Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

Работа №118707

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста 13
1.3 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем
школьном возрасте 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 26
2.1 Диагностика уровня сформированности учебной мотивации 26
2.2 Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
на уроках русского языка 36
2.3 Анализ и обобщение результатов 47
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты ранжирования учащихся 63
Приложение Б Результаты ранжирования учащихся на контрольном этапе 67
Приложение В Тематическое планирование 71
Приложение Г Конспекты уроков

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, главной целью обучения в начальной школе на современном этапе становится развитие личности ученика. Актуальность выбранной темы выражается в том, что проблема развития учебной мотивации младших школьников постоянно находится во внимании педагогов. Только высокая учебная мотивация школьников позволяет добиться желаемых результатов в усвоении программных требований по предметам младшего звена. Учебная мотивация зарождается у младших школьников через интерес к новым знаниям и посредством расширения кругозора. Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению - понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что обучающийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, поэтому успешное овладение знаниями рассматривается ими как жизненное достижение. Когда дети только приходят в школу им свойственна от природы любознательность, но постепенно от класса к классу эта активность снижается, что в свою очередь влечет снижение интереса к учебе, выполнению домашних заданий. Дети все чаще невнимательны и пассивны, но природная энергия требует выхода, поэтому происходит переключение внимания на более интересные дела. В связи с этим все большую актуальность приобретает необходимость поиска увлекательных и мотивирующих форм организации учебной деятельности. Но для того, чтобы создать необходимые условия, следует понимать природу мотивации к учению, потребности ее реализации и развития, что дополнительно подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Изучением мотивации школьников занимались такие известные педагоги и психологи как: Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, И.О. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.Г. Максимов, В.С. Мухина, О.Н. Первушина, И. П. Подласый, Л.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эль- конин и другие учёные. Разработаны различные способы формирования и развития мотивации младших школьников, одним из которых является использование разнообразных форм контроля.
Развитие системы образования требует изменения школьных программ, во-первых, для того чтобы они соответствовали новым реалиям и могли предоставить современный учебный материал, а во-вторых, с учетом психологических и педагогических требований к организации современного образовательного процесса позволяли сделать материал более удобным для усвоения.
Для каждого учебного предмета необходимо найти возможные пути активизации процесса обучения и повышения уровня самостоятельности, в свою очередь формировать устойчивые познавательные интересы, служащие мотивирующей силой процесса успешного обучения. Поиск методов и путей активизации повышение интереса к учебе определяется негативными тенденциями снижающейся мотивации школьников. Предмет «Русский язык» не является исключением в этом вопросе, поскольку снижение мотивации неизбежно ведет к снижению качества образовательного процесса, и снижает уровень грамотности среди учащихся.
В ходе исследования было установлено противоречие между необходимостью повышения качества образовательного процесса в начальной школе и отсутствием устойчивой мотивации к учению у большинства современных школьников, а также между необходимостью использования различных форм контроля, обеспечивающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся и недостаточной информированностью учителя в вопросах организации нетрадиционных форм контроля при усвоении той или иной учебной темы младшими школьниками.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка?
Решение проблемы составляет цель настоящего исследования - определить педагогические условия для эффективного формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: уроки русского языка как средство формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников будет проходить более успешно, если:
- на уроках русского языка для формирования мотивации учения используются различные формы контроля;
- учебный материал преподносится в занимательной форме с использованием
познавательных игр, дискуссий и споров;
- ученики активно включены в совместную учебную деятельность в классе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования учебной мотивации младших школьников.
2. Определить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Мартан-Чу Чеченской Республики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста посредством уроков русского языка может быть использовано в образовательном процессе школьных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника) и 4 приложения. Текст работы иллюстрирован 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ показал, что в современных условиях организации обучения в начальной школе вопросы мотивации приобретают важное значение, поскольку именно мотивации к учению заставляет школьников действовать осмысленно. При этом ученые считают младший школьный возраст наиболее благоприятным для формирования основы желания и умения учиться.
В рамках настоящего исследования под мотивацией рассматривалась психологическая характеристика личности, выражающаяся в его отношении к окружающей действительности и деятельности. Мотив является ключевым фактором, побуждающим человека действовать. Так чем сильнее учебная мотивация неуверенность школьников своих действиях, тем больше усилий он будет прилагать. Это определяет необходимость построения учебного процесса таким образом, чтобы на протяжении всего периода у ребенка формировались и поддерживались внутренние побуждения к приобретению знаний и умственному труду.
Способствовать учебной мотивации будет включенность школьника в деятельность, который в наибольшей степени соответствует его интересам, вызывает положительные эмоции, а сам процесс обучения при этом организован в доверительном и доброжелательном ключе.
В рамках настоящего исследования был организован эксперимент по формированию учебной мотивации.
Базой исследования выступило МБОУ СОШ №1 с. Мартан-Чу. В исследовании приняли участие учащиеся 4А и 4Б классов (в количестве 52 чел.).
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования учебной мотивации четвероклассников.
Была сформулирована следующая гипотеза: процесс формирования учебной мотивации четвероклассников будет проходить более успешно, если:
- на уроках русского языка для формирования мотивации учения используются различные формы контроля;
- учебный материал преподносится в занимательной форме с использованием познавательных игр, дискуссий и споров;
- ученики активно включены в совместную учебную деятельность в классе.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольная.
На первом этапе младшие школьники были разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. Затем были отобраны методики и организованно исследование уровня учебной мотивации четвероклассников.
На втором этапе были проведены уроки русского языка с использованием различных форм контроля. Дополнительно для формирования учебной мотивации на уроках использовались игры, дискуссии и другие формы организации учебного процесса, которые позволяли максимально вовлечь учащихся в совместную деятельность.
На контрольном этапе было организовано повторные диагностирования уровне учебной мотивации. Методики были использованы аналогичные констатирующему этапу.
На основании полученных данных можно говорить о том, что проведенная работа по формированию мотивации четвероклассников была эффективной. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтверждена.



