Введение.............3
Глава 1.Специализированная пресса в России....6
1.1 Возникновение и развитие специализированной прессы в России..6
1.2 Жанрово-тематические особенности специализированных изданий..........10
2. Целевые аудитории специализированных изданий.............16
2.1 Особенность аудитории специализированных изданий..16
2.2 Роль специализированной прессы в обеспечении коммуникаций между читателями.21
Заключение.......25
Список литературы...28
Специальная журналистика – это сложное многообразное явление. Это перечень из сотен изданий, которые различаются по тематике, цели, программе, периодичности, тиражу, продолжительности выхода выпуска. Предназначение одних журналов было для полуграмотного сельского населения, других — для высококвалифицированных учёных. Некоторые закрывались после выхода первого же выпуска, другие издавались десятилетиями, некоторые номера радовали читателей более ста лет. Одни журналы близкие к газетам по форме издания, другие похожи на книги. Одно из главных отличий состоит в разной профессиональном и общественном значении изданий в конкретный период.
Начало XIX в. в России ознаменовано созданием журналов по различным отраслям: наука, техника, культура. Появились специальные журналы – научные, технические, литературные. По мере их развития происходило формирование взглядов на журнал как на вид издания, которые высказывались представителями науки и культуры, политическими и государственными деятелями, занятых в издательстве журналов или относящихся к этому делу.
Самое существенное влияние на формирование журналов оказало развитие капитализма. Разделение и обобществление труда, начало функционирования машинной индустрии способствовали бурному развитию разнообразных отраслей техники и промышленности, что, оказало влияние на увеличение количества предприятий, учреждений и людей, занятых на материальном производстве. Потребность общества в науке и технике обусловила потребность научно-технической информации, которая появилась сначала в газетах, а потом воплотилась в журнальной форме.
В первую очередь стало отмечаться активное развитие специальных журналов, число которых росло соответственно объёму научной и специальной информации. Специальные журналы на продолжении нескольких десятилетий создали оптимальную форму издания и продолжали формирование под влиянием процесса накапливающегося знания. Особую социальную роль стали играть литературные журналы, ставшие одновременно общественно-политическими. Зарождение капитализма, усиливая социальные противоречия, тем самым вызвали острейшую борьбу различных течений и идей на страницах журналов.
Наконец, массовые журналы других типов – научно-популярные, культурно-просветительные, искусствоведческие – также получили развитие благодаря капиталистическим мировоззрениям из-за роста отражаемой информации, коммерционных отраслей культуры, потребностей широкой рекламы. Таким образом, специальный журнал приобрёл свою окончательную форму, утвердившись как тип периодического издания.
Наибольшего расцвета журнал как тип издания достиг в социалистическом обществе: повысилась его социальная роль, изменилась программа, функции, читательская аудитория, тематическое и целевое назначение. Главными особенностями журналов того времени можно назвать: расширение читательской аудитории благодаря привлечению широких масс трудящихся к управлению экономикой и государством, постановка фундаментальных хозяйственно-политических и нравственно-эстетических проблем, разработка методических вопросов материального производства, образования и культуры.
Возникали новые виды журналов, внутренняя структура стала богаче. Некоторые разделы стали обладать важным общественным значением: очерка и публицистики в литературно-художественных журналах, критики и библиографии в общественно-политических, обзоры в специальных, репортажи о ходе соцсоревнования в массовых производственных журналах.
Специальные журналы как тип издания на современном этапе представляют собой важнейшее средство массовой и специальной информации и пропаганды.
Этими факторами и обусловлена актуальность темы работы.
Цель работы в изучении причин появления и становления специальных журналов в России. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить причины возникновения и развития специализированной прессы в России;
- рассмотреть жанрово-тематические особенности специализированных изданий;
- проанализировать особенности аудитории специализированных изданий;
- определить роль специализированной прессы в обеспечении коммуникаций между читателями
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В Главе 1 были рассмотрены этапы возникновения системы СМИ вообще и специальных журналов в частности.
