, с точки зрения отражения существующих социальных проблем российского общества является актуальным, по ряду причин.
Во-первых, кинематограф представляет доминирующее положение среди других видов искусств и является самым популярным видом досуга среди всех возрастов населения.
Во-вторых, кинематограф имеет свойство транслировать знания и ценности, которые господствуют в том или ином обществе.
В-третьих, анализ современных социальных образов и социальных проблем общества через призму кинематографического искусства позволяет определить, какие социальные конфликты существуют в современной России.
1. Кинематограф был рассмотрен как средство социальной коммуникации. Обозначено, что кинематограф рассказывает понятным языком о социальных и культурных ценностях и процессах, проблемах, раскрывая их сущность, значение и содержание. Дает возможность человеку прожить жизнь героя, реализует социальный запрос в соответствии с существующим мировоззрением, старается соответствовать требованиям потребителя, и так же отражает творческое видение автора.
2. Названы социальные функции кинематографа, а именно:
1. Информационная функция – кинематограф участвует в процессе информационного обеспечения общества и является носителем социальной информации;
2. Коммуникативная функция - благодаря коммуникативной функции происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте;
3. Нормативная (идеологическая) функция - кинематограф является проводником определенной идеологии, то есть системы мировосприятия, целого сложного комплекса опыта, знаний, обычаев, традиций, нравов, норм, идеалов, морали, соответствующих конкретному обществу;
4. Посредническая функция - здесь кинематограф выступает в качестве посредника, устанавливающего связь между разными структурами общества: обществом и государством, социумом и властью;
5. Релаксационная (развлекательная) функция - эта функция связана с потребностью личности в физической и психологической разрядке;
6. Интеграционная функция - кинематограф создал интернациональную зрительскую аудиторию, сделав кино других стран доступным зрителю в любой точке планеты.
3. Рассмотрены примеры остросоциальных российских фильмов, а именно: «Географ глобус пропил»(2014), «В воде не тонут» (2020), «Класс коррекции» (2014), «Россия 88» (2009), «Айка» (2018), «Я буду рядом» (2012), «Левиафан» (2014), «Дурак» (2014). Такое кино, приоткрывающее завесу мнимого благополучия, поднимающее неудобные и даже больные темы для всего российского общества.
4. Исследован социальный эффект кинематографа. Социальные эффекты кино — это чрезвычайно значимое направление. Наиболее значимые эффекты современного российского кино – повышение социальной чувствительности (понимание проблем другого, сочувствие, сострадание) и создание позитивных примеров, образцов поведения.
5. В работе был проведен контент-анализ кинокритики в двух различных сферах ее реализации. Контент-анализ был применен к общественно-политическому интернет-изданию и интернет-порталу, на котором предоставляется любительский контент. В ходе проведенного анализа контента было выявлено, что в основном на страницах общественно-политического интернет-издания преобладают информационно-аналитические тексты. Авторы данных материалов создают информационные мини-рецензии, которые служат лаконичным и оперативным отзывом на новый фильм. Если говорить о любительском интернет-портале, то можно сделать вывод, что запрос на то, чтобы кино транслировало социальные проблемы России, существует. Об этом говорит общий рейтинг положительных и отрицательных отзывов пользователей.
6. В работе были рассмотрены образы одиноких матерей в нескольких советских фильмах. Представленные фильмы относятся к разному временному отрезку, они по-разному раскрывают образ одинокой матери.
7. Разработана общеразвивающая программа социальной направленности «Подростковый киноклуб», целью, которой является создание условий для всестороннего развития воспитанников социально-реабилитационного центра, воспитания гражданственности, патриотизма, нравственного и культурного совершенствования, формирование социального опыта, формирование духовного мира подростков, их нравственности, социальной мобильности, коммуникативных способностей и эстетической восприимчивости в сфере киноискусства, а также программа способствует налаживанию детско-родительских отношений, дает возможность детям и родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, лучше узнать и понимать друг друга.
Изучение современного кинематографа, с точки зрения отражения существующих социальных проблем российского общества является актуальным, по ряду причин.
Во-первых, кинематограф представляет доминирующее положение среди других видов искусств и является самым популярным видом досуга среди всех возрастов населения.
Во-вторых, кинематограф имеет свойство транслировать знания и ценности, которые господствуют в том или ином обществе.
В-третьих, анализ современных социальных образов и социальных проблем общества через призму кинематографического искусства позволяет определить, какие социальные конфликты существуют в современной России.
Подобные работы
- Гендерные стереотипы в российских и американских анимационных фильмах (1990-2016)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018



