Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы и общие положения понятия некоммерческой организации и статуса иностранного агента 12
1.1. История 12
1.2. Разновидности статуса иностранного агента 17
1.3. Правовой статус некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 22
Глава 2. Позиция органов государственной власти и правовая оценка европейского суда по правам человека статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 26
2.1. Правовая оценка Конституционного Суда РФ статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 26
2.2. Критика необходимости введения статуса иностранного агента для некоммерческих организаций 38
2.3. Коллективная жалоба в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по делам связанных с некоммерческими организациями, выполняющих функции иностранного агента 42
Глава 3. Актуальные проблемы реализации действующего законодательства, регулирующего статус иностранного агента 53
3.1 Почему нельзя сравнивать закон США об иностранных агентах (FARA) с российским 53
3.2. Анализ актуальных проблем, действующего законодательства, регулирующего статус иностранного агента 63
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 69
Согласно федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021): «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» [1].
Согласно пункту 7 статьи 32 ФЗ-№7, каждая некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, обязана подать соответствующее заявление сразу после регистрации и до начала своей деятельности в соответствующий орган. Заявление о включении НКО в реестр организаций, исполняющих функции иностранного агента, подается в уполномоченный орган (Минюст). В случае, если такая НКО не подала заявление о включении ее в реестр, Минюст России и его должностные лица имеют право приостановить своим решением ее деятельность на срок не более шести месяцев. При несогласии с таким решением НКО вправе обратиться в суд или предоставить в Минюст России заявление о включении ее в реестр [2].
Однако, согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности [3].
Суд, в силу п. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения [4].
Цель данной ВКР заключается в изучении законодательства, связанного с государственным регулированием деятельности некоммерческих организаций, получивших статус иностранного агента, оценить обоснованность и соразмерность введения данного статуса.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
• изучить действующее законодательство РФ по государственному регулированию деятельности некоммерческих организаций, получивших статус иностранного агента;
• проанализировать действующее законодательство РФ;
• сравнить действующее законодательство РФ с зарубежным законодательством, регулирующим данный вопрос.
• систематизировать полученную информацию и собрать материал для написания дипломной работы.
Актуальность данной работы заключается в том, что закон об иностранных агентах, принятый в 2012 году и постоянно изменяемый до 2020 года (а реестр иностранных агентов пополняется и в текущем 2022 году), отражает современную российскую политическую риторику, которая, по моему мнению, рассматривает западные правительства и их агентов (согласно ГПК РФ ст. 1005 ч.1 - «по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала» [5]), включая некоммерческие организации (далее - НКО), как пытающихся подорвать правящий режим России и угрожающих её национальной безопасности.
Закон об иностранных агентах (ФЗ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента") требует, чтобы отечественные НКО, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, регистрировались и сообщали общественности свой статус «иностранных агентов» [6].
Многие российские НКО, участвующие в транснациональных правозащитных организациях, которые полагаются на иностранное финансирование из-за отсутствия внутренних средств и помощи со стороны государства, подверглись стигматизации и в некоторых случаях были вынуждены закрыться в результате условий, вытекающих из ряда российских законов [7 с.7]. Пугающий эффект, создаваемый положениями Закона об иностранных агентах, влияет не только на отношения между НКО и государством, но и на саму природу управления и политический плюрализм в России.
Этот факт также может нарушать конституционно установленные принципы свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Органы власти часто трактуют эти меры как попытки повысить прозрачность национальных политических дебатов (путем исключения иностранного вмешательства) и повысить национальную безопасность [8].
При этом, деятельность НКО, получающих иностранное финансирование, во многих случаях изображается как непатриотичная, подрывающая государственный суверенитет и противоречащая внутренним интересам страны.
Такое представление об финансируемых из-за рубежа НКО частично отражает усиление национализма, связанное с растущими требованиями от других стран принятия международных норм и борьбой нации за «наведение порядка». Эта тенденция к борьбе с НКО (с иностранным финансированием) частично обусловлена двумя факторами: первый - неудобная для власти точка зрения, которую НКО, участвующие в транснациональной пропагандистской сети размещают на своих информационных площадках, и второе - построение национальной идентичности в условиях глобализма, где позиция власти - патерналистская, а влияние мирового сообщества - либеральное.
В ряде случаев, НКО с глобальными партнерами использовали международное давление на Россию [9] для создания внутреннего импульса для проведения реформ, которые будут соответствовать международной правовой доктрине, что конечно же также «вставляет палки в колёса» действующей власти, и что в последствии повлияло на формирование отношений между НКО (с иностранным финансированием) и государством.
Кроме того, иногда влияние транснациональных НКО выходит за рамки оказания давления на местные органы власти только в отношении конкретных проблем. Тогда разрабатываются и формируются глобальные стандарты и практика, в таком случае, НКО служат «местами внедрения» глобальных стандартов к местной практике [15].
Кроме того, можно утверждать, что роль НКО в транснациональных информационно-пропагандистских сетях не ограничивается тем, что они служат простыми проводниками разработанных извне стандартов, а скорее вовлекают внутригосударственные НКО, активно участвующие в формировании этих глобальных стандартов.
