Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКОВ

Работа №118678

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 11
1.1 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Характеристика сенсорного развития детей 3-4 лет. Определение лэпбука как средства сенсорного развития детей 3-4 лет 27
Глава 2 Экспериментальная работа по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков 40
2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет 40
2.2 Организация и содержание работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков 51
2.3 Анализ результатов работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков 67
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 78
Приложение А Сводные результаты констатирующего эксперимента 83
Приложение Б Комплекс занятий по сенсорному развитию детей 3-4 лет 84
Приложение В Лэпбук «Мир сенсорики» 85
Приложение Г Лэпбук «Я познаю мир» 88
Приложение Д Сводные результаты контрольного эксперимента 91

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. Такое направление как познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и другое. Решение данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций осуществляется в рамках сенсорного развития.
Актуальность исследования сенсорного развития детей на социально-педагогическом уровне определяется возрастающей потребностью социума в повышении эффективности подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе; заказом общества на развитие познавательной сферы дошкольника. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность развития познавательной сферы в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на взглядах целого ряда авторов, таких как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли, которые в своих трудах раскрывали значение сенсорного развития, его методы, формы и условия.
Изучение научных работ позволило выделить следующие направления исследований сенсорного развития детей.
1. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста отражены в работах Э.А. Александрян, Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, С.В. Фонаревой и других.
2. Особенности формирования у детей в процессе сенсорного воспитания как простейших представлений о качествах предметов, так и сложных обобщенных представлений (эталонирование) представлены в работах Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской, З.М. Истоминой, Г.А. Кислюк, З.Н. Максимовой, О.Л. Новоселовой, Л.А. Пеньевской, Э.Г. Пилюгиной, Л.И. Сысуевой и других).
3. Особенности развития сенсорных способностей посредством дидактических игр раскрыты в исследованиях В.Н. Аванесовой, А.И. Ануфриевой, О.И.Бобылевой, А.К. Бондаренко, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковской, О.М. Митюковой, И.Б. Теплицкой, Е.И. Удальцовой и других.
4. Описана специфика развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельностей: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и другие); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и другие); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и другие); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина и другие).
Современные дошкольники становятся активными пользователями игрового и другого развлекательного цифрового контента начиная с младшего дошкольного возраста. При этом опосредованный характер восприятия сенсорных эталонов, отсутствие реальных перцептивных действий при взаимодействии с гаджетами, невозможность целостного познания сенсорных признаков на основе зрительных, тактильных, слуховых и других ощущений обедняет непосредственный сенсорный опыт детей.
В настоящее время в практике дошкольного образования идет поиск альтернативных путей сенсорного воспитания, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Таким образом, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется противоречием между достаточной исследованностью закономерностей сенсорного развития и слабой представленностью в прикладных исследованиях проблемы сенсорного воспитания детей в условиях нарастающей информатизации и цифровизации современного общества.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне исходит из проблемы реализации новых дидактических средств в повышении эффективности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе. Выбор возраста детей - 3-4 года - не случаен в нашем исследовании. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.
Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования, направленное на повышение его качества, актуализирует необходимость корректировки ранее разработанных аспектов сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В сложившихся условиях, существует проблема в поиске пути повышения эффективности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, связанная с реализацией новых дидактических средств. Таким средством может выступать создание лэпбуков. Однако, данное адаптированное Т.А. Пироженко средство обучения недостаточно изучено в области сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречия:
• между возрастающей потребностью социума в повышении эффективности подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе и недооценкой значимости в данном процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
• между достаточной исследованностью закономерностей сенсорного развития и слабой представленностью в прикладных исследованиях проблемы сенсорного воспитания детей в условиях возрастающей информатизации и цифровизации современного общества;
• между необходимостью корректировки ранее разработанных аспектов сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и внедрением новых дидактических средств, повышающих эффективность сенсорного развития детей.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какова возможность совершенствования процесса сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством лэпбуков?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством лэпбуков».
Объект исследования - процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - лэпбук как средство сенсорного развития детей 3-4 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить возможность сенсорного развития детей 3-4 лет посредством лэпбуков.
В основу исследования положена гипотеза о том, что качественное изменение уровня сенсорного развития детей 3-4 лет возможно, если:
• в качестве основного средства сенсорного развития используется лэпбук - компактное интерактивное пособие, позволяющее на основе дифференцированного подхода организовать познавательную деятельность детей 3-4 лет с дидактическими материалами для освоения сенсорных эталонов, перцептивных действий;
• разработано содержание образовательного процесса на основе использования лепбуков как средства систематизации, закрепления освоенного детьми сенсорного опыта.
• образовательный процесс по сенсорному развитию детей 3-4 лет представлен взаимосвязанными компонентами: программно-целевым, процессуальным, диагностическим.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2) теоретически обосновать использование лэпбуков как средства сенсорного развития детей 3-4 лет;
3) разработать и апробировать содержание работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков;
