Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (Московский государственный институт культуры)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка .
Выборка: 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Характеристика эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.2. Методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Анализ и выводы по результатам исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….39
База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка .
Выборка: 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Характеристика эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.2. Методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Анализ и выводы по результатам исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….39
Актуальность проблемы. Эмоциональное благополучие ребенка является важным фактором, влияющим на его жизнь. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание любой деятельности, мотивацию воспитанника, получение удовлетворения от выполнения той или иной работы. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает ребенка к включению в эту деятельность. Следовательно, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связана с выделением новых задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского сада. Одной из ведущих задач становится создание психолого-педагогических условий для поддержания эмоционального благополучия дошкольников.
Создание условия для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста можно считать одной из задач дошкольной образовательной организации, что является одной из предпосылок, способствующей социальной ситуации развития воспитанников, удовлетворения их основных возрастных потребностей, как биологических, так и социальных. В частности, ребенок с высоким уровнем эмоционального благополучия хочет ходить в детский сад, охотно общается со сверстниками и взрослыми, с увлечением участвует в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и настаивать на своем, способен сам улаживать конфликты, выполняет адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам, может адекватно выразить свое внутреннее состояние. В тоже время воспитанник с низким уровнем вял, сторонится других, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Однако, работу по созданию условия для эмоционального благополучия воспитанников невозможно осуществлять без своевременной диагностики. Знание особенностей эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста поможет предупредить отклонение в развитии личности, способствовать формированию благоприятного микроклимата в группе.
Между тем, проблема обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста остается предметом исследования таких ученых как В.П. Белкина, Е.В. Ивановой, Л.В. Логиновой, О.Л. Холодовой, И.В. Шаповаленко и др., которыми прилагаются усилия в разработке условий создания эмоционального благополучия воспитанников, а также поиска методов его диагностики.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить следующее противоречие: между значимостью создания условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методов его диагностики.
Проблема исследования заключается в обосновании методов диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации должно осуществляться на основании исследования ряда показателей, таких как: характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, уровень эмоционального комфорта воспитанника (эмоциональный фон, уровень тревожности), уровень эмпатии, а также уровень развития у него восприятия и понимания эмоционального состояния других.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть методы изучения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
3) исследовать уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ и обобщение педагогической и психологической научной литературы по проблеме исследования;
– констатирующий эксперимент;
– качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 210» г. Новокузнецк.
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связана с выделением новых задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского сада. Одной из ведущих задач становится создание психолого-педагогических условий для поддержания эмоционального благополучия дошкольников.
Создание условия для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста можно считать одной из задач дошкольной образовательной организации, что является одной из предпосылок, способствующей социальной ситуации развития воспитанников, удовлетворения их основных возрастных потребностей, как биологических, так и социальных. В частности, ребенок с высоким уровнем эмоционального благополучия хочет ходить в детский сад, охотно общается со сверстниками и взрослыми, с увлечением участвует в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и настаивать на своем, способен сам улаживать конфликты, выполняет адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам, может адекватно выразить свое внутреннее состояние. В тоже время воспитанник с низким уровнем вял, сторонится других, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Однако, работу по созданию условия для эмоционального благополучия воспитанников невозможно осуществлять без своевременной диагностики. Знание особенностей эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста поможет предупредить отклонение в развитии личности, способствовать формированию благоприятного микроклимата в группе.
Между тем, проблема обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста остается предметом исследования таких ученых как В.П. Белкина, Е.В. Ивановой, Л.В. Логиновой, О.Л. Холодовой, И.В. Шаповаленко и др., которыми прилагаются усилия в разработке условий создания эмоционального благополучия воспитанников, а также поиска методов его диагностики.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить следующее противоречие: между значимостью создания условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методов его диагностики.
