Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль святителя Иннокентия (Вениаминова) в христианизации коренного населения Русской Америки

Работа №118858

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Факторы, способствовавшие христианизации алеутского населения 12
1.1 Православие на Аляске в период конца XVIII – середины XIX-го вв. 12
1.2 Историко-культурные и историко-политические основания христианизации Аляски 19
Глава 2. Миссионерское служение свт. Иннокентия (Вениаминова) 33
2.1 Миссионерское служение свт. Иннокентия (Вениаминова) на Аляске 33
2.2 Социальные и культурные особенности миссионерского служения свт. Иннокентия (Вениаминова) 39
2.3 Просветительская деятельность свт. Иннокентия (Вениаминова) 43
Заключение 52
Список источников и использованной литературы: 56

Актуальность данной работы состоит в том, что опыт миссионерского служения свт. Иннокентия (Вениаминова) остается востребованным до сегодняшнего дня. Опыт миссии на Аляске и понимание сложности всей миссионерской работы, а также особого подхода к субъекту миссии, безусловно не может остаться без внимания у тех, кто сегодня занимается как теоретическим осмыслением миссии, так и практической ее реализацией в условиях мультирелигиозного и полинационального современного мира. Как личность свт. Иннокентий также представляет собой достаточно многостороннюю личность. Данная работа будет полезна и востребована среди миссионеров, студентов и преподавателей семинарии, которые занимаются как теоретическим аспектом миссионерской работы, так и практическим миссионерством.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) является выдающимся миссионером и глубокой, разносторонней личностью, способности которого включали в себя не только любовь к богослужению, миссионерскому служению, тягу к просветительской работе, а также недюжинные способности к науке и государственному служению. Масштаб личности святителя был очевиден уже многим его современникам, которые уже при жизни святители издавали о нем многочисленные публикации, писали заметки и статьи. Впоследствии к изучению миссионерской деятельности и личности свт. Иннокентия стали обращаться все большее количество исследователей. К настоящему времени, можно сказать, что накопился достаточно большой пласт исследований, который посвящен изучению жизни, миссионерской деятельности, а также многосторонней личности выдающегося святителя Русской Церкви митрополита Иннокентия (Вениаминова).
Иннокентий Вениаминов – выдающаяся личность в истории России, который стал известен как миссионер и просветитель. Его жизненный путь был наполнен трудностями и испытаниями, но он продолжал верить в свою миссию и смог добиться значительных успехов в деле распространения христианства и образования народов Сибири и Аляски.
Иннокентий Вениаминов начал свой путь как миссионер в 1823 году, когда ему было всего 26 лет. Он был отправлен на службу в Сибирь, где ему предстояло заниматься проповедью христианства среди коренного населения. В те времена Сибирь была еще малоизученной территорией, на которой жили различные народы с разными языками и культурами. Иннокентий Вениаминов понимал, что чтобы донести свое послание до этих народов, ему нужно научиться их языкам и понимать их культуру.
Он начал учиться языкам народов Сибири и Аляски, изучал их обычаи и традиции. Благодаря этому он смог наладить контакт с коренным населением и донести до них свое послание о любви и милосердии Бога. Он также занимался образованием народов, учил их писать и читать, создавал школы и привлекал молодежь к обучению.
Одним из самых значительных достижений Иннокентия Вениаминова было создание алфавита для языков народов Сибири и Аляски. Он разработал специальные символы для каждого звука, чтобы коренное население могло писать на своих языках. Благодаря этому народы Сибири и Аляски смогли сохранить свою культуру и языки, а также получить доступ к знаниям и образованию. Иннокентий Вениаминов также занимался благотворительностью, помогая нуждающимся и больным. Он строил больницы, организовывал бесплатную медицинскую помощь и помогал бедным семьям.
Объект исследования — миссия Русской Православной Церкви на Аляске и Алеутских островах.
Предмет исследования — миссионерская деятельность свят. Иннокентия Вениаминова на Аляске и Алеутских островах.
Целью данной работы является изучение миссионерской деятельности свят. Иннокентия (Вениаминова).