Было выявлено, что по-настоящему журналистика в России появляется к XIX в. Именно в этот период по всей стране начинают массово возникать газеты и журналы. Причем главной их функцией становится не «осмысление» общественно-политической ситуации, а сообщение актуальной и важной информации.
Реформы 1861 г. изменили не только страну, но и институт журналистики. Дело в том, что после 1855 г. почти всем столичным газетам было предоставлено право на своих страницах обсуждать вопросы внешней и внутренней политики. С этого момента журналисты начинают осознавать себя как непосредственных участников дискуссии о будущем России. Меняется сама форма общения прессы с аудиторией – развивается публицистика, появляются новые жанры (публицистическое обозрение, литературно-критическая статья), которые анализируют самые актуальные и важные события.
С развитием капитализма и ростом городов появились и новые массовые читатели: купцы, приказчики, мелкие служащие, ремесленники, прислуга и т.д. Изменился темп жизни и интересы аудитории. Для нового читателя ежемесячные общественно-политические издания журнального типа, с их солидностью, обстоятельным и неторопливым анализом, не представляли никакого интереса. Люди хотели получать актуальную коммерческую информацию, новости и сенсации, т. е, быть в курсе всех дел в стране и мире.
Буржуазно-демократическая революция 1905 г. стала новым витком в формировании российской системы средств массовой информации. С гласностью стали возникать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты, были вновь созданы газеты и журналы партий народных социалистов, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные листки.
С другой стороны, увеличилось количество массовых изданий.
К 1917 г. Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж московских газет превышал 450 млн. экземпляров, в Петербурге выпускалось полторы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, а также по структуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным державам – Англии, Франции, Германии. Однако поступательное развитие прессы остановилось в 1917 г.
Начался новый этап в развитии отечественной журналистики – советский. Главная задача советской журналистики – разъяснять населению преимущества нового политического строя.
Журналистика 90-х гг. – это журналистика «романтиков». И, видимо, единственный этап в нашей истории, когда СМИ почувствовали себя «четвертой властью». Возникновение разных социальных групп вынудило прессу отреагировать на их запросы появлением деловых изданий, религиозных, культурологических, рекламных, с доминирующей функцией развлечения и других печатных СМИ для разных целевых аудиторий.
Были определены жанрово-стилистические особенности специализированных журналов. К ним отнесятся средства массовой информации, такие как культурные, детские, автомобильные, женские, научные, коммерческие, рекламные, литературно-критические и прочие издания.
Во Главе 2 были рассмотрены особенности целевой аудитории специализированных изданий. Были выявлены критерии деления читателей по определенным признакам, таким как демографические и психологические. Также в этой главе была рассмотрена важность обеспечений коммуникации между читателями и специализированными изданиями. Обеспечение коммуникации важно для понимания желаний читателя и проблем, которые их волнуют. Главным средством коммуникации аудитории и издания являются электронные версии газет и журналов.
Отмечено такое явление в среде специализированных журналов, как «система в системе». Её отличительные признаки: представлены практически все типологические разновидности с соответствующим характерным набором информации — новостной, аналитической, образной, оперативно-справочной, рекламно-коммерческой и пр. Есть массовые издания с широким диапазоном информации, массовые специальные с узким диапазоном информации, специализированные издания, рассчитанные на внутреннюю дифференциацию основной целевой аудиторной группы.
Работа «системы в системе» ведется на всех уровнях — региональном, национальном, межнациональном, налицо и «набор» изданий, ориентированных на разный тип творчества (научно-популярные, публицистические, литературно-художественные).
Были прослежены факторы, способствующие появлению и развитию специализированных журналов, которые на сегодняшний день дифференцируются по целевому назначению, по уровню включенности в тему, по особенностям восприятия информации в зависимости от времени и обстановки. Таким образом, цель работы достигнута.