Проблема исследования заключается в обосновании методов диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации должно осуществляться на основании исследования ряда показателей, таких как: характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, уровень эмоционального комфорта воспитанника (эмоциональный фон, уровень тревожности), уровень эмпатии, а также уровень развития у него восприятия и понимания эмоционального состояния других.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть методы изучения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
3) исследовать уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ и обобщение педагогической и психологической научной литературы по проблеме исследования;
– констатирующий эксперимент;
– качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 210» г. Новокузнецк.
Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Помимо психических процессов огромное значение имеет развитие положительного эмоциональной сферы, которая относится к числу важнейших условий развития личности ребенка, осознания ребенком себя. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального благополучия детей в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема была и является актуальной и все больше внимания привлекает со стороны психологов и педагогов.
Основываясь на исследованиях А.Д. Кошелевой, Н.Ю. Сергеевой, Г.А. Урунтаевой эмоциональное благополучие понимается нами как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.
Среди компонентов эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выделяются отношение ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым; общий эмоциональный тонус; способность ребенка определять эмоциональное состояние другого; уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.
В ходе теоретического изучения проблемы исследования нами было уделено внимание выделение критериев эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, а также методик, которые позволили бы исследовать выделенные показатели.
С учетом различных точек зрения нами было определено, что в качестве показателей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступают эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, на основании которых должен быть осуществлен подбор диагностических методик.
Проведенное экспериментальное исследование было направлено на исследование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, которое проходило в МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка в марте 2022 года.
Исследование эмоционального благополучия воспитанников проводилось в подготовительной группе с помощью методик: «Паровозик» С.В. Валиевой, опросника «Определение уровня тревожности у детей» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Тнтаренко, опросника «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой, методики «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетининой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любиной, Л. Микулик, позволяющих сделать вывод о выраженности следующих показателей: эмоциональный фон, эмоциональное развитие, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Результаты, полученные по ходу экспериментального исследования, показали, что высокий уровень был выявлен у 45% детей старшего дошкольного возраста, у 35% воспитанников диагностирован средний уровень и среди 20% детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень эмоционального благополучия.
Кроме того, для этой группы воспитанников характерным является достаточно высокий уровень эмпатии, положительный эмоциональный настрой в социальной среде, эмоциональная устойчивость при взаимодействии с окружающим миром, отсутствие тревожности, адекватный уровень самооценки.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили положения гипотезы. Поставленные цели и задачи были достигнуты.
Основываясь на исследованиях А.Д. Кошелевой, Н.Ю. Сергеевой, Г.А. Урунтаевой эмоциональное благополучие понимается нами как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.
Среди компонентов эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выделяются отношение ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым; общий эмоциональный тонус; способность ребенка определять эмоциональное состояние другого; уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.
В ходе теоретического изучения проблемы исследования нами было уделено внимание выделение критериев эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, а также методик, которые позволили бы исследовать выделенные показатели.
С учетом различных точек зрения нами было определено, что в качестве показателей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступают эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, на основании которых должен быть осуществлен подбор диагностических методик.
Проведенное экспериментальное исследование было направлено на исследование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, которое проходило в МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка в марте 2022 года.
Исследование эмоционального благополучия воспитанников проводилось в подготовительной группе с помощью методик: «Паровозик» С.В. Валиевой, опросника «Определение уровня тревожности у детей» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Тнтаренко, опросника «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой, методики «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетининой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любиной, Л. Микулик, позволяющих сделать вывод о выраженности следующих показателей: эмоциональный фон, эмоциональное развитие, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Результаты, полученные по ходу экспериментального исследования, показали, что высокий уровень был выявлен у 45% детей старшего дошкольного возраста, у 35% воспитанников диагностирован средний уровень и среди 20% детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень эмоционального благополучия.
Кроме того, для этой группы воспитанников характерным является достаточно высокий уровень эмпатии, положительный эмоциональный настрой в социальной среде, эмоциональная устойчивость при взаимодействии с окружающим миром, отсутствие тревожности, адекватный уровень самооценки.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили положения гипотезы. Поставленные цели и задачи были достигнуты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ И ЗДОРОВЫХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Ознакомление с произведениями живописи как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРАТИВНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в процессе воспитания детей мигрантов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ
У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



