Введение 5
1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 8
1.1. Организация системы налогообложения в России на современном этапе 8
1.2. Налоговый статус субъектов малого и среднего предпринимательства 17
1.3. Характеристика зарубежных систем налогообложения
предпринимателей 32
2. Анализ налогообложения субъектов малого и среднего
предпринимательства на примере ООО МКК «Карнавал» 39
2.1. Характеристика предприятия и оценка финансовых показателей его
деятельности 39
2.2. Влияние налогообложения малого предприятия на финансовые
показатели его деятельности 52
3. Методы совершенствования налогообложения ООО МКК «Карнавал» .... 57
3.1. Оптимизация уплаты налога на прибыль посредством создания резерва
по сомнительным долгам 57
3.2. Оптимизация уплаты налога на прибыль посредством создания резерва на ремонт основных средств 62
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2017 - 2021 гг 82
Приложение Б Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) 83
Приложение В Отчет о движении денежных средств 84
Приложение Г Коэффициенты ликвидности ООО МКК «Карнавал» 85
Приложение Д Показатели финансовой устойчивости организации ООО МКК «Карнавал» 86
Актуальность исследования. Налогообложение физических и юридических лиц является наиболее важным источником государственных доходов почти во всех странах. Согласно последним оценкам Международного центра по налогообложению и развитию, общие налоговые поступления составляют более 80% от общего объема государственных доходов примерно в половине стран мира - и более 50% почти в каждой стране [20].
Одновременно с этим каждое государство заинтересовано в развитии и расширении предпринимательской инициативы в стране, развитии малого и среднего бизнеса, который обеспечивает занятость и решает множество социальных и экономических задач. Предпринимательство в научных кругах рассматривается как важный фактор, определяющий инновации и экономический рост в стране.
По этой причине государственная политика сосредоточена на предпринимательской деятельности и на организационной форме, в которой она часто имеет место, малом и среднем бизнесе, самозанятости. Одним из основных компонентов предпринимательской государственной политики во всех развитых странах является налогообложение предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса.
При этом оценить, как влияет налогообложение на предпринимательскую деятельность крайне сложно, является ли оно стимулирующим либо становится причиной банкротства и ухода с рынка активных экономических участников. Оценить это сложно, поскольку предпринимательство - это несколько расплывчатое понятие, которое трудно точно определить и еще труднее измерить.
Существует, по крайней мере, четыре способа, с помощью которых налогообложение может повлиять на вступление в предпринимательскую деятельность. Проще говоря, эффект налогов заключается в снижении отдачи от инвестиций и принятия рисков; личные налоги на предпринимателей снижают инвестиции, найм и рост бизнеса. С другой стороны, налоги могут стимулировать принятие рисков, сокращая распределение доходов после уплаты налогов, по крайней мере, для предельных инвестиций, когда убытки полностью вычитаются. Налоги также могут увеличить активность предпринимателей, если предприниматели сталкиваются с более низкими налогами, чем наемные работники, или если предпринимательство облегчает уклонение от уплаты налогов.
Не всегда правительства стран уделяли внимание этому вопросу, поскольку основной задачей правительств было повышение доходов в бюджет государства. Поэтому исторически так сложилось, что усиление правительств и степень, с которой они способны собирать доходы со своих граждан, усиливались в течение последних двух столетий. Имеющиеся долгосрочные данные показывают, что в процессе развития государства повысили уровни налогообложения, в то же время изменив структуру налогообложения, главным образом за счет уделения все большего внимания расширению налоговой базы.
Модели налогообложения во всем мире сегодня демонстрируют большие межстрановые различия, особенно между развитыми и развивающимися странами. В частности, развитые страны сегодня собирают гораздо большую долю своего национального производства в виде налогов, чем развивающиеся страны; и для этого они, как правило, больше полагаются на подоходное налогообложение. Развивающиеся страны, напротив, в большей степени зависят от торговых налогов, а также налогов на потребление.
Усиление налогового давления на предпринимательство может привести к негативным последствиям, сокращению предпринимательской активности граждан, уходу в серую зону, переезду в другую юрисдикцию. Поэтому актуальным в настоящее время является вопрос оптимизации налогообложения на законных основаниях, снижения налоговых выплат без применения впоследствии к налогоплательщику мер ответственности.
Исследование вопросов налогообложения малого и среднего бизнеса и способов оптимизации налогообложения является в настоящее время весьма актуальным.
Объект исследования - система налогообложения.
Предмет исследования - налогообложения субъектов предпринимательства.
Цель работы - сформулировать направления оптимизации налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса на примере предприятия ООО МКК «Карнавал».