4) определить результативность экспериментальной работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков.
Теоретическую основу исследования составляют:
• работы, раскрывающие содержание и сущность понятия «сенсорное развитие» (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова);
• исследования способов, приемов и методов, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, И.Д. Зверева, Э.Г. Пилюгина);
• работы исследователей, объясняющие роль нового дидактического средства (лэпбук) в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста (Т.А. Пироженко, А.М. Леонтьева).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и педагогической практики);
• эмпирические (наблюдение, эксперимент);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия № 9» структурное подразделение детский сад г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 воспитанников 3-4 лет.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2018 по 2020 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Определение проблемы исследования, выявление объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретические основания исследования по изучаемой проблеме, осуществлялся первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении эффективности нового дидактического средства - лэпбук - в сенсорном развитии детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении и обосновании содержания и форм работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков.
Практическая значимость исследования заключается в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное развитие детей 3-4 лет. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности воспитателей с целью повышения эффективности работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет посредством лэпбуков.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дошкольной педагогики и детской психологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в определении содержания и апробации способов организации сенсорного воспитания детей 3-4 лет посредством лэпбуков; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.), а также на педагогических советах в детском саду - структурном подразделении МБОУ «Гимназия № 9» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Лэпбук, как средство сенсорного развития детей 3-4 лет, представляет компактное интерактивное пособие, позволяющее на основе дифференцированного подхода организовать познавательную деятельность детей с дидактическими материалами для освоения сенсорных эталонов, перцептивных действий.
2. Образовательный процесс по сенсорному развитию детей 3-4 лет представлен взаимосвязанными компонентами: программно-целевым, процессуальным, диагностическим. Программно-целевой компонент включает задачи образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 3-4 лет, отражающие последовательность и взаимосвязь овладения детьми сенсорными эталонами и перцептивными действиями. Процессуальный компонент представлен блоками образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 3-4 лет; каждый блок содержит отобранные средства (дидактические игры и упражнения с материалами сенсорных леэпбуков) для решения поставленных задач. Диагностический компонент включает выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 12 рисунков, 4 таблицы, список используемой литературы и источников (58 наименований) и 5 приложений. Основной текст работы изложен на 82 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема сенсорного развития детей 3-4 лет является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего исследования.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность и значимость рассматриваемой проблемы. Изучение накопленного педагогического опыта позволяет обнаружить возможность совершенствования процесса сенсорного развития детей 3-4 лет посредством использования интерактивного дидактического средства - лэпбука.
Экспериментальная работа проводилась с целью проверки положений гипотезы. Мы разработали и апробировали содержание образовательного процесса на основе использования лепбуков. Образовательный процесс по сенсорному развитию детей 3-4 лет был представлен взаимосвязанными компонентами: программно-целевым, процессуальным, диагностическим. Программно-целевой компонент включает задачи образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 3-4 лет, отражающие последовательность и взаимосвязь овладения детьми сенсорными эталонами и перцептивными действиями. Процессуальный компонент представлен блоками образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 3-4 лет; каждый блок содержит отобранные средства (дидактические игры и упражнения с материалами сенсорных леэпбуков) для решения поставленных задач. Диагностический компонент включает выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет. В работе представлена комплексная психолого­педагогическая диагностика сенсорного развития детей 3-4 лет. Выделены показатели, подобраны диагностические задания, описаны уровни (низкий, средний, высокий) сенсорного развития детей 3-4 лет.
В результате анализа полученных эмпирических данных на контрольном этапе эксперимента отмечена положительная динамика в сенсорном развитии детей 3-4 лет.
Таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенной экспериментальной работы, о возможности использования лэпбуков как средства сенсорного развития детей 3-4 лет.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы в виду ее многоплановости. Перспективами дальнейшей работы могут быть: изучение преемственности образовательного процесса по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста; использование лепбуков для комплексного решения задач разных направлений развития и образования детей младшего дошкольного возраста.


1. Аванесова В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей. М. : Просвещение, 1981. 185 с.
2. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М. : Просвещение, 1968. 105 с.
3. Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства. М. : Просвещение, 1990. 169 с.
4. Аксарина Н. М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания. М. : Просвещение, 1962. 200 с.
5. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван : Айастан. 1972. 223 с.
6. Алексеева Н. Формирование сенсорных способностей // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 34-38.
7. Бибанова Е. Г. Педагогика преддошкольного возраста. М. : Просвещение, 1977. 190 с.
8. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1991. 207 с.
9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
10. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М. : Просвещение,1988. 144 с.
11. Венгер Л. А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. М. : Просвещение, 1969. 196 с.
12. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М. : Педагогика. 1976. 256 с.
13. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение, 1989. 210 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство. М. : Педагогика, 1984. 416 с.
15. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/407805/ (дата обращения: 15.03.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