Развитие воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Проблемы развития воображения младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития воображения младших школьников при
организации внеурочной деятельности 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня развития воображения младших школьников 28
2.2 Реализация приёмов развития воображения младших школьников
во внеурочной деятельности 40
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Протокол диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 61
Приложение Б Протокол диагностики на констатирующем этапе контрольная
группа 62
Приложение В Протокол диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 63
Приложение Г Протокол диагностики на контрольном этапе контрольная группа 64
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Проблемы развития воображения младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития воображения младших школьников при
организации внеурочной деятельности 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня развития воображения младших школьников 28
2.2 Реализация приёмов развития воображения младших школьников
во внеурочной деятельности 40
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Протокол диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 61
Приложение Б Протокол диагностики на констатирующем этапе контрольная
группа 62
Приложение В Протокол диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 63
Приложение Г Протокол диагностики на контрольном этапе контрольная группа 64
Федеральный государственный стандарт начального общего образования выдвигает требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
В настоящее время современному обществу необходимы люди, умеющие неординарно размышлять, проектировать и организовывать планируемый итоговый результат, при этом создавая и преобразовывая обыденные вещи. Ведь именно творческий и развитый человек может справится со всеми назначенными задачами, достигать поставленных целей, предлагать разнообразные варианты решения проблем, которые ставятся обществом, а также более эффективно выполнять свою работу, возникающие в результате творческой деятельности людей.
Рассматривание процесса развития и формирования детского воображения представляет собой одним из главных и основных этапов в области психологии и педагогики. На сегодняшний день обучение и образование младшего школьника включает в себя полное всестороннее развитие личности, способность мгновенно приспособится под меняющиеся условия жизни, рассуждать и размышлять своеобразно, а также искать новейшие возможности совместного сотрудничества с окружающим миром. Именно воображение считается крайне необходимым инструментом в процессе развития младшего школьника, соответственно и его развитие необходимо начинать с самого раннего возраста.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна посвящены решению проблемы развития воображения у детей.
Исследователи отмечали, что воображение представляет собой не только предпосылкой эффективного освоения младшими школьниками новых познаний, но также является условием для творческого изменения имеющих знаний и готовности к самосовершенствованию личности.
Воображение представляет собой, как главный познавательный процесс, лежащий в основе развития и обучения, обеспечивающий единство и формирование личности.
Проблема исследования - каковы условия развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности? Решение этой проблемы представляет цель нашей работы.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность содержания развивающих и творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности связанных с развитием художественного творчества.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - разработать и доказать эффективность содержания творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности при организации творческого процесса.
Гипотеза исследования - развитие воображения младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно во внеурочной деятельности, если:
- повысить уровень интереса к творческой деятельности;
- использовать развивающие и творческие задания, направленные на развитие воображения;
- использовать комплекс приёмов, дидактических игр при организации творческого процесса.
Задачи исследования:
- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- изучить уровень о развитии воображения детей младшего школьного возраста.
- разработать и реализовать в условиях опытно-экспериментальной работы творческих занятий, направленных на развитие воображения младших школьников в творчестве в ходе организации внеурочной деятельности.
- доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение научной литературы по проблеме развития воображения у детей младшего школьного возраста.
- практические: использование методик Е. Торренс «Закончи рисунок», Е. Торренс «Неполные фигуры», Р.С Немов «Вербальная фантазия», Карта наблюдения за учащимися;
- статистические: количественная, качественная обработка результатов.
Новизна исследования - предложенные педагогические условия развития воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности позволило добиться эффективности в показателях воображения младших школьников и разработанные творческие задания, игры, конспекты занятий могут быть использованы учителями начальной школы в целях оптимизации развивающего процесса.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
В настоящее время современному обществу необходимы люди, умеющие неординарно размышлять, проектировать и организовывать планируемый итоговый результат, при этом создавая и преобразовывая обыденные вещи. Ведь именно творческий и развитый человек может справится со всеми назначенными задачами, достигать поставленных целей, предлагать разнообразные варианты решения проблем, которые ставятся обществом, а также более эффективно выполнять свою работу, возникающие в результате творческой деятельности людей.
Рассматривание процесса развития и формирования детского воображения представляет собой одним из главных и основных этапов в области психологии и педагогики. На сегодняшний день обучение и образование младшего школьника включает в себя полное всестороннее развитие личности, способность мгновенно приспособится под меняющиеся условия жизни, рассуждать и размышлять своеобразно, а также искать новейшие возможности совместного сотрудничества с окружающим миром. Именно воображение считается крайне необходимым инструментом в процессе развития младшего школьника, соответственно и его развитие необходимо начинать с самого раннего возраста.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна посвящены решению проблемы развития воображения у детей.
