Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №118786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
§1. Сущность, свойства алгоритмов и правил 9
§2. Формы и виды представления (записи) алгоритмов и правил
в школьном курсе математики 12
§3. Формирование алгоритмического мышления учащихся
на уроках алгебры общеобразовательной школы 15
3.1. Понятие алгоритмического мышления 15
3.2. Логико-математический анализ правил (алгоритмов) 21
3.3. Принципы отбора упражнений
3.4. Этапы изучения алгоритмов 39
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 52
§4. Темы курса алгебры и начала анализа, направленные
на формирование алгоритмического мышления учащихся 52
§5. Формирование алгоритмического мышления на примере темы «Производная функции» в 10 классе 57
5.1. Анализ практического опыта по теме «Производная функции» 57
5.2. Характеристика уровня требований к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по теме «Производная функции» 60
5.3. Обучение учащихся правилам и алгоритмам вычисления производной
по учебнику А.Г. Мордковича 61
5.4. Обучение учащихся правилам и алгоритмам применения
производной по учебнику А.Г. Мордковича 64
5.5. Проектирование изучения темы «Производная функции» 77
5.6. Виды, содержание, формы и методы контроля знаний и умений
по теме «Производная функции» 88
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99


Актуальность исследования. Слово «алгоритм» произошло от латинского слова «algorithmi» - формы написания имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми, которое затем перешло в имя «Алгоритми», так оно и вошло в употребление. Данный термин использовали ранее для обозначения четырех арифметических операций, в этом значении он применялся в ряде европейских языков [34, С. 42].
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования [47] изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить у учащихся сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления, умений применять полученные знания при решении задач. Кроме того, требованиями к предметным результатам освоения учащимися базового курса математики являются владение методами доказательств и алгоритмами решения задач; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; углубленного курса - сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знание основных теорем, формул и умение их применять; умение доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач.
Формирование алгоритмического мышления учащихся - одна из актуальных проблем преподавания математики в общеобразовательной школе, так как эффективное использование учащимися в учебном процессе определенных алгоритмов показывает, насколько они осознают изученный материал и умеют применять его при решении различных задач; облегчает процесс овладения ими различных умений и навыков.
Л.Н. Ланда в 1961 г. впервые показал возможность применения алгоритмов в процессе обучения учащихся и их значение для формирования у них таких методов мышления, как дедукция, индукция и аналогия.
Проблема использования в обучении алгоритмов обсуждалась философами, психологами, дидактами, методистами в области теории и методики обучения математики в 60-70 годах 20 века. Ими были определены понятия алгоритмической деятельности, алгоритмического мышления и другие понятия, связанные с ними; раскрыта целесообразность изучения и применения алгоритмов при обучении определенных учебных предметов и различные способы записи алгоритмов.
В теории и методике обучения математике методическим аспектам формирования алгоритмического мышления учащихся при обучении математике посвящены работы Л.В. Виноградовой [15], Я.И. Груденова [20], Т.А. Ивановой [45], Е.И. Лященко [26], Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой [33], А.А. Столяра [42], Л.М. Фридмана [48], А.Я. Хинчина [49] и др.
В ряде исследований отмечается, что работу над формированием алгоритмического мышления у учащихся необходимо начинать в начальном курсе математики. Так, в учебниках математики 2 класса Л.Г. Петерсон в разделе «Работа с информацией и анализ данных» рассматриваются понятие алгоритма, виды алгоритмов (линейные, разветвлённые и циклические); составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.
Г.В. Дорофеев отмечает, что алгоритмическое мышление может быть сформировано у учащихся только в процессе изучения математики.
Кроме того, алгоритмический метод готовит учащихся к решению нестандартных задач.
Для формирования алгоритмического мышления у учащихся общеобразовательной школы необходима целенаправленная, систематическая работа, специально разработанная методика.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречиями между: требованиями к обязательным результатам
освоения программы среднего (полного) общего образования по математике и фактическим состоянием методики формирования алгоритмического мышления учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе.
Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность проблемы исследования: обоснование и разработка методики формирования алгоритмического мышления учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе, ориентированной на овладение ими математическими методами решения задач согласно ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика формирования алгоритмического мышления учащихся старших классов при обучении математике в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании предлагаемой методики формирования алгоритмического мышления учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ различных подходов к определению понятий алгоритм, алгоритмическое мышление.
2. Выделить основные формы и виды представления алгоритмов и правил, этапы их изучения в школьном курсе математики.
3. Выявить методические особенности формирования алгоритмического мышления учащихся на уроках алгебры в общеобразовательной школе.
4. Представить методические рекомендации по формированию алгоритмического мышления учащихся старших классов на примере тем курса алгебры и начал анализа.