Задачи, поставленные в ходе исследования:
- исследовать теоретические и организационно-правовые основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства на примере ООО МКК «Карнавал»;
- сформулировать методы и направления совершенствования налогообложения ООО МКК «Карнавал».
Методы исследования: анализ, синтез, описание, ретроспективный, правовой, статистический и др.
Теоретическую основу исследования включают научные работы отечественных и зарубежных ученых.
Нормативную основу исследования составляют акты федерального законодательства, ведомственные нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования составили финансовые документы исследуемого предприятия, материалы судебной практики по проблемам исследования, статистические данные. Новизна исследования определяется систематизацией взглядов на систему налогообложения и проведение сравнения отечественной налоговой системы с зарубежными. Структура работы определяется темой и логикой изложения материала.
Законодательный подход к определению предпринимательской деятельности отражен в абз. 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью гражданина, которую последний осуществляет на свой риск, при этом данная деятельность ориентирована на систематическое получение прибыли, будь то продажа товаров или оказание услуг, выполнение работ с учетом ее обязательной регистрации. Таким образом, законодатель, не давая конкретного определения предпринимательской деятельности, перечисляет условия ее осуществления: самостоятельный характер, отсутствие каки бы то ни было гарантий результативности деятельности, обязательность регистрации в налоговых органах, а также получение прибыли, как цель осуществления данной деятельности.
Выделение субъектов малого и среднего бизнеса обусловлено, в том числе, особенностями их налогообложения, что предполагает со стороны государства контроль и взимание налогов, а с другой, поддержку малым предприятиям в условиях экономической нестабильности.
Российская система налогообложения прошла за короткий период значительные преобразования, направленные на адаптацию ее к многообразию форм и способов хозяйствования, учет интересов органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, а также на уровне муниципалитетов. Современная система налогообложения направлена на охват всех экономических субъектов, с целью повышения доходов соответствующих бюджетов.
Процесс оптимизации налогообложения представляет собой бухгалтерские и юридические действия, направленные на снижение сумм налогов и сборов, обязательных к уплате посредством использования законных инструментов, использования льгот, механизмов уменьшения налогооблагаемой базы, применения рассрочки и т.д. Важно, что оптимизация налогообложения не запрещена законодательством и находится в рамках правового поля. Однако если будет установлено, что в рамках оптимизации происходило сокрытие сведения от налоговой службы, применялись запрещенные методы, то данная ситуация не может рассматриваться как правомерная, поскольку здесь имеет место налоговое правонарушение.
Распространенными способами оптимизации налогообложения являются: применение налоговых льгот, различные методы отсрочки уплаты выплат, законные способы отмены уплаты налогов, осуществление деятельности в оффшорных зонах, и многое другое.
В некоторых случаях в качестве средства оптимизации налогообложения участники налоговых отношений рассматривают налоговые режимы или системы налогообложения, которые представляют собой схемы уплаты налогов, включающие перечень налогов и порядок их уплаты. Режимы налогообложения устанавливаются для простоты и удобства налогоплательщиков, в качестве помощи для развития предпринимательства, в качестве стимулирующих мер для совершения участниками хозяйствования определенных общественно или экономически значимых действий (например, в качестве налогового стимулирования поощряется благотворительность или обновление технологического парка предприятия, перевод его на новые технологии).
Выбор налогового режима предполагает тщательный анализ системы налогообложения, режимов налогообложения, тонкостей и нюансов их применения, глубокого анализа организации предпринимательства, его направления, масштабов, количества нанимаемых сотрудников. На основе проделанной аналитической работы предприниматель может выбрать наиболее оптимальный режим, который впоследствии возможно придется изменить, поскольку изменились условия ведения экономической деятельности. Правильный выбор налогового режима в соответствии с сущностью, масштабами и спецификой осуществления предпринимательской деятельности обеспечивает адекватность налогообложения представителей малого и среднего бизнеса.
В процессе оптимизации налогообложения хозяйствующим субъектам необходимо учитывать, что структурирование коммерческой деятельности таким образом, чтобы платить меньше налогов, является вполне правомерным, однако разумность таких действий налогоплательщика, а равно соотношение экономических и налоговых причин операций налогоплательщика - это вопрос оценочный.
Анализ финансово-экономической деятельности ООО МКК «Карнавал» показал, что данная организация платежеспособна и финансово устойчива, но при этом предприятие испытывает недостаток высоко ликвидных средств.
Результаты анализа структуры налоговых платежей анализируемого предприятия говорят о том, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль и страховые взносы. Что касается других налогов, то в общей массе налоговых платежей их доля невысока.
