Смеховая культура и её влияние на международные отношения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
|
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Смеховая культура: теоретико-концептуальный аспект……….10
1.1. Концепции смеховой культуры. ………10
1.2. Особенности восприятия смеховой культуры населением……….…….25
1.3. Формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации …31
Глава 2. Особенности формирования смеховой культуры в ХХI веке…38
2.1. Особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета…..38
2.2. Формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях……………48
2.3. Смеховая культура как инструмент внешнеполитической пропаганды……………….59
Глава 3. Влияние смеховой культуры на современные международные отношения…………62
3.1. Особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным…………………………62
3.2. Карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации………….66
3.3. Мемы в системе внешнеполитической коммуникации………..………..73
Заключение……………………………………………………………….……..79
Список использованной литературы и источников………………….……83
Приложения………………………………………………..……………………89
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Смеховая культура: теоретико-концептуальный аспект……….10
1.1. Концепции смеховой культуры. ………10
1.2. Особенности восприятия смеховой культуры населением……….…….25
1.3. Формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации …31
Глава 2. Особенности формирования смеховой культуры в ХХI веке…38
2.1. Особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета…..38
2.2. Формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях……………48
2.3. Смеховая культура как инструмент внешнеполитической пропаганды……………….59
Глава 3. Влияние смеховой культуры на современные международные отношения…………62
3.1. Особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным…………………………62
3.2. Карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации………….66
3.3. Мемы в системе внешнеполитической коммуникации………..………..73
Заключение……………………………………………………………….……..79
Список использованной литературы и источников………………….……83
Приложения………………………………………………..……………………89
Актуальность темы, в первую очередь обусловлена процессом глобализации: современном информационном обществе границы между странами становятся все более размытыми. Смеховая культура, особенно через социальные сети и интернет-мемы, имеет потенциал быстро распространяться и пересекать национальные границы. Это позволяет влиять на международное общественное мнение и формировать взгляды на различные страны и культуры.
Также стоит отметить роль смеха в общественно-политических процессах, так как политическая сатира является мощным инструментом общественного выражения. Она может быть использована для выражения неудовлетворения или критики политических систем. Смеховая культура может оказывать влияние на международные отношения, формируя позицию и поддержку общества в отношении определенных стран и политик.
Смеховая культура может способствовать улучшению коммуникации и пониманию международных партнеров, так как юмор способен преодолевать языковые и культурные барьеры. Он может служить средством коммуникации и создания позитивной атмосферы для взаимодействия между различными странами. Смеховая культура способствует более глубокому пониманию других культур, идеалов и ценностей, что способствует укреплению международных связей и сотрудничеству.
Смеховая культура – это один из инструментов мягкой силы. Она может быть использована для достижения своих целей в международных отношениях. Популярные комедийные шоу, фильмы или комики из определенной страны могут привлекать внимание и интерес со стороны других народов. Это способствует повышению привлекательности и влияния страны в мире, а также укреплению международного имиджа.
Смеховая культура оказывает эмоциональное воздействие на людей и политиков. Юмор способен вызывать смех, улыбку и положительные эмоции, что способствует созданию более благоприятного климата для международных отношений. Политики и лидеры, способные использовать смех в своей коммуникации, могут создать более привлекательный образ и установить более позитивный контакт со своими международными партнерами.
Важно отметить, что юмор — это специфический способ освоения человеком мира политики, составная часть политической социализации личности.
Объект исследования – смеховая культура в международных отношениях.
Предметом исследования является смеховая культура и её влияние на международные отношения
Цель исследования – изучить факторы влияния смеховой культуры на международные отношения, а также на материале печатных масс-медиа, функционирующих в интернете в том числе, показать, что политический юмор может быть концептуализирован как форма политической рефлексии.
Задачи исследования:
1. Определить концепции смеховой культуры;
2. Охарактеризовать особенности восприятия смеховой культуры населением;
3. Изучить формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации;
4. Охарактеризовать особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета;
5. Изучить Формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях;
6. Определить смеховую культуру с точки зрения инструмента внешнеполитической пропаганды;
7. Определить, в чём особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным;
8. Охарактеризовать карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации;
9. Охарактерзовать мемы в системе внешнеполитической коммуникации.