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историко-культурные и историко-политические основания православной миссии на Аляске и Алеутских островах;
2. Изучить миссионерскую деятельность свят. Иннокентия (Вениаминова);
3. Выявить социальную значимость миссионерского служения святителя;
4. Проанализировать просветительскую деятельность святителя в контексте его миссионерского служения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе применен аналитический и источниковедческий метод исследования. Проведено изучение миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске и Алеутских островах на примере миссионерского служения свят. Иннокентия Вениаминова.
Историография вопроса. Отечественная историография уделяет достаточно большое внимание изучению вопросов, связанных с миссионерской деятельностью митрополита Иннокентия (Вениаминова), а также вопросам, которые связаны с его выдающейся личностью.
Исследования, выпущенные в отечественной историографии, касающиеся этих вопросов можно подразделить на три периода, каждый из которых обусловлен своим методическим и историографическим подходом целиком и полностью зависящим от той политической ситуации, в которой он формировался.
Можно выделить следующие периоды в историографии изучения указанных вопросов:
1.Имперский период, который охватывает вторую половину XIX – начало XX вв. Как уже говорилось выше, первые публикации и заметки о деятельности свт. Иннокентия (Вениаминова) начинают появляться уже при его жизни. Кончина святителя в 1879 году вызвала широкий общественный резонанс, в прессе появилось огромное множество публикаций и некрологов. Публикации продолжались вплоть до начала 90-х гг. XIX-го века. В 1897 году была юбилейная дата – 100 лет со дня рождения Иннокентия Вениаминова. Столетие святителя вызвало многочисленные обсуждения в прессе. Было выпущено большое количество статей, которые посвящены биографии святителя.
Не осталось без упоминания имя святителя и на Дальнем Востоке. Общественность Дальнего Востока отмечала выдающиеся способности святителя Иннокентия (Вениаминова). Имя святителя упоминали совместно с его соратником Н. Н. Муравьёвым-Амурским, который был активным сторонником идеи возврата приамурских земель Российской Империи. На Дальнем Востоке в период празднования юбилея святителя проводились различные собрания, на которых как светские, так и церковные докладчики озвучивали свой взгляд на деятельность митрополита Иннокентия. Тексты докладов публиковались в местной прессе. На сегодняшний день эти публикации не востребованы в научных кругах. Хотя эти статьи представляют определенный интерес поскольку содержат в себе различную краеведческую информацию, касающуюся региона, а также многочисленные воспоминания о святителе.
Святитель Иннокентий был неординарной и многосторонней личностью. Он был выдающимся церковным деятелем, просветителем, миссионером,. Также он активно занимался различными научными проблемами – делал переводы Священного Писания на языки местных народов Аляски и Восточной Сибири, писал богословские работы, а также делал научные изыскания касательно региона, в котором он проводил свое миссионерское служение. Огромный пласт неопубликованного наследия выдающегося миссионера (труды, дневники, переписку) ввел в научный оборот историк, археограф И.П. Барсуков. Публикации Барсукова являются одним из важных и информативных источников по деятельности свят. Иннокентия Вениаминова, а также по истории распространения православной веры на Дальнем Востоке и в Русской Америке .
Указанный период в историографии характеризуется тем, что работы написаны в форме научных статей. Поскольку работы во многом написаны современниками святителя, то они несут в себе отпечаток личности святителя.
2. Второй период историографии – советский. Этот период охватывает достаточно широкие временные рамки между 1917-1991 гг. Данный период характеризуется определенными идеологическими рамками, которые формировали своеобразный подход к изучению исторических источников и к написанию исторических исследований.
В этот период появляются различные работы и статьи, касающиеся личности свят. Иннокентия Вениаминова, а также его миссионерского служения в «Журнале Московской Патриархии». Так, например, в 1949 году вышла статья, которая была посвящена 70-летию со дня кончины свят. Иннокентия Московского. В 70-е гг. стали появляться статьи, которые были тесно связаны с вопросом канонизации будущего святителя .
Что касается научных публикаций, то к данному периоду можно отнести монографию С.Г. Федоровой «Русское население Аляски и Калифорнии: (конец XVIII века – 1867 г.)», в которой исследователь рассматривала проблему заселения русскими Северной Америки. В числе прочего ученым была рассмотрена деятельность миссионеров на Аляске, в том числе и деятельность святителя Иннокентия. С.Г. Федорова подчеркивала то, что миссионерская деятельность святителя носила просветительский характер .
