Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Проблемы развития воображения младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития воображения младших школьников при
организации внеурочной деятельности 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня развития воображения младших школьников 28
2.2 Реализация приёмов развития воображения младших школьников
во внеурочной деятельности 40
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Протокол диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 61
Приложение Б Протокол диагностики на констатирующем этапе контрольная
группа 62
Приложение В Протокол диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 63
Приложение Г Протокол диагностики на контрольном этапе контрольная группа 64
Федеральный государственный стандарт начального общего образования выдвигает требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
В настоящее время современному обществу необходимы люди, умеющие неординарно размышлять, проектировать и организовывать планируемый итоговый результат, при этом создавая и преобразовывая обыденные вещи. Ведь именно творческий и развитый человек может справится со всеми назначенными задачами, достигать поставленных целей, предлагать разнообразные варианты решения проблем, которые ставятся обществом, а также более эффективно выполнять свою работу, возникающие в результате творческой деятельности людей.
Рассматривание процесса развития и формирования детского воображения представляет собой одним из главных и основных этапов в области психологии и педагогики. На сегодняшний день обучение и образование младшего школьника включает в себя полное всестороннее развитие личности, способность мгновенно приспособится под меняющиеся условия жизни, рассуждать и размышлять своеобразно, а также искать новейшие возможности совместного сотрудничества с окружающим миром. Именно воображение считается крайне необходимым инструментом в процессе развития младшего школьника, соответственно и его развитие необходимо начинать с самого раннего возраста.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна посвящены решению проблемы развития воображения у детей.
Исследователи отмечали, что воображение представляет собой не только предпосылкой эффективного освоения младшими школьниками новых познаний, но также является условием для творческого изменения имеющих знаний и готовности к самосовершенствованию личности.
Воображение представляет собой, как главный познавательный процесс, лежащий в основе развития и обучения, обеспечивающий единство и формирование личности.
Проблема исследования - каковы условия развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности? Решение этой проблемы представляет цель нашей работы.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность содержания развивающих и творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности связанных с развитием художественного творчества.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - разработать и доказать эффективность содержания творческих занятий, направленных на развитие воображения во внеурочной деятельности при организации творческого процесса.
Гипотеза исследования - развитие воображения младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно во внеурочной деятельности, если:
- повысить уровень интереса к творческой деятельности;
- использовать развивающие и творческие задания, направленные на развитие воображения;
- использовать комплекс приёмов, дидактических игр при организации творческого процесса.
Задачи исследования:
- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- изучить уровень о развитии воображения детей младшего школьного возраста.
- разработать и реализовать в условиях опытно-экспериментальной работы творческих занятий, направленных на развитие воображения младших школьников в творчестве в ходе организации внеурочной деятельности.
- доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение научной литературы по проблеме развития воображения у детей младшего школьного возраста.
- практические: использование методик Е. Торренс «Закончи рисунок», Е. Торренс «Неполные фигуры», Р.С Немов «Вербальная фантазия», Карта наблюдения за учащимися;
- статистические: количественная, качественная обработка результатов.
Новизна исследования - предложенные педагогические условия развития воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности позволило добиться эффективности в показателях воображения младших школьников и разработанные творческие задания, игры, конспекты занятий могут быть использованы учителями начальной школы в целях оптимизации развивающего процесса.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
Проведение теоретического анализа показывает, что исследуемая тема развития воображения младших школьников довольно актуальна в настоящее время. Это выражается в первую очередь, в том, что обществу необходимы люди, умеющие неординарно размышлять, проектировать и организовывать планируемый итоговый результат, при этом создавая и преобразовывая обыденные вещи. Ведь именно творческий и развитый человек может справится со всеми назначенными задачами, достигать поставленных целей, предлагать разнообразные варианты решения проблем, которые ставятся обществом, а также более эффективно выполнять свою работу, возникающие в результате творческой деятельности людей.