В ООО МКК «Карнавал» за исследуемый период налоговая нагрузка ежегодно изменялась, в 7,9 раз в 2020 году и до уровня 50,6% в 2021 году.
Показатели исследования динамики налоговых платежей ООО МКК «Карнавал» дают возможность определить основные причины, которые объясняют рост величины налоговых платежей (так, в 2021 году значительно сократилась величина налога на прибыль организаций, на 410 тыс. руб.). Основным фактором, оказавшим влияние на сокращение налога на прибыль, стало сокращение выручки предприятия.
Оценка видов и размера уплачиваемых предприятием налогов позволили разработать для организации способы оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки.
В качестве такого способы было выбрано создание резерва по сомнительным долгам и резерва на ремонт основных средств, что позволяет предприятию осуществлять определенные вычеты и уменьшать налогооблагаемую базу, что в конечном итоге ведет к снижению уплачиваемых налогов.
Таким образом предприятие получает возможность на законных основаниях, не нарушая законодательства о налогах и сборах, а также, не привлекая внимания контролирующих органов, снизить налоговую нагрузку.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // РГ, N 238-239, 08.12.1994.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998
3. Аншина Н. Нельзя построить успешный бизнес, когда ты не понимаешь, что у тебя за продукт // Управление персоналом. 2016. № 15.
4. Бубнов Г.Г. Предпринимательство и его роль в экономическом возрождении России: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01. - М., 2002. - С. 45
5. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Исследования предпринимательства в России в рамках Глобального мониторинга предпринимательства: основные результаты 2006-2007 гг. // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». - 2008. - № 3. - С. 25-52
6. Виткина Ю.В. Налоговые правоотношения. - М., 2020. - 325 с.
7. Данилькевич Л. И. О регистрации налогоплательщиков — юридических лиц при их создании // Финансы. 2016. № 11.
8. Данченко С. П. Планы в налоговой сфере на ближайшие три года // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2021. № 11.
9. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 26.03.2022) «О таможенном тарифе» / /»Ведомости СНД и ВС РФ», 10.06.1993, N 23, ст. 821.
10. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.03.1992, N 11, ст. 527. - утратил силу
11. Колосова И. Ю. Уплата страховых взносов по пониженным тарифам при осуществлении деятельности в области информационных технологий // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 11.
12. Коркина Г. М., Смирнова О. П. Актуальные аспекты развития налогового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 9. URL: https://doi.Org/10.24891/ia.22.9.1008.
13. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Нижний Новгород, 2020. - 22 с.
14. Крымский Д.И. Агрессивное налоговое планирование в свете Доклада ОЭСР // Налоговед. 2018. N 3. С. 65.
15. Малис Н. И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. 2018. № 6.
16. Миклашевская А. Уэсли Снайпс вышел из кадра за решетку. Известному киноактеру вынесли показательный приговор // Коммерсант. 2018. 26 апр. N 72. С. 4.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.10.2020). // «Парламентская газета», №151¬152, 10.08.2000.
18. Одинцова Т. М. Бухгалтерский учет: развитие и трансформация в контексте вызовов современности // Международный бухгалтерский учет. 2021. № 10. URL: https://doi.org/10.24891/ia.24.10.1162.
19. Определение от 25.07.2001 N 138-О // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
20. Пансков В. Г. О новой ставке НДФЛ // Финансы. 2020. № 8.
21. Панфилов Д. С. Сдача квартиры внаем. Как не платить лишних налогов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010. № 12.
22. Постановление от 12.10.2006 N 53 // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
23. Постановление от 27.05.2003 N 9-П // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
24. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 17.08.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // «Российская газета», N 219, 06.10.2004.
25. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.1995 N 5056/95. // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
26. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.1996 N 367/96. // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
27. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 692/99. // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
28. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.1999 по делу N А56-15696/99. // Справочно-правовая система «Консультант полюс»
29. Родионов А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. М., 2007
30. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2010, N 27, ст. 3435.
31. Филиппова В. В. Обзор рынка труда как эффективный инструмент для работодателя // Банковский ритейл. 2014. № 4. - С. 19-21
32. Хуснетдинов Р. Е. Налогообложение реализации услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. ст. к.э.н. - М., 2014. - 26 с.
33. Число обвинительных приговоров за неуплату налогов выросло в 3 раза // РБК. 2018. 13 мая // http://rbc.ru/economics/13/05/2018/165755.shtml.
34. Эльканова З. К. Дробление бизнеса: с чем и как «борется» налоговый орган // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2017. № 12.
35. Ястребова Е. А. Учет курсовых разниц для целей исчисления НДФЛ при реализации ценных бумаг номинированных в иностранной валюте // Финансовый вестник. 2020. № 11. - С. 45-46