Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого
воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии 10
1.1 Особенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет 10
1.2 Пластилинография как средство развития творческого
воображения у детей 5-6 лет 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения
у детей 5-6 лет посредством пластилинографии 28
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческого
воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии 47
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет 61
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Приложение А Характеристика выборки исследования 79
Приложение Б Образец протокола наблюдения за детьми в ходе изобразительной деятельности 80
Приложение В Сводные таблицы результатов констатирующего этапа исследования 81
Приложение Г Тематическое планирование непрерывной
образовательной деятельности (изобразительная деятельность - лепка) по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет посредством нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии 89
Приложение Д Сводные таблицы результатов контрольного этапа исследования
Актуальность данного исследования заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе обусловливают необходимость воспитания активной и творческой личности, способной решать новые жизненные проблемы нестандартно.
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования различных психических функций ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие предметной деятельности, налаживание навыков общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мышления, внимания, памяти, воображения. В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными организациями встает важная задача формирования творческого потенциала подрастающего поколения, что в свой черед требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Развитие воображения способствует развитию в дальнейшем творческих способностей в целом. В современном мире более всего нуждаются в людях, которые проявляют высокий уровень креативности и творческих способностей. По этой причине, внимание развитию воображения уделяется уже в дошкольном возрасте, разрабатываются программы по повышению уровня развития воображения, упражнения, игры.
Под воображением понимается самостоятельное создание новых образов, включенных в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате ценные оригинальные продукты. Такое воображение присутствует в поведении ребенка и любой форме деятельности. Проблема развития воображения изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, В.А. Крутецкого. Р.С. Немова, К.Д. Ушинского.
Как показали исследования В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, воображение способствует эффективному усвоению детьми новых знаний, являясь при этом условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Детское творческое воображение детей представляет собой огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода к творчеству и образованию. Оно широко используется в художественном, научном и техническом творчестве и направлено на самостоятельное создание новых оригинальных образов. Творчество необходимо как детям, так и взрослым. В детстве создаются магические образы (на основе творческого воображения), которые зачастую так же истинные для детей, как и образы, созданные из восприятия.
Фантазия и воображение - неотъемлемая часть жизни ребенка. Невозможно изучить программу без воображения. Человек нуждается в этом и должен его развивать. Особенно сильно развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет. И если воображение не развивается в определенный момент, то впоследствии устанавливается быстрое снижение этой функции. В то же время ребенок теряет интерес к искусству и творчеству. Ребенок по своей природе творческий и нуждается только в том, чтобы ему не мешали свободно выражать свое мнение.
Взаимодействие с объектами помогает ребенку познакомиться с окружающим миром. В этот момент ребенок узнает о своих творческих способностях, изменяя то, к чему он прикасается. Во время занятий с пластилином демонстрируется тактильная активность, которая влияет на воображение ребенка и формирует основу для развития его интеллекта. Происходящие в дошкольном образовании преобразования создают новые потребности для развития детей. Знакомство детей с нетрадиционной техникой скульптурной пластилинографии, принцип которой заключается в создании смоделированной картины с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, является видом деятельности, доступным дошкольникам. В этом виде молдинга создаются выпуклые плоские объекты на горизонтальной плоскости.
Понятие «пластинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, с которым осуществляется идея и корень «графия» в значении творить, рисовать. Пластилинография позволяют развивать у ребенка личность, творческое воображение, расширять возможности зрительной активности детей. Дети приобретают знания, навыки и способности, учатся познавать мир, осознавать себя и свое место в нем.
Таким образом, занятия пластилинографией играют чрезвычайно важную роль в полноценном развитии ребенка, потому что: это один из способов познания окружающего мира и его места в нем; это один из способов развития интеллектуальных навыков; это один из способов формирования его голосового аппарата; в процессе обучения с пластилином ребенок начинает проявлять творчество.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей пластилинографии для реализации данного процесса.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности пластилинографии в развитии творческого воображения у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: пластилинография как средство развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии возможно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственную среду группы материалами, способствующими развитию у детей творческого воображения;
- разработано содержание непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность - лепка), способствующей развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии;
- организована поэтапная работа по развитию показателей творческого воображения детей посредством пластилинографии с использованием игровых, наглядных, словесных и практических методов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии;
2) выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пластилинографии;
4) выявить динамику уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования, посвященные изучению творческого воображения у детей 5-6 лет (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- исследования возможностей пластилинографии в развитии воображения у детей 5-6 лет (Г.Н. Давыдова, Е.А. Румянцева, К.И Стародуб, Т.Б. Ткаченко, Е.В. Чернова).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдения, беседы с детьми и взрослыми, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Новизна исследования: обоснованы возможности пластилинографии в развитии творческого воображения у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития творческого воображения у детей 5-6 лет; разработка и обоснование содержания работы с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии составит основу для более широких научных представлений о методах и средствах развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования предложенного содержания непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность - лепка) с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии, способствующего развитию творческого воображения у детей 5-6 лет, в работе педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ № 46 «Полянка», города Сысерть. В исследовании приняли участие 30 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (47 источников), 5 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Воображение - самое важное психическое новообразование в дошкольном возрасте. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: воображение приобретает любой характер, предполагая создание плана, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, становится воображением; ребенок учится технике и способам создания образа; воображение обращается к внутреннему плану; нет необходимости в визуальной поддержке при создании образ.
Пластилинография может быть хорошим инструментом, помогающим учителю развивать зрительные навыки и творческое воображение у детей от 5 до 6 лет.