Гипотеза исследования. Смеховая культура имеет значительное влияние на международные отношения, способствуя формированию международного диалога, созданию благоприятной атмосферы для переговоров, повышению привлекательности и влияния страны в мире, а также укреплению международного имиджа. Однако, это влияние может иметь и негативные аспекты, такие как использование смеха для унижения и оскорбления других народов, угроза культурной идентичности и национального достоинства.
Степень изученности темы. Несмотря на то, что смех является важной и широкой составляющей человеческой жизни и общества, он долгое время оставался на периферии исследований в области международных отношений. Только в последние десятилетия наблюдается увеличение интереса и осознание значимости смеховой культуры как равноправного элемента в международных отношениях и политике.
Одной из ключевых фигур, которая полноценно затронула проблематику смеха в отечественном общественном мышлении, является М.М. Бахтин. Его работа "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса" открыла новую главу в понимании смеха в общем контексте. Благодаря этой книге, научное внимание к данной проблеме стало более значимым, и в последние десятилетия появилось множество статей и монографий, посвященных этой тематике.
Понятие политических отношений, как и совокупность их отражений в политическом юморе, были определены на основе концепций политических институтов и процессов М. Вебера, Т. Парсонса, П. Бурдье, а также современных исследователей Г.А. Алмонда, Ж.Т. Тощенко, А.С. Панарина, В.В. Разуваева.
Также, на данная тематика была затронута во множестве статей, таких авторов, как: Громыко А. А., Гуань Шаоян, Коряковцев А.А., Мартынова Е. М, Ромах О. В., Сокровищук А.А., Сычев А. А., Токарева М. А.
Данная тема объединяет различные дисциплины, включая политологию, международные отношения, культурологию, психологию и коммуникацию. Исследование смеховой культуры и её влияния на международные отношения требует комплексного анализа и интеграции знаний из разных областей, что делает его научно новаторским.
Источниковая база исследования представлена:
• Монографиями, посвященными исследованию данной темы (работы М.М. Бахтина, М. Вебера, Т. Парсонса)
• Мультимедийные материалы, взятые из различных социальных сетей (YouTube и Twitter)
• Статьями, посвященными исследованию темы смеховой культуры в международных отношениях (работы О.В. Ромах, А.А. Сокровищук, Токаревой М. А.)
Методология и методы исследования.
Теоретические: сопоставительный анализ; обобщение; синтез.
Эмпирические: контент-анализ, классификация и исторический анализ. Метод классификации позволил разделить формы смеховой культуры на несколько групп.
Компаративный анализ: сравнительное исследование смеховой культуры и её влияния на международные отношения в различных странах и регионах позволит выявить различия и сходства в подходах и эффектах. Это может включать сравнение комедийных традиций, политического юмора, сатиры и их роли в международных отношениях.
Культурный анализ: исследование влияния смеховой культуры на международные отношения требует учета культурных контекстов и специфических особенностей каждой страны или региона. Анализ культурных норм, ценностей, символов и традиций, связанных со смехом, поможет понять, как они формируют и влияют на взаимодействие международных акторов.
Исторический анализ: исследование включает анализ исторических прецедентов и событий, связанных с использованием смеха и юмора в международных отношениях. Это позволит выявить долгосрочные тенденции и эволюцию роли смеха.
Дискурсивный анализ: в ходе исследования используется дискурсивный подход для анализа текстов, речей, медиаматериалов и других коммуникационных продуктов, связанных с смеховой культурой и международными отношениями. Анализ дискурсов поможет выявить представления, нормы и ценности, связанные с смехом, и их влияние на формирование международных отношений.
Сетевой анализ: использование методов сетевого анализа позволит исследовать связи, взаимодействия и распространение смеховой культуры в международном контексте. Анализ сетей комиков, телевизионных программ, международных фестивалей и других событий позволит выявить структуры и динамику влияния смеха на международные отношения.
Кейсы: анализ конкретных случаев и событий, связанных со смеховой культурой в международных отношениях, использован для понимания конкретных механизмов и эффектов. Исследование конкретных кейсов поможет обнаружить особенности и общие тенденции влияния смеха на международные отношения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
В первой главе мы подробно исследуем теоретико-концептуальный аспект смеховой культуры.
