Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики

Работа №118867

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики 8
1.1 Психолого-педагогические исследования происхождения
и развития воображения 8
1.2 Особенности развитие воображения в дошкольном возрасте 20
1.3 Эйдетика как средство развития воображения детей 6-7 лет 30
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики 36
2.1 Выявление уровня развития воображения детей 6-7 лет 36
2.2 Содержание и организация работы по развитию
воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики 46
2.3 Определение динамики развития воображения детей 6-7 лет 55
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 66
Приложение Б Первичные данные диагностики на констатирующем этапе эксперимента 67
Приложение В Тематическое планирование образовательной деятельности по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики 68
Приложение Г Диагностические данные на контрольном этапе эксперимента 70


Интенсивность общественных изменений и порожденная ими стремительная динамика развития личности выдвигает современные требования к личности человека ХХ1 века, который будет постоянно находиться в поиске, способного самостоятельно принимать нестандартные решения, будет изобретательным и творческим. Проблема развития личности, способной генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления, становится общественным заказом и актуальным требованием. В соответствии с этим возникает необходимость развития воображения, начиная с дошкольного возраста. Основные характеристики личности, являющиеся базовыми компонентами формирования будущей успешной личности, закладываются именно в дошкольном возрасте.
Анализ концептуальных проблем воображения был предметом исследования многих ученых, а именно: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Д. Гилфорда, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Т.С. Комаровой, Е.А. Пономаревой, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова, П. Эдварса, В.С. Юркевича, Т.В. Яценко и других. Проблематику возрастной специфики генезиса и структуры воображения как психического процесса исследовали такие ученые, как А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, О.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова, Ю.Ф. Лаврентьева, О.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Исследователями обоснованы и исследованы теоретико-методологические и прикладные проблемы воображения как психологического феномена и особенности его развития на разных возрастных этапах.
В настоящее время в науке и практике осуществляется поиск эффективных средств развития воображения. В нашем исследовании мы остановились на средствах эйдетики (методика, которая помогает развивать образное мышление ребенка). Изучением эйдетики, возможностей применения ее приемов в процессе обучения занимались такие современные ученые и методисты, как Л. Айзенварг, Э. Антощук, А. Беседин, М. Гайдаенко, Ж. Григорьева, А. Дмитренко, Л. Кравченко, И. Матюгин, А. Пащенко, В. Примакова. Однако, в существующих исследованиях недостаточно изучены потенциальные возможности эйдетики и ее средств в развитии воображения детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы развития воображения как психического процесса, способствующего развитию личности, способной генерировать новые идеи, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления;
- выбор средств эйдетики для развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
- недостаточным изучением потенциальных возможностей эйдетики и ее средств в развитии воображения детей дошкольного возраста.
Таким образом, анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью обновления и обогащения средств развития воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала средств эйдетики в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каковы возможности средств эйдетики в развитии воображения детей 6-7 лет?
Общественная значимость проблемы и ее недостаточное изучение обусловили выбор темы исследования: «Развитие воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики.
Объект исследования - процесс развития воображения в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - развитие воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики возможно, если:
- определены средства эйдетики в соответствии с критериями воображения;
- подобраны и составлены упражнения с использованием отобранных средств эйдетики;
- упражнения с использованием средств эйдетики включены в комплекс развивающих занятий с педагогом-психологом.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития воображения детей дошкольного возраста; обосновать потенциальные возможности средств эйдетики в развитии воображения детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития воображения детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать содержание и организацию работы по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики.
4. Выявить динамику уровней развития воображения детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- отечественные и зарубежные психологические теории развития воображения (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, Л.С. Коршунова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, В.А. Роменец, Т. Рибо);
- положения об особенностях развития воображения в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Приходько);
- положения теории эйдетики (В. Йенш, Л.Г. Айзенварг, А. Пащенко).
Для решения поставленных задач нами была разработана программа исследования, реализация которой предполагала использование комплекса общенаучных методов: теоретические - анализ, синтез, классификация, систематизация, сравнение и обобщение теоретических и экспериментальных данных; эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская коррекционная школа-интернат». Выборка исследования - 20 дошкольников 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны и составлены упражнения с использованием средств эйдетики для активизации психологических механизмов воображения детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в конкретизации положений отечественной дошкольной педагогики и детской психологии относительно использования средств эйдетики в развитии воображения детей 6-7 лет;
- уточнении понимания воображения ребенка 6-7 лет как процесса создания новых оригинальных образов, которые формируются без опоры на готовые шаблоны, основанные на субъективных речевых образах и опыте дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированные упражнения с использованием средств эйдетики могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, родителями для активизации психологических механизмов воображения детей старшего дошкольного возраста.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 9 рисунками, 2 таблицами. Основной текст работы изложен на 65 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наиболее благоприятным периодом развития воображения является дошкольный возраст, что объясняется наличием у детей любознательности и потребности в познании. Данные факторы в совокупности с вовлечением детей в разнообразные виды деятельности обуславливают обогащение опыта, что способствует развитию творческого воображения. Воображение имеет огромное потенциал для развития личности, способной генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления. В настоящее время в науке и практике осуществляется поиск эффективных средств развития воображения. При этом одним из таких средств является эйдетика, имеющая достаточный потенциал для развития всех психических процессов детей. Однако, ее использование еще недостаточно внедрено в дошкольные образовательные организации.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и организации работы по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики.
На констатирующем этапе экспериментальной работы было выявлено, что в контрольной группе у 20% детей - очень высокий и высокий уровни развития воображения, у 40% - средний уровень, у 20% - низкий. При этом дошкольников с очень низким уровнем развития воображения в контрольной группе не выявлено. В экспериментальной группе у 10% детей выявлен очень высокий уровень развития воображения, у 20% - высокий уровень, у трети 30% - средний и по 20% дошкольников имеют низкий и очень низкий уровни развития воображения.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы занятия с педагогом-психологом по развитию воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили результативность разработанных занятий. Кроме того, была подтверждена гипотеза исследования, а значит, верно предположение о том, что развитие воображения детей 6-7 лет средствами эйдетики возможно, если определены средства эйдетики в соответствии с критериями воображения (продуктивность, оригинальность, гибкость); подобраны и составлены упражнения с использованием отобранных средств эйдетики; упражнения с использованием средств эйдетики включены в комплекс развивающих занятий с педагогом-психологом.
Апробированные упражнения с использованием средств эйдетики могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, родителями для активизации психологических механизмов воображения детей старшего дошкольного возраста.