5. Разработать методику формирования алгоритмического мышления учащихся на примере темы «Производная функции».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2015/16 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме (на основе изучения научно-методической литературы и практики работы);
2 семестр (2015/16 уч.г.): определение психолого-педагогических и методических основ исследования по теме диссертации;
3 семестр (2016/17 уч.г.): разработка методики формирования алгоритмического мышления учащихся при обучении математике на примере темы «Производная функции» и соответствующих методических рекомендаций на примере тем курса алгебры и начал анализа;
4 семестр (2016/17 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем определена и обоснована методика формирования алгоритмического мышления учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлены различные подходы к определению понятий алгоритм, алгоритмическое мышление;
- определены основные формы и виды представления алгоритмов и правил, этапы их изучения в школьном курсе математики;
- представлены методические особенности формирования алгоритмического мышления учащихся на уроках алгебры в общеобразовательной школе.
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации по формированию алгоритмического мышления учащихся старших классов на примере тем курса алгебры и начал анализа и разработанная соответствующая методика на примере темы «Производная функции», которые могут быть использованы учителями математики, студентами педагогических направлений подготовки при прохождении педагогической и производственной практик.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обусловлены использованием данных теории и методики обучения математике, анализом педагогической практики и личным опытом работы, сочетанием теоретических и практических методов исследования.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по формированию алгоритмического мышления учащихся старших классов на примере тем курса алгебры и начал анализа.
2. Методика формирования алгоритмического мышления учащихся на примере темы «Производная функции».
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на научно-методических семинарах преподавателей, аспирантов и студентов кафедры алгебры и геометрии ТГУ (декабрь 2015; июнь, декабрь 2016; май 2017); научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2016, диплом за 3 место; апрель 2017).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной, педагогической и пред-дипломной практик на базе кафедры алгебры и геометрии Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МБУ «Школа №55» г.о. Тольятти.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (57 наименований) и Приложения.
В Приложении представлены ответы и решения к некоторым методическим материалам (самостоятельной и контрольной работам, системам упражнений), направленным на формирование алгоритмического мышления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сформулируем основные методы и полученные результаты:
1. Проведен анализ различных подходов к определению понятия «алгоритм». Определено, что алгоритм должен обладать такими свойствами, как массовость, дискретность шагов, детерминированность и результативность.
2. Выделены основные формы и виды представления алгоритмов и правил, этапы их изучения в школьном курсе математики. Алгоритм можно задать в нескольких формах: в виде таблицы, формулы, правила, определения, описания. Выявлено, что алгоритмы делят на алгоритмы распознавания и преобразования. Одним из распространенных способов записи алгоритмов является запись на языке блок-схем. В зависимости от вида используемых блок - схем, делятся на линейные, разветвленные и циклические.
3. Выявлены методические особенности формирования алгоритмического мышления учащихся на уроках алгебры в общеобразовательной школе. Установлено, что для формирования алгоритмического мышления в общеобразовательной школе учителю необходима подготовительная работа: выделить соответствующие темы; выполнить логико-математический анализ правил и алгоритмов; подобрать специальные упражнения с учетом этапов изучения алгоритмов и правил.
4. Представлены методические рекомендации по формированию алгоритмического мышления учащихся старших классов на примере тем курса алгебры и начала анализа. Приведены основные темы, при изучении которых могут быть созданы условия для формирования алгоритмического мышления учащихся.
5. Разработана методика формирования алгоритмического мышления учащихся на примере темы «Производная функции» по учебнику А.Г. Мордковича. Описан опыт учителей по теме; требования к уровню знаний и умений учащихся, раскрыты этапы формирования алгоритмического мышления на примере данной темы. Разработан проект изучения темы «Производная».
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.



1. Алгебра в 8 класс. Методическое пособие для учителей./ Под ред. Теляковского С.А. - М: Просвещение, 1977.
2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 2001. - 384 с.
3. Алгебра. 8 класс./Под ред. Виленкина Н.Я. - М: Просвещение, 1997.
4. Алгебра. 9 класс. / Под ред. Теляковского С.А. - М: Просвещение, 1994.
5. Алгебра. 9 класс. Учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М. : Мнемозина, 2008. — 447 с.
6. Алгебра: Учеб. Для 7 класса. / Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др - М: Просвещение, 1999.
7. Алгебра: Учеб. Для 7 класса. общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.А. Теляковского - М: Просвещение, 2002.
8. Алгебра: Учеб. Для 8 класса. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. - М: Просвещение, 1991.
9. Алгебра: Учеб. Для 8 класса. общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.А. Теляковского - М: Просвещение, 1996.
10. Алгебра: Учеб. Для 9 класса. / Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др - М: Просвещение, 1992.
11. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Ш. А. Алимов. - М.: Просвещение, 2012.