В 1 параграфе мы рассматриваем концепции смеховой культуры.
Во 2 параграфе изучаем особенности восприятия смеховой культуры населением, реакцию общественности.
В 3 параграфе определяются формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации.
Во второй главе мы раскрываем особенности формирования смеховой культуры в ХХI веке.
В 1 параграфе второй главы мы охарактеризуем особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета.
Во 2 параграфе второй главы анализируются формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях.
В 3-ем параграфе второй главы смеховая культура определяется с точки зрения инструмента внешнеполитической пропаганды.
В завершающей третьей главе проведен анализ непосредственно самого влияния смеховой культуры на современные международные отношения.
В 1 параграфе третьей главы рассматриваются особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным.
Во 2 параграфе третьей главы рассматриваются карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации.
В заключительном параграфе 3 главы идет исследование мемов в системе внешнеполитической коммуникации.
Также стоит отметить роль смеха в общественно-политических процессах, так как политическая сатира является мощным инструментом общественного выражения. Она может быть использована для выражения неудовлетворения или критики политических систем. Смеховая культура может оказывать влияние на международные отношения, формируя позицию и поддержку общества в отношении определенных стран и политик.
Смеховая культура может способствовать улучшению коммуникации и пониманию международных партнеров, так как юмор способен преодолевать языковые и культурные барьеры. Он может служить средством коммуникации и создания позитивной атмосферы для взаимодействия между различными странами. Смеховая культура способствует более глубокому пониманию других культур, идеалов и ценностей, что способствует укреплению международных связей и сотрудничеству.
Смеховая культура – это один из инструментов мягкой силы. Она может быть использована для достижения своих целей в международных отношениях. Популярные комедийные шоу, фильмы или комики из определенной страны могут привлекать внимание и интерес со стороны других народов. Это способствует повышению привлекательности и влияния страны в мире, а также укреплению международного имиджа.
Смеховая культура оказывает эмоциональное воздействие на людей и политиков. Юмор способен вызывать смех, улыбку и положительные эмоции, что способствует созданию более благоприятного климата для международных отношений. Политики и лидеры, способные использовать смех в своей коммуникации, могут создать более привлекательный образ и установить более позитивный контакт со своими международными партнерами.
Важно отметить, что юмор — это специфический способ освоения человеком мира политики, составная часть политической социализации личности.
Объект исследования – смеховая культура в международных отношениях.
Предметом исследования является смеховая культура и её влияние на международные отношения
Цель исследования – изучить факторы влияния смеховой культуры на международные отношения, а также на материале печатных масс-медиа, функционирующих в интернете в том числе, показать, что политический юмор может быть концептуализирован как форма политической рефлексии.
Задачи исследования:
1. Определить концепции смеховой культуры;
2. Охарактеризовать особенности восприятия смеховой культуры населением;
3. Изучить формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации;
4. Охарактеризовать особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета;
5. Изучить Формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях;
6. Определить смеховую культуру с точки зрения инструмента внешнеполитической пропаганды;
7. Определить, в чём особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным;
8. Охарактеризовать карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации;
9. Охарактерзовать мемы в системе внешнеполитической коммуникации.
Гипотеза исследования. Смеховая культура имеет значительное влияние на международные отношения, способствуя формированию международного диалога, созданию благоприятной атмосферы для переговоров, повышению привлекательности и влияния страны в мире, а также укреплению международного имиджа. Однако, это влияние может иметь и негативные аспекты, такие как использование смеха для унижения и оскорбления других народов, угроза культурной идентичности и национального достоинства.
Степень изученности темы. Несмотря на то, что смех является важной и широкой составляющей человеческой жизни и общества, он долгое время оставался на периферии исследований в области международных отношений. Только в последние десятилетия наблюдается увеличение интереса и осознание значимости смеховой культуры как равноправного элемента в международных отношениях и политике.
Одной из ключевых фигур, которая полноценно затронула проблематику смеха в отечественном общественном мышлении, является М.М. Бахтин. Его работа "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса" открыла новую главу в понимании смеха в общем контексте. Благодаря этой книге, научное внимание к данной проблеме стало более значимым, и в последние десятилетия появилось множество статей и монографий, посвященных этой тематике.