1. Акопов А.И. Отечественные специальные журналы 1765-1917, историко-типологический обзор. Издательство Ростовского университета 1986. – 83с.
2. Богданова Е. Л. Информационный маркетинг: Учеб. пособие. — СПб., 2020. – 174с.
3. Вартанова Е. Л. СМИ в меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 31-32
4. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации: Учеб. пособие. – М., 2011. – 244 с.
5. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. 2017. – с. 23
6. Корнилов Е.А. Типология журналистики: основные понятия и категории. – М.: Норма, 2014. – С. 38.
7. Коптелов А. А. Цифровые компьютерные технологии в издательстве «Наука» // Научная книга. – 1999. – № 3-4. – С. 17-21.
8. Маргулис Д. Препресс-ресурсы / Пер. с англ. – Мн., 2000. – 256с.
9. Никонов А.А. Типология специализированной прессы. – М.: Юрайт, 2017. – 144с.
10. Павлушкина Н. А. Аудиторный фактор развития периодической печати: Учеб. пособие. СПб., 2014. – 324с.
11. Письменная Е.В. Деловая пресса России и бизнес. М., 2003. – 200с.
12. Полонский А.В. К вопросу о массмедийности и ее параметрах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. – № 1. – с.23.
13. Романова Н.В. Классификация специализированной прессы России: практический аспект. – СПб: Питер, 2016. – 216с.
14. Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006. – 367с.
15. Суворова Е.А. Женская пресса: Красноярск, 2010. – 348c.
16. Типология периодической печати: учеб. пособие / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2019. – 350с.
17. Чуков П.И. Специализированные газеты как тип издания. Диссертация канд. Филолог. Наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 74c.
18. Акопов А. И. Из истории российских специальных журналов по естествознанию (XVIII–XIX вв.) Научно-культурологический журнал , №2. – 2023 г. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=180&level1=main&level2=articles (дата обращения 20.05.2023г.)
19. Вопрос-Ответ // DeAGOSTINI URL: http://www.deagostini.ru/ecm/web/dea-ru/online/home/services/customer-care/faqs (дата обращения: 26.03.2023).
20. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ (учебное пособие для вузов), М.: Аспект Пресс, 2004; электронная версия. URL: http://evartist.narod.ru/text11/34.htm (Дата обращения: 20.04.2023)
21. Зимин М. Нишевые журналы зарабатывают на распространении // Издательство "Эдипресс-Конлига" URL: http://www.konliga.ru/a826 (дата обращения: 28.04.2023).
22. Избирательное право // Библиотекарь.ру URL: http://www.bibliotekar.ru/izbiratelnoe-pravo/195.htm (дата обращения: 01.05.2023).
23. Объединенный каталог «Пресса России» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pressa-rf.ru/cat/1/subject/22/ (Дата обращения: 20.04.2023)
24. Определение целевой аудитории специализированного делового (B2B) журнала для его успешного функционирования // Медиаскоп Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова URL: http://mediascope.ru/node/31 (дата обращения: 23.05.2023).
25. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm (дата обращения: 31.03.2023).
26. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/title.htm (дата обращения: 11.04.2023).
27. Развитие рынка средств массовой информации в условиях глобального экономического кризиса // Международная научно-практическая конференция «Личность Слово Социум» URL: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2009/153-smi-mediakultura/7363-razvitie-ryinka-sredstv-m.html (дата обращения: 14.04.2023).
28. Рожков Р.А. Нишевые не мертвые. Специализированные СМИ вызывают все больший интерес у издателей. Коммерсантъ-Деньги URL: http://www.kommersant.ru/doc/1354505 (дата обращения 12.05.2023).
29. Специализированная пресса: общие характеристики [Электронный ресурс] // URL: https://studbooks.net/705237/zhurnalistika/spetsializirovannaya_pressa_obschie_hara_kteristiki (дата обращения: 13.04.2023).
30. Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии [Электронный ресурс] // URL: 38 http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785756704327-SCN0001.html (дата обращения: 1.04.2023).