1. Абдулова К.М. Формирование мотивационной сферы младших школьников как составляющая УУД // Актуальные вопросы современной науки. 2018. № 1. С. 44-47.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. М.: Изд-во ЛИСТНЬЮ, 2015. 238 с.
3. Балл, Г.А. Понятие адаптации и её значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2018. №1. - С.22-26.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2015. 464 с.
5. Божович Л. И., Морозова, Н. Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у школьников // Психология в вузе. 2015. № 5. С.10-15.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2013. 468с.
7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2014. 136 с.
8. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием. М.: АКАДЕМ1А, 2012. 456с.
9. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2017. 150 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004, 200 с.
11. Габай Т. В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2016. 240 с.
12. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии: курс лекций по учеб.дисциплине. М.: АСТ, 2015. 253с.
13. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2016. 336 с
14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 67 лет к школьному обучению. М.:
Психологическое образование, 2016. 235 с.
15. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования // Научное обозрение. 2018. №1. С. 79-83.
16. Концепция Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. / [Электронный ресурс] URL: https://minobr.govmurman.ru/files/
Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_ OVZ.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
17. Корсини Г., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб., 2015. 954 с.
18. Котлярова Т.С. Сценарный подход к управлению формированием универсальных учебных действий младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 60. С. 60-67.
19. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 42-47.
20. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 2016. № 6. С.13-24.
21. Недвецкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: Перспектива, 2013. 151с.
22. Общая психология. / А.В. Скрипченко, Л. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. М .: Просвещение, 2015. 464 с.
23. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Л.А. Головей, Л.Н. Кулешова, Л.И. Вансовская; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Изд. Доп. и перераб. СПб.: Речь, 2014. - 693 с.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» / [Электронный ресурс] URL: https://minobr. govmurman.ru/files/
OVZ/Prikaz_%E2%84%96_1599_ot_19.12.2014.pdf (дата обращения:
12.06.2019).
25. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М .: Политиздат, 2015. 494 с.
26. Родионова О.Н. Семейная психология и домашнее воспитание: становление и развитие нравственных чувств детей: учеб.пособие для вузов / под науч. ред. Г.Б. Черевач. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 255 с.
27. Семянников С.С. Теоретический анализ проблемы формирования внутренней позиции школьника // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №9. С.170-175.
28. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: учеб.пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. 327 с.
29. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций. 4е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 133с.
30. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М .: Изд. центр «Академия», 2016. 288 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598. / [Электронный ресурс] URL: https://minobr.govmurman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%96_1598_ot_19.12.201 4.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
32. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука - учителю. М .: Просвещение, 2015. 224 с.
33. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань. 2015. 24 с.
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2013. № 2. С. 58-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