Понятие политических отношений, как и совокупность их отражений в политическом юморе, были определены на основе концепций политических институтов и процессов М. Вебера, Т. Парсонса, П. Бурдье, а также современных исследователей Г.А. Алмонда, Ж.Т. Тощенко, А.С. Панарина, В.В. Разуваева.
Также, на данная тематика была затронута во множестве статей, таких авторов, как: Громыко А. А., Гуань Шаоян, Коряковцев А.А., Мартынова Е. М, Ромах О. В., Сокровищук А.А., Сычев А. А., Токарева М. А.
Данная тема объединяет различные дисциплины, включая политологию, международные отношения, культурологию, психологию и коммуникацию. Исследование смеховой культуры и её влияния на международные отношения требует комплексного анализа и интеграции знаний из разных областей, что делает его научно новаторским.
Источниковая база исследования представлена:
• Монографиями, посвященными исследованию данной темы (работы М.М. Бахтина, М. Вебера, Т. Парсонса)
• Мультимедийные материалы, взятые из различных социальных сетей (YouTube и Twitter)
• Статьями, посвященными исследованию темы смеховой культуры в международных отношениях (работы О.В. Ромах, А.А. Сокровищук, Токаревой М. А.)
Методология и методы исследования.
Теоретические: сопоставительный анализ; обобщение; синтез.
Эмпирические: контент-анализ, классификация и исторический анализ. Метод классификации позволил разделить формы смеховой культуры на несколько групп.
Компаративный анализ: сравнительное исследование смеховой культуры и её влияния на международные отношения в различных странах и регионах позволит выявить различия и сходства в подходах и эффектах. Это может включать сравнение комедийных традиций, политического юмора, сатиры и их роли в международных отношениях.
Культурный анализ: исследование влияния смеховой культуры на международные отношения требует учета культурных контекстов и специфических особенностей каждой страны или региона. Анализ культурных норм, ценностей, символов и традиций, связанных со смехом, поможет понять, как они формируют и влияют на взаимодействие международных акторов.
Исторический анализ: исследование включает анализ исторических прецедентов и событий, связанных с использованием смеха и юмора в международных отношениях. Это позволит выявить долгосрочные тенденции и эволюцию роли смеха.
Дискурсивный анализ: в ходе исследования используется дискурсивный подход для анализа текстов, речей, медиаматериалов и других коммуникационных продуктов, связанных с смеховой культурой и международными отношениями. Анализ дискурсов поможет выявить представления, нормы и ценности, связанные с смехом, и их влияние на формирование международных отношений.
Сетевой анализ: использование методов сетевого анализа позволит исследовать связи, взаимодействия и распространение смеховой культуры в международном контексте. Анализ сетей комиков, телевизионных программ, международных фестивалей и других событий позволит выявить структуры и динамику влияния смеха на международные отношения.
Кейсы: анализ конкретных случаев и событий, связанных со смеховой культурой в международных отношениях, использован для понимания конкретных механизмов и эффектов. Исследование конкретных кейсов поможет обнаружить особенности и общие тенденции влияния смеха на международные отношения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
В первой главе мы подробно исследуем теоретико-концептуальный аспект смеховой культуры.
В 1 параграфе мы рассматриваем концепции смеховой культуры.
Во 2 параграфе изучаем особенности восприятия смеховой культуры населением, реакцию общественности.
В 3 параграфе определяются формы и приемы использования смеховой культуры в политической коммуникации.
Во второй главе мы раскрываем особенности формирования смеховой культуры в ХХI веке.
В 1 параграфе второй главы мы охарактеризуем особенности современной смеховой культуры в эпоху Интернета.
Во 2 параграфе второй главы анализируются формы и приемы смеховой культуры в социальных сетях.
В 3-ем параграфе второй главы смеховая культура определяется с точки зрения инструмента внешнеполитической пропаганды.
В завершающей третьей главе проведен анализ непосредственно самого влияния смеховой культуры на современные международные отношения.
В 1 параграфе третьей главы рассматриваются особенности использования образов смеховой культуры для манипуляции коллективным бессознательным.