На основе изучения исследования авторов выявлены показатели развития воображения: глубина и проработанность, гибкость воображения, оригинальность воображения, скорость воображения.
Важным условием для развития воображения является его целенаправленность, а именно сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии - планирование труда, ожидаемые результаты. Не менее важными условиями являются: создание творческой атмосферы, подбор использование методов и приёмов, компетенция педагога, особый подход к организации творческих занятий.
В экспериментальном исследовании нами была проведена диагностика развития воображения у детей младшего школьного возраста и выявлен уровень развития воображения.
Это позволило в рамках художественно-творческой направленности на формирующем этапе в процессе организации внеурочной деятельности с младшими школьниками были разработать и провести творческие занятия, направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Разработанные творческие задания были направлены на развития таких показателей воображения, как оригинальность и сложность, эмоциональность и выразительность, самостоятельность и любознательность.
В заключении мы пришли к выводу, что продуманная организация творческих занятий способствует развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. На основе представленных результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разработанные творческие задания направленные на развитие воображения у детей младшего школьного возраста позволили определить положительную динамику. Согласно полученным данным, можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась, а проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась эффективной и позволила повысить уровень воображения в экспериментальной группе.
Таким образом, наша цель и задача экспериментального исследования по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности была успешно достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студентов вузов. М. : Акад. Проект, 2015. 490 с.
2. Аникеева Н. П. Методологический аспект проблемы способностей. М. : Наука, 1977. 360 с.
3. Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество // Начальная школа. 2016. № 10. С. 16-21.
4. Барышева Т.А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей. СПб. : Питер, 2015. 360 с.
5. Беляева Ю.А., Федорова Т.В. Развитие воображения младших школьников // Начальная школа. 2020. № 11. С. 56-59.
6. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
7. Боровик О.В. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1. С. 49-52.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. : Воронеж, 1996. 153 с.
9. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. М. : Вентана-Граф, 2015. 153 с.
10. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2020. № 20. С. 44-47.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 99 с.
12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. : Питер, 2003. 144 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Азбука, 2016. 448 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М. : Педагогика, 2015. 488 с.
15. Гаврина С.Е. Умственно одаренный ребенок. Киев: Академия. 2002. 144 с.
16. Гальперин П.Я., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М. : Владос, 2002. 269 с.
17. Давыдов В.В. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2007. 653 с.
18. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М. : Владос, 2007. 235 с.
19. Игнатьев Г.Г. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. М. : Академический проект, Фонд «Мир», 2007. 208 с.
20. Игнатьев Е.И. Вопросы психологии и труда, трудового обучения и воспитания. М. : Педагогика. 1966. 279 с.
21. Коган А.Н. Психология искусства М. : Гуманитарный Центр, 2014. 560 с.
22. Коршунова Л.С. Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. Минск: Педагогика, 2017. 287 с.
23. Коршунова Л.С. Возрастная психология. М. : Просвещение, 2014. 335 с.
24. Кравцева И.Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2014. №1. С. 85-89.
25. Кузьмичева, Н.В. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов «Волшебные бумажные ленты» // Образование и воспитание. 2015. № 2. С. 29-37.
26. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб. : Питер , 2014. 583 с.
27. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. М. : Знание, 1981. 96 с.
28. Меркулова Н.В. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности // Начальная школа плюс до и после. 2014. №6. С. 73-75.
29. Мухина В.С. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. 2000. №4. С. 53-57.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Наука, 2007. 456 с.
31. Мухомедеева Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. 2014. № 1. С. 15-21.
32. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Владос, 2010. 687 с.
33. Петровский А.В. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. М. : АСТ, 2001. 40 с.
34. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб. : Питер, 1901. 232 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
36. Рузская А.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. СПб. : ВЛАДОС, 2014. 170 с.
37. Спиваковская А.С. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 268 с.
38. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 192 с.
39. Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб. : Речь, 2005. 55 с.