Исследователи отмечали, что воображение представляет собой не только предпосылкой эффективного освоения младшими школьниками новых познаний, но также является условием для творческого изменения имеющих знаний и готовности к самосовершенствованию личности.
Воображение представляет собой, как главный познавательный процесс, лежащий в основе развития и обучения, обеспечивающий единство и формирование личности.
Проблема исследования - каковы условия развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности? Решение этой проблемы представляет цель нашей работы.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность содержания развивающих и творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности связанных с развитием художественного творчества.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - разработать и доказать эффективность содержания творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности при организации творческого процесса.
Гипотеза исследования - развитие воображения младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно во внеурочной деятельности, если:
- повысить уровень интереса к творческой деятельности;
- использовать развивающие и творческие задания, направленные на развитие воображения;
- использовать комплекс приёмов, дидактических игр при организации творческого процесса.
Задачи исследования:
- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- изучить уровень о развитии воображения детей младшего школьного возраста.
- разработать и реализовать в условиях опытно-экспериментальной работы творческих занятий, направленных на развитие воображения младших школьников в творчестве в ходе организации внеурочной деятельности.
- доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение научной литературы по проблеме развития воображения у детей младшего школьного возраста.
- практические: использование методик Е. Торренс «Закончи рисунок», Е. Торренс «Неполные фигуры», Р.С Немов «Вербальная фантазия», Карта наблюдения за учащимися;
- статистические: количественная, качественная обработка результатов.
Новизна исследования - предложенные педагогические условия развития воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности позволило добиться эффективности в показателях воображения младших школьников и разработанные творческие задания, игры, конспекты занятий могут быть использованы учителями начальной школы в целях оптимизации развивающего процесса.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
Проведение теоретического анализа показывает, что исследуемая тема развития воображения младших школьников довольно актуальна в настоящее время. Это выражается в первую очередь, в том, что обществу необходимы люди, умеющие неординарно размышлять, проектировать и организовывать планируемый итоговый результат, при этом создавая и преобразовывая обыденные вещи. Ведь именно творческий и развитый человек может справится со всеми назначенными задачами, достигать поставленных целей, предлагать разнообразные варианты решения проблем, которые ставятся обществом, а также более эффективно выполнять свою работу, возникающие в результате творческой деятельности людей.
На основе изучения исследования авторов выявлены показатели развития воображения: глубина и проработанность, гибкость воображения, оригинальность воображения, скорость воображения.
Важным условием для развития воображения является его целенаправленность, а именно сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии - планирование труда, ожидаемые результаты. Не менее важными условиями являются: создание творческой атмосферы, подбор использование методов и приёмов, компетенция педагога, особый подход к организации творческих занятий.
В экспериментальном исследовании нами была проведена диагностика развития воображения у детей младшего школьного возраста и выявлен уровень развития воображения.
Это позволило в рамках художественно-творческой направленности на формирующем этапе в процессе организации внеурочной деятельности с младшими школьниками были разработать и провести творческие занятия, направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Разработанные творческие задания были направлены на развития таких показателей воображения, как оригинальность и сложность, эмоциональность и выразительность, самостоятельность и любознательность.
В заключении мы пришли к выводу, что продуманная организация творческих занятий способствует развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. На основе представленных результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разработанные творческие задания направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста позволили определить положительную динамику. Согласно полученным данным, можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась, а проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась эффективной и позволила повысить уровень воображения в экспериментальной группе.
Таким образом, наша цель и задача экспериментального исследования по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности была успешно достигнута.
На основе изучения исследования авторов выявлены показатели развития воображения: глубина и проработанность, гибкость воображения, оригинальность воображения, скорость воображения.
Важным условием для развития воображения является его целенаправленность, а именно сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии - планирование труда, ожидаемые результаты. Не менее важными условиями являются: создание творческой атмосферы, подбор использование методов и приёмов, компетенция педагога, особый подход к организации творческих занятий.
В экспериментальном исследовании нами была проведена диагностика развития воображения у детей младшего школьного возраста и выявлен уровень развития воображения.
Это позволило в рамках художественно-творческой направленности на формирующем этапе в процессе организации внеурочной деятельности с младшими школьниками были разработать и провести творческие занятия, направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Разработанные творческие задания были направлены на развития таких показателей воображения, как оригинальность и сложность, эмоциональность и выразительность, самостоятельность и любознательность.
В заключении мы пришли к выводу, что продуманная организация творческих занятий способствует развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. На основе представленных результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разработанные творческие задания направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста позволили определить положительную динамику. Согласно полученным данным, можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась, а проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась эффективной и позволила повысить уровень воображения в экспериментальной группе.
Таким образом, наша цель и задача экспериментального исследования по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности была успешно достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей у слабовидящих обучающихся
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции искусств
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Развитие художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетической оценки произведений изобразительного
искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