12. Беседа с учителями математики: Учеб.-метод. пособие / А.Г. Мордкович. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 336 с.
13. Варпаховский К.М. Элементы теории алгоритмов. - М, 1997. - 24 с.
14. Вебер К. О математическом образовании в общеобразовательных школах // Математика в школе. - 1978. - № 2. - С. 45 - 48.
15. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 252 с.
16. Галицкий М.Л., Гольдман А.Н., Завич Л.И. Курс алгебры 8-го класса в задачах// Журнал «Квантор», 1991.
17. Геометрия. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
18. Геометрия. 7-9 классы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Юдина И.И. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 120 с.
19. Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителя. - М., 1981. - 95 с.
20. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
22. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
23. Искандарян С.И. Вопросы обучения младших школьников элементам алгоритмизации // Математика в школе. - 1979. - № 2. - С.52 - 53.
24. Кирсанова Г.Э. Использование алгоритмов при обучении математике // Сибирский учитель. - 2005. - № 2. - С. 12 - 15.
25. Копаев, А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления / А.В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - №6. - С.6-11.
26. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов/ Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
27. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
29. Макаренков Ю.А. Что такое алгоритм? Беседы со старшеклассником / Ю.А. Макаренков, А.А. Столяр. - Минск: Нар. Асвита, 1989. - 127 с.
30. Математика и программирование: Универс. энцикл. / Худож. А.А. Шуплецов. - Мн.: ТОО «Харвест», 1996. - 528 с.
31. Математика: Учеб. Для 5 класса. Виленкин Н.Я., 17-е издание. - М: Мнемозина, 2005.
32. Математика: Учеб. Для 6 класса. Виленкин Н.Я., 17-е издание. - М: Мнемозина, 2005.
33. Методика и технологии обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. пос. для студентов матем. факультетов пед. университетов / под науч. ред. В.В. Орлова. - М., «Дрофа», 2007. - 320 с.
34. Монахов В.М., Демидович Н.Б. Алгоритмы и программирование // Математика в школе. - 1976. - № 3. - С. 41 - 49.
35. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. За-дачник для обучающихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под редакцией А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009.
36. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 399 с.
37. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 - 9 кл.: Методическое пособие для учи-теля. - М.: Мнемозина, 2000. - 143 с.
38. Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. Алгебра и начала анализа. 11 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / С. М. Никольский. - М.: Просвещение, 2009.
39. Пенькова М.Е. Алгоритмы в математике [Электронный ресурс] /
М.Е. Пенькова // Открытый урок. Первое сентября. - Режим доступа: http: //festival .1 september.ru/articles/602939/. - Последнее обновление
11.03.2017.
40. Примерные программы среднего (полного) общего образования: математика. Алгебра и начала анализа, геометрия: 10-11 классы / Е.А. Седова, С.В. Пчелинцев, Т.М. Мищенко и др., под общ. ред. М.В. Рыжакова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 136 с. - (Современное образование).
41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во «Педагогика», 1976. - 417 с.
42. Столяр А.А. Педагогика математики. 3-е изд. - Минск, 1986.
43. Сухотин А.К. Философия в математическом познании. - Томск, 1977.
44. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.А. Темербекова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013.
45. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова; Под. ред. проф. Т.А. Ивановой. - Н. Новгород: НГПУ, 2003. 320 с.
46. Трегуб Л.С. Элементы современного введения в математику. Ташкент, 1973.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобр- науки.рф/документы/2365. - Последнее обновление 11.05.2017.
48. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: кн. для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989. - 192 с.
49. Хинчин А.Я. Педагогические статьи. - М., 1963.
50. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В. Петухова. - М., 1981. - 311 с.
51. Чада Б. Развивать алгоритмическую культуру учащихся // Математика в школе. - 1978 - № 4. - С. 62 - 63.
52. Чада Б. Развитие алгоритмической культуры учащихся // Математика в школе. - 1983. - № 2. - С. 62 - 63.
53. Kayama M., Satoh M., Kobayashi K., Kunimune H., Hashimoto M., Otani M. Algorithmic Thinking Learning Support Syste Based on Student-Problem Score Table Analysis [Text] / M. Kayama // International Journal of Computer and Communication Engineering. - Slovenia, 2015.
54. Kohei Arai, Anik Nur Handayani. Question Answering System for an Effective Collaborative Learning / Kohei Arai // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. - United States, 2012.
55. Lampen, E. Teacher narratives in making sense of the statistical mean algorithm / E. Lampen // Pythagoras. - South Africa, 2015.
56. Mtetwa D., Mudehwe L., Minyira S. Learning mathematics for personal understanding and productions: A viewpoint / D. Mtetwa // Pythagoras. - South Africa, 2010.
57. Wallace D. Parts of the Whole: Learn More, Learn Better / D. Wallace // Numeracy. - United States, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