Например, пожертвование, предоставленное международной организацией внутригосударственной НКО, делает донора (донор — это организация или частное лицо, предоставляющее разного рода ресурсы гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо общества в целом) и НКО соавторами воплощения социального замысла.
Другими словами, - благодаря грантам доноры, через НКО, внедряют политику и стандарты, связанные с демократией, гражданскими правами и охраной окружающей среды, которые могут быть новыми для внутренней политической сферы. Эта политика не всегда поддерживается властью РФ.
Национальное государство, на которое оказывается давление общества из-за направления внимания на конкретную социальную проблему или, в более общем плане, из-за постоянного освещения системных проблем, часто не благосклонно реагируют на такие усилия со стороны НКО осветить данную тему.
Национальное государство может рассматривать НКО, которые акцентируют внимание на вопросах, включая права человека, экологическое право и международное уголовное право, в качестве потенциальных противников осуществления монополии на власть и насилие, тем самым, бросая вызов самому понятию государственного суверенитета.
Поэтому, поскольку транснациональное влияние на национальное государство, посредством НКО, может привести к изменениям во внутренней политике или изменениям в риторике, чтобы удовлетворить международное сообщество, - государства, которым угрожает «опасность», начинают рассматривать такие НКО, финансируемые из-за рубежа, как как угрозы национальной безопасности.
В то время как государство часто стремится представить деятельность НКО, как подрывающую национальный суверенитет, существует взаимосвязь между деятельностью НКО и внедрению норм международного права, включая права человека. По моему мнению, международное право (в сфере соблюдения прав человека), в конечном счете, должно быть частично интегрировано внутри национального государства, такого как РФ.
Сочетание международных норм и проблем внутреннего суверенитета - не является взаимодействием между чисто оппозиционными силами, поскольку государства вносят свой вклад в легитимизацию международных принципов и практики, хотя и избирательно.
Кроме того, поскольку правительство, иногда не может удовлетворить потребности своих граждан, пострадавшие граждане могут обратиться за помощью к различным НКО. Таким образом, НКО часто становятся жизненно важным связующим звеном между гражданами и их правительством.
Национальная безопасность (согласно Указу Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"), это - «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [10], может быть результатом совместных усилий как правительственных, так и неправительственных организаций, однако НКО могут иметь преимущество в том, что они позволяют гражданам более эффективно взаимодействовать со своими правительствами. Работая над решением множества социальных проблем, НКО становятся способом (а иногда единственным способом) для того, чтобы жалобы населения доходили до государственных должностных лиц.
Однако эта связь с общественностью в сочетании с участием в транснациональных пропагандистских сетях и получением иностранных средств может вызвать подозрения у правительственных организаций в отношении НКО из-за чего могут создаваться правовые барьеры.
В дополнение к созданию правовых барьеров между НКО и другими участниками транснациональной сети, правительственные «наступательные меры регулирования» способствуют росту неформальной практики между НКО (работа без регистрации или полное прекращение официального правового статуса) [7] и их международными, внутренними партнерами и государственными должностными лицами, помещая работу НКО в «серую зону» неопределенности.
Исходя из вышесказанного, в данной ВКР рассматриваются причины глобальной тенденции к усилению государственного контроля над НКО, которые получают иностранное финансирование и участвуют в транснациональных правозащитных организациях. В ней рассматривается усиление национализма внутри России, которая вынуждена иметь дело с геополитическими силами, находящимися вне её контроля, и с международным давлением, оказываемым на Россию в результате оказываемого ею влияния на работу НКО в сотрудничестве с глобальными партнерами. Также обсуждается роль судов, в том числе конституционных, в формировании и изменении самой концепции национального суверенитета и влияние их аргументов на НКО.
К тому же, связи с утверждением российского правительства о том, что Закон об иностранных агентах в России разработан по образцу Закона США о регистрации иностранных агентов («FARA») [11], сравниваются как решение Конституционного Суда России 2014 года.
Подводя итоги, хочется выразить личное мнение, что ряд законов, регулирующих «иностранных агентов» в РФ является недоработанным с точки зрения соблюдения международных норм, а в некоторых моментах и с точки зрения соответствия Конституции РФ, особенно в таких случаях, когда суды общей юрисдикции по своему применяли законодательство РФ об иностранных агентах (дело с наблюдателями на выборах). Нельзя однозначно заявлять являлось ли такое широкое толкование норм преднамеренным или является следствием низкой компетенции по данному вопросу у законодателей. Однако, хочется так же отметить, что судами общей юрисдикции, сферы деятельности, исключенные из определения политической деятельности (такие как научная деятельность, культура, охрана здоровья, экология и т.д.) и не являются политической деятельностью даже в тех случаях, когда такая деятельность направлена на влияние на государственную политику, на практике, все же являются «политической деятельностью», что так же может рассматриваться как преднамеренное нарушение закона или отображать низкую компетентность судей и прокуратуры.
