ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ 6
1.1. Понятие и правовые основы незаконной охоты 6
1.2.Предмет незаконной охоты 13
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ 17
2.1.Объективные и субъективные признаки незаконной охоты 17
2.2. Проблемы разграничения незаконной охоты от административных правонарушений19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Актуальность выбора данной темы дипломной работы обусловлена тем, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе национальных интересов Российской Федерации названа «экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления».
Указанное свидетельствует, что экологическая обстановка в России вызывает необходимость комплексного решения проблемы борьбы с противоправными деяниями в области незаконной охоты, поскольку преступный вред, причиняемый окружающей нас природной среде, по своим масштабам практически неизмерим.
Так, из аналитической справки Свердловского областного суда за 2018 год следует, что количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2019) (далее по тексту – УК РФ), ежегодно увеличивается, при этом растет и доля незаконной охоты в структуре всех экологических преступлений. Так, в 2017 г. было зарегистрировано 517 преступлений, предусмотренных ст. 258 УК РФ, что составило 5,2 % от общего количества всех зарегистрированных экологических преступлений, в 2018 г. – 873 (5,8%).
Анализ действующего уголовного законодательства свидетельствует о том, что с момента вступления в законную силу УК РФ в него вносились изменения и дополнения, касающиеся норм, устанавливающих уголовную ответственность за незаконную охоту. Например, в 2013 г. введен новый состав преступления, предусмотренный ст. 258.1 УК РФ, существенные изменения претерпели федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие охоту. Это указывает на то, что процесс реформирования уголовного и смежного с ним законодательства в части регламентации ответственности за посягательства на объекты животного мира далек от завершения.
Несмотря на внесение изменений в уголовный закон, следует отметить наличие ряда вопросов, касающихся законодательной регламентации ответственности за незаконную охоту. Прежде всего речь идет об анализе общественной опасности указанного посягательства, установлении признаков объективной стороны преступления, конкретизации предмета данного преступления, целесообразности дифференциации уголовной ответственности за незаконную охоту в зависимости от размера причиненного ущерба и др. Также не решены вопросы отграничения незаконной охоты от смежных составов преступлений, а также от административных правонарушений, квалификации незаконной охоты.
Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением незаконной охоты.
Предметом исследования выступают нормы российского уголовного законодательства, материалы судебно-следственной практики по уголовным делам о незаконной охоте, а также работы по теории уголовного права современных авторов, в которых рассмотрены вопросы уголовной ответственности за незаконную охоту.
Цель исследования на основе проведения комплексного анализа теоретических и правовых основ уголовно-правового противодействия незаконной охоте разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства в данной области.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
– определить понятие и правовые основы незаконной охоты;
– рассмотреть предмет незаконной охоты;
– исследовать признаки объективной и субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ;
– разрешить проблемы разграничения незаконной охоты и смежных административных правонарушений;
– провести анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы;
– представить методическую разработку по теме дипломной работы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ, сравнение, так и специальные методы юридического исследования: сравнительно-правовой, формальноюридический, статистический.
Теоретическую основу исследования составли труды следующих авторов: Т.А. Васильевой, Е.Ю. Гаевской, Ю.Н. Ерофеева, Э.Н. Жевлакова, Л.А. Зуевой, Р.А. Забавко, О.И. Крассова, Г.А. Есакова, Е.А. Карпова, А.М. Максимова, Л.А. Прохорова и др.
Нормативную основу работы составили правовые акты РФ: Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) (далее по тексту – Конституция РФ), Уголовный кодекс РФ, другие кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, законы субъектов РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области охоты и охотничьего хозяйства.
Также была проанализирована судебная практика в виде актов Верховного суда РФ, уголовные дела и приговоры.
Структура представленной работы включает введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение, список использованных источников.
Подводя итоги проведенного в работе исследования по теме «Уголовно-правовая характеристика незаконной охоты», полагаю целесообразным сформулировать следующие основные выводы, предложения и рекомендации.
В ходе исследования установлено отсутствие официально закрепленного понятия незаконная охота в нормах Уголовного кодекса РФ, лишь Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (в ред. от 03.08.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрывает понятие охота, на основе научных трудов и указанного Федерального закона определено, что незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др., которая регулируется нормами Конституции РФ, ст. 258 УК РФ, и рядом других Федеральных законов.
Также установлено, что среди правоприменителей возникает вопрос о предмете незаконной охоты, поскольку ст. 258 УК РФ предмет не обозначен, то исходя из ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что предметом будут являться охотничьи ресурсы.
На основании норм УК РФ, а также мнения ряда исследователей в области уголовного права установлено, что объектом данного преступления являются общественные отношения по охране и рациональному использованию диких животных.
Объективная сторона этого преступления состоит в совершении действий, прямо указанных в ч. 1 ст. 258 УК РФ, т.е. незаконной охоты с 46 причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Трактовка важнейших понятий, в том числе крупного ущерба, применительно к ст. 258 УК РФ приведена в п. п. 9 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Субъектом преступления являются лица, достигшие возраста 16 лет, а также ч. 2 ст. 258 УК РФ предусмотрено совершение незаконной охоты лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
По мнению Пленума Верховного Суда РФ, изложенному в указанном выше Постановлении, к лицам, использующим свое служебное положение, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.
Субъективная сторона этого преступления выражается прямым умыслом, т.е. лицо сознает, что совершает незаконную охоту, и желает этим заниматься.
Однако установлено, что есть необходимость в уменьшении возраста субъекта, а также в норме ст. 2528 УК РФ нет единства относительно формулировки признаков рассматриваемого состава, следовательно, 47 думается, что было бы правильным изменить формулировку ч. 1 ст. 258 УК РФ таким образом, чтобы состав незаконной охоты стал материальным, предусмотрев последствие в виде причинения значительного ущерба.