Также следует выделить достаточно известные публикации о свят. Иннокентии Вениаминове, которые были написаны известным академиком А.П. Окладниковым . В 1974 году группа археологов во главе с академиком А.П. Окладниковым участвовала в археологических изысканиях на Аляске и Алеутских островах совместно с американскими исследователями и археологами. Изучая данный вопрос, А.П. Окладников изучал также и деятельность свят. Иннокентия Московского. В своих исследованиях он осветил вопрос пребывания владыки на Аляске, а также изучил материальные и нематериальные свидетельства о пребывания святителя на Аляске. Академик Окладников подчеркивал, что свят. Иннокентий внес значительный вклад в этнографию, лингвистику, а также в биологические и географические сведения о регионе. Он был выдающимся исследователем и ученым до того, как стал митрополитом.
Также следует выделить исследования А.П. Алексеева, который подчеркивал значительный вклад свят. Иннокентия в отечественную географию .
Советские исследователи показывали только научные заслуги святителя Иннокентия, осторожно обходя стороной миссионерский, пастырский, богословский аспект его служения в Русской Америке. Деятельность святителя как священнослужителя не рассматривалась.
Советский период историографии был беден на публикацию новых источников по деятельности свят. Иннокентия.
Третий период – современный охватывает период с 1991 года до настоящего времени. Данный период характеризуется тем, что исторические исследования очищаются от многочисленных идеологических рамок, в которые они были поставлены советской властью. На сегодняшний момент деятельностью и миссионерским служением свят. Иннокентия занимаются различные ученые, представители Русской Церкви, а также краеведы. Этот период характеризуется ростом публикаций о деятельности святителя. Большое количество исследований привело к формированию пространного библиографического указателя по работам данного типа. В 1997 году в связи с 200-летием со дня рождения святителя проводились конференции, которые освещали проблему миссии на Аляске. Различные вопросы освещались также на «Иннокентьевских чтениях», а также на «Крашениниковских чтениях», которые проводятся в Камчатской краевой научной библиотеке.
Современные исследования характеризуются тем, что часто публикуются «по случаю», а также по различным конъюктурным особенностям исследователей, которые специально не занимаются изучением религиозных вопросов. Зачастую статьи подобного рода дублируют друг друга и не открывают новых источников о нем.
Научная новизна исследования. В ходе проведенного исследования выявлено, что на сегодняшний день в русской богословской и миссиологической литературе существует сравнительно малое количество исследований, которые были бы непредвзято рассматривали вопрос миссионерского служения святителя Иннокентия на Аляске и Алеутских островах Данная работа предлагает решение данной проблемы, ликвидируя этот недостаток.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Данное исследование носит теоретический и практический характер. Полученные результаты могут быть использованы в рамках курсов истории Русской Церкви, Миссиологии. Данные исследования могут быть включены в справочный материал по вопросу изучения вопроса православной миссии в Америке, а также по вопросу изучения личности и сочинений святителя Иннокентия. С точки зрения теории работа представляет богословское и историческое осмысление миссионерского служение святителя Иннокентия. С точки зрения практической, работа дает материал для осмысления и помощи современному миссионеру, желающему нести Свет Христов в современном мире.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
В первой главе работы рассматривается проблема распространения православной веры на далеком Американском континенте. В главе подробно анализируется распространение православной веры на континенте на самых ранних этапах. Проводится анализ проблемы взаимоотношений православных миссионеров с местным алеутским населением. Уделяется значительное внимание рассмотрению национальных и религиозных особенностей алеутов.
Во второй главе работы рассматриваются особенности миссионерской деятельности митрополита Иннокентия Вениаминова, а также его просветительская деятельность среди алеутского населения. Выявлено и проанализировано миссионерское служение святителя на Аляске.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании рассмотренного материала следует сделать вывод, что поставленные задачи во введении были выполнены и решены.
В рамках исследования были решены все поставленные задачи.