Во 2 параграфе третьей главы рассматриваются карикатуры в системе внешнеполитической коммуникации.
В заключительном параграфе 3 главы идет исследование мемов в системе внешнеполитической коммуникации.
Цель данного исследования заключалась в демонстрации неотъемлемой связи политики с юмором и возможности использования последнего в качестве политической технологии. На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Политический юмор выполняет ряд важных функций. Он отражает реальность и актуальные проблемы, существующие в массовом сознании. Также он сохраняет и выражает культурный опыт и глубокие явления массового сознания через использование стереотипов. Политический юмор способствует формированию и воссозданию групповых идентичностей, а также служит индикатором существования таких идентичностей. Он способствует снятию напряжения, действуя как компенсатор, создающий дистанцию между людьми и ситуацией, что помогает ослабить межличностные и межгрупповые конфликты. Кроме того, политический юмор является способом "определения зла", разрушая политическую реальность и одновременно укрепляя ее путем создания утопической идеи всеобщего равенства, где "элита" унижается, а "широкие массы" поднимаются до одного уровня. Он также осуществляет политическую социализацию.
Юмор неразрывно связан с политикой и, исходя из этого, оказывает существенное влияние на международные отношения, так как оба явления обладают двойственной природой. Как и политике, юмору присущи двойные стандарты, которые представляют собой противоречие. Основой юмора является "парадокс", "абсурд" и разоблачение противоречий реальности.
Политический юмор может быть использован и успешно применяться в качестве политической технологии в избирательных кампаниях и в повседневной деятельности государственных органов и оппозиции как средство внутригосударственной и международной пропаганды. Однако есть разница в использовании политического юмора на Западе и в России. На Западе политический юмор является неотъемлемой частью любой политической кампании и просто повседневной жизни. Он конкретен, не стесняется переходить на личности и широко используется для достижения различных политических целей. В России же политический юмор преимущественно использовался как средство государственной международной пропаганды. Здесь политические мемы и сатирические материалы часто нацелены на поддержку определенных политических лидеров и оправдание государственной политики.
Таким образом, политический юмор имеет значительное влияние и может быть использован как политическая технология для достижения различных целей. Он способен отразить актуальные проблемы и вызвать эмоциональную реакцию у аудитории, а также служит инструментом формирования идентичности и снятия напряжения. Однако использование политического юмора может различаться в зависимости от культурных, социальных и политических контекстов.
Также стало очевидным в ходе исследования, что смеховая культура в международных отношениях не может быть одинаково эффективной во всех ситуациях. Упадок политического юмора может быть связан с несколькими причинами. В Советском Союзе, согласно "брежневской" Конституции и наблюдениям многих исследователей, существовала "историческая общность людей - советский народ". Распад СССР привел к разрушению этой идентичности, и на ее место не появилась никакая новая идентичность. Отсутствие коллективного самосознания и неопределенность политической ориентации затрудняют развитие политического юмора.
Еще одной серьезной причиной является установление институционализированной государственной серьезности, которая не понимает сущности юмора и рассматривает его как своего врага. В большинстве случаев российские политические деятели слишком серьезно относятся к своей работе и недостаточно осознают все возможности использования политического юмора. Они не полностью понимают, что политический юмор, благодаря своей двойственной природе, не только наказывает и разрушает "зло", но также помогает примирить людей с реальностью и выполняет важные функции.
Таким образом, отсутствие ярких политических личностей, четко выраженной государственной политики и недостаток понимания важности политического юмора являются факторами, затрудняющими его развитие и использование в полной мере.
По своей социальной природе юмор представляет собой фрейм – отдельную, нередуцируемую форму определения ситуации в социальном взаимодействии. Специфика юмористического фрейма, по натуре скорее формального, состоит в резкой перемене двух содержательных фреймов; в случае политического юмора – фрейма институциональных политических отношений и фрейма обыденности. В контексте исследования политических карикатур юмористический фрейм неизбежно задействуется в усложненном взаимодействии с фреймами художнического восприятия действительности (в том числе политической) и рецепции произведений.