Творческое воображение относится к индивидуальным характеристикам человека, которые определяют успех его творчества различного рода. Необходимым условием развития творческого воображения является вовлечение ребенка в активные формы деятельности. Изобразительная деятельность может быть успешно использована для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности дошкольники приобретают ряд навыков графики и живописи, учатся анализировать объекты и явления из окружающего мира.
Центральным моментом в работе по развитию творческого воображения является развитие у детей способности создавать различные образы окружающего мира при помощи пластилина и специальных инструментов. Развитию творческого воображения способствует использование нетрадиционных техник работы с пластилином - пластилинографии.
С целью выявление уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет нами было проведено экспериментальное исследование.
Исследование осуществлялось на базе МАДОУ № 46 «Полянка» г. Сысерть. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Дети были разделены на две группы - экспериментальная и контрольная по 15 человек в каждой.
Обобщая полученные результаты по всем методикам проведенной нами диагностики в работе, можно прийти к выводу, что творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне. Однако достаточно большое количество детей имеет низкий уровень творческого воображения - в экспериментальной группе 26%, а в контрольной группе 40%.
В ходе формирующего этапа эксперимента была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами, способствующими развитию у детей творческого воображения; разработано содержание непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность - лепка), способствующей развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии; организована поэтапная работа по развитию показателей творческого воображения детей посредством пластилинографии с использованием игровых, наглядных, словесных и практических методов.
По окончании формирующего эксперимента нашего исследования был проведен контрольный срез с целью выявления динамики уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет. Обобщая полученные результаты по всем методикам проведенной нами диагностики в работе, можно прийти к выводу, что количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения увеличилось на 46%, количество детей со средним уровнем снизилось на 23%, с низким уровнем снизилось на 22%. В контрольной группе также выявлено повышение показателей творческого воображения, но оно составляет 17% (по высокому уровню) и является менее выраженным, связанным, скорее всего, с ежедневной образовательной деятельностью, проводимой в детском саду.
Таким образом, мы пришли к выводу, что разработанное нами содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пластилинографии способствовало положительной динамике в уровне развития показателей творческого воображения. Цели и задачи бакалаврской работы достигнуты. Гипотеза исследования подтверждена.
1. Битянова М. Р. Социальная психология. М. : ЭКСМОПресс, 2004. 576 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов. М. : Академия, 2002. 320 с.
3. Боровик О. В. Развитие воображения: Методические
рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112 с.
4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.,
2009. 243 с.
5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 336 с.
6. Вострокнутов Е. В. Формирование творческих компетенций у будущих инженеров // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2-х ч. Часть 1. Омск, 2011. С. 56-58.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991. 206 с.
8. Галянт И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности. // Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 26-38.
9. Грибовская А. А. Обучение детей среднего дошкольного возраста декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. М. : Скрипторий, 2008. 151 с.
10. Грибовская А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. М. : Сфера, 2010. 80 с.
11. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 22-23.
12. Диагностическая методика «Нарисуй что-нибудь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/2229525/page:3/. (дата обращения: 12.03.2020).
13. Диагностическая методика «Придумай игру» Электронный ресурс]: Режим доступа: http://azps.ru/tests/pozn/letplay.html. (дата обращения: 12.03.2020).
14. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 52-59.
15. Дьяченко О. М. Развитие воображения ребенка среднего дошкольного возраста. М. : Знание, 1996. 96 с.
16. Жуков В. Г. Формирование профессионально-творческой компетентности будущих специалистов в учебно-производственном процессе колледжа: дисс. канд. пед. наук. М. : Новосибирск, 2012. 189 с.
17. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика: учебник. М. : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 448 c.
18. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности. // Дошкольное воспитание. 2006. №3. С. 21-27.
19. Иванова А. А., Шинкарева Н. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 136-138.
20. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2008. 800 с.
21. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 49¬53.
22. Казакова Т. Г. Развивайте у детей среднего дошкольного возраста творчество. М. : Просвещение, 1985 193 с.
23. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 218 с.
24. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003. 354 с.
25. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.
2005. №12. С. 37.
26. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М. : РИНО, 2009
27. Кудрявцев В. И. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2016. № 9. С. 23-25.
28. Кудрявцев Т. В. Развивающее воображение // Дошкольное воспитание. 2004. №7. С. 77-83.
29. Майерс Д. Социальная психология: учеб. пособие. СПб. : Питер,
2010. 794 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
31. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. СПб. : Владос, 2001. Кн. 1: Общие
основы психологии. 271 с.
32. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2004. 265 с.
33. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 192 с.
34. Пахтусова Н. А. Формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза: дисс. канд. пед. наук.Челябинск, 2011. 214 с.
35. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2008. 496 с.
36. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 2006. 303 с.
37. Психология развития: энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Петровского. М. : Речь, 2008. 176 с.
38. Ремезова Л. А. Играем с цветом: формирование представление о цвете у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. М. : Школьная Пресса,
2014. 96 с.
39. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. Воображение. В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 344-360.
40. Скоробогатов В. А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М. : Союз, 2002. 356 с.
41. Смолярчук И. В. Развивать творческие способности детей // Школьное воспитание. 1993. №8. С.10-12.
42. Субботина Л. Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей: ил. Серия «Психология детства». М. : ООО «Издательство АСТ»,
2006. 189 с.
43. Теплов Б. М. Психология и психифизиология индивидуальных различий: избранные психолог. труды: в 2 т. 2-е изд., стер. М. : МСПИ, 2009. 328 с.
44. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. М. : Академия, 2006. - 95 с.
45. Шинкарёва Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый.
2015. №24. С.1053-1055.
46. Щербаков А. И. Практикум по общей психологии. М., 2000. 243 с.
47. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.