Также, остается открытым вопрос, преследуют ли нормы, регулирующие «иностранных агентов» законную цель (охрана государственной безопасности и др.) и когда такое ограничение может быть доказано необходимым и соразмерным для достижения этой цели, в демократичном обществе. Безусловно, открытый лоббизм может влиять на принятие решений органами власти, однако не каждый лоббизм «плохой», если экологическая организация занимается правозащитной деятельностью по защите леса, на котором хотят построить промышленное предприятие для развития сферы промышленности, это не значит, что такие активисты «иностранные агенты», возможно данный завод нанесет огромный ущерб экологии и людям, там проживающим. Также остро стоит вопрос контакта с такими организациями органами власти, которым легче используя административный ресурс из-за обнаружения у них иностранного финансирования подавить их деятельность. Ко всему прочему, не каждая организация, которая получает иностранное финансирование занимается лоббизмом, говорить о системных проблемах вроде распространения ВИЧ инфекции и при этом оказывать помощь больным на деньги доноров не является чем то отрицательным для развития государства в целом, но может подорвать чей то авторитет и помешать продвинуться по карьерной лестнице.
Хочется напомнить, что требование зарегистрироваться в качестве иностранного агента приводит к стигматизации НКО по мнению Венецианской комиссии, которая считает, что использование термина «иностранный агент» является весьма спорным, так как запятнав репутацию НКО, серьезно затрудняется их деятельность. С ней солидарен судья Владимир Ярославцев, который считает, что понятие «иностранный агент» является произвольным и не имеет объективного и разумного обоснования.
Еще один вопрос, который остается открытым: нарушал ли обсуждаемый Закон права на свободу собраний и свободу выражения мнений российских НКО и их членов. По моему личному мнению - да, если некое сообщество собирается для привлечения внимания к проблеме, которая их волнует, на обсуждение которой нет никаких законодательных ограничений, а для привлечения внимания требуется финансирование, пусть и иностранное, но оно может быть из «доверенного источника» в форме безвозмездного пожертвования или, допустим, в форме монетизации за показ рекламы слушателям от иностранных социальных площадок.
Итак, Российская Федерация сейчас находится на перепутье выбора направления развития, в том числе, данного законодательства и последующего развития политического курса. Хочется верить, что РФ будет двигаться в сторону либерализации и принятию международный норм, в противном случае, по моему личному мнению, Россию ждет путь персоналистского военного режима избранного соседней Белоруссией. Однако, в настоящее же время, прослеживается иной курс, о чем свидетельствует новый законопроект о контроле за вмешательством во внутренние дела России, который позволяет отнести к «иностранным агентам» и тех, кто не получает иностранного финансирования, а также коммерческие компании, если их деятельность будет признана «политической» [70], [71].
1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64d0 d78eb84f86accc003448/ (дата обращения: 20.04.22).
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // КонсультантПлюс URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/efc 14603fa15 6efaa443 6376ef8280379649af70/ (дата обращения: 20.04.22).
3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176147/98b69fee635734396 5f5b57193fcaaa54b0f21e4/ (дата обращения: 20.04.22).
4. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // КонсультантПлюс URL: http: //www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176147/13197e923f9acb 113 bae16683338d918997fc452/ (дата обращения: 20.04.22).
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027/16b93ff7ea7de7dab072 4c646d4654ce75554780/ (дата обращения: 20.04.22).
6. Федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_132900/b004fed0b70d0f223e 4a81f8ad6cd92af90a7e3b/ (дата обращения: 20.04.22).
7. к.ю.н., М.А. Каневская М.В. Оленичев Т.К. Черняева 10 историй: хроника выживания НКО — «иностранных» агентов. - Санкт-Петербург: Свое издательство Полдиз, 2018. - 84 с.
8. Минюст внес в список иностранных агентов ООО "Важные иноагенты" // Российская Газета URL: https://rg.ru/2021/09/28/miniust-vnes-v- spisok-inostrannyh-agentov-ooo-vazhnye-inoagenty.html (дата обращения: 20.04.22).
9. Russia: Statement by the Spokesperson on continued crackdown on the civil society // EUROPEAN UNION WEBSITES URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/russia-statement-spokesperson-continued- crackdown-civil-society_en (дата обращения: 20.04.22).
10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // КонсультантПлюс URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/cb0c5bc 1 eaf4bd94d8 e78f233af494e8e9dcde2b/ (дата обращения: 20.04.22).
11. Путин напомнил, что закон об иноагентах придумали в США // РИА НОВОСТИ URL: https://ria.ru/20211223/inoagenty-1765088091.html (дата обращения: 20.04.22).
12. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года/Редакция 05.03.1926 // ВИКИТЕКА URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B 5%D0%BA%D 1 %81 %D0%A0%D0%A 1%D0%A4%D0%A 1%D0%A0 1926 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0 %D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_05.03.1926 (дата обращения: 20.04.22).
13. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2022) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/db 1ec10278959044d a8a5c31b9fc00cc944f0b12/ (дата обращения: 20.04.22).
14. Соцсети не будут раскачивать лодку // Газета.ш URL: https://www.gazeta.ru/polttics/2013/02/14_a_4966865.shtmUupdated (дата обращения: 20.04.22).
15. Кеннет Росс Удушающая бюрократия: государство против независимой гражданской активности. - Human Rights Watch, 2008. - 76 с.
...