Так были проанализированы историко-культурные и историко-политические основания православной миссии на Аляске и Алеутских островах. Миссионерское служение святителя Иннокентия, а также его сподвижников и других миссионеров на Аляске и на Алеутских островах привело к тому, что память об этом служении сохраняется до сегодня на Аляске. Коренные жители Аляски достаточно хорошо восприняли русскую веру, а также православную традицию со всей ее сложной обрядностью и ритуалами. Православная вера никак не испортила самобытность населения Аляски. Этот тезис подтверждается также и тем, что современные экспедиции на Аляску и Алеутские острова свидетельствуют о том, что коренные жители гармонично соединяют в своей жизни православие и самобытную национальную культуру. В православных храмах идет богослужение на церковно-славянском языке, используются русские напевы, а также различные традиции русского православия применяются в быту. Социальная значимость миссионерского служения святителя Иннокентия Вениаминова на Аляске и Алеутских островах неоспорима.
Просветительская и литературная деятельность святителя Иннокентия Вениаминова не может рассматриваться вне его миссионерского служения. Она шла нога в ногу вместе с его миссионерским служением, помогали правильному нравственному и духовному воспитанию в среде тех народов, среди которых он проводил проповедь. Основой просветительской, литературной и миссионерской деятельности святителя по праву считаются мудрость, смирение, мужество, кротость, целеустремленность, простота, доступность в обращении с инородцами, отсутствие превозношения над другими людьми. Все эти качества привлекали к святителю Иннокентию большое количество народа и сделали миссию на Аляске и Алеутских островах достаточно успешной и эффективной.
Местные жители Аляски и Алеутских островов восприняли также и характерный для России хозяйственный уклад, традиционное и регулярное участие в богослужебной жизни. Все это приводило к тому, что местное население перестало кочевать и перешло к оседлому образу жизни. Источники лишь подтверждают это. Те поселения, где строились православные храмы, обладали большей численностью и большей устойчивостью. В поселениях алеуты быстро перенимали принципы и традиции русской жизни, учились правильному градостроительству. Христианизация быта местного населения приводила к социальному и культурному росту среди них. Люди обучились грамоте, навыкли в различных ремеслах, прикладных искусствах, научились церковному пению, иконописи, резьбе по кости. Все эти навыки местные применяли для развития храмовой архитектуры, внутреннего убранства церквей, а также для совершенствования народного быта.
Современный период изучения жизни и деятельности Иннокентия Вениаминова является, пожалуй, самым активным в плане появления новых исследований, которые посвящены изучению вопроса миссионерской деятельности святителя. Авторы издают статьи, пишут монографии и различные диссертации, вводят в оборот новые исторические источники, касающиеся деятельности святителя, расширяют географический и источниковедческий пласт проблемы. Важно подчеркнуть, что обращенность современных людей к деятельности святителя не может не говорить о том, что деятельности святителя как никогда актуальна и востребована современными исследователями.
Решена и проанализирована была также и вторая и третья задача. Была изучена миссионерская деятельность свят. Иннокентия (Вениаминова) и проанализировано социокультурное значение миссионерской деятельности святителя.
Иннокентий Вениаминов – выдающийся русский миссионер и педагог, который сделал огромный вклад в развитие образования на Аляске в XIX веке. Он приехал на Аляску в 1824 году и начал свою миссионерскую деятельность среди алеутского населения.
Социокультурное воздействие миссионерского служения святителя было неоспоримым. Благодаря социокультурному воздействию миссии, которую организовал на Аляске и Алеутских островах святитель Иннокентий, произошло активное распространение православной культуры среди местного населения, но также и на соседние индейские народы, которые сопротивлялись американизации и протестантизации.
В рамках решения четвертой поставленной задачи была проанализирована просветительская деятельность святителя Иннокентия. Одним из главных направлений деятельности Иннокентия Вениаминова было развитие образования на Аляске. Он организовал первую школу для алеутского населения, где дети могли изучать основы чтения, письма и математики. Кроме того, он разработал специальную методику преподавания алеутского языка, которая позволяла детям быстро освоить его.