При анализе Федерального закона «О животном мире» установлено, что за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания наступает административная и уголовная ответственность, указанные требования также содержатся в Федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Разграничение незаконной охоты, за которую предусмотрена уголовная ответственность, и нарушений правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ) осуществляется по признакам, закрепленным в ст. 258 УК РФ, причем, ст. 258 УК РФ бланкетная, и при описании объективной стороны деяния, помимо предусмотренных диспозицией статьи признаков, требуется ссылка на нормы материального права, которые были нарушены, что в правоприменительной практике приводит к размытию грани между уголовно наказуемым деянием и административным правонарушением, а в последствии приводит к определенным трудностям при квалификации действий виновного лица.
Таким образом, на основании выше обозначенных выводов и проблем, было бы целесообразно рекомендовать законодателю, внести следующие изменения:
1) внести изменение в ст. 258 УК РФ, а именно ввести примечание, в котором закрепить понятие и предмет незаконной охоты, изложив его в следующей редакции:
«Примечание. Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.
Его предмет – охотничьи ресурсы, т.е. объекты животного мира, которые могут быть использованы в целях охоты. Их перечень приведен в ст. 11 Закона об охоте. Кроме того, ч. 3 ст. 11 этого Закона предоставляет субъектам Российской Федерации право своими законами относить к охотничьим ресурсам иных млекопитающих и (или) птиц.
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным - сто двадцать тысяч рублей»;
2) В целях повышения эффективности мер по предупреждению и пресечению преступлений в сфере незаконной охоты, исключению фактов нарушения действующего законодательства и надлежащей организации работы в этой сфере полагаем, что в настоящее время назрела острая необходимость внесения изменений в ст. 258 УК РФ, которые бы ужесточали ответственность за это преступление по аналогии к ст. 260 УК РФ – незаконная рубка леса, а именно определить наказание в ст. 258 УК РФ в следующей редакции: «1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, -
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Закрепление данного определения на законодательном уровне позволит устранить ряд проблемных вопросов при толковании и, соответственно, правоприменение данных положений, а также повысят эффективность мер по предупреждению и пресечению преступлений в сфере незаконной охоты.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – N 25. – ст. 2954.
2. Материалы юридической практики
2.1. Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 45. Ст. 5814.
2.2. Обзор судебной практики [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 12.03.2023).
3. Специальная литература
3.1. Борисов Т. Незаконная охота: уголовно-правовая характеристика // Судья. 2021. С. 56-59.
3.2. Боклан Д.С. Проблемы правового регулирования незаконной охоты // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 1. С. 104 - 115.
3.3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. М., 2020. 477 с.
3.4. Васильева Т.А. Незаконная охота: разграничение от нарушений правил охоты как административного правонарушения // Молодой ученый. 2021. № 20. С. 288-290.
3.5. Гулевская В.В. Объективные и субъективные признаки незаконной охоты // Судья. 2021. № 9. С. 38 - 40.
3.6. Гаевская Е.Ю. К вопросу об отграничении незаконной охоты от смежных составов // Экологическое право. 2020. № 1. С. 24 - 27.
3.7. Ерофеев Ю.Н. Эффективность уголовной ответственности за незаконную охоту // Проблемы борьбы с преступностью и пути развития уголовного законодательства. 2020. № 8. C. 72-77
3.8. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты // Основы уголовного права. 2021. № 8. С. 201- 204.
3.9. Згонников П.П. О признаках незаконной охоты // Современное право. 2021. № 6. С. 63 - 67.
3.10. Зуева Л.А. Уголовная ответственность за незаконную охоту: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020. 28 с.
3.11. Забавко Р.А. Незаконная охота: сложные вопросы квалификации // Российский судья. 2020. № 12. С. 41 - 45.
3.12. Иванова С.В. Актуальные проблемы квалификации незаконной охоты // Экологическое право. 2021. № 2. С. 3 - 6.
3.13. Краева В.Н. Приравнивание к охоте – презумпция виновности, установленная законом // Экологическое право. 2021. № 2. С. 3 - 10.
3.14. Крассов О.И. Незаконная охота: Комментарий законодательства М.: Дело, 2021. – 114 с.
3.15. Карпов Е.А. Вопросы ответственности за незаконную охоту (сравнительное исследование) // Государство и право. 2022. № 5. С. 28 - 31.
3.16. Кобец П.Н. Уголовно-правовые аспекты правового регулирования незаконной охоты // Российский следователь. 2020. № 24. С. 24-29.
3.17. Милюков С.А Правовое регулирование незаконной охоты // Уголовное право. 2021. № 1. С. 26 - 31.
3.18. Максимов А.М. Субъект преступления против животного мира (ст. ст. 256, 257, 258, 258.1, 259 УК РФ): целесообразность признания таковым юридического лица (аргументы за и против) // Российский следователь. 2021. № 18. С. 24 - 27.
3.19. Мартыненко Н.Э. Основы определения квалифицирующих элементов незаконной охоты / // Экологическое право. 2021. № 6. С. 27 - 30.
3.20. Максимов А.М. Правоприменительная практика как показатель эффективности уголовно-правового противодействия преступности в сфере охраны животного мира // Российский следователь. 2020. № 8. С. 159-163.
3.21. Прохоров Л.А. Правовые аспекты незаконной охоты // Российский следователь. 2021. № 1. С. 30 - 34.
3.22. Чашкин П.В. Правовая охрана животного мира: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 218 с.