Рассмотрение юмора в функциональном ключе предполагает выделение такой его функции, как стимулирование отчуждения относительно оппонентов и, соответственно, большей сплоченности группы. Эта функция отчетливо проявляется в политических отношениях: идентификация с собственным государством (то есть «мы»-идентичность) и дифференциация по отношению к иному государству (то есть «они»-идентичность) – важные признаки зрелости политических институтов периода индустриального модерна. «Мы»-группы и «они»-группы, образуемые по национально-государственному признаку, своеобразно инсценируют образы и смыслы действительности, имея подчас противоположные представления о своих и иных коллективных идентичностях, что находит отражение в различных юмористических жанрах и направлениях – сатира, частушка, анекдот. Карикатура не представляет исключения.
Содержательная особенность карикатуры в том, что её смысловая составляющая является первичной по отношению к визуальной (хотя визуальная составляющая и делает карикатуры более запоминающейся). Этот смысловой компонент воспринимается как текст, который реципиенты дешифруют, активируя юмористический фрейм. Социолог же способен обнаружить латентную составляющую карикатурного «текста», идентифицируя те детали, на которых автор, вероятно, не концентрировал своё внимание и социетальную значимость которых не подразумевал. Латентные компоненты текста выявляются при помощи системы индикаторов, образующих сложносоставные понятия – в данном случае используются понятия «мы»-аттрактивности и «они»-аттрактивности (визуальная и содержательная привлекательность «мы»-групп и «они»-групп в конкретном юмористическом произведении).
Юмор по своей природе является формой определения ситуации в социальном взаимодействии, известной как фрейм. Юмористический фрейм, особенно в политическом контексте, связан с резкой сменой содержательных фреймов, таких как институциональные политические отношения и фрейм обыденности. В контексте исследования политических карикатур, юмористический фрейм взаимодействует с фреймами художественного восприятия действительности, включая политическую реальность, и восприятия произведений искусства.
Функциональный анализ юмора выделяет одну из его функций - стимулирование отчуждения от оппонентов и, соответственно, большей сплоченности группы. Эта функция особенно проявляется в политических отношениях, где идентификация с собственным государством («мы»-идентичность) и дифференциация от других государств («они»-идентичность) являются важными признаками зрелости политических институтов в период индустриального модерна. Это находит отражение в различных юмористических жанрах и направлениях, таких как сатира, частушка и анекдот, включая и карикатуры.
Политический юмор выполняет ряд важных функций. Он отражает реальность и актуальные проблемы, существующие в массовом сознании. Также он сохраняет и выражает культурный опыт и глубокие явления массового сознания через использование стереотипов. Политический юмор способствует формированию и воссозданию групповых идентичностей, а также служит индикатором существования таких идентичностей. Он способствует снятию напряжения, действуя как компенсатор, создающий дистанцию между людьми и ситуацией, что помогает ослабить межличностные и межгрупповые конфликты. Кроме того, политический юмор является способом "определения зла", разрушая политическую реальность и одновременно укрепляя ее путем создания утопической идеи всеобщего равенства, где "элита" унижается, а "широкие массы" поднимаются до одного уровня. Он также осуществляет политическую социализацию.
Юмор неразрывно связан с политикой и, исходя из этого, оказывает существенное влияние на международные отношения, так как оба явления обладают двойственной природой. Как и политике, юмору присущи двойные стандарты, которые представляют собой противоречие. Основой юмора является "парадокс", "абсурд" и разоблачение противоречий реальности.
Политический юмор может быть использован и успешно применяться в качестве политической технологии в избирательных кампаниях и в повседневной деятельности государственных органов и оппозиции как средство внутригосударственной и международной пропаганды. Однако есть разница в использовании политического юмора на Западе и в России. На Западе политический юмор является неотъемлемой частью любой политической кампании и просто повседневной жизни. Он конкретен, не стесняется переходить на личности и широко используется для достижения различных политических целей. В России же политический юмор преимущественно использовался как средство государственной международной пропаганды. Здесь политические мемы и сатирические материалы часто нацелены на поддержку определенных политических лидеров и оправдание государственной политики.
Таким образом, политический юмор имеет значительное влияние и может быть использован как политическая технология для достижения различных целей. Он способен отразить актуальные проблемы и вызвать эмоциональную реакцию у аудитории, а также служит инструментом формирования идентичности и снятия напряжения. Однако использование политического юмора может различаться в зависимости от культурных, социальных и политических контекстов.