Иннокентий Вениаминов также занимался изучением культуры и традиций алеутского населения. Он собирал информацию о местных обычаях, религии и ритуалах, которые затем использовал в своей педагогической деятельности. Он убеждал своих учеников, что знание своей культуры и традиций – это ключевой фактор сохранения национального достоинства и самоуважения.
Одним из главных достижений Иннокентия Вениаминова была создание первой алеутской грамматики и словаря. Он собрал огромный объем лексических материалов, которые затем были систематизированы и описаны в виде грамматических правил и словарных статей. Эта работа стала фундаментом для дальнейшего изучения алеутского языка и культуры.
Иннокентий Вениаминов был не только педагогом, но и активным общественным деятелем. Он занимался благотворительностью, помогая нуждающимся семьям и организовывая различные мероприятия для населения. Он также боролся за права алеутского населения и защищал их от эксплуатации со стороны русских колонистов.
Педагогическая деятельность Иннокентия Вениаминова была направлена на развитие образования и культуры алеутского населения на Аляске. Он создал первую школу для детей, разработал методику преподавания алеутского языка и собрал огромный объем материалов о культуре и традициях народа. Благодаря его усилиям, алеутское население Аляски получило возможность образования и сохранения своей культуры и традиций.
В целом, Иннокентий Вениаминов стал примером для многих миссионеров и просветителей. Он показал, что для того, чтобы донести свое послание до людей, нужно понимать их культуру и язык, а также помогать им в развитии образования и благополучия. Его труды оказали огромное влияние на развитие региона и на жизнь многих народов.



1. Архив Семинарии Преподобного Германа на Аляске. Ф. Иннокентий (Вениаминов). Д. 1, 2. Бумаги. 1821-1840.
2. Вениаминов И. Записка о детском воспитании // Воскресная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Сборник. 1998. С. 32-33.
3. Вениаминов И. Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 155 с.
4. Вениаминов И. Начатки христианского учения, или Краткая Священная история и Краткий Христианский катехизис. СПб.: Синодальная Типография, 1840. 179 с.
5. Вениаминов И. Состояние Православной церкви в Российской Америке // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1840. № 6. Т. 4. XXVI. Отд. V. C. 17.
6. Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры о. Гедеона // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). СПб., 1900. С. 195-289.
7. Иннокентий (Вениаминов), митрополит. Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М., 1997. 961 с.
8. Иннокентий (Вениаминов), митрополит. Творения Иннокентия, митрополита Московского: в 3 кн. / собр. И. Барсуковым. М., 1887.
9. Письма И. Вениаминова К. Т. Хлебникову. Сост. и прим. Р. Г. Ляпуновой и Е. А. Окладниковой // Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / отв. ред. А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. С. 151-189.
10. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского / Собр. Иваном Барсуковым, действ. член. о-ва истории и древностей рос. при Моск. ун-те... Кн. 1-3. - Санкт-Петербург: О-во ревнителей рус. ист. просвещения в память Александра III, 1897-1901. - Кн. 1: 1828-1855. - 480 с.
11. Письмо графа Н. П. Румянцева к камергеру Резанову // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1850. №9. Т. VII. № 44.
12. Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1815-1841: сборник документов / отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М., 2005.
13. Россия и США: становление отношений, 1765-1815. Сборник документов / сост. Н. Н. Башкина, Н. Н. Болховитинов и др.; редкол. С. Л. Траск и др. М.: Наука, 1980. 752 с.
14. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. / отв. ред. А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. 373 с.
15. Творения Иннокентия митрополита Московского. Кн. III. Собр. И. Барсуковым. М., 1888.

ИССЛЕДОВАНИЯ:

16. Алексеев И.А. Судьба Русской Америки.-Магадан: Магаданское книжное издательство, 1975.-327 с.
17. Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Синодальная Типография, 1883. 769 с.
18. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. Екатеринбург: Информ. изд. отдел ЕДС, 2014. — 608 с.
19. Болховитинов Н. Н У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII в. — 1794 г.) // Американский ежегодник. 1993. С. 127-132.
20. Болховитинов Н. Н. Россия и США: Архивные документы и исторические исследования. М.: ИНИОН, 1984. 105 с.
21. Вениаминов И. Замечания об алеутах (из Записок об островах Уналашкинского отдела). Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 330 с.