1. Аверин В. А. Психология личности. М. : Издательство
Михайлова В. А., 2001. 247 с.
2. Александров Ю. И. Основы психофизиологии : Учебник. М. : ИНФРА-М, 1997. 321 с.
3. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996. 298 с.
4. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл, 1998. 679 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Лабиринт, 2010. 368 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1970. 395 с.
7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2004. 276 с.
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М. : Прогресс, 1965. 114 с.
9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : Харвест, 1998. 409 с.
10. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. 2-е изд. М. : Академия, 2008. 176 с.
11. Дубровина И. В. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : Academia, 2001. 460 с.
12. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М. : Знание, 1986. 96 с.
13. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1986. 436 с.
14. Игнатьев Е. И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. Ярославль, 1966. 279 с.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького, 2009. 444 с.
16. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности : (Нормативный подход). М. : Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
17. Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность : Учебное пособие. Минск, 2003. 230 с.
18. Комарова Т. С., Савенков А. И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 96 с. (Серия : Профессиональное образование).
19. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1988. С. 99-131.
20. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 64-76.
21. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошк. возраст). М. : Линка-Пресс, 2000. 293 с.
22. Ладывир С. А. Формирование у дошкольников понятийной классификации объектов: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. Киев, 1977. 26 с.
23. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001. 322 с.
24. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М. : Просвещение, 1989. 159 с
25. Мухина В. С. Реальность социального пространства // Развитие личности. 2006. № 2. С. 13 21.
26. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. 3-е изд. М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. 686 с.
27. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока: Психол. механизмы формирования. Бишкек : Илим, 1992. 123 с.
28. Петровский А. В. Общая психология. 2-е изд., доп и перераб. М., 1976. 32 С.
29. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977. 271 с.
30. Рибо Т. А. Творческое воображение. СПб., 1901. 318 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002.720 с.
32. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М. : «Школа-Пресс», 1995. 294 с.
33. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2004. 257 с.
34. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: развитие воображения детей. Екатеринбург : У-Фактория, 2006. 189 с.
35. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М. : ИФРАН, 1994. 214 с.
36. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М. : Просвещение, 1996. 128 с.
37. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