Также стало очевидным в ходе исследования, что смеховая культура в международных отношениях не может быть одинаково эффективной во всех ситуациях. Упадок политического юмора может быть связан с несколькими причинами. В Советском Союзе, согласно "брежневской" Конституции и наблюдениям многих исследователей, существовала "историческая общность людей - советский народ". Распад СССР привел к разрушению этой идентичности, и на ее место не появилась никакая новая идентичность. Отсутствие коллективного самосознания и неопределенность политической ориентации затрудняют развитие политического юмора.
Еще одной серьезной причиной является установление институционализированной государственной серьезности, которая не понимает сущности юмора и рассматривает его как своего врага. В большинстве случаев российские политические деятели слишком серьезно относятся к своей работе и недостаточно осознают все возможности использования политического юмора. Они не полностью понимают, что политический юмор, благодаря своей двойственной природе, не только наказывает и разрушает "зло", но также помогает примирить людей с реальностью и выполняет важные функции.
Таким образом, отсутствие ярких политических личностей, четко выраженной государственной политики и недостаток понимания важности политического юмора являются факторами, затрудняющими его развитие и использование в полной мере.
По своей социальной природе юмор представляет собой фрейм – отдельную, нередуцируемую форму определения ситуации в социальном взаимодействии. Специфика юмористического фрейма, по натуре скорее формального, состоит в резкой перемене двух содержательных фреймов; в случае политического юмора – фрейма институциональных политических отношений и фрейма обыденности. В контексте исследования политических карикатур юмористический фрейм неизбежно задействуется в усложненном взаимодействии с фреймами художнического восприятия действительности (в том числе политической) и рецепции произведений.
Рассмотрение юмора в функциональном ключе предполагает выделение такой его функции, как стимулирование отчуждения относительно оппонентов и, соответственно, большей сплоченности группы. Эта функция отчетливо проявляется в политических отношениях: идентификация с собственным государством (то есть «мы»-идентичность) и дифференциация по отношению к иному государству (то есть «они»-идентичность) – важные признаки зрелости политических институтов периода индустриального модерна. «Мы»-группы и «они»-группы, образуемые по национально-государственному признаку, своеобразно инсценируют образы и смыслы действительности, имея подчас противоположные представления о своих и иных коллективных идентичностях, что находит отражение в различных юмористических жанрах и направлениях – сатира, частушка, анекдот. Карикатура не представляет исключения.
Содержательная особенность карикатуры в том, что её смысловая составляющая является первичной по отношению к визуальной (хотя визуальная составляющая и делает карикатуры более запоминающейся). Этот смысловой компонент воспринимается как текст, который реципиенты дешифруют, активируя юмористический фрейм. Социолог же способен обнаружить латентную составляющую карикатурного «текста», идентифицируя те детали, на которых автор, вероятно, не концентрировал своё внимание и социетальную значимость которых не подразумевал. Латентные компоненты текста выявляются при помощи системы индикаторов, образующих сложносоставные понятия – в данном случае используются понятия «мы»-аттрактивности и «они»-аттрактивности (визуальная и содержательная привлекательность «мы»-групп и «они»-групп в конкретном юмористическом произведении).
Юмор по своей природе является формой определения ситуации в социальном взаимодействии, известной как фрейм. Юмористический фрейм, особенно в политическом контексте, связан с резкой сменой содержательных фреймов, таких как институциональные политические отношения и фрейм обыденности. В контексте исследования политических карикатур, юмористический фрейм взаимодействует с фреймами художественного восприятия действительности, включая политическую реальность, и восприятия произведений искусства.
Функциональный анализ юмора выделяет одну из его функций - стимулирование отчуждения от оппонентов и, соответственно, большей сплоченности группы. Эта функция особенно проявляется в политических отношениях, где идентификация с собственным государством («мы»-идентичность) и дифференциация от других государств («они»-идентичность) являются важными признаками зрелости политических институтов в период индустриального модерна. Это находит отражение в различных юмористических жанрах и направлениях, таких как сатира, частушка и анекдот, включая и карикатуры.
Подобные работы
- ОТНОШЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА К ВЛАСТИ В УСТНОМ
НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