22. Галкина Е.В. «Апостол Русской Америки». Святитель Иннокентий Вениаминов и его миссионерская деятельность Е.В Галкина Вестник МШУ.-2010.-№°94.-С. 52-53.
23. Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 428 с.
24. Григорьев Дмитрий, протоиерей. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 212 с.
25. Дубинина, Н. И. И. П. Барсуков — историк российского Дальнего Востока / Н. И. Дубинина ; АНО «Лаборатория идей». — Хабаровск : Хабар. краевая тип., 2020. — 320 с.
26. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 688 с.
27. Иванов А. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44-55.
28. История Православия в Америке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://acathist.ru/en/novosti/item/605-istoriya-pravoslaviya-v-amerike
29. Климент (Капалин), митр. Миряне в распространении русской духовной культуры среди коренного населения Аляски // Вестник ТГУ. Выпуск 5 (121). 2013. С. 323-245.
30. Климент (Капалин), митр. Православие на Аляске: ретроспектива развития в 17411917 гг. Тверь: Тверская Фабрика Печати, 2014. 429 с.
31. Климент (Капалин), митр. Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 1. С. 119-126.
32. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 605 с.
33. Климент (Капалин), митрополит. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. 2009. № 5. С. 72-79.
34. Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт, 2005. — 200 с.
35. Курляндский И.А. Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский. М., 2002.-190 с.
36. Лебедев Лев, протоиерей. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). М.: «Русский Хронограф», 2003. — 192 с.
37. Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадъякской епархии и деятельности там первых миссионеров // Прибавление к Церковным ведомостям. 1894. № 38. С. 1361-1370.
38. Ляпунова Р. Г. Алеуты: Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987. 228 с.
39. Ляпунова Р. Г. О Русской Америке // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред. А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. 373 с.
40. Максим (Рыжов), игумен. Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 224 с.
41. Мамышев В. Н. Американские владения России // Библиотека для чтения. 1855. №4. Т. CXXX (130). № 2. С. 204-292.
42. Митрополит Иннокентий // Рижский вестник. 1879. № 78. 9 апреля.
43. Наследов В.Г. Система образования в Русской Америке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2015. № 1-2 (21). С. 16-18.
44. Окладников А. П. Иннокентий Вениаминов // Первопроходцы : Сборник. М., 1983. С. 130–161.
45. Окладников А. П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории. М., 1976. № 6. С. 121–129.;
46. Окладников А. П., Васильевский Р. С. По Аляске и Алеутским островам. Новосибирск : Наука, 1976. 168 с.;
47. Окунь С .Б. Российско-американская компания / под ред. и с предисл. Е. Д. Грекова. М.-Л.: Государственное социально-экономическое изд., 1939. 260 с.
48. Петров А. Русская Америка: как это было? История русских колоний в северной части Тихого океана // Виноград. 2008. № 3. С. 76-82.
49. Петров А.Ю., Комаров С.Г. Исторические традиции развития Русской Православной Церкви на Аляске и Алеутских островах // Вестник МГЛУ. Выпуск 23 (709). 2014. C. 129-145.
50. Романова Н.В, Лазарева Н.Ю. Путешествия и подвиги святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. -М. : Свято-Данилов монастырь: Изд-во «Даниловский благовестник»; изд-во «Правило веры», 1999 г.-160 с.
51. Святитель Иннокентий митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 92.
52. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917): в 2 ч. Ч. 2. М., 1997. 798 с.
53. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2-х ч. Ч. 2. СПб.: Тип. Э. Веймара, 1863. 780 с.
54. Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века - 1867 г. М., 1971. 368 с.
55. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность // ЖМП. 1979. № 3. С. 70-76; № 4. С. 73-78; № 5. С. 73-78; № 6. С. 68-78.
56. Школьное дело русской православной церкви в Аляске // Американский Православный Вестник. 1900. № 20. С. 398-409.
57. Colonial Russian America. Kyrill T.Khlebnikov's Reports, 1817-1832 / Translated with Introduction and Notes by Basil Dmytryschy and E. A. P. Crownhart-Vaughan. Oregon Historical Society, Portland, 1976. 158 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